АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск октября 2018 года | № дела А46-8878/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 октября 2018 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем Арсеньевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Производственное Конструкторско-Технологическое предприятие "Транспорт" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения от 14.05.2018 № 04-34/6,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1,
при участии в заседании суда:
от заявителя – ФИО2, по доверенности от 15.03.2018, до 31.12.2018, по паспорту;
от заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 09.02.2018, по паспорту;
от ФИО1 – не явились, не извещены;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Производственное Конструкторско-Технологическое предприятие "Транспорт" (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения от 14.05.2018 № 04-34/6 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Определением суда от 29.05.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ); Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска предложено представить письменный мотивированный отзыв на заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований.
Между тем, отзыв от заинтересованного лица в материалы дела не поступил.
Кроме того, суд, рассмотрев материалы дела, в том числе, ответ заявителя от 20.06.2018 № 140 на возражения, посчитал необходимым в порядке статьи 51 АПК РФ привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, поскольку решение по делу может повлиять не его права и обязанности по отношению к одной из сторон, в связи с чем перешел к рассмотрению дела в общем порядке, о чем вынес определение от 30.07.2018.
В ходе судебного разбирательства заявитель требования поддержал, представители заинтересованного лица против их удовлетворения возражали. Явившийся в судебное заседание ФИО1 пояснил, что выполнял свои трудовые обязанности на условиях полного рабочего времени, оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в нем, суд установил, что в соответствии с решением заместителя начальника Государственное учреждение - Управления Пенсионного Фонда РФ в Ленинском административном округе г.Омска № 3 от 06.02.2018 г., была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО «Производственное Конструкторско-Технологическое Предприятие «Транспорт» (ООО ПКТП «Транспорт»).
По результатам проведенной проверки, был составлен Акт выездной проверки N 5 от 09.34.2018 г.
В ходе проверки было выявлено занижение базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу за 2015- 2016 год.
Согласно Акту, при проверке правильности исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам за период с 01.01.2015 - 31.12.2015 г, с 01.01.2016 - 31.12.2016 г., в отношении застрахованных лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 2-18 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ выявлены нарушения, а именно: страхователем не начислены страховые взносы по дополнительным тарифам на суммы заработной платы (вознаграждений), получаемые работником за выполнение трудовых обязанностей по профессии (должность) «электросварщик».
19 апреля 2018 г. в адрес ГУ -УПФ РФ в ЛАО г.Омска были направлены возражения к акту проверки (исх. 79 от 19.04.2018 г.). Возражения и дополнительные документы, предоставленные ООО ПКТП «Транспорт», были предметом рассмотрения материалов проверки, назначенного ГУ -УПФ РФ в ЛАО г. Омска на 14.05.2018 г.
14 мая 2018 г. ГУ -УПФ РФ в ЛАО г. Омска было принято решение № 04-34/6 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому ООО ПКТП «Транспорт» привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 7 390,03 рублей, а также начислением пени в сумме 4 106,45 руб., а также неуплаченных страховых взносов в размере 36 950,13 руб.
Полагая, что названное решение не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя, последний 23.05.2018 обратился в суд.
Требования заявителя оставлены судом без удовлетворения по следующим причинам.
Частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей в спорном периоде) определено, что для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) (с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 данной статьи, в 2013 году равные 2%, в 2014 году - 4%, в 2015 году и последующие годы - 6%.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом к работникам, занятым на указанных видах работ, на основании раздела XXXIII "Общие профессии" и XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, относятся: электросварщик ручной сварки (позиция 23200000-19906), электромонтер по монтажу кабельной линии (23200000-19859), электрогазосварщик (23200000-19756), аккумуляторщик (23200000-10047), каменщик (2290000а-12680).
Содержащаяся в статье 58.3 Закона N 212-ФЗ отсылка к подпунктам 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ регулирует лишь виды работ, в отношении которых применяются дополнительные тарифы, а не условия их выплаты.
Порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников зависит от того, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты.
Назначение и уплата дополнительных страховых взносов является обеспечением права соответствующих работников на получение досрочной трудовой пенсии.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Пунктом 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ установлено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Закона. При этом для целей, определенных статьей 7 Закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Исходя из пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем, как указано в данном пункте Разъяснений, понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
В связи с этим занятость работников на особых видах работ менее 80% рабочего времени, то есть в течение неполного рабочего дня, исключает возможность включения этих периодов работы в стаж, дающий право упомянутым работникам на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Исполнение обязанности работодателя уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу напрямую связано с возможностью возникновения права на льготную пенсию у соответствующего работника.
Исходя из статьи 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" целями страховой пенсии, предоставляемой на основе обязательного пенсионного страхования, являются создание материальной основы для пенсионного обеспечения, поддержание материальной обеспеченности и удовлетворение основных жизненных потребностей пенсионеров. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 11 Закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку у лиц, выполняющие работы на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда менее 80 процентов рабочего времени, право на льготную пенсию не наступает, обязанность у работодателя (страхователя) по уплате дополнительных тарифов отсутствует.
Сходный правовой подход сформирован в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П, исходя из которого наличие у отдельных категорий работников права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости зависит в том числе от уплаты страховых взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В обоснование осуществления трудовых обязанностей в связи с особыми условиями труда на условиях неполного рабочего дня заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
1)Во время основной работы в качестве электросварщика ФИО1 выполнял слесарные работы, которые не предусмотрены Списками. Так, согласно табелей учета рабочего времени сварщика, ФИО1 занимался сваркой 4 часа. Согласно Табелей общего рабочего времени, ФИО1 работал 8 часов в течении дня. То есть сварка занимала менее 80% рабочего времени.
2)В результате проведенной спецоценки условий труда в середине 2016 года эксперт указал на отсутствие у ФИО1 права на досрочное пенсионное обеспечение.
Между тем, как было установлено судом в ходе судебного разбирательства, а также следует из материалов проверки, ФИО1 был принят на основную работу на основании трудового договора и приказа по предприятию на должность электросварщика (имеется соответствующая запись в трудовой книжке). При этом в ходе проверки исследовались трудовой договор, приказ о назначении на должность. Согласно должностной инструкции электросварщика ООО «ПКТП «Транспорт» от 01.06.2005 г., раздел II «Должностные обязанности», пункт 2.1., на электросварщика возлагаются также обязанности по осуществлению слесарных вспомогательных работ.
Таким образом, исполнение ФИО1 своих непосредственных трудовых обязанностей подразумевает в соответствии с пунктом 5 Разъяснений работу на условиях полного рабочего времени, а именно: «…под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.»
В обоснование выполнения работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда заявителем представлены табели учета рабочего времени, согласно которым сварочные работы выполнялись в течение 5, а иногда и 4 часов рабочего времени.
Однако, указанное не опровергает, что в соответствии с трудовым договором ФИО1 выполнял трудовые функции электросварщика, в состав которых в соответствии с Должностной инструкцией входят, в том числе и вспомогательные работы.
Каких-либо доказательств в обоснование перевода ФИО1 на другую должность, не предусмотренную Списками на право досрочной пенсии, заявителем не представлено.
Ссылка заявителя на Специальную оценку условий труда, проведенную 24.06.2016, не принята судом во внимание, поскольку страховые взносы были доначислены за 2015 и 2016 год. Кроме того, согласно Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", эксперт не обладает полномочиями по определению права на пенсию, в связи с чем ссылка заявителя на то, что экспертом установлено отсутствие права у ФИО1 на досрочную пенсию, не может быть учтена при принятии решения.
Ссылка заявителя на Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2017 по делу №А53-24656/2016 не имеет значение, поскольку, как видно из текста данного судебного акта, в рассматриваемом деле «работники переводились переводились с рабочих мест с нормальными условиями труда на рабочие места с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, и наоборот».
При таких обстоятельствах суд полагает, что решение Управления полностью соответствует закону, а потому требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Ввиду отказа в удовлетворении требований заявителя по правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине при подаче заявления в суд подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 110, 168 АПК РФ, именем РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Производственное Конструкторско-Технологическое предприятие "Транспорт" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решения от 14.05.2018 № 04-34/6 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице данного определения. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в настоящем определении коду.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.Г. Захарцева