ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-9249/11 от 02.09.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск дело № А46-9249/2011

«02» сентября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 02 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе

судьи Третинник М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области

о признании недействительным решения от 10.05.2011 № 272,

при участии в судебном заседании представителей

открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» Егорова Н.А. по доверенности от 20.04.2011 б/н (паспорт),

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области Головачева Д.А. (удостоверение УР № 640854) по доверенности от 01.04.2011 б/н,

У С Т А Н О В И Л:

открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (по тексту заявитель, Общество, налогоплательщик, ОАО «МРСК Сибири») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области (далее – налоговый орган) от 10.05.2011 № 272 об отказе в осуществлении зачета (возврата); обязании налоговый орган возвратить излишне взысканные пени в сумме 54 814,83 руб.; начислении проценты на излишне взысканные пени в сумме 54 814,83 руб. за период с 07.12.2010 по дату фактического возврата пеней; направлении решения о возврате пеней и процентов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Заявление мотивировано незаконностью отказа в возврате пеней, поскольку требование, на основании которого последние были предложены к уплате налогоплательщику, в установленном законом порядке было признано недействительным.

Возражения налогового органа обоснованы отсутствием оснований для возврата уплаченных пеней.

Обстоятельства налогового спора.

На основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 25.08.2010 № 39 (Решение Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 09.11.2010 № 12-1030) налоговым органом было принято требование № 1045 по состоянию на 16.11.2010 об уплате ОАО «МРСК Сибири» пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 54 814,83 руб.

06.12.2010 платежным поручением № 23652 пени в сумме 54 814,83 руб. были Обществом уплачены.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 2.02.2011 по делу А46-14922/2010 требование налогового органа № 1045 по состоянию на 16.11.2010 было признано недействительным.

Полагая, что пени в сумме 54 814,83 руб. являются излишне взысканными, Общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 22.04.2011 № 1.5/23-33/2764 о возврате пени в сумме 54 814,83 руб., с начислением на указанную сумму процентов в порядке, предусмотренном статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением налогового органа от 10.05.2011 № 272 в возврате пени было отказано по причине отсутствия переплаты пени.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «МРСК Сибири» в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа № 272 недействительным как принятого с нарушением налогового законодательства, повлекшим нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя, об обязании возвратить взысканную сумму пеней с начислением на неё процентов в порядке, предусмотренном статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Выслушав участников процесса, изучив представленные ими доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения заявления в силу следующего.

Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

На основании статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно пункту 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

При этом в порядке, предусмотренном статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату налог, взысканный в отсутствие на то законных оснований.

Как следует из материалов дела – пени в сумме 54 814,83 руб., в возврате которых заявителю налоговым органом было отказано, исчислены Обществу за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц по итогам выездной налоговой проверки решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 25.08.2010 № 39 (Решение Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 09.11.2010 № 12-1030).

Указанное решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 25.08.2010 № 39 в части начисления пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 54 814,83 руб. Обществом не оспаривалось (что в заседании суда было подтверждено представителем), вступило в законную силу, соответственно, подлежало исполнению в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Ссылка Общества на то, что требование налогового органа № 1045 было признано недействительным, судом отклоняется следующим основаниям.

Согласно статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием признается письменное извещение   налогоплательщика о неуплаченной сумме налога.

Таким образом, требование, направленное налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьями 69,70 Налогового кодекса российской Федерации, не является ненормативным правовым актом, которым устанавливается, изменяется или прекращается обязанность налогоплательщика по уплате налога, а в силу указанной выше нормы отнесено к актам процедурного характера, которое принимаются в целях реализации порядка принудительного исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Поскольку правовым основанием, установившим в данном случае обязанность по уплате пени в спорной сумме, является решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю № 39, которое на дату обращения Обществом с заявлением о возврате пени, являлось действующим ненормативным правовым актом, признание недействительным требование налогового органа № 1045, принятого во исполнение указанного решения № 39, по мнению суда, в рассматриваемом случае, не является обстоятельством, позволяющим признать уплаченные Обществом суммы пени как излишне взысканные.

Более того, Арбитражный суд Омской области, принимая решение от 25.02.2011 по делу № А46-14922/2010, о признании недействительным требование налогового органа № 1045, исходил из того, что последним была нарушена процедура направления оспариваемого требования. Обстоятельств того, что требование № 1045 направлено было заявителю в отсутствие обязанности по уплате пени в сумме, указанной в нем, решение не содержит.

Таким образом, учитывая, что юридического факта, позволяющего в силу норм налогового законодательства признать обязанность налогоплательщика по уплате пени в сумме 54 814,83 руб. изменившейся, судом не установлено, правовых оснований для возврата из бюджета указанной суммы пени с начислением процентов в порядке, предусмотренном статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, по мнению суда, в рассматриваемом случае не имеется.

Руководствуясь статьями 168-175, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, -

Р Е Ш И Л :

Заявление открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья М.А.Третинник