ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-10132/19 от 30.01.2020 АС Оренбургской области

1133/2020-15758(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-10132/2019  06 февраля 2020 года 

Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 06 февраля 2020 года 

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Третьякова  Н.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Черноморец  В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Магистр» (г. Оренбург, ОГРН  <***>, ИНН <***>) к Департаменту градостроительства и  земельных отношений администрации города Оренбурга (г.Оренбург) о  признании незаконным решения от 16.05.2019, выраженного в уведомлении   № 3200/19, об отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером  56:44:0405007:21, с местоположением: <...> и обязании  устранить нарушения путем возложения обязанности по подготовке и  направлению проекта договора купли-продажи. 

В судебном заседании приняли участие: 

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по 

доверенности от 09.01.2020,

специалист: главный специалист муниципального казенного 

учреждения «Городской центр градостроительства» ФИО3

Общество с ограниченной ответственностью «Магистр» (далее по  тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской  области с заявлением к Департаменту градостроительства и земельных  отношений администрации города Оренбурга (далее по тексту –  заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 16.05.2019,  выраженного в уведомлении № 3200/19, об отказе в выкупе земельного  участка с кадастровым номером 56:44:0405007:21, с местоположением: 


г.Оренбург, пр.Победы, и обязании устранить нарушения путем возложения  обязанности по подготовке и направлению проекта договора купли-продажи. 

В обоснование заявленных требований общество указывает, что  является собственником нежилого одноэтажного здания, в связи с чем  обратилось в Департамент градостроительства и земельных отношений с  заявлением о выкупе земельного участка, на котором расположено  принадлежащее ему здание. Между тем, заинтересованное лицо  необоснованно отказало заявителю в его выкупе, поскольку, по мнению  заявителя, земельный участок не имеет каких-либо обременений в его  обороте. 

Заинтересованным лицом в материалы дела представлен письменный  отзыв на заявление, в котором требования заявителя не признает, указывая на  ограничения в обороте данного земельного участка. 

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие  обстоятельства. 

Распоряжением Департамента градостроительства и земельных  отношений № 4186-р от 27.07.2014 уточнены характеристики земельного  участка с кадастровым номером 56:44:0405007:21, при этом в п. 3  распоряжения указано на то, что земельный участок относится к землям  общего пользования, ограничен в обороте, выкуп невозможен. 

На основании решения Арбитражного суда Оренбургской области от  20.02.2016 по делу № А47-10711/2015 за обществом зарегистрировано право  собственности на одноэтажное нежилое здание, площадью 43 кв.м., с  кадастровым номером 56:44:0405007:847, расположенное по адресу:  <...>. 

Пунктом 9.3 договора аренды в разделе «Особые условия»  предусмотрено, что земельный участок относится к землям общего  пользования, ограничен в обороте, выкуп земельного участка невозможен. 

Право аренды земельного участка зарегистрировано в Едином  государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 


Уведомлением № 3200/19 от 16.05.2019 заинтересованное лицо  сообщило заявителю об отказе в предоставлении земельного участка на  основании п.6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации,  поскольку в распоряжении Департамента градостроительства и земельных  отношений № 4186-р от 27.07.2014 указано на то, что земельный участок  относится к землям общего пользования, ограничен в обороте, выкуп  невозможен. Кроме того указано, что в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного  кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования,  занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами,  набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и  другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных  зон и не подлежат приватизации. 

Считая отказ Департамента градостроительства и земельных  отношений в предоставлении в собственность земельного участка  незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением. 

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд  приходит к следующим выводам. 

В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения  требований о признании недействительными решений органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима  совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному  правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и  действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает  удовлетворение заявленных требований. 

Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской  Федерации (далее - ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, осуществляется на  торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев,  предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. 

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без  проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых  расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений  либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ

Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено  настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право  на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют  граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий,  сооружений, расположенных на таких земельных участках. 

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не  более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении 


земельного участка уполномоченный орган при рассмотрении поступившего  заявления проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных  статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам рассмотрения и  проверки при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.  39.16 настоящего Кодекса, может принять решение об отказе в  предоставлении земельного участка. В указанном решении должны быть  указаны все основания отказа. 

В силу подпунктов 6, 14 статьи 39.16 ЗК РФ к числу оснований для  отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в  государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов  относятся случаи, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного  участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в  обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в  заявлении о предоставлении земельного участка и разрешенное  использование земельного участка не соответствует целям использования  такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении  земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта  в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. 

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не  могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами  сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные  участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются  в частную собственность, за исключением случаев, установленных  федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных  участков устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации,  федеральными законами (пункты 2, 3 статьи 27 ЗК РФ). 

П. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено,  что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами,  проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами,  водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в  состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. 

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, на  спорном земельном участке расположен объект недвижимости,  принадлежащий заявителю. 

Следовательно, на основании вышеуказанных норм права у заявителя  имеется право на выкуп земельного участка, но при условии, что земельный  участок не органичен в обороте. 

В дополнительных пояснениях к заявлению общество указывает, что  спорный земельный участок не занят элементами улично-дорожной сети и  свободен от каких-либо красных линий, кроме того, имеет назначение для  размещения объектов торговли, общественного питания и бытового  обслуживания с размещением на землях общего пользования, в связи с чем  считает, что он может быть приватизирован. 


Между тем, данные доводы заявителя не могут быть приняты судом во  внимание по следующим основаниям. 

Из представленной заинтересованным лицом в материалы дела  выписки из Правил землепользования и застройки муниципального  образования «город Оренбург», утвержденных решением Оренбургского  городского Совета № 557 от 25.12.2012, следует, что спорный земельный  участок расположен в зоне «Т.2» - Зона городских автодорог и объектов  обслуживания автотранспорта, которая включает в себя участки территории  города Оренбурга, предназначенные для размещения объектов  автомобильного транспорта, установления полос отвода автомобильных  дорог, а также размещения объектов обслуживания пассажирского и  грузового транспорта, дорожного сервиса и дорожного хозяйства, объектов  благоустройства при условии соответствия требованиям законодательства о  безопасности дорожного движения (л.д. 66-97). 

Из схемы границ территории планируемого развития следует, что  спорный земельный участок входит в границы территории планируемого  развития (л.д. 109). 

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской  Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации" (далее – Закон об автомобильных дорогах)  автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры,  предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя  земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и  расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное  полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные  сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные  сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные  объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. 

В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона об автомобильных  дорогах полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки  (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения  конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и  на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного  сервиса. 

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закон об автомобильных дорогах границы  полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании  документации по планировке территории. Подготовка документации по  планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных  дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом  утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель  для размещения указанных объектов. 

Таким образом, автомобильная дорога включает в себя не только саму  автомобильную дорогу, но и полосу отвода. 


В соответствии с транспортной схемой в составе генерального плана  г.Оренбурга, утвержденной решением Оренбургского городского Совета   № 674 от 10.10.2008, испрашиваемый земельный участок расположен на  территории магистрали общегородского значения (регулируемое движение)  (л.д. 110). 

Поскольку представленными в материалы дела заинтересованным  лицом документами подтверждается факт отнесения земельного участка к  землям общего пользования и факт его расположения в зоне Т.2. на  территории магистрали общегородского значения (регулируемое движение),  следовательно, он в силу положений п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежит  приватизации. 

Кроме того, при заключении вышеуказанного договора аренды  земельного участка с заявителем, в нем сразу было предусмотрено условие о  невозможности выкупа земельного участка. 

Доводы заявителя об отсутствии красных линий в месте нахождения  спорного земельного участка отклоняются судом, поскольку территории  магистралей общегородского значения (регулируемое движение),  включенных в зону Т.2 городских автодорог и объектов обслуживания  автотранспорта, расположенных на территории земель общего пользования,  являются самостоятельными элементами планировочной структуры,  существующими независимо от установления красных линий. 

В связи с чем факт отсутствия красных линий в рассматриваемом  случае не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора. 

Иные приводимые заявителем доводы о незаконности отказа в  предоставлении в собственность земельного участка также отклоняются  судом как основанные на неверном толковании действующих норм права. 

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности отказа  Департамента градостроительства и земельных отношений в предоставлении  в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером  56:44:0405007:21, изложенного в уведомлении № 3200/19 от 16.05.2019, в  связи с чем заявителю следует отказать в удовлетворении требований. 

Понесенные заявителем судебные расходы по оплате государственной  пошлины в размере 3000 руб. в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на  заявителя, а излишне уплаченную заявителем по платежному поручению   № 176 от 09.07.2019 государственную пошлину в размере 9000 руб. следует  возвратить обществу, выдав справку на возврат. 

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.


Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Магистр» из  федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению   № 176 от 09.07.2019 государственную пошлину в размере 9000 руб. 

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного  производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через  Арбитражный суд Оренбургской области. 

Судья Н.А.Третьяков

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного департамента

Дата 12.04.2019 6:47:52

 Кому выдана Третьяков Николай Анатольевич