Арбитражный суд Оренбургской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
г. Оренбург Дело № А47 – 10191/2007АК-23
26 февраля 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2008 года.
Решение в полном объёме изготовлено 04 марта 2008 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Л.А. Жаровой, при ведении протокола секретарём судебного заседания Р.Я.Горячевой, рассмотрев (с перерывом с 20 февраля до 26 февраля 2008 года) в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Совхоз Никольский» с.Толкаевка, Сорочинского района, Оренбургской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области г.Оренбург, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального образования «Сорочинский район» г.Сорочинск, Оренбургской области о признании недействительным Решения об отказе в государственной регистрации
с участием
от заявителя: ФИО1 – представителя (доверенность № 21 от 17 октября 2007 года);
от ответчика: ФИО2 - специалиста 1 разряда юридического отдела (доверенность № 04-21 от 9 января 2008 года);
от третьего лица: ФИО3 – главного специалиста по юридическим вопросам (доверенность № 4 от 18 января 2008 года)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Совхоз Никольский» с.Толкаевка, Сорочинского района, Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области г.Оренбург (далее – налоговый орган), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального образования «Сорочинский район» г.Сорочинск, Оренбургской области о признании недействительным Решения об отказе в государственной регистрации.
От заявителя поступило ходатайство об уточнении требований, которое судом удовлетворено на основании статей 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Ответчик требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо поддерживает доводы заявителя.
Права и обязанности разъяснены.
Отводов судье, секретарю судебного заседания не поступило.
При разрешении спора в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
В соответствии с договором пожертвования доли в уставном капитале ООО «Совхоз Никольский» от 16.02.2007 года собственником 100% доли в уставном капитале общества и единственным его участником стало Муниципальное образование «Сорочинский район».
22 ноября 2007 года обществом в налоговый орган было сдано заявление формы № Р 14001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы – в сведения об участниках юридического лица.
МРИ ФНС России № 10 по Оренбургской области 27 ноября 2007 года принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов.
По мнению налогового органа, муниципальные образования не являются юридическими лицами, поэтому в силу императивных предписаний, установленных в статье 7 Федерального закона от 08.08.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», муниципальные образования в силу своего статуса не могут быть участниками обществ с ограниченной ответственностью.
Заявитель не согласен с решением налогового органа об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы на том основании, что к заявлению обществом были приложены все необходимые документы, перечень которых предусмотрен пунктом 1 статьи 17 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 года № 129-ФЗ. Пояснил, что в соответствии с п.1 ст.124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. Считает, что муниципальные образования, являясь самостоятельными участниками имущественного оборота, могут учреждать хозяйственные общества и участвовать в них совместно с другими субъектами гражданских правоотношений.
Судом установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Перечень является исчерпывающим и в силу пункта 4 статьи 9 данного Закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов.
Заявителем были представлены все необходимые документы в надлежащий регистрирующий орган, о чем заявителю выдана расписка.
Согласно статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определённых настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов, либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Иных оснований для отказа в государственной регистрации настоящим законом не установлено.
Судом установлено, что оснований у налогового органа для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, не имелось по следующим основаниям:
Из материалов дела видно, что собственником 100% доли в уставном капитале ООО «Совхоз Никольский» и участником соответствующего общества является Муниципальное образование «Сорочинский район».
То, что муниципальные образования не являются юридическими лицами, не мешает им обладать на праве собственности долей в обществе, которая относится, согласно положений пункта 1 статьи 215 Гражданского кодекса РФ, к муниципальной собственности.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 08.08.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участниками общества могут быть граждане и юридические лица.
Согласно статьи 124 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса РФ органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не установлено законом.
Пункт 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставляет право органам местного самоуправления участвовать в создании хозяйственных обществ для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Изменения, вносимые в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Поскольку из материалов дела следует, что ООО «Совхоз Никольский» представило в налоговый орган все необходимые документы, то у последнего отсутствовали какие-либо основания для отказа юридическому лицу в государственной регистрации.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, законности совершения оспариваемых действий, наличия надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял решение.
С учетом изложенного налоговым органом не доказано оснований для вынесения оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, на основании статей 17, 23 Закона РФ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», требования заявителя подлежат удовлетворению: признать недействительным Решение об отказе в государственной регистрации от 27 ноября 2007 года, принятое Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области г.Оренбург в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Совхоз «Никольский» с.Толкаевка, Сорочинского района, Оренбургской области.
Расходы по государственной пошлине в размере 2000 (две тысячи) рублей следует взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Оренбургской области г.Оренбург в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Совхоз «Никольский» с.Толкаевка, Сорочинского района, Оренбургской области.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области г.Оренбург внести изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в части сведений об участнике, указав в качестве участника – «Муниципальное образование Сорочинский район».
Руководствуясь статьями 41, 49, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Ходатайство заявителя об уточнении требований удовлетворить.
2.Заявление удовлетворить.
Признать недействительным Решение об отказе в государственной регистрации от 27 ноября 2007 года, принятое Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области г.Оренбург в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Совхоз «Никольский» с.Толкаевка, Сорочинского района, Оренбургской области.
3.Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области г.Оренбург внести изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в части сведений об участнике, указав в качестве участника – «Муниципальное образование Сорочинский район» с местонахождением: 461900, <...>.
4.Расходы по государственной пошлине в размере 2000 ( две тысячи ) рублей возложить на ответчика.
5.Расходы по государственной пошлине в размере 2000 ( две тысячи ) рублей взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по <...> в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Совхоз «Никольский», <...> «б», после вступления решения суда в законную силу.
6.Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать заявителя после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Решение вступает в законную силу 07.04.2008 года, если не подана апелляционная жалоба.
Судья: Л.А. Жарова.
Арбитражный суд Оренбургской области
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
г.Оренбург
26 февраля 2008 года Дело № А47-10191/2007АК-23
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Л.А.Жаровой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Совхоз «Никольский» с.Толкаевка, Сорочинского района, Оренбургской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального образования «Сорочинский район» г.Сорочинск, Оренбургской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области г.Оренбург о признании недействительным Решения об отказе в государственной регистрации от 27 ноября 2007 года.
Руководствуясь статьями 41, 49, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Ходатайство заявителя об уточнении требований удовлетворить.
2.Заявление удовлетворить.
Признать недействительным Решение об отказе в государственной регистрации от 27 ноября 2007 года, принятое Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области г.Оренбург в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Совхоз «Никольский» с.Толкаевка, Сорочинского района, Оренбургской области.
3.Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области г.Оренбург внести изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в части сведений об участнике, указав в качестве участника – «Муниципальное образование Сорочинский район» с местонахождением: 461900, <...>.
4.Расходы по государственной пошлине в размере 2000 ( две тысячи ) рублей возложить на ответчика.
5.Расходы по государственной пошлине в размере 2000 ( две тысячи ) рублей взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по <...> в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Совхоз «Никольский», <...> «б», после вступления решения суда в законную силу.
6.Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать заявителя после вступления решения суда в законную силу.
Порядок обжалования решения разъяснен.
Судья Л.А.Жарова