АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
28 мая 2008 года
№ дела
А46-8838/2008
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Т.А.Вагановой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А.Крещановской,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области
о признании отказа от 22.02.2008 №04/6632 незаконным; обязании УФРС по Омской области зарегистрировать право собственности.
в заседании приняли участие:
от заявителя – Стуколова М.С. по доверенности от 02.08.2007 №04/26647,
от заинтересованного лица – Шадрина Е.В. по доверенности от 28.12.2007 без номера,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее Департамент имущественных отношений) обратился с заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее УФРС по Омской области) о регистрации права собственности города Омска на объект недвижимого имущества – многоквартирный жилой дом (общежитие), расположенный по адресу: г. Омск, территория ТПК, дом 7.
Письмом от 22.02.2008 №04/6632 в регистрации указанного права собственности заявителю было отказано в связи с несоответствием представленных документов статье 18 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Со ссылкой на пункт 3 статьи 20 названного Закона, полагая отказ в государственной регистрации права собственности незаконным, Департамент имущественных отношений обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
В отзыве на заявление УФРС по Омской области просит отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя отказ в государственной регистрации права собственности обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.10.2006 по делу №К/Э-329/05 Сельскохозяйственный производственный кооператив «Тепличный» признан несостоятельным (банкротом); в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Буделев А.М.
В ходе конкурсного производства при проведении инвентаризации конкурсным управляющим было выявлено недвижимое имущество – многоквартирный жилой дом (общежитие), расположенный по адресу: город Омск, территория ТПК, дом 7.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий направил в Администрацию города Омска письмо с просьбой принять жилищный фонд, в том числе указанный жилой дом в собственность муниципального образования.
05.12.2007 подписан акт приема-передачи в муниципальную собственность города Омска недвижимого имущества.
На основании указанного акта и руководствуясь статьей 132 Федерального закона, Департамент имущественных отношений обратился в УФРС по Омской области с заявлением о регистрации за муниципальным образованием права собственности на недвижимое имущество.
УФРС по Омской области отказало в регистрации права собственности, сославшись на несоответствие представленных на регистрацию документов статье 18 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно:
-отсутствие документов, устанавливающих наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество;
-непредставление решения полномочного органа о принятии многоквартирного жилого дома в порядке, предусмотренном Решением Омского городского Совета №20 от 13.06.2007 «Об управлении муниципальной собственностью города Омска».
Обращаясь с настоящим заявлением, Департамент имущественных отношений указал, что исполняет обязанность, определенную законом «О несостоятельности (банкротстве)»; указанное недвижимое имущество принято в муниципальную собственность в силу прямого указания закона и соблюдение порядка, предусмотренного вышеназванным Решением Омского городского Совета не обязательно.
Оценив в совокупности и взаимосвязи имеющиеся в деле документы и пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела усматривается, что в УФРС по Омской области 17.12.2007 обратился с заявлением Департамент имущественных отношений Администрации города Омска о государственной регистрации права муниципальной собственности на многоквартирный жилой дом (общежитие), этажность 2, общей площадью 546,90 кв.м, литера Б, инвентарный номер 693515, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Территория ТПК, дом 7.
В качестве правоустанавливающего документа указана статья 132 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; были представлены доверенность представителя заявителя, акт приема-передачи объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области от 05.12.2007, письмо Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 22.11.2007 №ТУ-8534, письмо Министерства имущественных отношений Омской области от 29.11.2007 №04-01/9185, справка о принадлежности объекта недвижимости от 02.10.2007 №1033.
Основания для государственной регистрации прав установлены статьей 17 Закона о регистрации. Среди них отсутствует такое основание как статья закона.
14.01.2008 государственная регистрация приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ; заявителю было предложено представить дополнительные документы, необходимые для государственной регистрации; отсутствие которых послужило основанием для отказа в государственной регистрации.
Закон о регистрации и изданные на его основании Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219 определяют требования к правоустанавливающим документам.
Из статьи 18 указанного закона следует, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права. Пункт 18 Правил в качестве обязательных сведений о правообладателе в отношении муниципального образования называет полное наименование муниципального образования согласно его уставу; таким образом, в правоустанавливающем документе должен быть четко индивидуализирован и субъект права и его объект.
Пункт 5 статьи 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает порядок передачи объекта недвижимости и обязанность органов местного самоуправления принять его, а не зарегистрировать право собственности на объект.
Законом «О несостоятельности (банкротстве)» не предусмотрен особый порядок государственной регистрации права муниципальной собственности; в связи с чем, в данном случае возникшие между сторонами отношения регулируются общими нормами гражданского законодательства и Законом о регистрации.
В силу указанного суд считает отказ УФРС по Омской области в государственной регистрации права муниципальной собственности законным и обоснованным.
По изложенным основаниям доводы заявителя не принимаются судом во внимание.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Департамента имущественных отношений Администрации города Омска отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Т.А.Ваганова