179/2020-91756(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск № дела 01 августа 2020 года А46-8783/2020
Резолютивная часть решения принята 20.07.2020.
Полный текст решения изготовлен 01.08.2020.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ширяй И.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по исковому заявлению Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к акционерному обществу «Газпромнефть-Омский НПЗ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 53 043,90 руб.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее – истец, Фонд, РФКР МКД, региональный оператор) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением (вх. от 20.05.2020 № 60811) о взыскании с акционерного общества «Газпромнефть-Омский НПЗ» (ответчик, Общество, АО «Газпромнефть-ОНПЗ») задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) № 25, корпус 10 по улице Доковской в городе Омске за период с 01.09.2014 по 31.01.2020 в сумме 53 043,90 руб.
Реализуя право, предоставленное статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), 06.07.2020 (вх. № 87607) РФКР МКД уточнил заявленные требования, уменьшив их до 27 746,04 руб., с учётом заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
Уточнения судом приняты.
Решением Арбитражного суда Омской области, принятым 20.07.2020 путём подписания его резолютивной части, в удовлетворении требований истца отказано.
Согласно части 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощённого производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.
С учётом изложенного, судом подготовлено настоящее мотивированное решение.
Так, в ходе рассмотрения дела судом приняты во внимание следующие обстоятельства.
Как подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 20.02.2020 №№ 99/2020/314717124 и 99/2020/314717256, АО «Газпромнефть-ОНПЗ» является собственником следующих жилых помещений МКД:
- площадью 67,2 кв.м с кадастровым номером 55:36:03 01 17:1093, расположенного по адресу: <...> (далее – помещение № 1);
- площадью 54,6 кв. м с кадастровым номером 55:36:03 01 17:1094, расположенного по адресу: <...> (далее – помещение № 2).
Как следует из текста искового заявления, протокол общего собрания собственников помещений МКД региональному оператору не предоставлялся, из чего размер взноса на капитальный ремонт общего имущества МКД рассчитан РФКР МКД на основании постановления Правительства Омской области от 25.07.2013 № 170-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД», исходя из 6,7 руб. за 1 кв.м общей площади помещения в месяц.
Таким образом, ежемесячный платёж ответчика составил 450,24 руб. (6,7 руб. х
67,2 кв.м) за помещение № 1 и 365,82 руб. (6,70 руб. х 54,6 кв.м) за помещение № 2.
Как указывает истец, АО «Газпромнефть-ОНПЗ» не выполняет обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в вышеуказанном МКД.
По состоянию на 01.02.2020 за период с 01.09.2014 по 31.01.2020 Обществу за капитальный ремонт начислено 53 043,90 руб., из которых 29 265,6 руб. (6,7 руб. х 67,2 кв.м. х 65 мес.) за помещение № 1, а 23 778,3 руб. (6,7 руб. х 54,6 кв.м. х 65 мес.) за помещение № 2.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и АПК РФ о приказном производстве» по требованиям, возникающим из гражданских правоотношений, принятие взыскателем и должником обязательных мер по досудебному урегулированию, предусмотренному частью 5 статьи 4 АПК РФ, до обращения в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа не требуется. Правила части 5 статьи 4 АПК РФ не применяются при обращении в арбитражный суд с исковым заявлением (заявлением) после отмены судебного приказа арбитражным судом.
Во внесудебном порядке спор урегулирован не был.
Отсутствие действий со стороны Общества по оплате взносов на капитальный ремонт в указанном размере явилось основанием для передачи настоящего спора на разрешение арбитражного суда.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства ссылки ответчика на пропуск истцом сроков исковой давности в части периода с 01.09.2014 по 31.03.2017 по взысканию основного долга нашли своё подтверждение в уточнении требований (вх. от 06.07.2020 № 87607, от 10.07.2020 № 91268).
Региональный оператор согласился с Обществом в данной части и уменьшил предъявленную к взысканию задолженность до 27 746,04 руб., рассчитав её за период с 01.04.2017 по 31.01.2020.
АО «Газпромнефть-ОНПЗ» указало следующее.
В 2013 году по заказу АО «Газпромнефть-ОНПЗ» был разработан (на основании ранее утверждённого) проект санитарно-защитной зоны ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» с учётом планов развития и реализации комплекса решений, включающих строительство и ввод в эксплуатацию новых технологических установок, реконструкцию и вывод из эксплуатации ряда действующих установок основного производства и вспомогательных подразделений, направленных на увеличение объёма и улучшения качества выпускаемой продукции, энерго- и ресурсосбережение, уменьшение нагрузки на окружающую среду с учётом перспективы развития предприятия до 2025 года.
Бараки по улице Доковской были построены Обществом для размещения работников в период с 1975 по 1985 года. По состоянию на 2013 год два двухэтажных дома и три одноэтажных дома являлись ближайшими жилыми территориями с юго-запада от ОНПЗ на расстоянии 650 - 700 м.
В санитарно-эпидемиологическом заключении от 05.09.2014 № 55.01.02.000.Т.000849.09.14 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по проекту санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» с учётом планов реконструкции/технического перевооружения производства на период до 2025 года, определяя соответствие требований, установленных в проектной документации, действующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, указала на следующее.
По состоянию на 2013 год два двухэтажных дома и три одноэтажных дома являлись ближайшими жилыми территориями с юго-запада от ОНПЗ на расстоянии 650 - 700 м. План контрольных и организационных мероприятий по использованию территорий, прилегающих к санитарно-защитной зоне АО «Газпромнефть-ОНПЗ» должен предусматривать «приведение функционального использования территории участков жилой застройки по ул. Доковской, входящих в границу проектной санитарно-защитной зоны ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ», в соответствии с утверждённой схемой градостроительного зонирования (далее – ПЗЗ в г. Омск) посредством отселения жителей перепрофилирования территории. Адрес объектов: 644040, г.
Омск, ул. Доковская, д. 25, корп. 6, 7, 8, 9, 10. Квартиры в жилых домах - декабрь 2015 года (лист 24 санитарно - эпидемиологического заключения).
Как поясняет ответчик, в связи с необходимостью перепрофилирования территории в рамках проекта принято решение о плановом расселении жильцов помещений многоквартирных домов.
Таким образом, находящийся в зоне отселения МКД № 25, корп. 10 по ул. Доковская, не имел необходимости в капитальном ремонте.
В связи с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о расселении жителей из МКД по адресу: <...> (кв. 1, 2), ответчик полагал возможным применение по аналогии норм о последствиях признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Суд соглашается с позицией Общества.
Так, в силу пункта 4 статьи 7 Закона Омской области от 18.07.2013 № 1568-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Омской области» (далее – Закон № 1568-ОЗ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утверждённая региональная программа капитального ремонта, в которую включён этот МКД.
МКД, расположенный по адресу: <...>, включён в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Омской области, на 2014 - 2043 годы, утверждённую постановлением Правительства Омской области от 30.12.2013 № 369-п, а именно, в редакции от 30.12.2013 № 1.
Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений вышеуказанного МКД возникла с 01.09.2014 и распространяется на всех собственников помещений в этом МКД с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона № 1568-ОЗ собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за расчётным, на основании платёжных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчётным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) отношения, возникающие по поводу пользования общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления МКД, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, регулируются жилищным законодательством.
В статье 39 ЖК РФ установлена обязанность собственников помещений в МКД нести бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в МКД бремя которых несёт собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ и пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Статьёй 249 ГК РФ предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учётом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему ремонту общего имущества в МКД; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Частью 3 последней предусмотрено, что обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт МКД распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в доме.
Согласно пункту 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 ЖК РФ, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в МКД, в большем размере.
То есть, исходя из анализа взаимосвязанных положений приведённых выше норм, суд пришёл к выводу, что у ответчика, как собственника жилых помещений, возникла обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт МКД.
Однако, в материалы дела представлены акты обследования, подготовленные кадастровым инженером ФИО1 в результате выполнения кадастровых работ в целях представления в орган регистрации прав заявления о снятии с кадастрового учёта помещений с кадастровыми номерами 55:36:03 01 17:1093 и 55:36:03 01 17:1094.
Как следует из данных документов, оба помещения были расположены в здании с кадастровым номером 55:36:03 01 17:1040; помещения были уничтожены на основании решения собственника здания о сносе объекта недвижимости от 25.07.2018. По результатам визуального осмотра кадастровым инженером места нахождения здания по адресу: <...>, оно и все помещения в нём прекратили своё существование.
С 01.01.2017 сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости признаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ).
Поскольку пунктом 3 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, установление отсутствия оснований для осуществления кадастрового учёта ввиду демонтажа здания влечёт прекращение на него прав как на недвижимость.
По смыслу подпункта 7 пункта 4 статьи 8, пункта 1 статьи 23 и пункта 7 статьи 40 Закона № 218-ФЗ основанием для снятия с государственного кадастрового учёта и одновременного внесения в публичный реестр записи о прекращении прав на здание, сооружение и иные объекты недвижимости в связи с их гибелью (уничтожением) является соответствующий акт обследования, подготавливаемый кадастровым инженером.
Как указывалось, из выписок из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 20.02.2020 на спорные объекты недвижимости не следует, что жилые помещения, расположенные по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Доковская, д. 25, корп. 10, кв. 1, 2 фактически не существуют.
Между тем, акты обследования кадастрового инженера ФИО1 подготовлены именно в целях предоставления в орган регистрации прав заявления о снятии помещений №№ 1 и 2 с учёта.
При изложенных обстоятельствах суд принимает акты обследования кадастрового инженера в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего отсутствие спорных объектов недвижимого имущества.
Кроме того, отсутствие здания можно наблюдать на странице интерактивной карты Омска со спутника http://u-karty.ru/sputnik/omsk-so-sputnika.html, размещённой в свободном доступе в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Одним из оснований прекращения права собственности на вещь, в том числе и недвижимую, в силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ является гибель или уничтожение этого имущества.
Т.е. право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.
Как указано в пункте 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, на основании пункта 1 статьи 235 ГК РФ и с учётом разъяснений, данных пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.
Из системного толкования приведённых положений законодательства следует, что в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине её недостоверности.
Таким образом, судом установлено, что с 30.07.2018 (дата составления актов обследования) спорные жилые помещения снесены, предмет спора прекратил своё существование, в связи с чем требовать внесения взносов на капитальный ремонт РФКР МКД не вправе.
Истец является региональным оператором, осуществляющим начисление и взимание платы на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Омской области.
В целях реализации положений ЖК РФ и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества МКД, в соответствии с региональной программой капитального ремонта, субъектом Российской Федерации - Омской областью создана специализированная коммерческая организация - РФКР МКД, к функциям которой относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счёте регионального оператора (статья 180 ЖК РФ).
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - ЖК РФ в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в МКД для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
Данная позиция отражена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П.
Средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или)
работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счёт средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами (часть 1 статьи 174 ЖК РФ).
Кроме того, в пояснительной записке «К проекту федерального закона «О внесении изменений в Раздел IX Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» указано, что в поправках в раздел IX ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предложено изменить систему взимания платежей на капремонт общего имущества в МКД в целях установления более справедливой и «прозрачной» схемы. Таким образом, капитальный ремонт в начале должен финансироваться из Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства (его регионального филиала - оператора), и только после осуществления капитального ремонта в МКД граждане - собственники будут обязаны погасить истраченную на капремонт сумму в рассрочку на 25 лет, ежемесячными равными платежами.
Т.е. взносы на капительный ремонт имеют целевое значение - собственно сам капитальный ремонт МКД.
Как следует из Региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Омской области, на 2014 - 2043 годы, утверждённой постановлением Правительства Омской области от 30.12.2013 № 369-п (пункт 4460) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества МКД по адресу <...> назначен на 2023 - 2025 года. Ремонт предполагает восстановление целостности крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (РК); оценку технического состояния МКД, разработку проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества МКД, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов (ПСД); строительный контроль (СК).
В период с 2014 по 2023 годы капитальный ремонт МКД по адресу: <...> законодательством не предусмотрен.
Между тем, исходя из установленных судом обстоятельств, к означенному периоду (2023 - 2025 годы) необходимость в проведении плановых мероприятий по капитальному ремонту отпала ввиду утраты объектов недвижимости и фактического права собственности ответчика.
Рассматриваемая в настоящем деле ситуация законом прямо не урегулирована.
Вместе с тем, в ЖК РФ включена статья 174, часть 2 которой предусматривает следующее. В случае признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции средства фонда капитального ремонта используются на цели сноса или реконструкции этого МКД в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 ЖК РФ по решению собственников помещений в этом МКД. В случае сноса МКД средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом МКД до принятия в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения о признании такого дома аварийным распределяются между собственниками помещений в этом МКД пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений. В случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской
Федерации, в соответствии с которым из региональной программы капитального ремонта исключаются МКД, в которых имеется менее чем пять квартир, и в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот МКД, и, соответственно, изъятия каждого жилого помещения в этом МКД, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом МКД пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом МКД. В случае принятия решений о закрытии населённого пункта и об исключении МКД, расположенных на его территории, из региональной программы капитального ремонта средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом МКД пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом МКД.
Доказательства того, что снос дома по адресу: <...> был осуществлён за счёт средств, аккумулированных РФКР МКД, не представлены.
Соответственно, применяя приведённую выше норму по аналогии к рассматриваемым правоотношениям, уплаченные взносы на капитальный ремонт этого МКД подлежат распределению между собственниками помещений в этом доме.
Т.е. взыскание взносов на капитальный ремонт МКД в рамках настоящего дела повлечёт за собой возникновение у истца обязанности по возврату этих взносов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 1). Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором (пункт 2).
В силу статьи 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачётом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определён моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачёт встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачёта достаточно заявления одной стороны.
К тому же, в силу пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 № 6 «О некоторых вопросах применения положений ГК РФ о прекращении обязательств» обязательства могут быть прекращены зачётом после предъявления иска по одному из требований. В этом случае сторона по своему усмотрению вправе заявить о зачёте как во встречном иске (статья 132 АПК РФ), так и в возражении на иск, юридические и фактические основания которых исследуются судом равным образом (часть 1 статьи 64, части 1 - 3.1 статьи 65, часть 7 статьи 71, часть 1 статьи 168, части 3, 4 статьи 170 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении требований РФКР МКД.
По правилам части 1 статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении иска бремя несения судебных расходов подлежит отнесению на истца.
Излишне уплаченная РФКР МКД при обращении в суд государственная пошлина (уточнение иска) в размере 1 101 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 110, 167-171 и 229 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
уточнения исковых требований Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ИНН <***>, ОГРН <***>) принять.
В иске отказать.
Возвратить Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов (ИНН 5503239348, ОГРН 1125543062072) из федерального бюджета 1 101 руб. излишне оплаченной государственной пошлины.
Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
По заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощённого производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощённого производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из особенностей, установленных его главой 29.
В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощённого производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объёме.
Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
С. Ширяй
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 15.06.2020 9:55:03
Кому выдана Ширяй Ирина Юрьевна
Код для входа в режим ограниченного доступа: