ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-10127/12 от 25.02.2013 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.оrenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-10127/2012

«01» марта 2013 год

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 01 марта 2013 года.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сердюк Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хачатрян С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Оренбургской области (г. Оренбург) исх. № 45-9-2/107 от 15.06.2012г. (поступило в арбитражный суд 18.06.2012г.), Общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии и коммуникации», г. Бугуруслан к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (г. Оренбург) о признании недействительным решения по делу № 05-10-06/2011 (исх. № 3783) от 11.05.2012г. о нарушении антимонопольного законодательства и предписаний от 11.05.2012г.,

Третьи лица:

ЗАО «Тепловодоснабжение» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>;

ОАО «Агроремонт» ОГРН <***>, ИНН <***>,, юридический адрес: 461637, <...>;

ООО «Перспектива» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461636, <...>;

ООО «Жилищно-эксплуатационный комбинат» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>;

ООО «Жилкомсервис» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>;

Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «город Бугуруслан» «Специальное автомобильное хозяйство» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>

Товарищество собственников жилья «ТСЖ-37» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>;

Открытое акционерное общество коммерческий банк «Спутник» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>;

ОАО «Сбербанк России» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 117997, <...>;

ООО «Люкс-Строй-Сервис» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...> б;

ООО «БУГУРУСЛАНТЕПЛОГАЗ» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>;

Муниципальное казенное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Управление городского хозяйства» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...> (ранее -Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Управление городского хозяйства»);

Общество с ограниченной ответственностью «Территория безопасности» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>;

Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «город Бугуруслан» «ТеплоВодоСнабжение» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>,

при участии представителей:

от Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Оренбургской области: ФИО1 - начальника юридического отдела Управления (по доверенность от 02.02.2012г., пост., (нотариально удостоверена);

от ООО «Современные технологии и коммуникации»: ФИО2 - представителя (доверенность от 01.07.2012г., пост.);

от УФАС по Оренбургской области: ФИО3 - главного специалиста-эксперта (доверенность № 13 от 09.01.2013г., пост.);

от ОАО «Сбербанк России»: ФИО4 - старшего юрисконсульта сектора правового обеспечения (доверенность № 480 от 18.01.2011г., действительная по 11.01.2014г.);

от ООО «Перспектива»: ФИО5 – директора (приказ №1 от 07.02.2006 г.);

Иные лица. Участвующие в деле, в судебное заседание не явились, доказательства извещения в деле имеются;

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Оренбургской области (г. Оренбург), Общество с ограниченной ответственностью «Современные технологии и коммуникации», г. Бугуруслан обратились в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (г. Оренбург) о признании недействительным решения по делу №05-10-06/2011 (исх. № 3783) от 11.05.2012г. о нарушении антимонопольного законодательства и предписаний от 11.05.2012г.

Третьи лица:

ЗАО «Тепловодоснабжение» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>;

ОАО «Агроремонт» ОГРН <***>, ИНН <***>,, юридический адрес: 461637, <...>;

ООО «Перспектива» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461636, <...>;

ООО «Жилищно-эксплуатационный комбинат» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>;

ООО «Жилкомсервис» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>;

Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «город Бугуруслан» «Специальное автомобильное хозяйство» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>

Товарищество собственников жилья «ТСЖ-37» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>;

Открытое акционерное общество коммерческий банк «Спутник» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>;

ОАО «Сбербанк России» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 117997, <...>;

ООО «Люкс-Строй-Сервис» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...> б;

ООО «БУГУРУСЛАНТЕПЛОГАЗ» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, Оренбургская обл., Бугурусланский р-н, г. Бугуруслан, ул. Комсомольская, д. 98;

Муниципальное казенное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Управление городского хозяйства» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...> (ранее -Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Управление городского хозяйства»);

Общество с ограниченной ответственностью «Территория безопасности» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>;

Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «город Бугуруслан» «ТеплоВодоСнабжение» ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 461630, <...>.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Оренбургской области просит признать решение по делу №05-10-06/2011 (исх. № 3783) от 11.05.2012г., вынесенное антимонопольным органом недействительным по следующим основаниям.

По мнению заявителя, ФГУП «Почта России» добровольно устранило вменяемое ему нарушение антимонопольного законодательства, что в свою очередь являлось основаниям для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Кроме того, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области Оренбургской области не установлена объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 3 ч. 4 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции». При рассмотрении дела антимонопольным органом не проведен анализ состояния конкуренции, продуктовые и географические границы товарного рынка не определены, аналитический отчет не составлялся.

Вменяемые ФГУП «Почта России» действия совершены до момента вступления в законную силу Федерального закона от 06.12.2011 №401-ФЗ.

В нарушение ч. 1 ст. 45 ФЗ «О защите конкуренции» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области не соблюден девятимесячный срок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Общество с ограниченной ответственностью «Современные технологии и коммуникации» считает решение антимонопольного органа от 11.05.2012 по делу №05-10-06/2011 и предписание от 11.05.2012 №3784 недействительными на основании того, что при рассмотрении антимонопольного дела 29.03.2012 заявителем представлены исчерпывающие доказательства добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.

Требования заявителей Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области не признает по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом первой инстанции установлено следующее:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на основании приказа от 28.07.2011 №156 возбудило дело№05-10-06 по признакам нарушения хозяйствующими субъектами: Муниципальным бюджетным учреждением муниципального образования «город Бугуруслан» «Управление городского хозяйства»; ООО «Жилищно-эксплуатационный комбинат», ЗАО «Тепловодоснабжение»; МУП МО «город Бугуруслан» «ТеплоВодоСнабжение», ООО «БУГУРУСЛАНТЕПЛОГАЗ», ОАО «Агроремонт»; ООО «Перспектива»; ООО «Люкс-Строй-Сервис», ТСЖ «ТСЖ-37», ООО «Жилкомсервис», МУП МО «город Бугуруслан» «Специальное автомобильное хозяйство»; ОАО «Оренбургэнергосбыт»; ОАО «Сбербанк России»; ОАО КБ «Спутник», ФГУП «Почта России» пункта 4 части 1 статьи 11, части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения антимонопольного дела Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области установило, что ответчиками по делу были заключены трехсторонние договоры. В соответствии с условиями договоров, форма платежного документа, в которых отсутствуют банковские реквизиты исполнителей жилищно-коммунальных услуг, необходимые для осуществления кредитными организациями банковских услуг была согласована сторонами и являлась неотъемлемой частью этих договоров.

По результатам рассмотрения дела Комиссия Оренбургского УФАС России 11.05.2012 приняла решение по делу №05-10-06/2011 о нарушении антимонопольного законодательства.

Пунктом 4 решения антимонопольного органа Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Управление городского хозяйства»; ООО «Жилищно-эксплуатационный комбинат», ЗАО «Тепловодоснабжение»; МУП МО «город Бугуруслан» «ТеплоВодоСнабжение», ООО «БУГУРУСЛАНТЕПЛОГАЗ», ОАО «Агроремонт»; ООО «Перспектива»; ООО «Люкс-Строй-Сервис», ТСЖ «ТСЖ-37», ООО «Жилкомсервис», МУП МО «город Бугуруслан» «Специальное автомобильное хозяйство»; ОАО «Сбербанк России»; ОАО КБ «Спутник», ФГУП «Почта России», ООО «Территория безопасности», ООО «Современные технологии и коммуникации» признаны нарушившими часть 4 статьи 11, пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области 11.05.2012 выдало ФГУП «Почта России» предписание №3785, ООО «Территория безопасности» предписание №3784 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

ФГУП «Почта России», ООО «Территория безопасности» не согласившись с решением Оренбургского УФАС России от 11.05.2012 и предписаниями №3785, №3784, посчитав их необоснованными и не соответствующими действующему законодательству, обратились в суд с заявлениями.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, законом предусмотрено наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующими субъектами понимаются индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, а также некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход.

В соответствии с пунктом 3 частью 4 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие действия приводят или могут привести в том числе к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Из материалов дела следует, что в период 2009 – 2012 годы ООО «Жилкомсервис» осуществляло обслуживание 59 многоквартирных домов (письмо №91 от 14.03.2012), ООО «ЖЭК» осуществляло обслуживание 85 многоквартирных домов (письмо №88 от 14.03.2012), ТСЖ «ТСЖ-37» осуществляло обслуживание ремонт одного многоквартирного дома, ООО «Перспектива» управляло в 2009 г. – 25 многоквартирными домами, в 2010 г. – 24 многоквартирными домами, в 2011 - 20 многоквартирными домами (по окончании 2011 года - 17 многоквартирными домами (письмо №73 от 14.03.2012).

Материалами дела подтверждается, что в целях организации приема жилищно-коммунальных платежей от жильцов многоквартирных домов заключены трехсторонние договоры:

- договор на оказание услуг по сбору и обработке платежей №56-14/989 от 01.10.2009 между ФГУП «Почта России», МАУ «УСЖКДХ», ООО «Перспектива».

- договор на оказание услуг по сбору и обработке платежей №56-14/988 от 01.10.2009 между ФГУП «Почта России», МАУ «УСЖКДХ», ООО «Люкс-Строй-Сервис».

- договор на оказание услуг по сбору и обработке платежей №56-14/990 от 01.10.2009 между ФГУП «Почта России», МАУ «УСЖКДХ», ТСЖ «ТСЖ-37».

- договор на оказание услуг по сбору и обработке платежей №56-14/991 от 01.10.2009 между ФГУП «Почта России», МАУ «УСЖКДХ», ООО «ЖЭК».

- договор на оказание услуг по сбору и обработке платежей №56-14/992 от 01.10.2009 между ФГУП «Почта России», МАУ «УСЖКДХ», ООО «Жилкомсервис».

- договор на оказание услуг по сбору и обработке платежей №56-14/993 от 01.10.2009 между ФГУП «Почта России», МАУ «УСЖКДХ», МУП муниципального образования «Город Бугуруслан» «Тепловодоснабжение»;

- договор на оказание услуг по сбору и обработке платежей №56-14/994 от 01.10.2009 между ФГУП «Почта России», МАУ «УСЖКДХ», ЗАО «Тепловодоснабжение» города Бугуруслана;

- договор на оказание услуг по сбору и обработке платежей №56-14/995 от 01.10.2009 между ФГУП «Почта России», МАУ «УСЖКДХ», МУП муниципального образования «Город Бугуруслан» «Специальное автомобильное хозяйство»;

- договор на оказание услуг по сбору и обработке платежей №56-14/996 от 01.10.2009 между ФГУП «Почта России», МАУ «УСЖКДХ», ОАО «Агроремонт»;

- договор о приеме платежей от физических лиц №30/09 от 09.12.2009 г. между ООО «СТК», МАУ «УСЖКДХ», МУП муниципального образования «Город Буруслан» «Специальное автомобильное хозяйство»;

- договор о приеме платежей от физических лиц №34/09 от 23.11.2009 г. между ООО «СТК», МАУ «УСЖКДХ», ОАО «Агроремонт»;

- договор о приеме платежей от физических лиц №84/11 от 06.06.2011 г. между ООО «СТК», МАУ «УСЖКДХ», ООО «Жилищно-эксплуатационный комбинат»;

- договор о приеме платежей от физических лиц №85/11 от 19.05.2011 г. между ООО «СТК», МАУ «УСЖКДХ», ООО «Перспектива»;

- договор о приеме платежей от физических лиц №90/11 от 10.06.2011 г. между ООО «СТК», МАУ «УСЖКДХ», ООО «Жилкомсервис»;

- договор о приеме платежей от физических лиц №37/09 от 13.10.2011 г. между ООО «СТК», МАУ «УСЖКДХ», МУП «ТеплоВодоСнабжение»;

- договор о приеме платежей от физических лиц №37/09 от 13.10.2011 г. между ООО «СТК», МАУ «УСЖКДХ», ООО «Люкс-Строй-Сервис»;

-договор о приеме платежей от физических лиц №100/11 от 17.11.2011г. между ООО «СТК», МАУ «УСЖКДХ», ООО «ДомСервис»;

- договор о приеме платежей от физических лиц №73/10 от 10.11.2010г. между ООО «СТК», МАУ «УСЖКДХ», ООО «Перспектива» (далее договоры).

Согласно трехсторонним договорам, заключенным с участием ФГУП «Почта России», в обязанности Почты входило осуществление приема платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги во всех почтовых отделениях Бугурусланского почтамта по счетам-квитанциям установленной формы.

В договорах с участием ООО «СТК» в обязанности «Агента» - ООО «СТК» входило осуществление приема платежей на основании платежных документов (единых счет-квитанций) по форме, установленной соглашением сторон и являющейся приложением к договору.

По трехсторонним договорам с ООО «СТК» образцы платежных документов были представлены в приложениях №1 к договорам и также содержали только наименование поставщика услуг без указания банковских реквизитов.

Согласно пункту 37 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 «Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее Правила №307) плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Пунктом 38 Правил №307 предусмотрено, что в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;

г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:

при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление);

при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;

при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил;

при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения);

д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи:

с проживанием временных жильцов;

со снижением качества коммунальных услуг;

с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;

е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды;

ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.

Таким образом, учитывая, что в рассматриваемом случае платежные документы, по которым в соответствии с трехсторонними договорами производился расчет за коммунальные услуги, не содержат банковские реквизиты исполнителей жилищно-коммунальных услуг, суд считает, что направляемые в адрес плательщиков жилищно-коммунальных услуг счета – квитанции не соответствуют требованиям, установленным Правилами №307, поскольку не содержат необходимые реквизиты.

В свою очередь в соответствии с пунктом 40 Правил № 307, если иное не установлено договором, предоставляет потребителю, в том числе возможность оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в части девятой настоящей статьи и в статье 13.1 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), является банковской операцией.

Согласно письму Центрального Банка России от 04.01.2003 № 17-44/1 «О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов» данная операция предусматривает перечисление банком денежных средств по поручению физического лица-плательщика, не имеющего счета в данном банке, на счет указанного плательщиком лица в этом или ином банке и осуществляется согласно пункту 2 статьи 863 Гражданского кодекса Российской Федерации в рамках норм параграфа 2 «Расчеты платежными поручениями».

При переводе денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов кредитными организациями осуществляется ряд последовательных банковских операций, начиная с приема наличных денег от физического лица и до зачисления их на банковский счет получателя в безналичном порядке.

В соответствии с пунктом 1.2.2 Положения о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации, утвержденного Банком России 01.04.2003 № 222-П (далее - Положение), порядок и условия осуществления операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, включая порядок оплаты расчетных услуг, а также обязательства банка по переводу денежных средств устанавливаются банком в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России.

Порядок и условия осуществления операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета доводятся до сведения физических лиц в доступной для ознакомления форме, в том числе путем размещения информации в местах обслуживания клиентов, включая внутренние структурные подразделения банка, и считаются принятыми физическим лицом при подписании им документа на перечисление денежных средств.

Согласно пункту 1.2.3 указанного выше Положения форма документа, предназначенного для представления (заполнения) физическими лицами при перечислении денежных средств без открытия банковского счета, устанавливается банками либо соответствующими получателями средств, в адрес которых направляются платежи, и применяется при условии, что в документе или в договоре банка с получателем средств предусмотрены все необходимые для перечисления денежных средств реквизиты, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) физического лица (при его наличии), а в случаях, предусмотренных статьей 7.2 Федерального закона, -уникальный присваиваемый номер операции (при его наличии), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) физического лица (при его наличии) либо адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, на основании которых банками заполняется платежное поручение на бланке ф. 0401060.

Анализ указанных выше норм позволяет сделать вывод о том, что при расчете физическими лицами через кредитные организации, плательщик должен предоставить все необходимые реквизиты для перечисления денежных средств получателю платежа.

Однако, как указывалось выше, условия спорных договоров, в соответствии с которыми расчет производится по установленным образцам платежных документов, не предусматривающих всех необходимых реквизитов в соответствии с действующим законодательством, препятствуют осуществлению физическим лицом платежей за потребленные жилищно-коммунальные услуги, в иных кредитных организациях, с которыми не заключены договоры на прием платежей.

С учетом изложенного, суд соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что отсутствие реквизитов (установленных пунктом 38 Правил №307) в платежных документах на оплату услуг жилищно-коммунальных платежей, предоставляет преимущество ООО «СТК» и ФГУП «Почта России» на прием указанных платежей перед иными кредитными организациями, с которыми не заключены соответствующие договоры, в виду затруднительности приема и перечисления денежных средств от плательщика услуг, поскольку отсутствуют необходимые реквизиты на платежных документах.

Следовательно, кредитные организации, не являющиеся участниками договоров, находятся в неравных конкурентных условиях по сравнению с тем, с кем Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Управление городского хозяйства» договоры заключило, поскольку не имеют возможности взимать комиссионное вознаграждение с получателя средств и оказывать банковские услуги, необходимые для оплаты жилищно-коммунальных услуг бесплатно.

Ссылка ФГУП «Почта России» о том, что спорные договоры не содержат условий о согласовании формы счета-квитанции, не может быть принят во внимание.

ФГУП «Почта России» в лице филиала дало согласие на то, что бы формы бланков счета-квитанции устанавливались исполнителями жилищно-коммунальных услуг. Данные формы бланков, не содержащие необходимых банковских реквизитов, являлись одинаковыми для всех плательщиков. Следовательно, заявитель, согласившись с упомянутым договорным условием, тем самым также влияло на общие условия обращения услуги на товарном рынке, поскольку препятствовало участию других кредитных организаций в приеме коммунальных платежей от физических лиц.

Довод ФГУП «Почта России» о том, что Оренбургским УФАС России не проведен анализ состояния конкуренции, а также не определены продуктовые и географические границы товарного рынка опровергается материалами дела.

ФГУП «Почта России» в своем заявлении сослалось на то, что антимонопольный орган не вправе был применять п. 3 ч. 4 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» (редакция которого была введена в действие Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ), так как спорные правоотношения возникли до вступления указанной нормы в действие -01.10.2009 .

Между тем, данный довод основан на неверном толковании норм права.

Норма статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договоров -01.10.2009, и на момент принятия антимонопольным органом резолютивной части решения - 26.04.2012, запрещала заключение соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, запрет на заключение соглашений, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, существовал и в момент заключения трехсторонних соглашений, и в период их действия (2009-2012гг.).

Частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, а также в случаях, установленных настоящей главой, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев. О продлении срока рассмотрения дела комиссия выносит определение и направляет копии этого определения лицам, участвующим в деле.

Из материалов дела установлено, определением от 12.08.2011 антимонопольный орган назначил дело №05-10-06/2011 к рассмотрению, решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготовлено в полном объеме 11.05.2012.

При таких обстоятельствах довод ФГУП «Почта России» о нарушении управлением части 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции также не может быть признан соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Кроме того, заявителем не учтено, что нарушение антимонопольным органом порядка проведения проверки и вынесения решения могут являться основанием для признания актов антимонопольного органа недействительными, если установленные нарушения носят существенный характер и не позволили или не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы ФГУП «Почта России» о нарушении антимонопольным органом процессуальных требований, в частности не направление в адрес заявителя мотивированное обоснование замены членов комиссии Оренбургским УФАС России, отклоняются в силу следующего.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации регламентирован главой 9 Закона, которая не содержит указания на необходимость направления лицам, участвующим в деле, решения антимонопольного органа о замене члена комиссии.

Из материалов дела установлено, что ФГУП «Почта России», ООО «СТК» в ходе рассмотрения антимонопольного дела представили дополнительные соглашения о расторжении трехсторонних соглашений.

ФГУП «Почта России» представило: дополнительное соглашение к договору №56-14/990 от 01.10.2009 г. от апреля 2012г., дополнительное соглашение к договору №56-14/509 от 01.01.2012 г. от апреля 2012г., дополнительное соглашение к договору №56-14/994 от 01.10.2009 г. от апреля 2012 г., дополнительное соглашение к договору №56-14/993 от 01.01.2009 г. от апреля 2012 г., дополнительное соглашение к договору №56-14/996 от 01.10.2009 г. от апреля 2012 г., дополнительное соглашение к договору №45-14/508 от 01.01.2012 г. от апреля 2012 г., дополнительное соглашение к договору №56-14/991 от 01.10.2009 г. от апреля 2012 г., дополнительное соглашение к договору №56-14/995 от 01.10.2009 г. от апреля 2012 г., дополнительное соглашение к договору №56-14/997 от 01.10.2009 г. от апреля 2012 г. (т.39, л.д. 138-146).

ООО «СТК» представило: дополнительное соглашение от 27.03.2012 г. к договору №97/11 от 09.11.2011г., дополнительное соглашение от 27.03.2012 г. к договору №89/11 от 13.10.2011г., дополнительное соглашение от 27.03.2012 г. к договору №85/11 от 19.05.2011г., дополнительное соглашение от 27.03.2012 г. к договору №84/11 от 06.06.2011г., дополнительное соглашение от 27.03.2012 г. к договору №37/09 от 23.11.2009г., дополнительное соглашение от 27.03.2012 г. к договору №90/11 от 10.06.2011г., дополнительное соглашение от 27.03.2012 г. к договору №30/09 от 09.12.2009 г., дополнительное соглашение от 27.03.2012 г. к договору №135/12 от 15.02.2012г., дополнительное соглашение от 27.03.2012 г. к договору №34/09 от 23.11.2009г., дополнительное соглашение от 27.03.2012 г. к договору №100/11 от 17.11.2011г. (т. 38 л.д. 147-156).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона N 135-ФЗ добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, является основанием для прекращения комиссией рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 3.41 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447, рассмотрение дела подлежит прекращению в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что ФГУП «Почта России» не устранены в полной мере последствия допущенного им нарушения антимонопольного законодательства, так как в представленных дополнительных соглашениях указан только месяц и год их заключения.

Таким образом, решение Оренбургского УФАС России в части признания Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» нарушившим ч. 4 ст. 11, п. 3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции является законным и правомерным.

В отношении Общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии и коммуникации» суд приходит к противоположному выводу, представленные в материалы дела дополнительные соглашения свидетельствуют о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.

При таких обстоятельствах, решение Оренбургского УФАС России в части признания Общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии и коммуникации» нарушившим ч. 4 ст. 11, п. 3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Расходы по госпошлине относятся на Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Оренбургской области на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Понесённые ООО «Современные технологии и коммуникации» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в качестве судебных расходов в порядке, установленном ст. ст.106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 159, 167-170, 176 201, Арбитражного процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

1. Ходатайство ООО «Современные технологии и коммуникации» о приобщении дополнительных документов удовлетворить, документы к делу приобщить.

2.Требования Общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии и коммуникации», г. Бугуруслано признании недействительным решения по делу № 05-10-06/2011 (исх. № 3783) от 11.05.2012г. о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 11.05.2012г. удовлетворить в части касающейся ООО «Современные технологии и коммуникации».

Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по делу № 05-10-06/2011 (исх. № 3783) от 11.05.2012г. о нарушении антимонопольного законодательства и предписание от 11.05.2012г. в части касающейся ООО «Современные технологии и коммуникации».

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

3. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области, г. Оренбург (460046, <...>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии и коммуникации» (ИНН<***>, ОГРН <***>, почтовый индекс 461630, Оренбургская область, город Бугуруслан, улица Кулакова, дом №44) 2000 (две тысячи) рублей в возмещение расходов по государственной пошлине.

Исполнительный лист на взыскание госпошлины выдать Общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии и коммуникации», после вступления решения в законную силу.

4.Требования Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Оренбургской области (г. Оренбург) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (г. Оренбург) о признании недействительным решения по делу № 05-10-06/2011 (исх. № 3783) от 11.05.2012г. о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 11.05.2012г. оставить без удовлетворения.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru.


 Судья Т.В. Сердюк