АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
20 сентября 2016 года
№ дела
А46-9908/2016
Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению бюджетного учреждения Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" (ИНН 5528013977, ОГРН 1025501860119)
к Министерству финансов Омской области (ИНН 5503078620, ОГРН 1045504005414)
о признании незаконными действий по отказу в выплате заработной платы работникам учреждения,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Рабанин Г.Ф. по доверенности от 18.03.2016 № 06/2-Д (паспорт),
от заинтересованного лица– Каурова С.А. по доверенности от 12.09.2016 №10-1-08/1346 (удостоверение),
от третьего лица – Гарифова О.А. по доверенности от 23.11.2015 (удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
бюджетное учреждение Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" (далее – заявитель, БУ «АЖС») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявление о признании действий Министерства финансов Омской области (далее – заинтересованное лицо, Минфин), связанных с отказом в выплате заработной платы работникам учреждения, незаконными; заработной платы и иных платежей по обязательствам, возникшим после принятия решения о ликвидации БУ «АЖС», текущими платежами; обязании Министерства финансов Омской области выплатить задолженность по заработной плате и компенсациям, связанным с увольнением работниками в ходе сокращения численности и ликвидации БУ «АЖС», пособиям по беременности и родам, возникшие с мая 2016 года и передать все исполнительные документы, предъявленные к лицевому счету бюджетного учреждения, в ликвидационную комиссию БУ «АЖС»; обязании исполнять требования кредиторов в порядке, установленном статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 19 Закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» на основании промежуточного ликвидационного баланса».
Определением от 19.07.2016 суд принял к производству указанное заявление, предоставив заявителю отсрочку уплаты государственной пошлины на срок до вынесения итогового судебного акта по настоящему делу, но не более чем на шесть месяцев.
Протокольным определением от 11.08.2016 суд в порядке статьи 51 АПК РФ по ходатайству заявителя привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее – Министерство), на которое в соответствии со ст.ст.18, 19 Закон РФ «О некоммерческих организациях», ст.ст.62, 63 ГК РФ и ст.5.2 Устава БУ «АЖС» (редакция №3} возложены обязанности по организации мероприятий по исполнению решения Правительства Омской области о ликвидации бюджетного учреждения, в том числе: назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса Учреждения
В судебном заседании 31.08.2016 и 20.09.2016 представитель БУ Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просит суд признать незаконными действия Министерства финансов Омской области, связанные с отказом в выплате заработной платы работникам учреждения, выраженные в письме от 17.06.2016 №06-16/5214, пояснил, что в оставшейся части требования не поддерживает. Указанные уточнения приняты судом, поскольку не противоречат закону и заявлены уполномоченным лицом.
В обоснование требований заявитель пояснил, что действия заинтересованного лица по отказу в выплате заработной плате противоречат статье 64 ГК РФ, поскольку указанные требования по выплатам за май относятся к текущим платежам, так как возникли после вынесения решения о ликвидации юридического лица.
Представитель заинтересованного лица требования не признала, сославшись на то, что бюджетным законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей при исполнении исполнительных документов должника, находящегося в стадии ликвидации, не оговорена возможность передачи исполнительных документов ликвидационной комиссии; Минфин, отказывая заявителю в исполнении заявок на кассовый расход по выплате заработной платы, руководствовался частью 20 статьи 30 Федерального закона №83-ФЗ, поскольку к лицевому счету должника было предъявлено множество неисполненных исполнительных документов, поступивших ранее.
Представитель третьего лица поддержала требования заявителя.
Рассмотрев материалы дела, требования заявителя (с учетом уточнений), выслушав представителей сторон, суд установил, что 02.03.2016 Правительством Омской области принято решение о ликвидации БУ «АЖС» (Распоряжение №32-рп).
04.03.2016 Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области сформирована ликвидационная комиссия (Распоряжение №47-рп).
С 30.05.2016 бюджетное учреждение прекратило оплачивать исполнительные документы ввиду недостаточности денежных средств на лицевом счете.
Учредителем бюджетного учреждения является Омская область. Функции учредителя на момент принятия решения о ликвидации бюджетного учреждения выполняли областной Минстрой и Минимущество Омской области.
Министерством финансов Омской области, как уполномоченным государственным органом исполнительной власти Омской области на ведение лицевых счетов бюджетных учреждений, в ответ на обращение заявителя от 20.05.2016 №586, письма заявителя №598/03 от 27.05.2016 и №729/03 от 15.06.2016 о направлении заявок на кассовый расход №1356, 1357, 1427-1436 на перечисление заработной платы за май 2016 года письмом от 17.06.2016 №06-16/5214 в исполнении указанных платежных документов было отказано.
Полагая, что указанные действия заинтересованного лица не соответствуют требованиям закона, нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в суд.
Требования заявителя удовлетворены судом в силу следующего.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ (в ред. от 31.01.2016) «О некоммерческих организациях», введенной в действие Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии со статьей 18 закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
Статьей 19 закона в редакции на момент принятия решения о ликвидации заявителя, предусмотрен порядок ликвидации некоммерческой организации, аналогичный установленному в статье 63 ГК РФ.
При этом частью 5 статьи 19 установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
При этом часть 5 статьи 63 ГК РФ отсылает к порядку очередности, установленному статьей 64 ГК РФ.
Статьей 64 ГК РФ в редакции на дату принятия решения о ликвидации БУ «АЖС» установлено, что при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.
Нормами гражданского законодательства не определено, какие расходы следует считать «текущими» при ликвидации юридического лица.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
С учетом этого, суд посчитал необходимым при решении вопроса об очередности гашения требований кредиторов при ликвидации бюджетного учреждения обратиться к положениям Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – закон о банкротстве). Тем более, что, как правильно заметил заявитель, возможность обращения к нормам закона о банкротстве в порядке аналогии предусмотрена пунктами 24, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 (ред. от 24.03.2016) "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 5 закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В связи с тем, что решение о начале процедуры банкротства принимается судом путем вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом, а решение о начале ликвидации – учредителем юридического лица, в данном случае, по мнению суда, «текущими» следует считать обязательства учреждения, возникшие после 02.03.2016.
В соответствии с частью 2 статьи 134 закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;
в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
в четвертую очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Изучив материалы дела, суд установил, что заявки на кассовый расход №1356, 1357, 1427-1436, исполнить которые отказался Минфин, содержали требования на перечисление:
заработной платы сотрудникам за первую половину мая и за май 2016 года на счет Сбербанка,
заработной платы руководителя учреждения за первую половину мая и май 2016 года на его лицевой счет,
окончательного расчета при сокращении штата сотрудникам за май 2016 года,
пособия по беременности и родам сотруднику,
единовременного пособия при рождении ребенка сотруднику,
НДФЛ из заработной платы сотрудников за май 2016 года,
страховых взносов, исчисленных с заработной платы сотрудников за май 2016 года.
Таким образом, с учетом того, что выплата заработной платы была прекращена сотрудникам учреждения с 30.05.2016, требования, предъявленные к лицевому счету БУ «АЖС», в исполнении которых было отказано заявителю, в том числе, с учетом положений части 5 статьи 134 закона о банкротстве, относятся к текущим платежам второй очереди.
Частью 8 статьи 9.2 закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
В соответствии со статьей 220.1 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (далее – БК РФ) учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 8.1, 12.1 пункта 9 Положения о Министерстве финансов Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 24.02.2004 №36 (ред. от 10.02.2016), Министерство финансов Омской области (далее - Министерство), являясь органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики Омской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Омской области в этой сфере, организует исполнение областного бюджета, в том числе обеспечивает учет бюджетных и денежных обязательств получателей средств областного бюджета; осуществляет открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей, получателей средств областного бюджета, а также государственных унитарных предприятий Омской области, бюджетных и автономных учреждений Омской области.
Как было установлено судом, основанием для отказа в перечислении средств заработной платы явились положения п.20 ст.30 Закона РФ от 08.05.2010 №83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", в соответствии с которыми при нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов, установленных указанной нормой, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника с уведомлением последнего.
Поскольку на лицевом счете должника имелось множество неисполненных документов, Минфин приостановил осуществление операций по расходованию средств, в частности, отказал в исполнении заявок на выплату заработной платы.
Норма, на которую ссылается заинтересованное лицо, имеет сходство с положениями статьи 242.4 главы 24.1 БК РФ, которыми установлен порядок исполнения исполнительных документов, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения – должника.
Как следует из текста пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2005 №197-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"», части 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» в редакции названного закона, указанная глава была введена в БК РФ с целью особого правового регулирования порядка исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
С введением данной главы полномочия по исполнению исполнительных документов в отношении средств бюджетов перешли к соответствующим финансовым органам (были исключены из ведения службы судебных приставов).
При таких обстоятельствах суд полагает возможным применить к данной ситуации положения пункта 6 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – закон №229-ФЗ), регулирующие сходные отношения, позволяющие судебному приставу-исполнителю окончить исполнительное производство в случае ликвидации должника-организации и направлении исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона.
Как следует из части 4 статьи 96 закона №229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, за исключением исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим платежам.
В данной конкретной ситуации действия Минфина по приостановлению расходных операций во исполнение положений части 20 статьи 30 закона №83-ФЗ, на которые ссылается заинтересованное лицо, по сути, аналогичны действиям судебного пристава по наложению ареста на денежные средства должника (статья 81 закона №229-ФЗ).
Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации предусмотрен статьей 96 закона №229-ФЗ, согласно которой:
- на основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов … о взыскании задолженности по текущим платежам и исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате;
- при приостановлении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает аресты с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства;
- при получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (а также когда должник находится в процессе ликвидации) судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, «за исключением исполнительных документов о … взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом».
При таких обстоятельствах, по мнению суда, действия заинтересованного лица по отказу в исполнении заявок на кассовый расход, содержащих требования о гашении текущих платежей со ссылкой на приостановление расходных операций по лицевому счету (по сути, со ссылкой на арест денежных средств на счете) не соответствует требованиям закона.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться как указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными, так и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В ходе рассмотрения дела судом было предложено представить сторонам информацию об имеющихся требованиях к лицевому счету должника – БУ «АЖС» с целью установления природы и очередности требований кредиторов.
Однако, проанализировав информацию, предоставленную заинтересованным лицом о выставленных по лицевому счету должника – заявителя исполнительных документах за период с 03.03.2016 по дату издания оспариваемого письма, суду не удалось достоверно установить, какие требования: текущие, или реестровые, были предъявлены к лицевому счету должника. Не удалось также установить, имелись (имеются) ли какие-либо требования текущего характера, подлежащие гашению в порядке первой очереди (то есть, до гашения спорных заявок на кассовый расход).
При таких обстоятельствах суд лишен возможности установить, должен ли был финансовый орган исполнить требования заявителя о выплате заработной платы, содержащиеся в заявках на кассовый расход, имеющихся в материалах дела, в том числе, и с учетом календарной очередности требований о гашении текущих платежей одной и той же очереди.
Тем не менее, суд считает необходимым указать на следующее.
Как полагает суд, в данной ситуации заинтересованное лицо наряду с функцией обеспечения исполнения судебных актов играет одновременно и роль кредитной организации, осуществляющей контроль за исполнением тех или иных платежных документов на стадии ликвидации организации (подобно роли кредитной организации в процедуре банкротства).
С учетом этого, суд считает необходимым обратить внимание заинтересованного лица, что в соответствии с пунктами 1, 3, 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства", возможного к применению в данной ситуации по аналогии:
- при совершении действий по исполнению того или иного платежного документа кредитная организация праве принимать такое распоряжение к исполнению и исполнять его только при условии, что в этом распоряжении либо в документах, прилагаемых к нему, содержатся сведения, подтверждающие отнесение оплачиваемого требования получателя денежных средств к текущим платежам (статья 5 Закона) или к иным требованиям, по которым допускается платеж со счета должника в ходе соответствующей процедуры;
- кредитная организация производит проверку по формальным признакам, определяя очередность платежа на основании сведений, имеющихся в распоряжении или приложенных к нему документах (кроме распоряжений внешнего или конкурсного управляющего);
- установленная абзацем шестым пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве календарная очередность определяется кредитной организацией исходя из момента поступления в кредитную организацию распоряжения.
С учетом этого, а также вышеизложенного, суд считает необходимым указать в резолютивной части решения на обязанность Министерства финансов Омской области производить выплаты с лицевого счета бюджетного учреждения в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ, в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 19 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, именем РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования бюджетного учреждения Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" (ИНН 5528013977, ОГРН 1025501860119) удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными действия Министерства финансов Омской области (ИНН 5503078620, ОГРН 1045504005414), связанные с отказом в выплате заработной платы работникам бюджетного учреждения Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области", выраженные в письме от 17.06.2016 №06-16/5214.
Обязать Министерство финансов Омской области (ИНН 5503078620, ОГРН 1045504005414) производить выплаты с лицевого счета бюджетного учреждения Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" (ИНН 5528013977, ОГРН 1025501860119) в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ, в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 19 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.Г. Захарцева