ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-8618/2023 от 22.08.2023 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

28 августа 2023 года

№ дела

А46-8618/2023

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2023 года.

В полном объеме изготовлено решение 28 августа 2023 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Третинник М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению публичного акционерного общества «Россети Сибирь» в лице филиала «Омскэнерго» (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)

к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142)

о признании незаконным решения, изложенного в письме от 10.03.2023 №07-02/2179,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Жирова Д.Н. (паспорт), доверенность № 00/91/55/61 от 03.08.2022 сроком по 28.07.2025, Хирта А.В. (паспорт), доверенность № 00/64/55/35 от 01.08.2023 со сроком по 2828.07.2025,

от заинтересованного лица – Бусс С.А. (служебное удостоверение № 290/19), доверенность от 11.05.2023 № 02-02/4329 сроком на один год, диплом,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Россети Сибирь» в лице филиала «Омскэнерго» (далее – заявитель, Общество, ПАО «Россети Сибирь») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее – заинтересованное лицо, Департамент), изложенного в письме от 10.03.2023 № 07-02/2179 об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.

В порядке восстановления нарушенного права ПАО «Россети Сибирь» просит обязать Департамент выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Строительство КЛ-110 кВ Омская ТЭЦ-3 – Омская ТЭЦ-4 I, II цепь (С-29, С-30), для выдачи мощности Т-120 Омского филиала АО «ТГК-11», структурного подразделения ТЭЦ-3 в электрические сети ПАО «МРСК-Сибири» с реконструкцией ВЛ-110 С-29, С-30».

В судебном заседании представитель ПАО «Россети Сибирь» поддержал заявленные требования в полном объеме, представитель Департамента против удовлетворения требований возражал.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

06.03.2023 ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о вводе в эксплуатацию объекта «Строительство КЛ-110 кВ Омская ТЭЦ-3 – Омская ТЭЦ-4 I, II цепь (С-29, С-30), для выдачи мощности Т-120 Омского филиала АО «ТГК-11», структурного подразделения ТЭЦ-3 в электрические сети ПАО «МРСК-Сибири» с реконструкцией ВЛ-110 С-29, С-30».

10.03.2023 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска направил ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» письмо №07-02/2179, содержащее отказ во вводе в эксплуатацию указанного объекта со ссылкой на пункты 1,4 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ в связи с отсутствием документов, указанных в частях 3,4 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ несоответствием проектной документации (в части размещения Объекта).

ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго», полагая, что отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, изложенный в письме от 10.03.2023 №07-02/2179, не соответствует закону, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской области с рассматриваемым заявлением.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном названным кодексом.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит наличие следующих обстоятельств: - несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту; - нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя.

При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершенных действий (бездействия)) проверяются исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий (бездействия)).

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложено на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся также выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» или Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 ГрК РФ).

Согласно части 5 статьи 55 ГрК РФ орган, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 статьи 55 ГрК РФ, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 ГрК, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установлен частями 3, 4 статьи 55 ГрК РФ.

В указанный перечень входят правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута (пункт 1 части 3), а также иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет, которые могут устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 4).

Как видно из материалов дела, раскрывая отказ во вводе в эксплуатацию объекта, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в оспариваемом акте указал на следующие обстоятельства.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости у ПАО «Россети Сибирь» отсутствуют правоустанавливающие документы на следующие земельные участки, в границах которых производилось строительство объекта:

- с кадастровым номером 55:36:050203:2641 (23.06.2018 истек срок действия соглашения №43773 об установлении сервитута, заключенного с Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска);

- с кадастровым номером 55:36:050203:2619 (23.06.2019 истек срок действия соглашения №43769 об установлении сервитута, заключенного с Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска);

- с кадастровым номером 55-36:050203:2423 (30.06.2019 истек срок действия соглашения №43803 об установлении сервитута, заключенного с Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска);

- с кадастровым номером 55:36:00000:74:34 (25.05.2017 истек срок действия договора №ЦРИ/04/СА/5356/16/000977 субаренды части земельного участка, заключенного с ОАО «РЖД»; подтверждения возобновления договора субаренды и действия в настоящее время не представлено);

- с кадастровым номером 55:36:000000:1295 (31.08.2015 истек срок действия соглашения от 14.03.2016 об установлении публичного сервитута, заключенного с Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска);

- с кадастровым номером 55:36:000000:160338 (24.08.2018 истек срок действия соглашения №43846 об установлении сервитута, заключенного с Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска);

- с кадастровым номером 55:36:030801:4236 (15.08.2018 истек срок действия соглашения №43837 об установлении сервитута, заключенного с Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска);

- с кадастровым номером 55:36:030801:4826 (правоустанавливающие документы не представлены).

Кроме того, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в оспариваемом отказе также обратил внимание на следующие обстоятельства.

В представленном техническом плане от 15.12.2022 линейного сооружения электроэнергетики КЛ 110 кВ I, II цепь (С-29, С-30), подготовленном кадастровым инженером Гавриленко В.А. , протяженность КЛ 110 кВ цепь С-29 3415 м, протяженность КЛ 110 кВ цепь С-30 3386 м. В разделе «характеристики объекта недвижимости» указано, что объект расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:050203:2641, 55:36:050203:2619, 55:36:050203:2423, 55:36:000000:1590, 55:36:000000:74, 55:36:000000:1295, 55:36:000000:160338, 55:36:030801:4236, 55:36:030801:4826.

В соответствии с проектной документацией, представленной при выдаче разрешения на строительство от 14.07.2017 №55-ru55301000-139-2017, строительство объекта планировалось в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:050203:2056, 55:36:050203:2641, 55:36:050203:2619, 55:36:050203:2644, 55:36:050203:2423, 55:36:000000:1590, 55:36:000000:74, 55:36:000000:1295, 55:36:000000:160338, 55:36:030801:4236, 55:36:030801:63.

Таким образом, объект частично расположен в границах земельных участков, не указанных в исходно-разрешительных документах (55:36:030801:4826) и частично не располагается в границах разрешенных для строительства земельных участков (55:36:050203:2056, 55:36:050203:2644, 55:36:030801:63).

Между тем, суд в рассматриваемом случае находит позицию заявителя обоснованной. Как следует из положений пункта 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.

Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

ПАО «Россети «Сибирь» - «Омскэнерго», обращаясь в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением от 06.03.2023, приложило весь перечень документов, необходимых в целях получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Что касается ссылки Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на то обстоятельство, что у заявителя отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки, то в указанной части необходимо обратить внимание на следующее. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не идентично истечению срока их действия на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, документы на земельные участки должны быть действующими в период осуществления реконструкции; истечение срока их действия на момент обращения в уполномоченный орган за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не свидетельствует о проведении работ с нарушением действующего законодательства и не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Указанные выводы соответствуют многочисленной судебной практики по делам со схожими (аналогичными) обстоятельствами.

В рассматриваемом случае выполнение работ по реконструкции объекта было завершено в сентябре 2017 года, что подтверждается заключением Управления Государственного строительного надзора по Омской области от 29.09.2017 №79.

От ООО «К-Электротехник» (подрядной организации, осуществлявшей строительство) 28.09.2017 получено подтверждение соответствия построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписан акт соответствия параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.

Строительство объекта в данной случае осуществлялось на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:000000:1295 (срок действия до 19.10.2017), 55:36:050203:2619 (срок действия 23.06.2019), 55:36:050203:2641 (срок действия 23.06.2018), 55:36:050203:2423 (срок действия 30.06.2019), 55:36:000000:160338 (срок действия 24.08.2018), 55:36:030801:4236 (срок действия 15.08.2018), 55:36:030801:63 (в настоящее время из указанного земельного участка образован участок с кадастровым номером 55:36:030801:4826 (срок действия 01.07.2018), 55:36:050203:2644 (срок действия 05.09.2018), 55:36:050203:2056 (срок действия до 02.08.2060), 55:36:000000:1590 (срок действия 19.11.2017), 55:36:000000:74/34 (действует в настоящее время).

Таким образом, поскольку ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» располагало правоустанавливающими документами на вышеуказанные земельные участки в период осуществления строительства линейного объекта, отказ Департамента Архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в выдаче разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию со ссылкой на отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, являются незаконным.

Также не может быть признан обоснованным и довод Департамента Архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, изложенный в оспариваемом отказе от 10.03.2023 №07-02/2179, о том, что срок действия договора субаренды на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:74/34 истек 25.05.2017. В рассматриваемом случае подлежат применению положения пункта 2 статьи 621, абзаца 3 пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ, принимая во внимание пункт 9.6 договора субаренды земельного участка55:36:000000:74/34 №42.5500.3211.16 от 25.07.2016. Департаментом в судебном заседании данные обстоятельства не оспаривались.

Кроме того, не могут быть признаны законными и доводы Департамента Архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о несоответствии параметров объекта проектной документации, мотивированный тем, что согласно техническому плану построенный линейный объект частично расположен в границах земельных участков, не указанных в исходно-разрешительных (55:36:030801:4826), и частично не располагается в границах разрешенных для строительства земельных участков (55:36:050203:2056, 55:36:050203:2644, 55:36:030801:63).

В выданном Департаментом Архитектуры и градостроительства Администрации города Омска разрешении на строительство объекта указаны основные характеристики объекта, к которым относятся протяженность (КЛ-110 кВ Омская ТЭЦ-3 – Омская ТЭЦ-4, протяженностью 3415,32 м и 3386,32 м), тип линейного объекта (КЛ) и уровень напряжения (110 кв). Все вышеприведенные параметры в разрешении на строительство и техническом плане совпадают. На земельном участке с кадастровым номером 55:36:050203:2644 располагалась строительная площадка, также участок использовался для складирования оборудования и материалов. На земельном участке с кадастровым номером 55:36:050203:2056 располагалась металлическая опора, подлежащая демонтажу. Данные обстоятельства заинтересованным лицом не оспорены. В связи с чем, суд находит обоснованными доводы заявителя о том, что сам факт того, что построенный объект не располагается на всех земельных участках, указанных в проектной документации, не является свидетельством того, что строительство осуществлено с нарушением параметров, содержащихся в проектной документации.

Что касается довода Департамента Архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о том, что объект частично расположен в границах участка с кадастровым номером 55:36:030801:4826, не указанного в исходно-распорядительной документации и не располагается на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030801:63, то он также подлежит отклонению. В соответствии с выпиской в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:4826, данный земельный участок образован из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:030801:4772, 55:36:030801:4386. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:4386, в свою очередь, образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:63. Технический план на объект был подготовлен 15.12.2022, в связи с чем в описании местоположения линии электропередачи указан был земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:4826 (а не с номером 55:36:030801:63). Таким образом, из вышеизложенного следует ошибочность выводов Департамента о расположении объекта о расположении объекта не границах земельного участка, указанного в исходно-распорядительной документации.

Кроме того, в указанной части следует учесть наличие заключения Управления Государственного строительного надзора по Омской области от 29.09.2017 №79 о соответствии построенного линейного объекта проектной документации.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит требования ПАО «Россети Сибирь» о признании незаконным решения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, изложенного в письме от 10.03.2023 № 07-02/2179 об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства обоснованными и подлежащими удовлетворению. В части восстановления нарушенного права суд полагает необходимым обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска обязать повторно рассмотреть заявление ПАО «Россети Сибирь» от 06.03.2023 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

требования публичного акционерного общества «Россети Сибирь» в лице филиала «Омскэнерго» (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) удовлетворить.

Признать незаконным решение, изложенное в письме департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) от 10.03.2023 № 07-02/2179 об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.

Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) обязать повторно рассмотреть заявление публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) от 06.03.2023.

В порядке распределения судебных расходов с департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) в пользу публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) взыскать судебные расходы в размере 3000,00 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья М.А. Третинник