518/2022-172956(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск № дела 14 октября 2022 года А46-8448/2022
Резолютивная часть решения оглашена 10 октября 2022 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Третинник М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к акционерному обществу «Дорожное ремонтно-строительное управление № 3» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании средств субсидии 5 526 640,00 руб., штрафной санкции 298 665,68 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца – не явился, извещен,
от ответчика – ФИО1 (паспорт), доверенность б/н от 10.01.2020 сроком на три года, диплом,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) исковым заявлением к акционерному обществу «Дорожное ремонтно-строительное управление № 3» (далее – ответчик, Общество, АО «ДРСУ № 3») о взыскании средств субсидии в размере 5 526 640,00 руб., штрафной санкции 298 665,68 руб.
В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал, указывал на недостижение результата предоставления субсидии по независящим от Общества обстоятельствам.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, в связи с чем на основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав позицию ответчика, суд установил следующие обстоятельства.
Между Министерством и АО «ДРСУ № 3» 25.06.2020 в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Порядком предоставления за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 11.03.2015 № 49-п (далее – Порядок), распоряжением Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области от 17.06.2020 № 186-рп «О предоставлении в 2020 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, имеющим право на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по содержанию паромных переправ на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципалыюго значения, относящихся к собственности Омской области в 2020 году» заключено соглашение № 3-п о предоставлении в 2020 году субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат, в связи с оказанием услуг в сфере
[A1]
[A2] дорожного хозяйства Обществом (далее – Соглашение).
Согласно пункту 1.1 Соглашения его предметом является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии в целях возмещения затрат Общества, связанных с выполнением работ по содержанию паромных переправ на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области.
На основании Соглашения размер предоставленной истцом АО «ДРСУ № 3» субсидии составил 5 526 640,00 руб.
Пунктом 5.3.4 Соглашения на ответчика была возложена обязанность по обеспечению достижения значения результата предоставления субсидии, установленного Соглашением в 2020 году, а именно: объем перевезенных пассажиров в количестве 9,5 тыс. чел.; объем перевезенного автотранспорта – 16,0 тыс. ед.
Истцом в период с 12.07.2021 по 23.07.2021 проведена камеральная плановая проверка результативности и эффективности использования Обществом средств субсидии, предоставленных по Соглашению, за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
По результатам проведения указанной проверки Министерством 22.07.2021 составлен акт № 2021-5, из которого следует, что АО «ДРСУ № 3» не достигнуто значение результата предоставления субсидии, установленного пунктом 5.3.4 Соглашения. Так, Черлакской переправой фактически перевезено пассажиров 7 586 человек (вместо 9 500 человек), автотранспорта 11 666 единиц (вместо 16 000 единиц).
Выявив недостижение показателей результативности предоставления субсидии, Министерство 10.08.2021 направило Обществу уведомление о возврате субсидии в полном объеме.
Ввиду невозврата средств субсидии Министерство направило ответчику уведомление от 04.04.2022 о необходимости погашения штрафных санкций в размере 298 665,68 руб.
В связи с невозвратом Обществом субсидии, а также непогашением им штрафных санкций Министерство обратилось в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям),
[A3] индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
В соответствии со статьей 78 БК РФ Правительство Омской области постановлением от 11.03.2015 № 49-п утвердило Порядок.
Из пункта 2 Порядка следует, что целью предоставления субсидий является возмещение перевозчикам затрат, связанных с выполнением работ по содержанию паромных переправ на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области.
Как следует из материалов дела, паромные перевозки на Черлакской переправе осуществляются судами, принадлежащими АО «ДРСУ № 3» на праве собственности.
АО «ДРСУ № 3» имеет бессрочную лицензию на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров от 03.08.2017 серия МР-2 № 002706, необъемлемой частью которой является приложение от 03.08.2017 с перечнем объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности: теплоход буксир-толкач «БТ-306», несамоходный паром «ПК-1» для перевозки автомобильной техники и пассажиров.
В связи с изложенным, на основании заявления АО «ДРСУ № 3» между Министерством и Обществом 25.06.2020 заключено Соглашение.
Так, из пункта 1.1 Соглашения следует, что его предметом является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии в целях возмещения затрат Общества, связанных с выполнением работ по содержанию паромных переправ на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области.
Пунктом 2.1 Соглашения установлено, что субсидия предоставляется ответчику на цели, указанные в разделе 1 Соглашения, в размере 5 526 640,00 рублей.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Соглашения на ответчика возложена обязанность по обеспечению достижения значения результата предоставления субсидии, установленного Соглашением в 2020 году, а именно: объем перевезенных пассажиров в количестве 9,5 тыс. чел.; объем перевезенного автотранспорта – 16,0 тыс. ед.
Пунктом 3.5 Соглашения предусмотрено согласие Общества и иных лиц в соответствии с пунктом 5 статьи 78 БК РФ на осуществление Главным распорядителем средств областного бюджета и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, цели и порядка предоставления субсидии.
[A4] Указанному пункту Соглашения корреспондирует обязанности Министерства в соответствии с пунктом 5.1.2 Соглашения по осуществлению контроля за соблюдением АО «ДРСУ № 3» условий, целей и порядка предоставления субсидии.
На основании чего истцом в период с 12.07.2021 по 23.07.2021 проведена камеральная плановая проверка результативности и эффективности использования Обществом средств субсидии, предоставленных по Соглашению, за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
По результатам проведения указанной проверки Министерством 22.07.2021 составлен акт № 2021-5, из которого следует, что АО «ДРСУ № 3» не достигнуто значение результата предоставления субсидии, установленного пунктом 5.3.4 Соглашения. Так, Черлакской переправой фактически перевезено пассажиров 7 586 человек (вместо 9 500 человек), автотранспорта 11 666 единиц (вместо 16 000 единиц).
Согласно пункту 5.3.5 Соглашения в случае недостижения установленного значения результата предоставления субсидии Общество обязано вернуть субсидию в срок, установленный пунктом 6.3 Соглашения.
Показатель результативности, содержащийся в пункте 5.3.4 Соглашения, установлен на основании письма АО «ДРСУ № 6», в соответствии с которым в 2020 году Общество планировало осуществить перевозку указанного количества пассажиров и автотранспорта.
Так, с учетом количества перевезенных пассажиров и грузов за предыдущие периоды АО «ДРСУ № 3» был установлен план в 9,5 тыс. чел.; объем перевезенного автотранспорта – 16,0 тыс. ед. на 2020 год.
Как следует из представленных документов, Обществом в 2017 году перевезено 1 370 пассажиров, 7 215 штук грузов, в 2018 году – 8 634 пассажира, 19 576 штук грузов, в 2019 году – 9 620 пассажиров, 15 831 груз.
Однако в соответствии с распоряжением Губернатора Омской области от 17.03.2020 № 19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области» в целях предотвращения распространения на территории Омской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области.
Указанным распоряжением на территории Омской области были установлены ограничения для перемещения граждан и транспортных средств, которые действовали на протяжении всего 2020 года, что отразилось на транспорто- и пассажиропотоке Черлакской переправы.
Так, деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта была включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434.
Также суд обращает внимание, что на момент заключения соглашения действовал Порядок в редакции от 13.11.2019, согласно пункту 15 которого в случае нарушения перевозчиками, получившими субсидии, условий, установленных подпунктами 1, 2, 5, 6 пункта 9 Порядка, Министерство в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет перевозчикам, получившим субсидии, уведомление о возврате субсидий.
Пунктами 1, 2, 5, 6 не предусмотрена обязанность перевозчика, получившего субсидию, по достижению значения результата предоставления субсидии.
Следовательно, Порядком в редакции от 13.11.2019 не была установлена обязанность по возврату средств субсидии в полном объеме в связи с недостижением получателем субсидии показателя результативности.
Также из акта проверки № 2021-5 следует, что проверкой использования АО «ДРСУ № 3» субсидий из областного бюджета на содержание Черлакской переправы нарушений не установлено, Министерству ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным (за
[A5] декабрь - до 24 декабря), Обществом предоставлялись достоверные отчеты по содержанию Черлакской переправы.
То есть ответчиком средства субсидии в полном объеме использованы в соответствии с целью ее предоставления, доказательств иного в материалы дела не представлено.
Таким образом, с учетом обстоятельств дела, в связи с целевым использованием ответчиком предоставленных средств субсидии, суд полагает отсутствующими основания для возврата Обществом истцу субсидии.
С учетом того, что начисленные Министерством штрафные санкции образовались на стороне ответчика в связи с несвоевременным возвратом субсидии, суд приходит к выводу о необходимости оставления исковых требований без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к акционерному обществу «Дорожное ремонтно-строительное управление № 3» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании средств субсидии 5 526 640,00 руб., штрафной санкции 298 665,68 руб. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья М.А. Третинник
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 29.12.2021 23:24:18
Кому выдана Третинник Марина Анзоровна
Код для входа в режим ограниченного доступа: