ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-9634/11 от 20.09.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

22 сентября 2011 года

№ дела

А46-9634/2011

Резолютивная часть решения объявлена 20.09.2011г.

Арбитражный суд Омской области в составе  судьи Яркового С.В.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания  Ильиной М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Калачинский элеватор» к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании незаконным и отмене постановления от 20.07.2011 № 04-02/75-3-30,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя  – ФИО1 по доверенности от 11.01.2011,

заинтересованного лиц – ФИО2 по удостоверению № 147

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Калачинский элеватор» далее по тексту - ООО «Калачинский элеватор», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее по тексту – РЭК Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 20.07.2011 № 04-02/75-3-30 о привлечении ООО «Калачинский элеватор» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб.

Обосновывая заявленное требование, заявитель ссылается на малозначительность допущенного нарушения, не представляющего существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.

РЭК Омской области представила суду материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «Калачинский элеватор», письменный отзыв в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с требованиями заявителя не согласилась, сославшись на законность и обоснованность вынесенного решения.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

ООО «Калачинский элеватор» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.12.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1045511018497.

27.04.2011 председателем РЭК Омской области было издано распоряжение № 01-03/38 о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Калачинский элеватор».

Специалистами контрольно-ревизионного отдела РЭК Омской области в период с 04 мая по 01 июня 2011 года была проведена проверка деятельности ООО «Калачинский элеватор» по вопросу соблюдения дисциплины цен, порядка ценообразования и регулирования при осуществлении регулируемого вида деятельности за 2010-2011 на территории Омской области: оказание услуг на подъездных железнодорожных путях, по результатам которой был составлен акт проверки № 04-02/75-1-14 от 30.05.2011.

24.06.2011 главным специалистом контрольно-ревизионного отдела РЭК Омской области ФИО3 составлен протокол № 04-02/75-2-28 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из содержания протокола следует, что в ходе плановой проверки ООО «Калачинский элеватор» было установлено, что в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 21.10.2008 № 234/54 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Омской области» в период с июля 2010 г. по март 2011 г. ООО «Калачинский элеватор» оказывало услуги по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах на подъездных железнодорожных путях необщего пользования по тарифам, не утвержденным уполномоченным государственным органом.

Данные действия влекут административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

27.06.2011 заместителем председателя РЭК Омской области ФИО4 было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Калачинский элеватор», определены дата и время – 06.07.2011 в 10 час. 30 мин.

В связи с поступившим от ООО «Калачинский элеватор» ходатайством от 27.10.2010 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении 27.10.2010 заместителем председателя РЭК Омской области ФИО4 было вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Калачинский элеватор», определены новые дата и время – 20.07.2011 в 10 час. 00 мин.

По результатам рассмотрения протокола № 04-02/75-2-28 об административном правонарушении от 24.06.2011 и других материалов дела в отношении ООО «Калачинский элеватор» заместителем председателя РЭК Омской области ФИО4 было вынесено постановление № 04-02/75-3-30 о назначении административного наказания от 20.07.2011, согласно которому ООО «Калачинский элеватор» было привлечено к административной ответственности, по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 100 000 руб.

Полагая, что указанное постановление не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО «Калачинский элеватор», последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.

Исследовав и оценив обстоятельства по делу, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные ООО «Калачинский элеватор» требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 названного Указа Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации праве определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлен перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В данный перечень включены транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Указом Губернатора Омской области от 28.05.2003 № 95 «О Региональной энергетической комиссии Омской области» утверждено Положение о Региональной энергетической комиссии Омской области.

Подпунктом 11 пункта 7 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, установлено, что Комиссия в целях возложенных на нее задач устанавливает тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Таким образом, государственное регулирование цен (тарифов) в отношении транспортных услуг, оказываемых предприятиями на подъездных железнодорожных путях, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1.2 Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Омской области, утвержденных приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 21.10.2008 № 234/54, регулируемые услуги - транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, по осуществлению транспортной связи различных организаций с сетью железнодорожных путей общего пользования через обособленную систему подъездных железнодорожных путей, а также иные услуги в соответствии с приведенным в настоящих Методических указаниях перечнем.

К регулируемым услугам относятся: перевозка грузов, подача и уборка вагонов; маневровые работы (перестановка, подбор вагонов); работа локомотива по заявкам; погрузочно-разгрузочные работы, в том числе разгрузка вагоноопрокидывателем, выгрузка на площадке оборудования; использование подъездного железнодорожного пути (отстой, хранение, пропуск вагонов); слив мазута; очистка вагонов; работа снегоуборочного поезда; взвешивание вагонов; иные транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях.

Таким образом, тарифы на оказание услуг по взвешиванию вагонов, подлежат государственному регулированию.

Следовательно, оказание услуг по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах по тарифам, не установленным РЭК Омской области, является нарушением законодательства в области государственного регулирования тарифов.

Согласно пункту 1.3 Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Омской области, утвержденных  Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 21.10.2008 № 234/54, регулирование тарифов осуществляется путем установления регулирующим органом фиксированных или предельных тарифов отдельно для каждой организации, оказывающей регулируемые услуги  потребителям.

Из пункта 1.3 Методических указаний следует, что при установлении тарифов могут применяться метод экономически обоснованных затрат и метод индексации. При этом метод экономически обоснованных затрат предусматривает определение тарифов на основе планового объема выручки организации, оказывающей регулируемую услугу, необходимого для возмещения экономически обоснованных расходов указанной организации.

При применении метода индексации тарифы умножаются на величину индекса изменения тарифов, определяемого регулирующим органом.

Из пункта 1.6 Методических указаний следует, что организация, оказывающая регулируемые услуги, при обращении в регулирующий орган для установления тарифов представляет: письменное заявление об установлении тарифов, подписанное руководителем и заверенное печатью организации, оказывающей регулируемые услуги. В заявлении должны быть указаны сведения об организации, направившей заявления, и пояснения, содержащие: обоснование необходимости установления тарифов; описание регулируемых услуг.

Установление тарифов на определенные регулируемые услуги обязательно для предприятия промышленного железнодорожного транспорта только в том случае, если данное предприятие оказывает эту регулируемую услугу.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, следующие обстоятельства:

- наличие события административного правонарушения;

- лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;

- виновность лица в совершении административного правонарушения;

- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административно правонарушения.

В силу нормы части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В рассматриваемом случае ООО «Калачинский элеватор» привлечено к административной ответственности за то, что в период с июля 2010 г. по март 2011 г. ООО «Калачинский элеватор» оказывало услуги по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах на подъездных железнодорожных путях необщего пользования по тарифам, не утвержденным уполномоченным государственным органом, что является нарушением норм постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 21.10.2008 № 234/54 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Омской области».

Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что деятельность на железнодорожных путях ООО «Калачинский элеватор» осуществляет в соответствии с договором, заключенным с ОАО «РЖД» от 16.10.2008 № 1/108 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Калачинский элеватор» при станции Калачинская Западно-Сибирской железной дороги.

Приказом РЭК Омской области от 15.04.2008 № 32/15 «Об установлении тарифа на услугу, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «Калачинский элеватор» на подъездных железнодорожных путях» установлен и введен в действия с 05.05.2008 тариф на услугу в размере 144,28 руб./т, без учета НДС. Услуга, оказываемая на подъездных железнодорожных путях, включает в себя подачу-уборку вагонов собственным локомотивом, погрузку груза, взвешивание на железнодорожных весах.

Проверкой было установлено, что в соответствии с договорами на использование железнодорожных весов от 01.03.2010 б/н, от 11.01.2011 № 1/ВЗ, заключенными с ООО «ТК «Сибирь» и ИП ФИО5 соответственно, общество предоставляет железнодорожные весы грузоподъемностью 150 тонн для взвешивания вагонов (полувагонов, цистерн) с грузом и порожних. Стоимость взвешивания одного вагона (полувагона, цистерны) по условиям договоров составляет 2 000 руб., включая налог на добавленную стоимость. Стоимость взвешивания вагонов определена методом калькулирования затрат и утверждена директором общества ФИО6 (калькуляция на взвешивание вагонов на железнодорожных весах). Факт выставления сумм к оплате и получения выполненных работ, платежными поручениями, приходными кассовыми ордерами.

В связи с тем, что услуга по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах входит в состав комплексной услуги, оказываемой обществом на подъездных железнодорожных путях, плата за которую утверждена приказом РЭК Омской области, оказание услуг по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах как отдельная услуга подлежит государственному регулированию.

Однако, для установления тарифа на взвешивание вагона на железнодорожных весах ООО «Калачинский элеватор» в РЭК Омской области не обращалось. Тариф для ООО «Калачинский элеватор» на взвешивание вагонов на железнодорожных весах РЭК Омской области не утверждался.

Данный факт (оказание транспортных услуг) подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается заявителем.

Довод ООО «Калачинский элеватор» о том, что допущенное им нарушение является малозначительным, не представляющим существенной опасности охраняемым общественным правоотношениям суд считает подлежащим отклонению.

Арбитражный суд не находит оснований для применения к ООО «Калачинский элеватор» положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, по следующим основаниям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац 3 пункта 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительности судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях   и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10).

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда личности, обществу, государству. При оценке малозначительности должен быть также решен вопрос о социальной опасности деяния.

Представленные в материалы арбитражного дела доказательства, отражающие последствия выявленного нарушения, указывают на отсутствие осознания ООО «Калачинский элеватор» своей обязанности по соблюдению приведенных выше по тексту настоящего решения норм законодательства, что, как следствие, исключает вывод об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих обществу обратиться в РЭК Омской области с необходимыми документами для целей установления тарифа, подлежащего применению при оказании услуг по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах, обществом не указано, доказательств, подтверждающих существование таких обстоятельств не представлено.

Таким образом, у суда имеются основания констатировать, что ООО «Калачинский элеватор» безосновательно уклоняется от подачи необходимых документов в РЭК Омской области для установления тарифа для своей организации, тогда как указанная обязанность проистекает из положений федерального законодательства в сфере государственного регулирования тарифов на оказание транспортных услуг в Российской Федерации.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении к исполнению предусмотренных законом обязанностей, в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Указанное, как обоснованно отмечает заинтересованное лицо, ограничивает РЭК Омской области в возможности осуществлять свои непосредственные функции.

При таких обстоятельствах, утверждение ООО «Калачинский элеватор» о том, что совершенное им правонарушение не причинило какого-либо ущерба охраняемым общественным отношениям, и не представляет никакой общественной опасности, беспредметно и голословно.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление вынесено РЭК Омской области законно и обоснованно. Нарушений срока привлечения к административной ответственности и порядка производства по делу об административном правонарушении арбитражный суд не установил.

В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Поскольку постановление РЭК Омской области № 04-02/75-3-30 о назначении административного наказания от 20.07.2011 о привлечении ООО «Калачинский элеватор» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 000 рублей, является законным и обоснованным, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Калачинский элеватор» о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Омской области № 04-02/75-3-30 о назначении административного наказания от 20.07.2011 о признании общества с ограниченной ответственностью «Калачинский элеватор» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

В других случаях решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.

Судья С.В. Ярковой