Арбитражный суд Оренбургской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Оренбург Дело № А47-10298/2013
«04» февраля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 04 февраля 2014 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи С.В. Литвиновой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.Ф. Кучаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал", г.Оренбург (ОГРН <***> ИНН <***>)
к открытому акционерному обществу "Оренбургская геофизическая экспедиция", г.Оренбург (ОГРН <***> ИНН <***>)
о взыскании 281 002 руб. 20 коп.
при участии в заседании:
от истца: ФИО1 - представитель (доверенность от 21.01.2014)
ФИО2 –представитель (доверенность от 21.01.2014)
от ответчика: ФИО3- представитель (доверенность от 25.03.2013)
При рассмотрении дела 23.01.2014 в судебном заседании согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 28.01.2014 до 11 час. 45 мин.
У С Т А Н О В И Л:
Иск предъявлен о взыскании 281 002 руб. 20 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период март - июль 2013 года.
Истец в заседании арбитражного суда заявил ходатайство в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об уменьшении суммы иска до 251 860 руб. 80 коп., в связи с тем, что истцом была произведена корректировка объемов водоотведения в спорный период (с марта по июль 2013 года), что как следствие повлекло за собой перерасчет суммы платы за сброс загрязняющих веществ с превышением нормативов ДК.
Ходатайство истца арбитражным судом удовлетворено. Иск рассматривается о взыскании 251 860 руб. 80 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период март - июль 2013 года.
Представитель истца в заседании суда поддержал заявленные требования в полном размере по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом произведенного уточнения; заявил ходатайство о вызове в качестве свидетеля ФИО4 – ведущего инженера ООО "Оренбург Водоканал".
Ответчик в судебном заседании, в отзыве и дополнении к нему исковых требований не признал; возражал против удовлетворения ходатайства истца; поддержал раннее заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы, на разрешение которой просит поставить следующие вопросы:
1.Нарушена ли обществом с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» методика отбора проб сточных вод из контрольно-канализационных колодцев открытого акционерного общества «Оренбургская геофизическая экспедиция» в соответствии с актами отбора проб сточных вод с марта по июль 2013.
2.Влияет ли нарушение методики отбора проб сточных вод на конечный результат лабораторных (исследований) анализов, показателей загрязнения.
Проведение экспертизы просит поручить Автономной некоммерческой организации «Центр экологических экспертиз», являющейся членом Некоммерческого партнерства «Федерация Судебных Экспертов (115093, <...>, строение 3).
Представитель истца возражал против удовлетворения данного ходатайства.
Суд, рассмотрев в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство ответчика о назначении судебной экспертизы, считает, что для ответа на поставленные ответчиком вопросы не требуется специальных познаний, возражения истца относительно ходатайства о назначении судебной экспертизы суд считает правомерными, а поставленные ответчиком вопросы фактически сводятся к проверке произведенного истцом расчета, суд не находит оснований для назначения судебной экспертизы.
В ходе судебного заседания в качестве свидетеля была опрошена ФИО4 – ведущий инженер ООО «Оренбург Водоканал».
Свидетель предупрежден судом об уголовной ответственности по статьям 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации за отказ или уклонение от дачи показаний, дачу заведомо ложных показаний.
Свидетель ФИО4 пояснила, что контрольные колодцы согласованы с абонентом. Абонент был предупрежден о проверке, при проверке со стороны абонента присутствовал мастер-сантехник, абонент был подготовлен. Ответственность за качество стоков лежит на абоненте, при повторном отборе проб со стороны ответчика также присутствовали представители, кроме того отбор проб отбирался независимой лабораторией.
Свидетель указал, что лично отбирала пробы из всех трех колодцев, возражений со стороны абонента при отборе не было. Пробы отбирались со дна колодца, колодцы во время отбора не были на подпоре. Во всех трех колодцах было движение воды. Как пояснил свидетель, если движения воды нет, то пробы не отбираются, абонент уведомляется о необходимости прочистить колодцы и о новой дате отбора проб.
Свидетель пояснил, что 19.06.2013 отбирались пробы из каждого колодца по 2 бутылки, смешивания стоков не происходило. Если несколько колодцев, то производится усредненный расчет загрязняющих веществ (среднеарифметический). Если имеется залповый сброс, первый расчетный месяц рассчитывается с применением коэффициента за залповый сброс, в расчете за второй и третий месяцы показатели по залповому сбросу убираются.
По мнению свидетеля, отбор со стороны истца произведен верно; как согласованно отбор проб производится или из лотка колодца или из выпускной трубы. Методика отбора проб – разовая. Расчет пробы производится на основании протокола за все три месяца. Смешивание стоков не производится по всем трем колодцам абонента.
В ходе открытого судебного разбирательства арбитражным судом установлено, что 09.02.2009 между обществом с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» (поставщик) и открытым акционерным обществом "Оренбургская геофизическая экспедиция" (абонент) заключен договор ресурсоснабжения № 32/1-р (л.д. 15-18), в соответствии с пунктом 1.1 которого ресурсоснабжающая организация обязалась принимать сточные воды, а абонент обязуется оплачивать поставщику сброшенные сточные воды в объёме и сроки в соответствии с условиями настоящего договора.
Прием сточных вод от абонента осуществляется в канализационную сеть поставщика согласно разрешительной технической документации на присоединение объектов абонента к канализационным сетям поставщика выданной организацией ВКХ.
Объекты абонента, присоединенные к канализационной сети поставщика и точки приема сточных вод определяются приложением № 1, № 2 к настоящему договору (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 5.2 договора сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимых нормативных показателей при приеме промышленных стоков в городской коллектор), утвержденные Распоряжением Главы г.Оренбурга от 27.08.1999 № 3404-р «Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах отводимых абонентами в систему канализации г.Оренбурга» (далее - Распоряжение № 3404-р), либо временно согласованные в дополнительном соглашении к настоящему договору нормы допустимых концентраций - при их наличии.
Согласно пункту 2.1.3 договора, поставщик имеет право систематически производить контроль качества сточных вод, отводимых в систему канализации, путем отбора проб.
Отбор проб может быть произведен в любое время суток, в присутствии представителя абонента.
В силу пункта 3.1.3 договора № 32/1-р от 09.02.2009 на абоненте лежит обязанность по оформлению и согласованию с поставщиком актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между сетями поставщика и абонента.
Согласно пункту 5.1 договора № 32/1-р от 09.02.2009 за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации поставщика с абонента взимается повышенная плата.
Сумма платы определяется исходя из объема общего водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения анализов проб сточных вод (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»).
Между истцом и ответчиком 22.02.2013 согласованы три контрольно-канализационных колодца (ККК) на объекте ответчика расположенного по адресу: <...>, предназначенные для отбора проб сточных вод (т. 1, л.д. 25).
Представителями ООО «Оренбург Водоканал» 25.03.2013 года в присутствии представителей ОАО "Оренбургская геофизическая экспедиция" был произведен отбор проб сточных вод отводимых в системы канализации, по объекту ответчика, расположенному по адресу: <...>, о чем был составлен акт отбора проб сточных вод № 141/03 от 25.03.2013 об отборе проб № 306 (ККК1), № 307 (ККК2), № 308 (ККК3) (т. 1 л.д. 26), пописанный представителями: истца - ведущим инженером ФИО4; ответчика – исполняющим обязанности мастера сантехника ФИО5
Также, 19.06.2013 представителями ООО «Оренбург Водоканал» в присутствии представителей ОАО "Оренбургская геофизическая экспедиция" произведен отбор проб сточных вод отводимых в системы канализации, по объекту ответчика, расположенному по адресу: <...>, о чем был составлен акт отбора проб сточных вод № 59/06 об отборе проб № 666 (ККК1), № 667 (ККК2), № 668 (ККК3) (т. 1 л.д. 26), пописанный представителями: истца - ведущим инженером ФИО4, ФИО6; ответчика – заместителем управляющего директора ФИО7, ФИО3 –начальником юридического отдела.
Согласно п. 3.2.8 договора при отборе представителем поставщика контрольной пробы абонент имеет право одновременно с этим и в присутствии представителя поставщика отобрать арбитражную (параллельную пробу) и направить ее для анализа в независимую лабораторию, аккредитованную в установленном порядке для выполнения арбитражных анализов по контролируемым поставщиком загрязнениям. Выполнение отбора и анализа арбитражной пробы оплачивает абонент. При отборе арбитражной пробы качество сточных вод абонента определяется по результатам анализа арбитражной пробы при условии поступления поставщику результатов ее анализа в 30 дневный срок со дня отбора арбитражной пробы.
Ответчиком 19.06.2013 совместно с представителями истца в присутствии представителя ОЭФВС ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» были отобраны параллельные (арбитражные) пробы.
Однако, результаты исследования отобранных арбитражных проб ответчиком в адрес истца не были представлены, в связи с чем, при расчете платы за ПДК были использованы результаты исследования анализов, проведенных в лаборатории истца.
На основании анализа проб сточных вод установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных распоряжением главы города Оренбурга от 27.08.1999 № 3404-р «Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга».
Согласно протоколам результатов анализов № 306, № 307, № 308 от 27.03.2013 (т. 1, л.д. 27-29), № 667, № 668, № 669 от 21.06.2013 (т.1, л.д. 40-42) в пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных распоряжением главы г. Оренбурга от 27.08.1999 № 3404-р.
В соответствии с п. 23.1 распоряжения главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов" при сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, но не превышающих концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, при расчете платы учитывается объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом, объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Пунктом 25 распоряжения главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 г. № 498-р предусмотрена плата за сброс загрязняющих веществ - запрещенных и не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт залпового сброса (то есть, плата по данным пунктам - дифференцирована по виду загрязняющих веществ: установленных в составе допустимых (п.п. 23-24) и запрещенных, не согласованных, в том числе, залповый сброс.
На основании п. 23.1, 25 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996г. N 498-р «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», договора № 32/1-р от 09.02.2009, актов отбора проб сточных вод: № 141/03 от 25.03.2013, № 59/06 от 19.06.2013, протоколов анализа проб сточных вод: № 306, № 307, № 308, № 667, № 668, № 669, истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Ответчику были выставлены счета-фактуры № 1013 от 12.04.2013, № 1339 от 21.05.2013, № 1614 от 13.06.2013 № 1992 от 24.07.2013, № 2215 от 14.08.2013 на общую сумму 281 002 руб. 20 коп.
Согласно уточненному расчету истца, сумма платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период март - июль 2013 года составила 251 860 руб. 80 коп.
В связи с тем, что истцом была произведена корректировка объемов водоотведения спорных периодов в адрес ответчика перевыставлены указанные счета-фактуры с учетом уточнения.
Поскольку ответчиком обязательства по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сумме 251 860 руб. 80 коп.
Возражая относительно доказательств факта сверхнормативного сброса загрязняющих веществ, ответчик указывал на то, что отборы проб в подконтрольных колодцах осуществлялись представителями истца не из турбулентного (вихревого, беспорядочного) потока воды поступающего в канализационный колодец, а путем перемешивания осадков в лотке контрольного колодца с поступающей водой, что привело к нарушению методики отбора проб и соответственно повысило уровень содержания загрязняющих веществ в отбираемой пробе.
По мнению ответчика, расчет платы за сверхнормативный сброс, где при расчете платы учитываются объемы фактически сброшенных стоков за три календарных месяца, неправомерен.
На основании изложенного, ответчик просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В раннее представленном отзыве на иск ответчик указывал, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах произведен истцом неверно ввиду завышения объемов стоков, согласно данным ответчика объем стоков за спорный период составил: в марте 556 куб.м; в апреле – 821 куб.м, в мае -974 куб.м, в июне 1078 куб.м, в июле -913 куб.м.
В заседании суда данный довод ответчиком не поддержан, поскольку истцом произведен перерасчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, исходя из объемов стоков указанных ответчиком.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в уточненном размере по следующим основаниям.
В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Между сторонами сложились отношения, регулируемые нормами § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации об энергоснабжении.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1.3 договора поставщик и абонент при выполнении условий настоящего договора, а так же при взаимных расчётах, обязуются руководствоваться: нормами гражданского законодательства Российской Федерации, Законами РФ, «Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12.09.1999 № 167 с последующими изменениями и дополнениями, именуемые в дальнейшем "Правила", Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ системы канализации населённых пунктов»: Распоряжение от 19.06.1996 № 498-р «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов. Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.05.83г. №273 «О мерах по экономному расходованию материальных ресурсов в Жилищно-коммунальном хозяйстве РСФСР»; Распоряжением Главы г. Оренбурга 01 27.08.1999г. № 3404-р «Об условиях приема загрязняющих веществ в систему канализации города Оренбурга», Распоряжением Администрации г. Оренбурга от 20.03.1997 г. № 525-р «О порядке взимания платы та сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации города», нормативными актами уполномоченных органов исполнительной власти в области водоснабжения и водоотведения и иными действующими нормативными актами.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила), которые регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены новые Правила холодного водоснабжения и водоотведения и внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации - в том числе в Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 N 167.
Указанные изменения вступили в законную силу 14.08.2013 года (за исключением раздела VII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, вступающего в силу с 1 января 2014 года).
Таким образом, ввиду того, что акты отбора проб сточных вод составлены 25.03.2013 и 19.06.2013, соответственно к отношениям сторон подлежат применению положения Правил N 167.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил они действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
В соответствии с пунктом 93 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 абонент несет ответственность: за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
Согласно пунктам 64, 88 Правил №167 абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод и несет обязанность по осуществлению контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлению организации водопроводно-канализационного хозяйства сведений о результатах такого контроля.
В соответствии с пунктами 63, 64, 65 Правил №167 в системы коммунальной канализации запрещаются сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, превышающие предельно допустимые концентрации.
Пунктами 66, 67 названных Правил установлено право абонента участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
В силу пункта 68 Правил №167, при отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
Из вышеизложенного следует, что факт сброса сточных вод ответчиком с превышением содержания загрязняющих веществ должен быть подтвержден, в том числе и актами отбора проб сточных вод, отобранных в контрольно-канализационных колодцах, и подписанными представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
Факт превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации, истец подтверждает актами отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации № 141/03 от 25.03.2013, № 59/06 от 19.06.2013 и протоколом результатов анализов сточной воды № 306, № 307, № 308, № 667, № 668, № 669.
Так, из указанных актов можно определить, из какого колодца производился отбор пробы (контрольный канализационный колодец), а также установить его местонахождение, что позволяет считать такой отбор проб надлежащим доказательством.
Ответчик в отзыве на иск ссылается на то, что истцом нарушена методика отбора проб, а именно отборы проб в подконтрольных колодцах осуществлялись представителями истца не из турбулентного (вихревого, беспорядочного) потока воды поступающего в канализационный колодец, а путем перемешивания осадков в лотке контрольного колодца с поступающей водой пробы из второго и третьего лотка, что зафиксировано в акте отбора проб № 59/06 от 19.06.2013 (т.1, л.д.39).
Указанный довод не может быть признан судом как обоснованный ввиду следующего.
Согласно актам отбора проб сточных вод отбор произведен в соответствии с регламентирующими документами: ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб", методическими указаниями по отбору проб для анализа сточных вод ПНД Ф 12.15.1-08.
В свою очередь в пункте 4.2 Методических указаний по отбору проб для анализа сточных вод (ПНД Ф 12.15.1-08) указано, что пробы сточных вод должны отбираться из хорошо перемешанных потоков, вне зон действия возможного подпора.
В судебном заседании стороны не оспаривали то обстоятельство, что пробы сточных вод отобраны из лотка колодцев.
Также в ходе судебного разбирательства судом установлено, что отбор проб носил разовый характер, в расчете использованы результаты единичной пробы, как средняя арифметическая от общего количества результатов анализов.
Как пояснила свидетель ФИО4, колодцы абонента не были на подпоре, было движение воды, дно колодцев находится ниже уровня выходной трубы, смешивание стоков не происходит.
Для целей контроля за соблюдением нормативов/лимитов сброса, учета и расчета массы сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод пробы отбираются из водоотводящих устройств. Места отбора проб сточных вод должны быть максимально приближены к точке сброса (п. 4.3 Методических рекомендаций).
Названные методические указания устанавливают требования к методам отбора проб сточных вод, предназначенных для определения их состава и свойств, и развивают основные положения серии Международных стандартов ИСО-5667 «Качество воды. Отбор проб», ГОСТ Р 51592-2000 «Вода. Общие требования к отбору проб» с учетом нормативных документов Российской Федерации, определяющих порядок нормирования сброса загрязняющих веществ со сточными водами и взимание платы за загрязнение.
Согласно пункту 5.1 ПНД Ф 12.15.1-08 различаются простые (разовые) и смешанные (усредненные) пробы. Простая проба характеризует состав воды в данный момент времени и в данном месте. Ее получают однократным отбором требуемого количества воды. Смешанная проба характеризует состав воды за определенный промежуток времени (усреднение по времени), в поперечном сечении потока (усреднение по сечению) или в определенном объеме (усреднение по объему). Разновидностью усредненных проб являются пробы объемозависящие (по ГОСТ Р 51592-2000).
Усредненные по времени пробы получают смешением простых (разовых) проб, отобранных в одном и том же месте через равные промежутки времени.
Усредненные по сечению пробы получают смешением простых проб, отобранных одновременно с разных глубин поперечного сечения потока на одной или нескольких вертикалях.
Усредненные по объему пробы получают смешением простых проб, отобранных в различных местах, или смешением различных объемов воды, пропорциональных расходу и отобранных через определенные промежутки времени.
В соответствии с пунктом 5.2 ПНД Ф 12.15.1-08 усреднению не подлежат пробы, предназначенные для определения веществ (показателей), содержание (величины) которых изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а также пробы нефтепродуктов, масел и т.п.
Пунктом 5.3 ПНД Ф 12.15.1-08 предусмотрено, что для целей контроля соблюдения нормативов/лимитов, установленных в виде концентрации, отбираются простые пробы.
В ходе плановых проверок абонента 25.03.2013 и 19.06.2013 произведен отбор проб сточных вод посредством отбора простых (разовых) проб.
Ссылка ответчика на Инструкцию по отбору проб для анализа сточных вод НВН 33-5.3.01-85 не состоятельна, так как с введением в действие настоящих Методических указаний «Инструкция по отбору проб для анализа сточных вод» НВН 33-5.3.01-85 утрачивает силу в части определения периодичности отбора проб сточных вод, расчета количества проб, использования пробоотборных устройств.
Более того, данная инструкция распространяется на сточные воды предприятий, отдельных производств, цехов, установок, очистных сооружений, оборотных систем водоснабжения и канализации, льяльных вод, содержащих загрязняющие примеси в растворенном и взвешенном состоянии и не регулирует отношения между предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами, отводящими сточные воды в систему канализации.
Из пунктов 64, 65 Правил № 167 следует, что абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом упомянутых нормативов осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
При этом согласно пункту 1 Правил № 167 под контрольным канализационным колодцем понимается колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации.
Контрольной пробой признается проба сточных вод абонента, отобранная из контрольного канализационного колодца, в целях определения состава сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации.
В соответствии с пунктом 31 приложения № 1 к распоряжению Главы г. Оренбурга от 19.06.1996 № 498-р «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов определяются путем выполнения аналитических измерений состава сточных вод по аттестационным методикам. Выполнение измерений производится силами собственных аттестованных (аккредитованных) лабораторий владельцев систем канализации города или сторонних аккредитованных лабораторий в пробах сточных вод, отбираемых владельцами систем канализации города в контрольных колодцах абонентов на выпусках в системы канализации.
Таким образом, из анализа вышеперечисленных нормативных актов не следует наличие такого обязательного признака при отборе проб сточных вод как турбулентность потока.
Кроме того, из пояснений сторон усматривается, что у абонента (ответчика) небольшой объем сбрасываемых сточных вод ввиду чего обеспечить наличие турбулентности потока не предоставляется возможным.
Из актов отбора проб и показаний свидетеля усматривается, что колодцы во время отбора проб не были на подпоре.
Помимо этого, отбор пробы со дна колодца (лотка) не нарушает прав абонента, в случае отсутствия смешивания стоков со стоками других абонентов.
Довод ответчика о нарушении методики отбора проб надлежащими доказательствами в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвержден.
В материалах дела отсутствуют доказательства по которым суд может определить, что в момент отбора проб в потоке отбираемой сточной воды отсутствовала скорость ее движения (турбулентность), напротив, из актов отбора проб и показаний свидетеля усматривается, что колодцы во время отбора проб не были на подпоре (т. е. забиты), соответственно отбор проб представителями истца производился из движущегося потока воды.
Как усматривается из материалов дела, сторонами согласованы три контрольно-канализационных колодца (ККК) на объекте ответчика расположенному по адресу: <...>, предназначенные для отбора проб сточных вод (т. 1, л.д. 25).
Правила № 167 не обязывают водопроводно-канализационное хозяйство проводить отбор проб сточных вод с обязательным присутствием представителя абонента (пункт 66 Правил).
Вместе с тем, акты отбора проб № 141/03 от 25.03.2013, 59/06 от 19.06.2013 подписаны представителями ответчика.
При этом, акт отбора проб № 141/03 от 25.03.2013 подписан представителями ответчика без возражений, акт отбора проб 59/06 от 19.06.2013 подписан с возражениями ответчика.
Суд считает необходимым отметить, что акт № 59/06 от 19.06.2013 подписан без каких-либо замечаний или возражений представителем ОЭФВС ФБУЗ «Центр гигиены и эпидимиологии»- ФИО8, которая совместно с ответчиком отбирала арбитражную пробу.
В соответствии со ст.ст. 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, имеющиеся в деле акты отбора проб от 25.03.2013, от 19.06.2013, является достаточным доказательством факта сброса сточных вод ответчиком с превышением норм допустимых концентраций загрязняющих веществ.
В результате анализа проб сточных вод (протокол результатов анализов сточной воды № 306, № 307, № 308, № 667, № 668, № 669) установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных распоряжением главы города Оренбурга от 27.08.1999 № 3404-р «Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга».
Из акта отбора проб сточных вод от 19.06.2013 следует, что была отобрана параллельная проба, однако результаты исследования отобранных арбитражных проб ответчиком в адрес истца не были представлены и результаты анализа проб сточных вод, представленные в материалы дела истцом, не оспорены ответчиком результатами исследования параллельной пробы, в связи с чем арбитражный суд приходит к выводу, что истец доказал нарушение ответчиком предельно допустимых норм загрязняющих веществ в сбрасываемых водах.
Согласно пункту 70 Правил №167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов, производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил №167 прием сточных вод осуществляется на основании публичного договора энергоснабжения, при этом порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, превышения нормативов сброса сточных вод признаются существенным условием договора (пункт 13 Правил №167).
Согласно пункту 5.1 договора № 32/1-р от 09.02.2009 за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации поставщика с абонента взимается повышенная плата.
Сумма платы определяется исходя из объема общего водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения анализов проб сточных вод (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»).
В силу пункта 5.2 договора № 32/1-р от 09.02.2009 сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные нормы допустимых концентраций (допустимых нормативных показателей при приеме промышленных стоков в городской коллектор), утвержденные Распоряжением Главы города Оренбурга от 27.02.1999 № 3404-р «Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Оренбурга» либо временно согласованные в дополнительном соглашении к настоящему договору нормы допустимых концентраций - при их наличии.
При расчете платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ истцом применены нормативы загрязняющих веществ, установленные распоряжением Главы г. Оренбурга № 3404-р от 27.08.1999 (в редакции постановления администрации г. Оренбурга от 23.12.2009 № 1500-п).
Возражения ответчика по расчету суммы платы являются необоснованными, с учетом следующего.
В соответствии с пунктами 23.1, 23.2 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996г. № 498-р «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» при расчете платы за сброс загрязняющих веществ учитывается объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом, объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
В соответствии с пунктом 24 распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 № 498-р предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонентов с превышением ДК и (или) ВДК загрязняющих веществ в каждом расчетном периоде ограничивается трехкратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженной на понижающий коэффициент, учитывающий дифференцированную систему установления тарифов для различных групп потребителей, и на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод в расчетном периоде.
Протоколами №№ 306, 307, 308 от 25.03.2013 и №№ 667, 668, 669 от 21.06.2013 установлено, что в пробах сточных вод ответчика загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций.
Поскольку фактическая концентрация в сточных водах по объекту ответчика по иону-аммония превышает предельно допустимые концентрации в 349 раз (111,75 мг/дм3 при допустимом значении 0,32 мг/дм3), в 112,6 раз (36,03 мг/дм3 при допустимом значении 0,32 мг/дм3), сброс сточных вод ответчиком в июне и марте 2013 года истцом правомерно отнесён к залповым.
В соответствии с пунктом 25 распоряжения главы от 19.06.1996 № 498-р плата за установленный факт залпового сброса всех видов загрязняющих веществ, устанавливается исходя из принятой кратности в цене (тарифу) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, понижающего коэффициента, учитывающего дифференцированную систему установления тарифов для различных групп потребителей, действующего тарифа на услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ и объема фактически сброшенных абонентом сточных вод за один расчетный период.
Предельный размер кратности цены (тарифа) за сброс загрязняющих веществ, запрещенных и (или) не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за факт залпового сброса всех видов загрязняющих веществ ограничивается семикратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно пункту 12 Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) «Канализация. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 № 805 под залповым сбросом сточных вод понимается кратковременное поступление в канализацию сточных вод с резко увеличенным расходом и/или концентрацией загрязняющих веществ.
Расчетным периодом для взимания платы за залповый сброс загрязняющих веществ является календарный месяц.
Согласно пункту 26 Распоряжения Главы от 19.06.1996 № 498-р залповым сбросом считается сброс сточных вод с превышением более чем в сто раз допустимой концентрации (ДК) по любому виду загрязнению, а также сброс агрессивного стока с рН менее 2 или более 12.
Истцом расчет платы за сверхнормативный сброс за периоды с 01.03.2013 по 31.03.2013 и с 01.06.2013 по 30.06.2013 произведен по семикратной цене (тарифу) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, поскольку в марте и июне 2013 года у ответчика был зафиксирован факт залпового сброса; расчет платы за периоды с 01.04.2013 по 30.04.2013, с 01.05.2013 по 31.05.2013, с 01.06.2013 по 31.07.2013 произведен по трехкратной цене (тарифу) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с пунктами 23.1, 23.2 Распоряжение Главы от 19.06.1996 № 498-р.
По расчету истца размер платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых ответчиком в период с 01.03.2013 по 31.07.2013, с учетом НДС 18 % составил 251 860 руб. 80 коп. (т.2 л.д.48-49).Указанный расчет требованиям п.п. 23.1, 23.2, 24, 25 Распоряжения Главы от 19.06.1996 № 498-р не противоречит.
Согласно контррасчету ответчика размер платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых ответчиком в период с 01.03.2013 по 31.07.2013, с учетом НДС 18 % составил 251 860 руб. 80 коп.
Пунктом 68 Правил № 167 и пунктом 3.2.8 договора абоненту предоставлено право при отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и направить ее для анализа в независимую лабораторию, аккредитованную в установленном порядке для выполнения арбитражных анализов по контролируемым поставщиком загрязнениям.
Ответчик не представил доказательств, что он воспользовался своим правом на отбор арбитражной пробы.
Поскольку ответчик о фальсификации актов отбора проб и протоколов испытаний не заявил, доказательства уплаты платы за превышение предельно допустимых норм загрязняющих веществ в сбрасываемых водах и документальное подтверждение того, что названные доказательства составлены с нарушением установленной методики ответчик не представил (ст.ст. 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с этим исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 251 860 руб. 80 коп.
Расходы по государственной пошлине в сумме 8 037 руб. 21 коп. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика с учетом уменьшения истцом размера исковых требований с взысканием их в пользу истца; государственная пошлина в сумме 583 руб. 19 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 102, 104, 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
1. Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Оренбургская геофизическая экспедиция", г.Оренбург (ОГРН <***> ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал", г.Оренбург (ОГРН <***> ИНН <***>) 251 860 руб. 80 коп. основного долга и 8 037 руб. 21 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал", г.Оренбург (ОГРН <***> ИНН <***>) из федерального бюджета РФ 583 руб. 19 коп. государственной пошлины.
3. Исполнительный лист выдать истцу в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Челябинск в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья С.В. Литвинова
3 экз.