ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-8602/10 от 10.08.2010 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Омск дело № А46-8602/2010

17 августа 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2010 года.

Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2010  года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Глазкова О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ляпустиной Н.С,

рассмотрев 10.08.2010 в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Омской области к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Бюджетного образовательного учреждения Омской области «Специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» о признании права собственности Омской области на земельный участок с кадастровым номером 55:36:120305:1384,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – ФИО1, представившей доверенность от 30.12.2009 № 03/11398, сроком действия по 31.12.2010, удостоверение;

от ответчика – ФИО2, представившего доверенность от 21.01.2010 № 04/2427, сроком действия 1 год, удостоверение;

от третьего лица (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области) – ФИО3, представившей доверенность от 11.01.2010, сроком действия по 31.12.2010, удостоверение;

от третьего лица (Бюджетного образовательного учреждения Омской области «Специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья») – не явился.

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений Омской области (далее по тексту - истец, Минимущество Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту – ответчик) о признании права собственности Омской области на земельный участок с кадастровым номером 55:36:120305:1384, площадью 4910 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания детского дома № 3, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. П.Осминина, д. 11 А.

В судебном заседании представительница истца требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, представитель ответчика требование не признал, по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо (Бюджетное образовательное учреждение Омской области «Специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»), извещенное надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, вследствие чего дело было рассмотрено в его отсутствие на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что в соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 17.05.2006 № 77-рп «О принятии в собственность Омской области муниципальных образовательных учреждений города Омска» в собственность Омской области принято муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3» в полном составе имущества.

Согласно акту приема-передачи имущества от 04.10.2006 Муниципальное образование город Омск, представляемое Администрацией города Омска (передающая сторона) передало из собственности муниципального образования города Омска, а субъект Российской Федерации – Омская область (принимающая сторона) приняло в собственность муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3» в полном составе имущества, в том числе в собственность Омской области переданы следующие объекты недвижимости: здание детского дома № 3, общей площадью 896,3 кв.м., литера А, расположенное по адресу: <...>; гараж, овощехранилище - одноэтажное строение с одноэтажной пристройкой, общей площадью 131,30 кв.м, литеры Б, Б1, расположенное по адресу: <...>.

Право собственности Омской области на указанные объекты зарегистрировано 29.01.2007 и 06.02.2007, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности №№ 393254, 405741.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 12.05.2009 № 5536/214/09-53 земельный участок с кадастровым номером 55:36:120305:1384, местоположение которого установлено относительно здания детского дома № 3, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. П. Осминина, д. 11 А имеет разрешенное использование - для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

29.09.2009 Минимущество Омской области обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Омской области на указанный выше земельный участок.

Письмом от 30.11.2009 № 06/41411 в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:120305:1384 Минимуществу Омской области было отказано, в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав имеется запись от 13.10.2006 о праве муниципальной собственности на земельный участок площадью 4910 кв.м. кв.м., кадастровый номер 55:36:120305:1384, местоположение которого установлено относительно здания детского дома № 3, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. П. Осминина, д. 11 А. Данное право зарегистрировано на основании Регистрационного удостоверения на объект недвижимости от 31.12.1998 № 11820, выданного Управлением технической инвентаризации и регистрации Департамента недвижимости Администрации г. Омска на основании Решения Малого Совета Омского Областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 № 245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска», а следовательно регистрация собственности Омской области на такой земельный участок не представляется возможной ввиду наличия противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами, а также непредставлением необходимых документов в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Указанные обстоятельства послужили основаниями обращения Министерства имущественных отношений Омской области с настоящим иском в суд.

Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Право на обращение в суд принадлежит лицам в случае нарушения либо оспаривания их прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Лицо, права которого нарушены, вправе применять способы защиты нарушенных прав, предусмотренные законом, в том числе указанные в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются наличие у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта нарушения последних именно ответчиком.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов Земельного кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним иных актов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Статьей 273 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции) предусмотрено, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон.

Из вышеуказанных норм права, с учетом разъяснений, данных в пунктах 11, 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» следует, что субъект Российской Федерации – Омская область как собственник здания вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанное здание.

Как следует из материалов дела спорный земельный участок площадью 4910 кв.м. с кадастровым номером 55:36:120305:1384, местоположение которого установлено относительно здания детского дома № 3, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. П. Осминина, д. 11 А имеет разрешенное использование - для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 12.05.2009 № 5536/214/09-53). Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3» было передано Муниципальным образованием город Омск субъекту Российской Федерации – Омской области в полном составе имущества, в том числе в собственность Омской области переданы следующие объекты недвижимости, расположенные на указанном выше земельном участке: здание детского дома № 3, общей площадью 896,3 кв.м., литера А, расположенное по адресу: <...>; гараж, овощехранилище - одноэтажное строение с одноэтажной пристройкой, общей площадью 131,30 кв.м, литеры Б, Б1, расположенное по адресу: <...>.

Согласно распоряжению Правительства Омской области от 17.05.2006 № 77-рп «О принятии в собственность Омской области муниципальных образовательных учреждений города Омска» указанное выше имущество было передано на основании пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпункта 13.1 пункта 2 статьи 26.3, абзаца второго пункта 1 статьи 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Решения Омского городского Совета от 21.12.2005 № 316 «Об обращении к Правительству Омской области с предложением о передаче в собственность Омской области муниципальных образовательных учреждений города Омска».

Вышеуказанные нормативные правовые акты закрепляют порядок передачи из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, в том числе, имущества, необходимого для организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

Установленный пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок передачи имущества включает: направление предложения о передаче имущества органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества; их рассмотрение соответствующими уполномоченными органами; принятие решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, утверждающего перечни передаваемых государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества, а также иного имущества.

При этом, пунктом 11 статьи 154 вышеуказанного федерального закона предусмотрены следующие положения. Соответствующие решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании вышеуказанных решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными решениями.

Из вышеизложенных норм права следует, что земельные участки под объектами недвижимости, переданными из муниципальной собственности и находящимися в собственности субъекта Российской Федерации, относятся к собственности субъекта Российской Федерации в силу прямого указания закона.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что указанные выше объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120305:1384 были переданы из муниципальной собственности и находятся в собственности субъекта Российской Федерации, данный земельный участок относится к собственности субъекта Российской Федерации.

Следовательно, осуществив передачу указанного выше имущества Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3», право собственности Муниципального образования город Омск на земельный участок с кадастровым номером 55:36:120305:1384, представленный для размещения указанного образовательного учреждения, прекратилось в силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд находит требования Министерства имущественных отношений Омской области о признании права собственности Омской области на земельный участок с кадастровым номером 55:36:120305:1384, площадью 4910 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания детского дома № 3, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. П.Осминина, д. 11 А, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Поскольку и Министерство имущественных отношений Омской области и Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, расходы по оплате государственной пошлины за подачу искового заявления судом не распределяются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства имущественных отношений Омской области удовлетворить в полном объеме.

Признать право собственности Омской области на земельный участок с кадастровым номером 55:36:120305:1384, площадью 4910 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания детского дома № 3, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. П.Осминина, д. 11 А.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы.

Судья О.В.Глазков