АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск № дела
23 октября 2013 года А46-8579/2013
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2013 года.
Решение в полном объёме изготовлено 23 октября 2013 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Погосткиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шамгоновой Ж.К.
рассмотрел в открытом судебном заседании суда дело по иску Военного комиссариата Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Омск
к Муниципальному предприятию города Омска «Парк культуры и отдыха им.30-летия ВЛКСМ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Омск
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 5 209 руб. 68 коп.,
В заседании приняли участие:
от истца – ФИО1, по доверенности от 25.03.2013, на 3 года,
от ответчика – не явились,
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании с муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха «Советский» 5 209 руб. 68 коп. неосновательного обогащения.
Определением суда от 01.10.2013г. произведена замена ответчика на его правопреемника - муниципальное предприятие города Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ».
Ответчик отзыв на иск не представил, в заседание суда не явился.
Представитель истца требование поддержал.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд установил, что Военный комиссариат Омской области в 2008 году заключил с МП г.Омска «ПКиО «Советский» договор о привлечении граждан к участию в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, с сохранением среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда, по месту их постоянной работы, на время участия в указанных мероприятиях (договор б/н от 02.10.2010 года).
В связи с привлечением работника ответчика для участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Военный комиссариат Омской области за счет средств федерального бюджета компенсировал МП г.Омска «ПКиО «Советский» расходы, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвовавшим в работе гражданам, участвовавшим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, с учетом начисленных на суммы компенсаций сумм страховых взносов.
Компенсация расходов осуществлена в общей сумме 41 897,68 руб., в том числе расходов по уплате единого социального налога в сумме 5 209,68 руб., производилась на основании выставленных МП г.Омска «ПКиО «Советский» счетов-фактур № 00015 от 25.12.2008 г., № 00002 от 31.12.2009 г, № 00003 от 26.02.2009 г.
Факт перечисления денежных средств подтверждается заявками на кассовый расход № 111 от 04.05.2009 г., № 112 от 06.05.2009 г., № 144 от 06.05.2009 г.
В 2010 году ведущим консультантом 4 финансовой инспекции (расходов Центра) финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 была проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности военного комиссариата Омской области за период с 01.01.2009 года по 20.10.2010 года, в ходе которой был сделан вывод о неправомерном возмещении организациям, работники которых были задействованы в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", расходов по уплате единого социального налога и страховых взносов.
По результатам проверки Военному комиссариату было предложено принять меры к взысканию необоснованно выплаченных организациям сумм единого социального налога и страховых взносов и перечислению их в федеральный бюджет (предписание к акту), представление Военного прокурора Омского гарнизона от 12.11.2010 № 4630).
Во исполнение предписания (предложений) к акту ревизии финансово - хозяйственной деятельности военного комиссариата Омской области за период с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года в адрес МП г.Омска «ПКиО «Советский» было направлено письмо исх. ППР/2855 от 10.07.2013 года с просьбой произвести возврат излишне выплаченных сумм.
Поскольку МП г.Омска «ПКиО «Советский» добровольно произвести возврат сумм, выплаченных в счет компенсации расходов по уплате ЕСН, отказалось, Военный комиссариат Омской области обратился в арбитражный суд Омской области с рассматриваемым иском.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в оспариваемый период действовала редакция Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой в силу пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения единого социального налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В силу пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физического лица в виде компенсации, выплачиваемой в соответствии с действующим законодательством. На основании пункта 3 данной статьи не подвергаются налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физического лица в виде всех видов установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации облагаемая единым социальным налогом база организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Статей 56 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовой договор -это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель, в частности, обязуется своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Учитывая изложенное, выплата среднего заработка работнику за период его участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности осуществляется не в силу трудового договора за выполнение работником определенной трудовой функции (в рамках трудовых отношений), а в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В период участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности работник трудовую функцию фактически не осуществляет.
Мнение по данному вопросу подтверждено письмами департамента налоговой и таможенной тарифной политики Минфина РФ от 15 декабря 2009 года, № 03-04-06-02/92, от 12 мая 2008 года № 03-04-08-02/13, и письма от 27 мая 2010 года №1354-19 Министерства здравоохранения и социального развития, в которых прямо указано на то, что работодатели единый социальный налог (страховые взносы) в налоговый орган не платят, в связи с тем что, в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, работодатели обязань освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время и если выполняемая в рамках исполнения государственных и общественных обязанностей работа, не входит в круг его служебных обязанностей в качестве работника организации.
Указанные выплаты не связаны с выполнением трудовых обязанностей в рамках трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
На основании статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» работники, участвующие в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в частности, с проездом граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе в работе (занятиях по подготовке к работе) в составе аппарата усиления военных комиссариатов, а для работающих граждан - с выплатой среднего заработка. Компенсация указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны России.
Таким образом, суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, которые привлекались к участию в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку они не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей и выплачиваются не за счет средств работодателя, а за счет средств федерального бюджета, в силу чего единым социальным налогом не облагаются.
Указанные выплаты не являлись объектом налогообложения ЕСН.
При этом, согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2006 года N 106 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога», при рассмотрении дел, касающихся правильности определения налоговой базы по единому социальному налогу, необходимо иметь в виду, что не подлежат обложению единым социальным налогом на основании абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты в возмещение физическим лицам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации, под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Соответственно, поступившие ответчику от Военного комиссариата Омской области денежные средства являются не платой по трудовому договору, а компенсацией среднего заработка, выплаченного работникам ответчика, привлеченным к участию в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности.
Предметом взыскания по рассматриваемому иску является возврат излишне перечисленной Военным комиссариатом Омской области ответчику суммы компенсации, которая была предъявлена к оплате истцу МП г.Омска «ПКиО «Советский» в связи с начислением на сумму, выплаченную работникам ЕСН.
Обращает внимание суда на то, что заработная плата относится к КОСГУ 211, а ЕСН взносы к КОСГУ 213, что по данной классификации операций сектора государственного управления относятся к перечислениям, осуществляемым работодателем.
Ввиду того, что у Военного комиссариата Омской области заключены не трудовые договоры, а договоры на компенсацию расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Военный комиссариат Омской области является территориальным подразделением Министерства обороны Российской Федерации (государственным учреждением), он не может выйти за пределы специальной (целевой) правоспособности, приняв расходы, не предусмотренные объемом финансирования, т.е. военный комиссариат не может перечислить денежные средства организации по КОСГУ 213, в связи с чем, и был выявлен необоснованный перерасход денежных средств Военным комиссариатом Омской области.
Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
Компенсация расходов, понесенных организациями в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 настоящих Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 333) компенсации подлежат расходы организаций, связанные с проездом граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе в работе (занятиях по подготовке к работе) в составе аппарата усиления военных комиссариатов или при поступлении на военную службу по контракту, к месту проведения указанных мероприятий и обратно, с наймом (поднаймом) жилья, выплатой командировочных (суточных), а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).
Согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции, действовавшей в 2009 году), расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию (пункт 1). Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2). Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя (пункт 2 статьи 21 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Как видно из приведенных выше положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", работающим гражданам за время их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности выплачивается (по месту постоянной работы) средний заработок с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда.
В связи с тем, что в самом Законе и принятом в соответствии с ним уполномоченным органом - Правительством РФ - нормативном правовом акте выплаты прямо определены как "средний заработок", суды должны исходить из этих императивных норм, и квалифицировать эти выплаты иначе, чем средний заработок (с соответствующими начислениями на фонд оплаты труда), не вправе. Поэтому отпадает сама возможность правоприменителю изменять правовую природу названных выплат.
Суд учитывает при этом и изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.09.2011 N 4922/11 правовую позицию, согласно которой, законодательное закрепление положений о том, что работник освобождается от работы в определенный день и при этом за работником сохраняется средний заработок, означает, что работнику за этот день выплачивается заработная плата.
Указанные положения согласуются с нормами Трудового кодекса РФ.
В соответствии с частью первой статьи 170 Трудового кодекса РФ ("Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей") работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места постоянной работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Часть первая статьи 170 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) носит гарантийный характер (Определение Конституционного Суда РФ от 19.02.2009 N 75-О-О).
Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав и обязанностей в области социально-трудовых отношений (часть первая статьи 164 ТК РФ).
Как установлено в статье 165 ТК РФ, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (в том числе гарантии по оплате труда), работникам предоставляются гарантии и компенсации в предусмотренных настоящей статьей случаях, в частности, при исполнении государственных или общественных обязанностей. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие) производят работнику выплаты в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.
Вне зависимости от иных выплат, которые возможны работнику со стороны органов и организаций, в чьих интересах работник исполняет государственные или общественные обязанности, выплатить таким работникам (в рассматриваемом деле - за время их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности) средний заработок с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда является обязанностью работодателя по месту постоянной работы (о чем прямо указано в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). И эти выплаты производятся за счет работодателя (часть вторая статьи 165 ТК РФ).
Соответственно, как и установлено в пунктах 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции, действовавшей в 2009 году), расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Выплата работодателем по месту постоянной работы своему работнику за время его участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности среднего заработка с учетом начисленных на фонд оплаты труда страховых взносов имеет характер гарантии и исключает возможность толковать эти выплаты в качестве "компенсации". В соответствии с частью второй статьи 164 ТК РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Очевидно, что сам средний заработок не может пониматься под предусмотренными в статье 164 ТК РФ и не входящими в систему оплаты труда компенсационными выплатами, относительно которых даны разъяснения в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога" (по смыслу абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 ТК РФ как не входящие в систему оплаты труда).
Средний заработок как таковой не может пониматься и в качестве второго вида компенсационных выплат, определенных в статье 129 ТК РФ, относительно которых даны разъяснения в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2006 N 106.
Из приведенного истцом - ВК Омской области обоснования следует, что он по существу не отрицает выплаты ответчиком своим работникам , участвовавшим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, среднего заработка, но считает, одновременно, что это - компенсационные выплаты (в смысле статьи 164 ТК РФ) и не за счет работодателя, а за счет федерального бюджета.
Выплата работодателем по месту постоянной работы среднего заработка своему работнику производится за счет работодателя, и на этой стадии военный комиссариат в отношениях по выплатам не участвует и не должен участвовать.
В соответствии с действовавшими в 2009 году положениями главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) организации, производящие выплаты физическим лицам, признаются налогоплательщиками ЕСН (абзац второй подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ).
Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзаце второй подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты (статья 237 НК РФ).
Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как: день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта статьи 235 настоящего Кодекса (статья 242 НК РФ).
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты (пункты 1, 4 статьи 243 НК РФ).
Приказом Минфина РФ от 29.12.2007 N 163-н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядке ее заполнения" утверждены названные формы и Порядок, в соответствии с которым: по строке "налоговая база за налоговый период, всего" отражается налоговая база по налогу нарастающим итогом за налоговый период. Выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, если: у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в налоговом периоде, за который представляется декларация. Перечень выплат, относящихся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, установлен статьей 270 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. В налоговую базу для исчисления налога (ЕСН) за истекший налоговый период у налогоплательщиков-организаций включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные налогоплательщиком за этот период в пользу физических лиц вне зависимости от того, в каком налоговом периоде они выплачены (Раздел IV. Заполнение Раздела 2 "Расчет единого социального налога" Декларации).
В соответствии с положениями главы 25 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком; прибылью для российских организаций признается - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой (статья 247 НК РФ). В целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (статья 252 НК РФ). Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя, в частности, расходы на оплату труда (подпункт 2 пункта 2 статьи 253 НК РФ). К расходам на оплату труда относятся, в частности: (1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда; (6) сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде; (20) расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови (статья 255 НК РФ).
Таким образом, поскольку расходы на оплату труда (включая суммы начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей) отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в налоговом периоде, за который представляется декларация, указанные выплаты признаются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков -организаций.
В своей позиции истец - ВК Омской области, исходит фактически из положений статьи 164 ТК РФ о компенсациях и положений абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2009 году), в котором указано, что не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, связанных с: выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Суд согласен с истцом в той части, что налогоплательщиком ЕСН ВК Омской области в спорных отношениях не является и на него не может быть возложена обязанность по уплате ЕСН.
Действительно, налогоплательщиком ЕСН является ответчик , который как организация-работодатель производит физическим лицам - своим работникам за время их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности выплаты среднего заработка.
В связи с чем, приведенная норма - абзац девятый подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ о том, какие суммы не подлежат налогообложению ЕСН, предназначена для регулирования его (налогоплательщика) отношений по начислению и уплате ЕСН с фонда оплаты труда за свой счет, и военный комиссариат в этих отношениях не участвует и не должен участвовать.
Как налогоплательщик, ответчик, с учетом положений главы 24 НК РФ начисляет на фонд оплаты труда единый социальный налог и уплачивает его. Фонд оплаты труда, подлежащий налогообложению ЕСН, не может для налогоплательщика одновременно выступать и в качестве компенсационных выплат, суммы которых (абзац девятый подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ) не подлежат налогообложению ЕСН.
Не участвуя в этих отношениях, военный комиссариат не вправе квалифицировать суммы заработка, выплачиваемого ответчиком своим работникам (с соответствующими начислениями), как компенсационные выплаты за счет федерального бюджета.
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2). Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком (подпункт 1 пункта 3).
Исходя из пункта 7 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", расходное обязательство Российской Федерации состоит в осуществлении компенсации тех расходов, которые понесены организациями в связи с исполнением настоящего Федерального закона.
В связи с чем, учитывая подпункт 2 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 333), существующая в силу закона обязанность Военного комиссариата Омской области заключается не в уплате ЕСН, а в возмещении организации – ответчику, понесенных расходов, связанных с выплатой среднего заработка с учетом начислений на фонд оплаты труда: за 2009 год - в размере выплаченного работникам среднего заработка с учетом сумм начисленного и уплаченного ЕСН.
Отсутствие у ВК Омской области обязанности уплатить налог (ЕСН) в бюджеты не освобождает его от обязанности возместить расходы ответчика (налогоплательщика) на соответствующие цели.
Аналогичный по смыслу подход (отношения по уплате налога (сбора) между налогоплательщиком и государством (бюджетом) и отношения по возмещению такому налогоплательщику другим лицом расходов - суть разные как по составу участников, так и по времени возникновения отношения) разъяснен Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 5 Информационного письма от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.05.2010 N 139).
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действовавшей в 2009-2010 г.г.) выплата компенсации расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил (то есть включая расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.
Выплата компенсации в соответствии с абзацем вторым пункта 4 настоящих Правил осуществляется на основании представленных получателями компенсации сведений о размере фактических расходов с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации (пункт 5 Правил).
Приведенные положения Правил о возмещении (компенсации) организациям понесенных расходов в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" дополнительно к ранее изложенному свидетельствуют, что военный комиссариат обязан компенсировать понесенные расходы организаций, то есть после завершения последними соответствующих выплат среднего заработка и начисленных ЕСН, страховых взносов, что заведомо исключает как участие военного комиссариата в отношениях по таким выплатам, так и возможность уменьшать подлежащую возмещению военным комиссариатом сумму в сравнении с той суммой расходов, что фактически понесены организацией.
При толковании правовых норм - абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ - как влекущих освобождение военного комиссариата от возмещения организации-работодателю расходов в части сумм, составляющих начисленные на фонд оплаты труда ЕСН и страховые взносы, нарушаются вытекающие из Конституции Российской Федерации универсальные принципы справедливости и равенства обложения страхователей страховыми взносами, а также принципы равенства граждан на социальное обеспечение и экономического обоснования страховых взносов.
Истец также указывает, что заработная плата относится к КОСГУ 211, а страховые взносы к КОСГУ 213, что по данной классификации операций сектора государственного управления относятся к перечислениям, осуществляемым работодателем. Ввиду того, что у истца заключены не трудовые договоры, а договоры на компенсацию расходов, понесенных организацией в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и с учетом того, что ВК Омской области является территориальным подразделением Министерства обороны РФ, то он не может выйти за пределы специальной (целевой) правоспособности, приняв расходы, не предусмотренные объемом финансирования. То есть, военный комиссариат не может перечислить денежные средства организации по КОСГУ 213, в связи с чем и был выявлен необоснованный перерасход денежных средств.
Отклоняя эти доводы истца, суд принял во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 30.09.2008 N 14167/07, по смыслу которой, понесенные организацией расходы подлежат компенсации государством, поскольку это прямо предусмотрено Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Ссылки истца на КОСГУ 211 (заработная плата) и КОСГУ 213 (начисления на выплаты по оплате труда) не имеют правового значения для разрешаемого спора, поскольку на данные подстатьи расходов бюджетов бюджетной системы РФ спорные выплаты относиться не могут: военный комиссариат не является участником отношений по оплате труда с начислениями на нее, и ответчик является не бюджетным учреждением, а коммерческой организацией.
На лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства Военному комиссариату Омской области, финансирование на выплату компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в 2010 году учитывалось по другой, специально предназначенную для этого (Письмо Минфина РФ от 05.02.2010 N 02-05-10/383 "О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления") подстатье - 290 (прочие расходы). И произведенные ВК Омской области ответчику в 2009 году спорные выплаты осуществлялись именно по данной подстатье расходов - 290 (код по БК плательщика - 18702032086100014290), что отражено в заявках на кассовый расход (в разделе 5. Расшифровка заявки на кассовый расход) .
Военный комиссариат, обращаясь с иском о взыскании неосновательного обогащения, не представил доказательств обогащения ответчика за счет средств федерального бюджета.
По ранее рассмотренным аналогичным спорам сложилась иная судебная практика в 2011 г. - августе 2012 г. ,но в последующий период судебная практика по делам устойчиво изменилась, что подтверждается правовыми позициями в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2012 N ВАС-17305/12 по делу N А26-493/2012, Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.10.2012 N ВАС-13062/12 по делу N А04-7886/2011, постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.02.2013 N Ф09-14318/12 по делу N А76-8844/12, постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.11.2012 N Ф09-10419/12 по делу N А60-55619/2011, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.11.2012 по делу N А26-493/2012, имеющими равное значение и для периода 2009-2010 г.г.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Военному комиссариату Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Омск отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а после проверки законности решения в апелляционном порядке также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.
Судья Е.А.Погосткина