АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск августа 2021 года | № дела А46-891/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2021 года, полный текст решения изготовлен 02 августа 2021 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Микуцкой А.П., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Савицким Д.Г., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 230 621 руб. 35 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца – представитель ФИО1, доверенность от 13.01.2021 № 00/188/55/10, паспорт, диплом - до перерыва; представитель ФИО2, доверенность от 13.01.2021 № 00/188/55/12, паспорт, диплом – после перерыва;
от ответчика – представитель ФИО3, доверенность от 23.07.2020 № 01.12/62, диплом, удостоверение - до перерыва; представитель ФИО4, доверенность от 14.05.2020 № 01/12/57, диплом, удостоверение – после перерыва;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее - истец, ПАО «Россети Сибирь») обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - ответчик, РЭК Омской области) о взыскании денежных средств в сумме 342 730 руб. 04 коп. в качестве субсидии за третий квартал 2020 года на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов гражданам по теплоснабжению.
Определением от 27.01.2021 исковое заявление принято к производству.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, дополнения к отзыву, согласно которым документы для получения субсидии за третий квартал 2020 года были представлены истцом с нарушениями условий предоставления субсидий, влекущими отказ в их предоставлении: в реестрах не соблюдено требование к округлению объёмных показателей до четырёх знаков после запятой (впоследствии истец уточнил требования, уменьшив сумму иска на 0,46 руб. – уточнения от 30.03.2021); размер начисленной платы, указанной в представленных истцом регистрах, не соответствует аналогичным сведениям из реестров; доверенность главного бухгалтера подписана неуполномоченным на это лицом- директором филиала ПАО «Россети Сибирь» ФИО5, не имеющим права действовать от имени претендента без доверенности.
Мотивируя свою позицию, ответчик приводит следующие доводы: порядок предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, теплоснабжающих организаций на территории Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 23.11.2016 № 348-п (далее - Порядок № 348-п), не соблюден истцом, поскольку представленные получателем субсидии документы не соответствовали требованиям, определенным пунктом 6 Порядка № 348-п, выявлены нарушения на 240 231 руб. 41 коп., а именно, размер начисленной платы, указанный в регистре, не соответствует аналогичным сведениям из реестров, г. Калачинск на 247 237 руб. 29 коп. меньше, чем размер платы в реестре; г. Тара на 515 625 руб. 24 коп. меньше, чем размер платы в реестрах, поэтому в предоставлении субсидии отказано обоснованно.
Кроме того, по итогам 2020 года ПАО «Россети Сибирь» была осуществлена корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению для населения с приборами учета тепловой энергии и отражена в счетах на оплату, выставленных гражданам в январе 2021 года.
В связи с чем корректировке подлежит сумма компенсации за третий квартал 2020 года в сторону уменьшения на 112 803 руб. 23 коп.
От истца в материалы дела поступили возражения на отзывы.
В судебном заседании 22.07.2021 представитель истца уточнил исковые требования (учел корректировку за спорный период на сумму 112 803 руб. 23 коп.), просил суд взыскать 230 621 руб. 35 коп. субсидии за третий квартал 2020 года на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов гражданам по теплоснабжению.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнениях к отзыву.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ПАО «Россети Сибирь» (до 05.08.2020, до переименования публичное акционерное общество «МРСК Сибири») является организацией, осуществляющей теплоснабжение абонентов (включая население), находящихся на территории Омской области в городе Тара и городе Калачинск.
На основании приказа РЭК Омской области от 18.06.2020 № 73/32 для потребителей ПАО «Россети Сибирь» на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 установлены льготные тарифы в городе Тара в размере 3600,44 руб./Гкал, в городе Калачинск – 3258,06 руб./Гкал.
Как указывает истец, в целях получения субсидии за третий квартал 2020 года на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов гражданам, ПАО «Россети Сибирь» был подготовлен и направлен в РЭК Омской области сопроводительным письмом от 09.10.2020 № 1.5/01-01/8636исх пакет документов.
Указанные документы были получены РЭК Омской области 12.10.2020 (№ вх.2/РЭК-7031).
В соответствии с распоряжением председателя РЭК Омской области № Р-20/210 от 23.11.2020 ПАО «Россети Сибирь» было отказано в предоставлении субсидии за третий квартал 2020 года на основании подпункта 1, 2 пункта 11 Порядка № 348-п.
Отказ РЭК Омской области в предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов за третий квартал 2020 года явился основанием для обращения ПАО «Россети Сибирь» в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ, убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 №2-П, а также разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее - постановление Пленума № 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума № 87).
Таким образом, обязательство возникает непосредственно у публично-правового образования, то есть у Омской области в лице соответствующего органа и реализуется от имени такого образования тем лицом, которое имеет соответствующие полномочия на момент исполнения.
Главным распорядителем средств бюджета Омской области, осуществляющим предоставление субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Омской области на соответствующий финансовый год, является РЭК Омкой области (пункт 4 Порядка № 348-п).
Согласно подпунктам 20, 22 пункта 16 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденному постановлением Правительства Омской области от 02.11.2011 № 212-п, к полномочиям РЭК Омской области отнесены осуществление функций главного распорядителя средств областного бюджета, а также разрешение вопросов о компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, теплоснабжающих организаций на территории Омской области в случае установления в соответствии с законодательством льготных тарифов отнесено к компетенции РЭК Омской области.
Учитывая изложенное, надлежащим представителем публично-правового образования - Омской области в настоящем споре является тарифный орган - РЭК Омской области.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Исходя из положений пункта 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающей организации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, теплоснабжающих организаций на территории Омской области установлен Законом Омской области от 25.09.2014 № 1660-0З «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов» (далее - Закон № 1660-0З).
Согласно статье 2 Закона № 1660-0З право на льготные тарифы имеют граждане - потребители услуг по горячему, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, тепловой энергии (мощности), теплоносителя на территории Омской области.
В соответствии со статьей 4 Закона № 1660-0З компенсация выпадающих доходов организаций, возникающих в случае установления льготных тарифов, осуществляется за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам в соответствии с законодательством.
Таким образом, правовой механизм компенсации потерь, возникших вследствие разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа, и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, установлен путем выплаты соответствующей компенсации.
Согласно пункту 2 Порядка № 348-п, целью предоставления субсидий является возмещение возникших в результате установления льготных тарифов недополученных доходов юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей
К категории получателей субсидий относятся юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение на территории Омской области, в отношении которых установлены льготные тарифы (пункт 3 Порядка № 348-п в редакции, действовавшей в спорный период).
На основании пункта 6 Порядка № 348-п (в редакции, действовавшей в спорный период) для получения субсидии в уполномоченный орган представляются: 1) заявка на предоставление субсидии по форме, утверждаемой уполномоченным органом; 2) расчет размера субсидии по форме, утвержденной приложением к настоящему Порядку; 3) реестры (ведомости) начислений платы за коммунальную услугу (ресурс) гражданам за отчетный квартал по форме, утверждаемой уполномоченным органом; 4) регистры бухгалтерского учета, утвержденные в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете», подтверждающие размер начисленной за отчетный квартал платы за коммунальную услугу (ресурс) гражданам; 5) проект соглашения, подписанный руководителем организации (в двух экземплярах); 6) заверенная в соответствии с законодательством копия документа, подтверждающего полномочия главного бухгалтера либо лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета.
Согласно пункту 7 Порядка № 348-п (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае установления льготных тарифов не в целом по организации, а по отдельным объектам документы, указанные в подпункте 3 пункта 6 настоящего Порядка, оформляются пообъектно (по котельным, по муниципальным образованиям, по адресам, в отношении которых установлены льготные тарифы). Документы, предусмотренные пунктом 6 настоящего Порядка, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с законодательством. Копии документов на бумажном носителе и представленные в форме электронных документов, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством, подтверждаются оригиналами, которые после проведения сверки возвращаются заявителю.
На основании пункта 9 Порядка № 348-п, документы для получения субсидий представляются в уполномоченный орган в течение 20 календарных дней со дня окончания отчетного квартала. Документы, представленные в уполномоченный орган за пределами указанного срока, не подлежат рассмотрению.
Таким образом, документы для получения субсидии за третий квартал 2020 года на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов гражданам, должны были быть представлены в РЭК Омской области по 20.10.2020 включительно.
Как установлено судом, документы для получения субсидии за третий квартал 2020 года были направлен ПАО «Россети Сибирь» почтовой связью 09.10.2020 и получены РЭК Омской области 12.10.2020, т.е. в пределах установленного законом срока.
Ответчиком были рассмотрены документы ПАО «Россети Сибирь» по результатам рассмотрения которых были выявлены нарушения условий предоставления субсидий, а именно:
- в реестрах по жилым домам и домовладениям (котельная г. Тара) в графе 7, 18 не соблюдено требование к округлению объемных показателей до четырех знаков после запятой, в реестрах по многоквартирным домам установлено несоответствие итогового объема размеру начисленной платы в отношении котельной в г. Тара (завышение объема на 0,0002 Гкал., к изъятию 0 руб. 20 коп.), котельной в г. Калачинске (завышение объема на 0,0002 Гкал., к изъятию 0 руб. 26 коп.);
- выявлены нарушения на 240 231 руб. 41 коп. в части подтверждения размера начисленной платы за коммунальную услугу (ресурс) гражданам содержащимися в регистре сведениями, а именно, размер начисленной платы, указанный в регистре, не соответствует аналогичным сведениям из реестров;
- доверенность главного бухгалтера подписана неуполномоченным на это лицом- директором филиала ПАО «Россети Сибирь» ФИО5, не имеющим права действовать от имени общества без доверенности.
По мнению ответчика, заявленная сумма субсидии 342 730 руб. 04 коп. подлежит отклонению в полном объёме.
Учитывая доводы ответчика, истец уточнил исковые требования, просил суд взыскать 230 621 руб. 35 коп. субсидии за третий квартал 2020 года на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов гражданам по теплоснабжению.
С учетом уточненных исковых требований, разногласия между сторонами возникли относительно несоответствия размера начисленной платы за коммунальную услугу (ресурс) гражданам, содержащимися в регистрах бухгалтерского учета, аналогичным сведениям из реестров (ведомости) начислений платы за коммунальную услугу (ресурс) гражданам за отчетный квартал; относительно оформления полномочий главного бухгалтера.
Основания для отказа в предоставлении субсидии исчерпывающим образом перечислены в пункте 11 Порядка № 348-п, одним из которых, в том числе, является несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным в пунктах 6, 12.1 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов (подпункт 1).
Как было указано ранее, на основании пункта 6 Порядка № 348-п для получения субсидии в уполномоченный орган представляются, в том числе: - реестры (ведомости) начислений платы за коммунальную услугу (ресурс) гражданам за отчетный квартал по форме, утверждаемой уполномоченным органом (подпункт 3); - регистры бухгалтерского учета, утвержденные в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете», подтверждающие размер начисленной за отчетный квартал платы за коммунальную услугу (ресурс) гражданам (подпункт 4).
В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (пункт 42 (1).
Таким образом, действующее законодательство обязывает теплоснабжающую компанию ежемесячно выставлять потребителю для оплаты 1/12 среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, вне зависимости от объема фактического потребления.
Как указывает истец, ПАО «Россети Сибирь» применяется метод равномерного начисления платы за услуги по теплоснабжению в течение календарного года в отношении котельной в г. Тара исходя из среднемесячного объема потребления, в отношении котельной в г. Калачинск - по нормативу.
Указанные показатели были отражены в реестрах, представленных истцом в РЭК Омской области.
Согласно статье 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в регистрах бухгалтерского учета подлежат регистрации и накоплению данные, содержащиеся в первичных учетных документах.
В рассматриваемом случае, представленные ПАО «Россети Сибирь» регистры бухгалтерского учета фиксируют объемы и расчет выручки по фактически оказанной услуги потребителям тепловой энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 157.1 ЖК РФ предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
В пункте 11 статьи 2 Закона № 190-ФЗ предусмотрено, что теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности (пункт 8 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
При этом согласно части 1 статьи 8 Закона № 190-ФЗ государственному регулированию путем установления тарифов подлежат цены в сфере теплоснабжения на тепловую энергию (мощность), производимую или поставляемую с использованием теплоносителя в виде горячей воды или пара теплоснабжающими организациями другим потребителям.
Как следует из пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее - постановление № 87) и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Вместе с тем необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется (пункт 1 постановления № 87).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 302-ЭС15-11950, при установлении пониженного относительно экономически обоснованного тарифа для обеспечения доступности услуг для определенных категорий потребителей на публично-правовом образовании, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, лежит обязанность по возмещению регулируемой организации соответствующих убытков, если публично-правовым образованием не были приняты меры, направленные на компенсацию потерь иным способом.
В пункте 2 постановления № 87 указано, что при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 АПК РФ истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Ответчик - соответствующее публично-правовое образование - вправе возражать против представленного расчета, ссылаясь, в том числе на то, что при установлении тарифа в размере ниже экономически обоснованного были приняты или предусмотрены меры, направленные на компенсацию потерь ресурсоснабжающей организации иным способом (выделение субсидий, инвестиционная политика и т.п.).
Размер платы за коммунальную услугу подлежит корректировке исполнителем 1 раз в год (пункт 42 (1) Правил № 354).
РЭК Омской области, в рамках возложенных на нее полномочий, ежегодно производит оценку изменения объемов оказанных услуг и осуществляет пересмотр полученной субсидии либо в сторону доначисления компенсации выпадающих доходов, либо возврате части субсидий по результатам суммирования данных корректировки во всех отчетных кварталах календарного года.
При таких обстоятельствах, доводы ответчика о наличии расхождения в представленных ПАО «Россети Сибирь» документах отклоняются судом.
Иных доказательств несоответствия представленных истцом документов требованиям действующего законодательства ответчиком в материалы дела не представлено.
Не состоятельными признаны судом доводы РЭК Омской области о
несоответствии полномочий ФИО6, ФИО7 пункту 6
Порядка № 348-п.
Заявка на получение субсидии за 3 квартал 2020 года, реестры (ведомости), расчет размера субсидии подписаны директором филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» ФИО5 и заместителем директора филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» по экономике и финансам ФИО6
В соответствии с подпунктом 6 пункта 6 Порядка № 348-п, для получения субсидии ПАО «Россети Сибирь» была представлена доверенность, выданная генеральным директором ПАО «Россети Сибирь» ФИО8 на ФИО7, подлинник данной доверенности находится в филиале «Омскэнерго».
Копия доверенности на ФИО7 заверена юрисконсультом 1 категории отдела правового обеспечения хозяйственной деятельности ФИО9 Полномочия ФИО9 на заверение копий документов, подлинники которых находятся в ПАО «Россети Сибирь», подтверждает доверенность от 14.09.2020 № 00/115/55/195.
Приказ о переводе ФИО7 руководителем направления бухгалтерского учета филиала ПАО «Россети Сибирь» от 30.06.2020 №448-л/с заверен заместителем генерального директора - директором филиала ПАО «Россети Сибирь» ФИО5
Право заверения документов предусмотрено пунктом 34 доверенности от 11.09.2020 № 00/115. Пунктом 9 доверенности от 11.09.2020 № 00/115 предусмотрено право подписывать с работниками филиала трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним, соглашения о расторжении трудовых договоров.
Таким образом, для получения субсидии ПАО «Россети Сибирь» представлена доверенность, выданная генеральным директором ПАО «Россети Сибирь» ФИО8 на ФИО7, подлинник данной доверенности находится в филиале «Омскэнерго», доверенность заверена ФИО9 имеющей полномочия на заверение копий документов, подлинники которых находятся в филиале «Омскэнерго».
Следовательно, указанные выше доводы ответчика, являются необоснованными.
Как указывалось выше, для потребителей ПАО «Россети Сибирь» приказом РЭК Омской области от 18.06.2020 № 73/32 установлены льготные тарифы на тепловую энергию.
Как следует из представленных в материалы дела документов, потреблено тепловой энергии по льготному тарифу, утвержденному приказом РЭК Омской области от 18.06.2020 №73/32, в третьем квартале 2020 года населением города Тары и Калачинска Омской области в объеме в объеме 190,626 Гкал (с учетом уточнений от 22.07.2021).
Разница между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом (выпадающий доход) согласно расчету истца составила 230 621 руб. 35 коп. (с учетом уточнений от 22.07.2021).
При этом публично-правовым образованием предусмотрены меры, направленные на компенсацию потерь ресурсоснабжающих организаций путем выделения субсидий.
Так, порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, теплоснабжающих организаций на территории Омской области установлен Законом № 1660-ОЗ.
Согласно статье 2 Закона № 1660-ОЗ право на льготные тарифы имеют граждане - потребители услуг по горячему, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, по обращению с твердыми коммунальными отходами, тепловой энергии (мощности), теплоносителя на территории Омской области.
В силу статьи 4 Закона № 1660-ОЗ компенсация выпадающих доходов организаций, возникающих в случае установления льготных тарифов, осуществляется за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам в соответствии с законодательством.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам определяется Правительством Омской области в соответствии с законом об областном бюджете. Таковым является Порядок № 348-п.
Таким образом, правовой механизм компенсации потерь, возникших вследствие разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа, и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, установлен путем выплаты субсидии.
Однако в данном порядке обществу потери не возмещены, поскольку распоряжением от 23.11.2020 № Р-20/210 в компенсации расходов истца отказано в полном объеме.
Поскольку публично-правовое образование предусмотрело финансирование льготного тарифа для граждан, то неисполнение данной обязанности по возмещению межтарифной разницы в рамках Порядка № 348-п путем выделения субсидии влечет возникновение убытков у истца, поставившего ресурс населению по льготным тарифам.
При этом возражения РЭК Омской области относительно нарушения порядка № 348-п в части предоставления документов на выплату субсидии не имеют правового значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку предметом такового является взыскание убытков.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В частности, истец должен доказать размер убытков.
Вместе с тем размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
В подтверждение размера убытков обществом представлены реестры (ведомости) начислений платы за коммунальную услугу (ресурс) гражданам за отчетный квартал по форме, утверждаемой уполномоченным органом, и регистры бухгалтерского учета, утвержденные в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете», подтверждающие размер начисленной за отчетный квартал платы за коммунальную услугу (ресурс) гражданам.
Данные сведения ответчиком документально не оспорены, уточненный размер убытков не оспорен.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит требование истца о взыскании денежных средств в сумме 230 621 руб. 35 коп. в качестве субсидии за третий квартал 2020 года на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов гражданам по теплоснабжению, правомерным и подлежащим удовлетворению.
При подаче искового заявления в суд истцом платёжным поручением № 22514 от 25.12.2020 было уплачено 9 855 руб. государственной пошлины.
По правилам статьи 110 АПК РФ в связи с удовлетворением иска расходы по государственной пошлине в сумме 7 612 руб. 00 коп. относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 243 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 163, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418, место нахождения: 644099, Омская область, город Омск, улица Красногвардейская, дом 42) в пользу публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, место нахождения: 660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, дом 144А) 230 621 руб. 35 коп. убытков; а также 7 612 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 660021, <...>) из федерального бюджета 2 243 руб. государственной пошлины, уплаченной платёжным поручением № 22514 от 25.12.2020.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья А.П. Микуцкая