ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-8332/15 от 18.01.2016 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

22 января 2016 года

№ дела

А46-8332/2015

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2016 года.

Решение в полном объёме изготовлено 22 января 2016 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В. при ведении протокола судебного секретарем Рыжих С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального предприятия г. Омска «Муниципальная недвижимость» к Территориальному управлению Федерального агенства по управлению государственным имуществом Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Российские железные дороги», филиал ОАО «РЖД», о признании незаконным отказа в согласовании схемы земельного участка, в судебном заседании приняли участие:

от заявителя – Мельников Д.М., по доверенности от 11.08.2015, личность удостоверена паспортом,

от заинтересованного лица – Стельмаченск Э.А., по доверенности от 11.01.2016, удостоверение;

от третьего лица – Стебунова Т.М., по доверенности от 28.10.2014, личность удостоверена паспортом,

У С Т А Н О В И Л:

муниципальное предприятие г. Омска «Муниципальная недвижимость» (далее – МП «Муниципальная недвижимость») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом Омской области (далее – Росимущество Омской области, заинтересованное лицо) в согласовании схемы расположения земельного участка от 30.06.2015 № ТУ-02/4885, в качестве способа восстановления нарушенного права просило суд обязать заинтересованное лицо принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:37:ЗУ1, местоположение которого установлено: Омская область, г. Омск, Кировский АО, микрорайон Входной, 2 885 кв.м, д. 1 на бумажном носителе в соответствии с требованиями пункт 14 статьи 10.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В процессе судебного разбирательства заявителем уточнен способ восстановления нарушенного права, согласно которому, просит суд обязать принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка в месячный срок, а также представлены подробные характеристики участка.

Определением Арбитражного суда Омской области от 21.09.2015 уточнения приняты судом.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объёме, полагая, что основания для отказа в согласовании схемы расположения спорного участка отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении требований заявителя отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица поддержал позицию заинтересованного лица.

Арбитражный суд Омской области, рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.

В 2010 году на  основании распоряжения от 29.03.2010 № 2663-р Департаментом имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент) МП г. Омска «Муниципальная недвижимость» передано в хозяйственное ведение муниципальное имущество - нежилое строение (гараж), площадью - 954,2 кв.м. по адресу: г.Омск, ул. г. Омск, мкр. Входной, 2885 км, д.1 (далее - объект), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.09.2010.

На основании поручения Департамента (письмо от 05.06.2012 № Исх-ДИО/8258), Предприятием ведется работа по оформлению земельных участков под объектами, переданными в хозяйственное ведение Предприятия.

На основании заявления Предприятия в отношении земельного участка по адресу: г. Омск, ул. г. Омск, мкр. Входной 2885 км, д.1. МП г. Омска «ГКБ «Земля и недвижимость» выполнены землеустроительные работы на бумажном носителе.

Землеустроительные работы выполнены в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:37.

Указанный земельный участок является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.07.2014 серии 55-АБ № 395095 и предоставлен в аренду третьему лицу на 49 лет, что подтверждается договором аренды земельного участка от 27.10.2005 № 99-ТУ.

Заявитель обратился в Росимущество Омской области с заявлением о согласовании схемы земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе в границах земельного участка федеральной собственности.

Рассмотрев обращение заявителя Росимуществом Омской области принято оспариваемое решение.

В качестве оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, указано на отсутствие согласования границ образуемого участка с третьим лицом, а также невозможность согласования представленной документации на бумажном носителе, т.к. действующее законодательство предусматривает для юридических лиц электронную форму документа.

Полагая, что данное решение не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

В соответствии со статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из части 4 статьи 198 АПК РФ, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьёй 13 ГК РФ, статьёй 198 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:37 расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий предприятию на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.09.2010 и не оспаривается заинтересованным лицом.

В случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 этого же Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.

К указанной категории лиц отнесены, в том числе, юридические лица владеющие объектом капитального строительства на праве хозяйственного ведения.

Частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Нормой пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

- проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

- проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

- утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Образование земельных участков, по общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании решений уполномоченных органов.

Решение уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не является решением об образовании земельного участка и поэтому не требует согласия арендатора земельного участка.

Кроме того, нормы Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не содержат положений, требующих предоставления согласия арендатора для утверждения органом государственной власти схемы расположения земельного участка.

В связи с чем, требование заинтересованного лица о согласовании представленной схемы расположения земельного участка с арендатором земельного участка, безосновательно.

Между тем заявителем на утверждение представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненная на бумажном носителе, что не допускают положения действующего законодательства.

Согласно пункту 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление указанной схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 10 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных технологических и программных средств.

Согласно пункту 11 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» любым заинтересованным лицом за плату.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастрового учета, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

Согласно пункту 12 статьи 11.10 кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа. Требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

В соответствии с пунктом 12 Требований, схема расположения земельного участка в форме электронного документа формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на официальном сайте, а также в формате HTML. Графическая информация формируется в виде файла в формате PDF.

XML-схемы, используемые для формирования файлов схемы расположения земельного участка в форме электронного документа в формате XML, признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 13 Требований).

XML-схема, используемая для формирования файлов схемы расположения земельного участка в форме электронного документа в формате XML, Росреестром размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 11.06.2015 (приказ Росреестра от 11.06.2015 № П/289).

Таким образом, с 11.06.2015 подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа в формате XML за исключением случаев, установленных пунктом 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом, принятие уполномоченным органом решений об утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе, возможно, если заявление об утверждении такой схемы поступило в уполномоченный орган до 11.06.2015 и установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок рассмотрения заявления не истек, однако, материалами дела установлено, что с заявлением в уполномоченный орган, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предприятие обратилось 15.06.2015, т.е. по истечении допустимого срока.

Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

Разработанная схема не соответствует требованиям к содержанию, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 т.к. подготовлена на бумажном носителе в нарушение требования земельного законодательства.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оспариваемый отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории соответствует положениям действующего законодательства, т.к. указанная схема выполнена без учета положений земельного законодательства, а также не нарушает права заявителя на образование земельного участка под объектом капитального строительства, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований муниципального предприятия г. Омска «Муниципальная недвижимость» к Территориальному управлению Федерального агенства по управлению государственным имуществом Омской области о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка от 30.06.2015 № ТУ-02/4885, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья С.В. Ярковой