АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mail info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
2 июня 2009 года
№ дела
А46-9428/2009
Резолютивная часть решения принята и объявлена 26 мая 2009 года. Полный текст решения изготовлен 2 июня 2009 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Стрелковой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полоцкой Д.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газстрой» г. Омска
к инспекции Федеральной налоговой службы по Любинскому району Омской области
о признании недействительным решения № 15 о привлечении налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.02.2009,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя ФИО1 по доверенности б/н от 06.04.2009;
представителя заинтересованного лица ФИО2 по доверенности от 18.03.2009 (удостоверение УР № 338805 сроком до 31.12.2009)
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Газстрой» (далее по тексту – предприниматель ООО «Газстрой», заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Любинскому району Омской области (далее по тексту – ИФНС России по Любинскому району Омской области, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения № 15 о привлечении налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.02.2009.
В обоснование заявленного требования предприниматель ООО «Газстрой» указало на то, что налоговым органом неправомерно при расчете единого налога на вмененный доход, подлежащего уплате при осуществлении розничной торговли на автомобильной газозаправочной станции, был взят физический показатель общей площади объекта стационарной торговой сети согласно данным технического паспорта, равный 2000 кв.м.
ИФНС России по Любинскому району Омской области в письменном отзыве на заявление с требованиями налогоплательщика не согласилась, указав на законность вынесенного решения.
В судебном заседании представитель ООО «Газстрой» поддержала заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель налогового органа заявление налогоплательщика считает подлежащим оставлению без удовлетворения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 19.05.2009 по 26.05.2009.
Суд, рассмотрев материалы дела и заявление налогоплательщика, отзыв на него, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.
ООО «Газстрой» зарегистрировано 26.09.2006 ИФНС России № 1 по ЦАО г.Омска в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1065503061535.
ИФНС России по Любинскому району Омской области была проведена камеральная проверка представленной заявителем налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2008 года, по результатам которой был составлен акт.
В результате данной проверки было выявлено и нашло отражение в составленном по ее результате акте № 7 от 27.01.2009, что ООО «Газстрой» допущена неполная уплата единого налога на вмененный доход в результате неверно указанной величины физического показателя и неверного исчисления коэффициента.
Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения ИФНС России по Любинскому району Омской области в порядке статей 89, 101 Налогового кодекса Российской Федерации решения № 15 о привлечении налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.02.2009, в соответствии с которым:
1. заявитель был привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого налога на вмененный доход в виде штрафа в сумме 7355,20 руб.;
2. взыскан не полностью уплаченный налог в сумме 36776 руб., пени за его несвоевременную уплату в сумме 1496,06 руб.;
3. предложено уплатить штраф, налог и пени.
ООО «Газстрой», считая решение налогового органа не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его недействительным.
Рассмотрев заявление ООО «Газстрой», суд находит требование налогоплательщика подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход предусмотрен главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.28. Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Согласно пункту 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении такого вида предпринимательской деятельности как розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
В силу статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Единый налог на вмененный доход на территории Омской области введен Законом Омской области от 18.11.2002 № 404-ОЗ «О едином налоге на вмененный доход», принятым Постановлением Законодательного собрания Омской области от 11.11.2002 № 217.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (пункт 2 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из решения № 15 от 18.02.2009, заявителем, осуществляющим розничную торговлю на автомобильной газозаправочной станции, был произведен расчет налога по 4 торговым местам площадью менее 5 кв.м.
ИФНС России по Любинскому району Омской области в свою очередь, признавая данный расчет неверным, указала в оспариваемом решении, что в спорной ситуации значение физического показателя базовой доходности «площадь торгового места» для целей исчисления единого налога на вмененный доход по автомобильной газозаправочной станции надлежит принимать равным общей площади земельного участка 2000 кв.м., на котором расположен объект недвижимости.
Суд, признавая решение № 15 от 18.02.2009 недействительным, исходит из следующего.
Статья 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, определяя понятия, используемые в главе «Единый налог на вмененный доход», установила, что:
стационарная торговая сеть – торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям;
стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, – торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны;
стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, – торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты;
площадь торгового зала – часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
открытая площадка – специально оборудованное для торговли или общественного питания место, расположенное на земельном участке;
торговое место – место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
Пунктом 3 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации установлены следующие физические показатели по розничной торговле:
1. по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, используется физический показатель «площадь торгового зала в кв. метрах» и базовая доходность «1800 рублей» в месяц;
2. по розничной торговле, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь которых не превышает 5 кв. метров, используется физический показатель «торговое место» и базовая доходность «9000 рублей» в месяц;
3. по розничной торговле, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь которых превышает 5 кв.м., используется физический показатель «площадь торгового места в кв. метрах» и базовая доходность «1800 рублей» в месяц.
Из вышеназванных норм можно сделать вывод о том, что законодатель установил аналогичный порядок налогообложения в отношении стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, и не имеющей таковой, и заключающийся в том, что единый налог на вмененный доход рассчитывается исходя из базовой доходности 1800 рублей в месяц по отношению к «площади в квадратных метрах», используемой для совершения сделок розничной купли-продажи.
В одном случае такой площадью является площадь торгового зала, а в другом – площадь, занимаемая «торговым местом» в значении, определенном в статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исключение лишь составляет случай, когда сделки розничной купли-продажи совершаются на площади менее 5 кв.м., то есть, на этой территории расположено как рабочее место продавца и кассовый аппарат, так и хранятся товары.
Рассматривая понятие «торговое место», определяемое как место совершения сделок розничной купли-продажи, следует признать необходимым обратиться к положениям статьи 458, 492 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из которых, принимая во внимание специфику функционирования автомобильной газозаправочной станции, можно заключить об отсутствии оснований для выделения из нее, подлежащей рассмотрению как единый комплекс, отдельных входящих в неё частей, как то: операторская, где происходит принятие от покупателя денежных средств и выдача ему чека контрольно-кассовой техники и топливораздаточных колонок, с помощью которых продавец передаёт товар (в данном случае газ), без чего нельзя констатировать совершение сделки розничной купли-продажи.
Из этих же суждений и свойств автомобильной газозаправочной станции следует, что без проезда, подхода к зданию операторской и топливораздаточным колонкам исключена возможность совершить сделку розничной купли-продажи газа: оплатить и получить товар, иными словами, использовать отдельно выделенные заявителем части станции (1 касса и 3 топливораздаточные колонки).
При таких обстоятельствах, по мнению суда, расчет налога, произведенный заявителем исходя из того, что газовые колонки – три отдельных торговых места, а здание кассы – объект стационарной торговой сети менее 5 кв.м, не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.
Суд полагает правильным осуществление расчета налога с объекта торговой сети – автомобильной газозаправочной станции, исходя из физического показателя «площади, используемой для совершения сделок розничной купли-продажи» - «площади торгового места» и базовой доходности 1800 рублей в месяц.
При этом, по мнению суда, с учетом действия принципа равенства налогообложения было бы неправильным включать в такую площадь площади, аналогичные по своему функциональному назначению площадям, не включаемым в площадь торгового зала при налогообложении деятельности по розничной торговле через магазины.
Как установлено в статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
При таких обстоятельствах было бы неправильным относить при налогообложении розничной торговли через автомобильную газозаправочную станцию площади, используемые для приема и хранения газа (например, резервуары, трубопроводы).
Кроме того, законодательством предусмотрены определенные требования по отношению к строительству такого объекта, как автомобильной газозаправочной станции: площадь зеленых насаждений должна занимать не менее 45 %, должно соблюдаться определенное предусмотренное противопожарными нормами расстояние между сооружениями автомобильной газозаправочной станции.
В связи с этим включение в физический показатель всей площади автомобильной газозаправочной станции также бы привело к нарушению принципа равенства налогообложения по сравнению с другими объектами торговли, относительно которых таких требований законодательства не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Любинскому району Омской области исчислила налог, исходя из площади земельного участка, указанной в разделе 2 «Экспликация площади земельного участка (кв.м.)» технического паспорта нежилого строения № 13а по ул. Дорожная, литера А.
Суд считает необходимым указать то обстоятельство, что ИФНС России по Любинскому району Омской области, на которую частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена обязанность доказывания законности вынесенного ей решения, не приведено каких-либо доказательств использования ООО «Газстрой» для совершения сделок розничной купли-продажи газа именно площади в размере 2000 кв.м.
При этом положения закона о том, что площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов не следует понимать, как норму, освобождающую налоговый орган от бремени доказывания факта использования той или иной площади для совершения сделок розничной купли-продажи.
ООО «Газстрой» был представлен расчет единого налога на вмененный доход за 3 квартал 2008 года исходя из базового показателя «торговое место», в соответствии с которым к уплате за данный период подлежит 1768 руб., при сдаче отчетности за 3 квартал налогоплательщиком было начислено 9505 руб. налога, таким образом, заявителем не было допущено занижение налогооблагаемой базы, как было констатировано в решении № 15 от 18.02.2009, что обуславливает неправомерность привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 7355,20 руб., доначисление 36776 руб. единого налога на вмененный доход и 1496,06 руб. пени за его несвоевременную уплату.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа, решения и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, решение № 15 о привлечении налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.02.2009 подлежит признанию недействительным.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.
В связи с удовлетворением требования заявителя в полном объеме, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, которым налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, ООО «Газстрой» надлежит возвратить из бюджета 3000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
заявление общества с ограниченной ответственностью «Газстрой» удовлетворить.
Признать недействительным вынесенное инспекцией Федеральной налоговой службы по Любинскому району Омской области решение № 15 о привлечении налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.02.2009.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Газстрой» из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежным поручениям № 380 от 10.04.2009, № 515 от 14.05.2009.
Решение о признании недействительным решения налогового органа подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Г.В. Стрелкова