ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-10428/13 от 15.07.2014 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-10428/2013  

22 июля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена        июля 2014 года

В полном объеме решение изготовлено        июля 2014 года

Арбитражный  суд Оренбургской области в составе Карева А.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания   Гамовой А.А.., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» (Оренбургская область,  Оренбургский район, п. Аэропорт, ОГРН 1105658017255, ИНН 5638057261) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Оренбургской области (г. Оренбург, ОГРН 1045608414060, ИНН 5612034171) о признании частично недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.06.2013 г. №12-01-07/81 (с учетом уточнения),

с участием в судебном заседании :

от заявителя: Новиков Олег Александрович, представитель (доверенность б/н от  19.11.2013 г., постоянная; паспорт);

от заинтересованного лица: Назина Ольга Юрьевна, заместитель начальника юридического отдела (доверенность №03-15/20278 от 17.12.2013 г., постоянная, удостоверение УР № 725112), Сборец Элеонора Юрьевна, главный специалист-эксперт правового отдела УФНС России №7 по Оренбургской области (доверенность №03-15/17391 от 30.10.2013г. действительна до 31.12.2014г.; паспорт).

При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» (далее по тексту – Предприятие, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Оренбургской области (далее по тексту – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.06.2013г. №12-01-07/81  в полном объеме.

Заявителем в ходе судебного разбирательства заявлено письменное уточнение заявленных требований -  просит суд признать недействительным Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.06.2013г. №12-01-07/81 , вынесенное Межрайонной ИФНС России № 7 по Оренбургской области лишь в части:

- доначисления налога на прибыль организаций в сумме 21 530 162 рубля (стр.2 описательной части Решения и п.1 резолютивной части Решения), в том числе:

    за 2010г. в сумме 18 374 791 рублей, в том числе:

     - в федеральный бюджет в сумме 1 837 479 рублей;

     - в бюджет субъекта РФ в сумме 16 537 312 рублей.

   за 2011г. в сумме 3 155 371 рублей,  в том числе:

     - в федеральный бюджет в сумме 315 537 рублей;

     - в бюджет субъекта РФ в сумме 2 839 834 рублей.

- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, за неуплату налога на прибыль организаций (п.2 резолютивной части Решения) и наложения налоговых санкций в сумме 4 306 032 рубля 40 копеек, в том числе:

    за неуплату налога на прибыль организаций зачисляемого в федеральный бюджет в сумме  

    430 603 рубля 20 копеек;

   за неуплату налога на прибыль организаций зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме

    3 875 429 рублей 20 копеек. 

- начисления пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на прибыль организаций (п.3 резолютивной части Решения) в сумме 5 084 000 рублей 56 копеек, в том числе:

    федеральный бюджет в сумме 508 400 рублей 02 копейки;

    бюджет субъекта РФ в сумме 4 575 600 рублей 54 копейки. 

- доначисления налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 5 073 731 рубль 08 копеек (стр.22 описательной части Решения и п.1 резолютивной части Решения), в том числе:

   за 3 квартал 2010г. в сумме 307 632 рубля 75 копеек;

   за 4 квартал 2010г. в сумме 192 727 рублей 74 копейки;

   за 1 квартал 2011г. в сумме 551 053 рубля 47 копеек;

   за 2 квартал 2011г. в сумме 1 098 159 рублей 85 копеек;

   за 3 квартал 2011г.  в сумме 1 327 464 рубля;

   за 4 квартал 2011г. в сумме 1 596 693 рубля 27 копеек.

- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, за неуплату НДС (п.2 резолютивной части Решения) и наложения налоговых санкций в сумме 1 014 746 рублей 20 копеек.

- начисления пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате НДС (п.3 резолютивной части Решения) в сумме 542 907 рублей 81 копейка.

- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, за неуплату транспортного налога (п.2 резолютивной части Решения) и наложения налоговых санкций в сумме 197 298 рублей 72 копейки.

- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст.123 НК РФ, за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (налоговый агент) (п.2 резолютивной части Решения) и наложения налоговых санкций в сумме 353 020 рублей 05 копеек.

При, этом заявителем также заявлено ходатайство об уменьшении налоговых санкций, наложенных в результате привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату транспортного налога и по ст.123 НК РФ за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм НДФЛ (налоговый агент) (п.2 резолютивной части Решения), в десять раз до 21 922 рублей 08 копеек и до 39 224 рублей 45 копеек соответственно.  При этом, заявителем в порядке предусмотренным п.2 ст.49 АПК РФ в письменном виде заявлен отказ от исковых требований в части доначисления транспортного налога за 2010г. (стр.35 описательной части Решения и п.1 резолютивной части Решения) в сумме 1 096 104 рублей, который был принят судом.

Налоговый орган в отношении уточнения заявителем заявленных требований и отказа от заявленных требований в части доначисления транспортного налога не возражает.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал  заявленные требования  по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях к заявлению и в уточнениях заявленных требований.

Как указывает заявитель, товары (работы, услуги) приняты ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» в ходе проводимой реорганизации ФГУП «Оренбургские авиалинии» в соответствии с требованиями собственников и порядком, установленным разделительным балансом, соответственно, отнесение налоговым органом принятых заявителем товаров (работ, услуг) к внереализационным доходам и доначисления налога на прибыль,  является необоснованным и противоречащим п.3 ст.251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В части доначисления НДС и необходимости применения по НДС налоговой ставки 0 процентов заявитель указывает, что в соответствии с межправительственным соглашением и ст.7 НК РФ операции по реализации топлива и горюче-смазочных материалов ООО «Авиакомпания Сомон Эйр», вывозимых с территории Российской Федерации и необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных судов не подлежат налогообложению НДС.

В части размера налоговых санкций по транспортному налогу и НДФЛ, предусмотренных п.1ст.122 НК РФ и ст.123 НК РФ соответственно, заявитель просит признать смягчающими налоговую ответственность обстоятельствами: тяжелое финансовое положение, выполнение социально значимой деятельности и обеспечение авиационной безопасности выполняемых воздушных перевозок, получение необходимого финансирования и основных средств по договорам, предусматривающим регулярное внесение платы (кредитные договоры, договоры лизинга и т.д.).

Представитель налогового органа в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.

В части доводов о снижении налоговых санкций по транспортному налогу и НДФЛ инспекция просит суд учесть то, что при вынесении решения санкции уже были уменьшены инспекцией в 2 раза по отношению к размеру, установленному ст.123 НК РФ, а в отношении транспортного налога установлены обстоятельства, отягчающие ответственность (ранее предприятие привлекалось к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ).

Заслушав доводы представителей сторон спора, изучив представленные ими в дело документы, суд установил следующее.

Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка заявителя. По результатам проведенной выездной налоговой проверки был составлен Акт выездной налоговой проверки от 29.05.2013г. № 12-01-07/0373дсп и вынесено Решение о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.06.2013г. № 12-01-07/81 (исх. № 12-01-07/81).

         В соответствии с указанным Решением с Предприятия подлежат взысканию:

           - налоговые санкции в сумме 5 932 243 рубля 90 копеек (за неуплату налога на прибыль, транспортного налога,  НДС и за неправомерное неудержание и неперечисление НДФЛ);

          - доначисленный налог на прибыль за 2010 – 2011г.г. в сумме 21 530 162 рубля, транспортный налог за 2010г. в сумме 1 096 104 рубля, НДС за 2010 – 2011г.г. в сумме 5 073 731 рубль;

          - начисленные пени в размере 5 917 989 рублей 16 копеек  за несвоевременную уплату налога на прибыль, транспортного налога, НДФЛ и НДС. Всего подлежит взысканию с Предприятия – 39 550 230 рублей 06 копеек.

Предприятие не согласилось с вынесенным Инспекцией Решением, и с соблюдением предусмотренного п.5 ст.101.2 НК РФ обязательного досудебного порядка обжалования подало в УФНС России по Оренбургской области апелляционную жалобу от 26.07.2013г. № 09/01-4058. Решением от 16.09.2013г. № 16-15/10220, вынесенным УФНС России по Оренбургской области в удовлетворении апелляционной жалобы Предприятию было отказано. 

Предприятие считает, что Решение Инспекции не соответствует действующему налоговому законодательству РФ, нарушает его права и законные интересы, в части обоснованности определения налоговой базы по налогу на прибыль и не применения по НДС ставки 0 процентов.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон спора, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч.4 ст.198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Оспариваемое решение инспекции вступило в законную силу 16.09.2013г. Заявитель обратился в арбитражный суд 09.10.2013г.

Таким образом, срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден.

В силу ч.5 ст.200 АПК РФ на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) возлагается обязанность доказывания:

- соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия);

- наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия);

- обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия).

Однако, заявитель не освобождается от обязанности, установленной ч.1 ст.65 АПК РФ, по доказыванию фактов нарушения обжалуемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно взаимосвязанным положениям ч.2 и ч.3 ст.201 АПК РФ, основанием для принятия решения суда об удовлетворении требований заявителя по указанной категории дел является одновременно как его несоответствие закону (иному правовому акту), так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Аналогичная правовая позиция закреплена в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, была проведена реорганизация Федерального государственного унитарного предприятия «Оренбургские авиалинии» в форме выделения из него самостоятельного юридического лица – федерального государственного унитарного предприятия «Международный аэропорт «Оренбург, которому передается в хозяйственное ведение имущественный комплекс аэропорта Оренбург – Центральный.

Порядок реорганизации юридических лиц установлен требованиями действующего законодательства, в частности Гражданским кодексом РФ и Федеральным Законом от 14.11.2002г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

В соответствии с п.п. «а» п.3 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», решение о реорганизации в форме выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, принимается Правительством РФ.

Собственник имущества предприятия также принимает решения об утверждении разделительного баланса, уставов вновь созданных предприятий и о назначении их руководителей, а также о внесении изменений и дополнений в устав реорганизованного предприятия и при необходимости о назначении его руководителя (п.2 ст.33 ФЗ от 14.11.2002г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

           Реорганизация ФГУП «Оренбургские авиалинии» проводилась на основании и в соответствии с Указом Президента РФ от 10.08.2008г. №1052 «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», Постановлением Правительства РФ от 21.11.2008г. № 873 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 10.07.2008 г. № 1052», Распоряжением Правительства РФ от 28.09.2009 г. №1239-р и Распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.11.2009г. № 1864-р «О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Оренбургские авиалинии».

          В соответствии с п.4 ст.58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

          Протоколом № РТ1721/3-480 от 24.02.2010г. совещания в Департаменте корпоративных процедур и инновационного развития Государственной корпорации «РОСТЕХНОЛОГИИ» по вопросу составления разделительного баланса ФГУП «Оренбургские авиалинии» в рамках реорганизации предприятия в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2009г. № 1239-р определено:

            - ФГУП «Оренбургские авиалинии» составить проект разделительного баланса по состоянию на 01.01.2010г. и направить на согласование в Государственную корпорацию «Ростехнологии» и в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).

          06 августа 2010г. Проект разделительного баланса ФГУП «Оренбургские авиалинии» на 01.01.2010г. в рамках реформирования авиапредприятия путем выделения ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» (далее – разделительный баланс) был согласован Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией).

         В Письме от 10.08.2010г. № РТ1721/1-3822 Государственная корпорация «Ростехнологии» указала, что ГК «Ростехнологии» рассмотрела представленный Территориальным управлением Росимущества в Оренбургской области проект разделительного баланса по состоянию на 01.01.2010г. и согласовывает проект с учетом замечаний ОАО «Аэрофлот».

         Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области Распоряжением от 10.08.2010г. № 773-р утвердило разделительный баланс ФГУП «Оренбургские авиалинии» по состоянию на 01.01.2010г.

          В главе «Введение» разделительного баланса указано, что ст.59 ГК РФ устанавливает, что разделительный баланс и передаточный акт должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, и порядок определения правопреемства, в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого предприятия, а также, в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого предприятия, которые могут произойти в переходный период.

          В разделительном балансе дается понятие «переходный период» - период времени между датой, на которую составлен разделительный баланс (с 01 января 2010г.), и датой государственной регистрации ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» (глава «Введение» Понятия и определения, используемые в разделительном балансе).

          Разделительный баланс действует с даты его утверждения собственником ФГУП «Оренбургские авиалинии», в лице Росимущества, и до даты завершения реорганизации. При этом порядок, установленный разделительным балансом, применяется к отношениям, возникшим с 01.01.2010г. до даты государственной регистрации выделяемого юридического лица - ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург».

         В соответствии с п.2 ст.59 ГК РФ отсутствие в разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

         Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области в результате рассмотрения представленных документов на государственную регистрацию установила, что разделительный баланс, представленный ФГУП «Оренбургские авиалинии», отвечает требованиям ст. 59 ГК РФ, в том числе содержит достоверные положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного предприятия - ФГУП «Оренбургские авиалинии».

         11 августа 2010г. было зарегистрировано ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» и, соответственно, реорганизация ФГУП «Оренбургские авиалинии» в форме выделения была завершена.

         Указанное Инспекцией не оспаривается, что свидетельствует о соблюдении процедуры реорганизации предусмотренной законодательством РФ.

         Также 11.08.2010г. в соответствии с Актом приема-передачи имущества прав и обязанностей Федерального государственного унитарного предприятия «Оренбургские авиалинии» Федеральному государственному унитарному предприятию «Международный аэропорт «Оренбург» было передано имущество, права и обязанности, которые отражены в заключительной бухгалтерской отчетности ФГУП «Оренбургские авиалинии» (по состоянию на 11.08.2010г.):

           - Приложения №2Б, 3Б, 5Б, 8Б, 10Б, 11Б, 13Б, 14Б, 16Б, 19Б, 23Б, 24Б, 26Б, 27Б, 29Б.

        Представитель налогового органа в судебном заседании указывал, что содержание указанного выше акта приема-передачи имущества, прав и обязанностей ФГУП «Оренбургские авиалинии» ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» от 11.08.2010г. не свидетельствует о передаче спорного имущества именно в рамках реорганизации на основании разделительного баланса. 

          Указанный довод Инспекции необоснован, не соответствует содержанию акта, установленным судом обстоятельствам и материалам дела.

           В акте приема-передачи имущества, прав и обязанностей от 11.08.2010г. указаны основания передачи имущества, прав и обязанностей с ссылкой на нормы права, в частности указано, что во исполнение Указа Президента РФ от 10.07.2008г. № 1052 «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», Постановления Правительства РФ от 21.11.2008г. № 873 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 10.07.2008г. №1052», Распоряжения Правительства РФ от 28.08.2009г. №1239-р в части реорганизации ФГУП «Оренбургские авиалинии» в форме выделения, а также Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 24.11.2009г. №1864-р «О реорганизации ФГУП «Оренбургские авиалинии».

          В пункте 1 Указа Президента РФ от 10.07.2008 г. N 1052 «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» говорится о преобразовании в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности и передается в качестве имущественного взноса РФ Государственной корпорации «Ростехнологии» ФГУП «Оренбургские авиалинии» (после проведения реорганизации этого предприятия в форме выделения имущественного комплекса аэропорта Оренбург-Центральный).

           В Постановлении Правительства РФ от 21.11.2008 г. N 873 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 10.07.2008г. N 1052» указано, что в целях реализации Федерального закона от 23.11.2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» и Указа Президента РФ от 10.07.2008 г. N 1052 «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» Правительство РФ постановило - преобразовать в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности, с последующей передачей их в качестве имущественного взноса РФ Государственной корпорации «Ростехнологии» ФГУП «Оренбургские авиалинии» (Оренбургский район Оренбургской области) после проведения реорганизации этого предприятия с выделением имущественного комплекса аэропорта Оренбург-Центральный.

        В Распоряжении Правительства РФ от 28.08.2009 г. N 1239-р указано, что в целях реализации Указа Президента РФ от 10.07.2008 г. N 1052 «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» реорганизовать ФГУП «Оренбургские авиалинии» (Оренбургская область) в форме выделения из него ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург», осуществляющего аэропортовую деятельность, с передачей ему имущественного комплекса аэропорта Оренбург-Центральный.

        Распоряжением Росимущества от 24.11.2009г. №1864-р «О реорганизации федерального унитарного предприятия «Оренбургские авиалинии» принято решение о реорганизации ФГУП «Оренбургские авиалинии» в форме выделения из него ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург», осуществляющего аэропортовую деятельность,  с передачей ему имущественного комплекса аэропорта Оренбург-Центральный.

        ФГУП «Оренбургские авиалинии», являясь федеральным предприятием, не передавало имущество, права и обязанности на безвозмездной основе, поскольку действовало в рамках определенных разделительным балансом и вышеуказанных нормативных актов, иного Инспекцией  не доказано.        

        Налоговый орган указывает, что имущество, права и обязанности переданы заявителю не на основании утвержденного разделительного баланса по состоянию на 01.01.2010г. По мнению налогового органа необходимо было передать имущество, права и обязанности, сформированные по состоянию на 01.01.2010г., а не по состоянию на 11.08.2010г. и также указывает, что положения Заключительной бухгалтерской отчетности могли бы иметь силу разделительного баланса при условии их утверждения уполномоченным собственником имущества в установленном для утверждения разделительного баланса законом порядке в виде дополнений (изменений) в разделительный баланс (стр.4 оспариваемого Решения).

       Кроме этого, налоговый орган указывает, что все перечисленные обязательства возникли до даты утверждения разделительного баланса уполномоченным собственником имущества ФГУП «Оренбургские авиалинии», т.е. на дату утверждения разделительного баланса были известны, однако отражения в нем не нашли.

        Позиция налогового органа не соответствует нормам действующего законодательства, положениям утвержденного разделительного  баланса и установленным судом обстоятельствам. Придание правовой силы определенному документу должно быть обусловлено закреплением соответствующей процедуры в нормативном акте, но поскольку данная процедура не регламентирована действующим законодательством, соответственно, придать заключительной бухгалтерской отчетности «силу» разделительного баланса не возможно, поскольку она таковым не может являться. Для заявителя она является лишь приложением к Акту приема-передачи имущества, прав и обязанностей от 11.08.2010г., определяющим перечень имущества, прав и обязанностей, передаваемых заявителю в ходе реорганизации.

        Необходимость вносить изменения (дополнения) в разделительный баланс отсутствовала, поскольку разделительный баланс действует с даты его утверждения собственником ФГУП «Оренбургские авиалинии», в лице Росимущества, и до даты завершения реорганизации. При этом порядок, установленный разделительным балансом, применяется к отношениям, возникшим с 01.01.2010г. до даты государственной регистрации выделяемого юридического лица - ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» (глава «Введение» разделительного баланса).

       В главе III разделительного баланса указано, что права и обязанности (их изменения и прекращение), возникшие в переходный период из обязательств, переданных по разделительному балансу ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» или ФГУП «Оренбургские авиалинии», распространяются между предприятиями в соответствии с порядком, указанным в разделе II разделительного баланса.

       В п.2.1. «Основные средства» раздела II разделительного баланса указано, что основным принципом выделения имущества при подготовке разделительного баланса является технологический принцип реорганизации ФГУП «Оренбургские авиалинии» по видам осуществляемой деятельности. По окончании процесса реорганизации основным видом деятельности ФГУП «Оренбургские авиалинии» станет выполнение авиаперевозок пассажиров, почты и грузов на внутренних и международных магистральных авиалиниях, а основным видом деятельности ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» будет являться прием, наземное обслуживание и отправка воздушных судов с учетом заправки ГСМ, и в дальнейшем, после получения свидетельства эксплуатанта, обслуживание отраслей экономики самолетами малой авиации.

         Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что переданные обязательства (имущество, права и обязанности) являются вновь образованными и в разделительном балансе не поименованы (абз.7 стр.5 Решения). Переданные обязательства (имущество, права и обязанности) возникли в переходный период, имеют отношение к аэропортовой деятельности заявителя и соответствуют технологическому принципу разделения обязательств (соответствует проекту разделительного баланса и т.д.), что также не оспаривается налоговым органом.

         Имущество, права и обязанности переданы заявителю по Акту приема-передачи с учетом их изменений (прекращений), которые произошли в период времени между датой, на которую составлен разделительный баланс (01.01.2010г.) и датой государственной регистрации заявителя. При этом, приложениями к Акту приема-передачи являются Приложения №2Б, 3Б, 5Б, 8Б, 10Б, 11Б, 13Б, 14Б, 16Б, 19Б, 23Б, 24Б, 26Б, 27Б, 29Б заключительной отчетности ФГУП «Оренбургские авиалинии», в которых указано имущество, права и обязанности предаваемые заявителю. 

         Также налоговым органом не указана норма права, предусматривающая и регламентирующая порядок внесения изменений в утвержденный собственником разделительный баланс (обязанность внесения, сроки, процедура, документы и т.д.).

        Налоговый орган указывает на отсутствие собственных денежных средств у ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург», как на дату создания, так и в период реорганизации. Оплата произведенная ФГУП «Оренбургские авиалинии» третьим лицам в период реорганизации (переходный период) в счет предстоящих поставок (работ, услуг), отгруженных ими в адрес ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» после его создания, и переданная заявителю в составе дебиторской задолженности произведена ФГУП «Оренбургские авиалинии» не в порядке реорганизации, а самостоятельно и на безвозмездной основе.

         Налоговым органом не оспаривается, что ФГУП «Оренбургские авиалинии» в ходе осуществления текущей хозяйственной деятельности были оплачены товары (работы, услуги), которые необходимы для осуществления аэропортовой деятельности, т.е. имели отношение к ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург», но на дату внесения в Реестр записи о возникшей организации в ходе реорганизации, товары (работы, услуги) переданы (оказаны) ФГУП «Оренбургские авиалинии» не были. Соответственно, вся дебиторская задолженность была передана  правопреемнику ФГУП «Международный аэропорт Оренбург» в соответствии порядком установленным разделительным балансом.

         Инспекцией, по мнению суда,  не доказан факт, что ФГУП «Оренбургские авиалинии» было известно о точной дате утверждения собственниками разделительного баланса и, соответственно, ФГУП «Оренбургские авиалинии» имело возможность определить точно какие платежи в счет предстоящих поставок производить, а какие нет - ФГУП «Оренбургские авиалинии» осуществляло обычную хозяйственная деятельность, оснований для ее приостановления до утверждения собственниками разделительного баланса не имелось.

         В соответствии с п.1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

         В соответствии с п.п.2 п.3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации.

        Учитывая общие положения НК РФ, в частности п.п.2 п.3 ст. 39 НК РФ (Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов) объект налогообложения отсутствует, поскольку товары (работы, услуги) были переданы заявителю в ходе реорганизации ФГУП «Оренбургские авиалинии», а не в обычных условиях хозяйственной деятельности, когда организация передает другому лицу безвозмездно право собственности на товары (работы, услуги).

       Инспекцией положения вышеуказанных нормативных актов, данные разделительного баланса (утвержденные собственником положения) и данные Акта приема-передачи имущества прав и обязанностей Федерального государственного унитарного предприятия «Оренбургские авиалинии» заявителю необоснованно не приняты во внимание.

       Также налоговый орган указывает на то, что ФГУП «Оренбургские авиалинии» передало заявителю, часть обязательств, которые передаче не подлежали (стр.7 оспариваемого Решения):

         - задолженность по расчетам с поставщиками по закупкам ГСМ (субсчет 60.10) в сумме 1 175 580,56 руб.;

         - задолженность по расчетам с поставщиками за поставленные товарно-материальные ценности для ВС типа Б-737-500 (субсчет 60.17) в сумме 3 229 004,20 руб.;

       - задолженность по расчетам по возмещению материального ущерба (субсчет 73.2) в сумме 65274,29 руб.

       Суд считает, что данный довод не соответствует материалам дела и установленным в ходе рассмотрения судебного дела обстоятельствам. В соответствии с пунктом 2.5 «Дебиторская задолженность по расчетам с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками и прочими дебиторами» разделительного баланса основным принципом разделения дебиторской и кредиторской задолженности является технологический принцип реорганизации ФГУП «Оренбургские авиалинии» по видам осуществляемой ФГУП «Оренбургские авиалинии» (авиакомпания) и ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» (аэропорт) деятельности, с учетом плана реформирования авиационного комплекса Оренбургской области.

        Согласно п.2.5 разделительного баланса суммы дебиторской задолженности по расчетам с поставщиками по закупкам ГСМ (субсчет 60.10) относятся к деятельности по магистральным авиаперевозкам и с учетом технологического принципа полностью относятся на баланс ФГУП «Оренбургские авиалинии», т.е. указано о ГСМ, используемых на воздушных судах (авиационное топливо).

       Согласно Приложению 10Б к Акту приема-передачи имущества прав и обязанностей Федерального государственного унитарного предприятия «Оренбургские авиалинии» заявителю от 11.08.2010г. заявителю была передана задолженность по расчетам с поставщиками по закупкам ГСМ необходимого для осуществления аэропортовой деятельности и эксплуатации наземных транспортных средств (автомобили, спец.техника и т.д.), в частности автомобильный бензин, дизельное топливо, масло трансмиссионное, тормозная жидкость и т.д., что соответствует технологическому принципу разделения – отнесения имущества, прав и обязанностей к ФГУП «Оренбургские авиалинии» и ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» в соответствии с их видами деятельности (подтверждается имеющимися в материалах дела оборотно-сальдовой ведомостью по сч.60, товарными накладными на ГСМ).

         В п.2.5 разделительного баланса не указано, что автомобильный ГСМ относится на баланс ФГУП «Оренбургские авиалинии». Кроме этого, необходимо учесть, что все транспортные средства (автомобили, спец.техника) были переданы заявителю.

         Что касается переданной задолженности по расчетам с поставщиками за поставленные товарно-материальные ценности для ВС типа Б-737-500 (субсчет 60.17) - фактически предприятию были переданы два багажных тягача модель JST-30, имеющие прямое отношение к аэропортовой деятельности (доставка багажа к ВС и т.д.) (подтверждается имеющимися в материалах дела счет по багажным тягачам, декларация на товары, международная товарно-транспортная накладная, бухгалтерская справка по основным средствам, информация из сети «Интернет»).

        По суммам дебиторской задолженности по возмещению материального ущерба (субсчет 73.2) сумме 65 274,29 руб. судом установлено, что данная задолженность касается работников Мотыгина А.Н. в сумме 48861,81 руб. и Добрилко А.Ю. в сумме 16412,50 руб. за нанесенный ущерб автомобилям, что явно свидетельствует о не принадлежности данной задолженности к авиационной деятельности (подтверждается имеющимся в материалах дела ответом ОАО «Оренбургские авиалинии»).

       В оспариваемом решении налоговый орган указывает, что предприятие в нарушение п.8 ст.250 НК РФ не учло в составе внереализационных доходов товары (работы, услуги). Указанное имеет отношение к имуществу, правам и обязанностям, возникшим в переходный период.

       В соответствии с п.1 ст.249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

       В соответствии с п.2 ст.249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

       В соответствии с п.8 ст.250 НК РФ к внереализационными доходами налогоплательщика признаются, доходы:

         - в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ.

       В соответствии со п.3 ст.251 НК РФ в случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

        Судом установлено и материалами дела подтверждается, что имущество, права и обязанности, указанные в расшифровке строки 241 по состоянию на 11.08.2010г. (Приложение №10Б к Акту приема-передачи имущества, прав и обязанностей от 11.08.2010г.) были приобретены (созданы) реорганизуемой организацией – ФГУП «Оренбургские авиалинии» до даты завершения реорганизации и переданы предприятию, как имеющие отношение к аэропортовой деятельности. Отнесение имущества, прав и обязанностей было произведено в соответствии с  видами деятельности предприятия и ФГУП «Оренбургские авиалинии», а именно с учетом технологического принципа закрепленного разделительным балансом.

         Учитывая вышеизложенное, довод налогового органа об отнесении имущества, прав и обязанностей, возникших в переходный период (до даты завершения реорганизации) к внереализационным доходам предприятия в сумме 134 327 817 рублей 29 копеек не соответствует положениям п.3 ст.251 НК РФ, соответственно, налог на прибыль организаций в сумме 21 530 162 рубля (стр.2 описательной части Решения и п.1 резолютивной части Решения), в том числе:

    за 2010г. в сумме 18 374 791 рублей, в том числе:

     - в федеральный бюджет в сумме 1 837 479 рублей;

     - в бюджет субъекта РФ в сумме 16 537 312 рублей.

   за 2011г. в сумме 3 155 371 рублей,  в том числе:

     - в федеральный бюджет в сумме 315 537 рублей;

     - в бюджет субъекта РФ в сумме 2 839 834 рублей, начислен налоговым органом не обоснованно.

Учитывая вышеизложенное, требования заявителя в части признания недействительным доначисления налога на прибыль организаций в сумме в сумме 21 530 162 рубля, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ и наложения налоговых санкций в сумме 4 306 032 рубля 40 копеек, а также начисления пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на прибыль организаций в сумме 5 084 000 рублей 56 копеек, следует удовлетворить.

 Инспекция в оспариваемом заявителем решении указала, что в связи с невыполнением предприятием условий установленных ст.164 и п.1 ст.165 НК РФ, реализация предприятием припасов на сумму 28 187 395 рублей 07 копеек, вывезенных ООО «Авиакомпания Сомон Эйр» с территории Российской Федерации на территорию Республики Таджикистан, согласно п.9 ст.165 НК РФ подлежит обложению НДС по ставке 18 процентов и уплате предприятием НДС  в сумме 5 073 731 рубль 08 копеек (стр.22 описательной части Решения и п.1 резолютивной части Решения), в т.ч.:

   за 3 квартал 2010г. в сумме 307 632 рубля 75 копеек;

   за 4 квартал 2010г. в сумме 192 727 рублей 74 копейки;

   за 1 квартал 2011г. в сумме 551 053 рубля 47 копеек;

   за 2 квартал 2011г. в сумме 1 098 159 рублей 85 копеек;

   за 3 квартал 2011г.  в сумме 1 327 464 рубля;

   за 4 квартал 2011г. в сумме 1 596 693 рубля 27 копеек.

          По мнению налогового органа согласно п.п.8 п.1. ст.164 НК РФ при реализации припасов, вывезенных с территории РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов. При этом, припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных судов. Поскольку предприятием не предоставлен в налоговый орган пакет документов, предусмотренный п.п.1 и 9 ст.165 НК РФ, указанные операции, как считает налоговый орган, подлежат обложению налоговой ставкой 18 процентов.

         Судом установлено, что налоговый орган применяет к отношениям, возникшим в 2010г. в норму права, действующую с 2011г., указывая, что согласно п.п.8 п.1 ст.164 НК РФ при реализации припасов, вывезенных с территории РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (абзц.5 стр.27 оспариваемого решения).

         В соответствии с п.п.8 п.1 ст.164 НК РФ (действующим в 2010г.) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов. В целях указанной статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания.

         В соответствии с п.1 Положения о таможенном режиме перемещения припасов (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 г. N 524) перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для потребления и (или) использования на морских, речных судах и судах смешанного "река-море" плавания, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов, перемещаются через таможенную границу РФ без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.

          В соответствии со ст.7 НК РФ если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

          Соответственно, если межправительственное соглашение между РФ и другим государством содержит иные положения, касающиеся налогообложения, чем установлено НК РФ то подлежат применению положения именно межправительственного соглашения.

          Между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан заключено Соглашение о воздушном сообщении, ратифицированное Федеральным законом от 13.04.1998г. N62-ФЗ содержит положения, касающиеся налогообложения.

       В соответствии с п.2 ст.5 указанного Соглашения освобождаются от обложения пошлинами и налогами:

          а) бортовые запасы, взятые на территории государства одной Договаривающейся Стороны в пределах лимитов, установленных компетентными органами этой Договаривающейся Стороны, и предназначенные для использования на борту воздушного судна, выполняющего международные полеты назначенного авиапредприятия другой Договаривающейся Стороны;

         б) запасные части, ввезенные на территорию государства одной Договаривающейся Стороны для технического обслуживания или ремонта воздушного судна, эксплуатируемого на договорных линиях назначенными авиапредприятиями другой Договаривающейся Стороны;

         в) топливо и смазочные материалы, предназначенные для использования воздушным судном, эксплуатируемым на договорных линиях назначенным авиапредприятием одной Договаривающейся Стороны, даже если эти запасы будут использоваться в пределах территории государства другой Договаривающейся Стороны, где они взяты на борт.

        В соответствии с п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

        На основании вышеизложенного, к операциям по реализации топлива и ГСМ в адрес ООО «Авиакомпания Сомон Эйр» применяются положения указанного Соглашения, соответственно, операции по реализации топлива и горюче-смазочных материалов освобождаются от обложения НДС.

       Кроме изложенного, заявитель указывает, что налоговым органом (МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области) ранее проводились выездные и камеральные налоговые проверки ФГУП «Оренбургские авиалинии» (ОАО «Оренбургские авиалинии») по вопросу правильности и обоснованности освобождения от обложения НДС операций по реализации топлива (ГСМ) ООО «Авиакомпания Сомон Эйр», вывезенного с территории РФ предназначенного для использования воздушным судном, эксплуатируемым на договорных линиях  Оренбург – Душанбе, Оренбург – Худжанд и налоговый орган подтверждал обоснованность применения освобождения от обложения НДС указанных операций (в частности Акт №08-31/13дсп от 15.04.2011г. и Акт №6 от 30.04.2013г.). Указанный довод заявителя налоговым органом не опровергается.

При данных обстоятельствах, требования заявителя в части признания недействительным доначисления НДС в сумме 5 073 731 рубль 08 копеек, привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ и наложения налоговых санкций в сумме 1 014 746 рублей 20 копеек, а также  начисления пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате НДС в сумме 542 907 рублей 81 копейка, следует удовлетворить.

При оценке доводов заявителя об уменьшении санкций, наложенных в результате привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату транспортного налога и по ст.123 НК РФ за неправомерное неудержание и (или) неперечисление в установленный срок сумм НДФЛ, в десять раз до 21 922 рублей 08 копеек и до 39 224 рублей 45 копеек соответственно, арбитражный суд первой инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с оспариваемым решением с предприятия за неуплату транспортного налога за 2010г. и за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм НДФЛ (налоговый агент) (п.2 резолютивной части Решения) подлежат взысканию налоговые санкции в размере 219 220,80 руб. и 392 244,50 руб., соответственно.

Как указывает заявитель, взыскание с предприятия налоговых санкций без учета смягчающих обстоятельств в таком значительном для предприятия размере, приведет к несвоевременной выплате заработной платы и к несвоевременному исполнению обязательств по хозяйственным договорам и, как результат несвоевременного исполнения обязательств – расторжение договоров, уплата неустойки, возмещение судебных расходов (в случае обращения контрагентов в суд). То есть, применение предусмотренной законодательством налоговой санкции в полном размере может поставить под угрозу выполнение взятых предприятием на себя обязательств, в том числе в рамках участия предприятия в государственной программе обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2014г.

         В частности, в  соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.01.2013 г. N 1 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году» и Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 г. N 1168 об утверждении «Правил
предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе (на 2014г.) предприятие на своих воздушных судах на регулярной основе осуществляет перевозку пассажиров и багажа на внутренних региональных линиях, соответственно, предприятием заключены договоры, связанные с обеспечением перевозок пассажиров в городах Приволжского федерального округа (аэропортовое и наземное обслуживание, поставка ГСМ, аэронавигация и метеообеспечение и т.д.). 

В подтверждении указанного с предприятием заключены договоры о предоставлении субсидий, предметом которых является выполнение перевозок пассажиров на регулярной основе по специальным тарифам и по определенным маршрутам (имеются в материалах дела - договоры приложены к заявлению о признании недействительным оспариваемого решения).

Предприятием заключены договоры финансовой аренды (лизинга) пяти воздушных судов (Л-410), на которых предприятие осуществляет перевозку пассажиров по территории РФ. Хозяйственные договоры, заключенные Предприятием с контрагентами имеются в материалах дела - приложены к заявлению о принятии обеспечительных мер (поставка нефтепродуктов, охранные услуги и т.д.) 

В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 14.11.2011 г. N 281 «Об утверждении Перечня авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к поисково-спасательным операциям (работам)» Предприятие привлечено к поисково-спасательным операциям (работам).

         В соответствии с Сертификатом соответствия от 18.06.2013г. № ФАВТ А.02842 Предприятие оказывает следующие услуги:

- аэродромное обеспечение;

- обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и груза;

- электротехническое обеспечение;

- обеспечение авиационной безопасности:

- штурманское обеспечение полетов;

-  поисковое и аварийно-спасательное обеспечение;

- осуществление контроля качества авиационных ГСМ;

- авиатопливообеспечение воздушных перевозок;

- инженерно-авиационное обеспечение;

- метеорологическое обеспечение полетов и т.д.

По состоянию на 31 марта 2014г. у предприятия имеется кредиторская задолженность в размере 115 519 415,07 руб., а также имеется долгосрочная кредиторская задолженность по договорам лизинга воздушных судов в размере  753 248 825 руб. (расшифровки имеются в материалах дела).

Кроме изложенного, согласно данным бухгалтерского баланса по состоянию на 31.03.2014г.  у предприятия числился убыток в размере 4 115 000 руб.

Соответственно, как полагает заявитель, взыскание налоговых санкций без учета смягчающих обстоятельств способно причинить значительный ущерб, что повлечет такие последствия, как ущемление устоявшейся деловой репутации предприятия и невозможность осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и деятельность по обслуживанию авиаперевозок (аэропортовая деятельность), что в целом может негативно отразится на безопасности (обеспечении) всех авиаперевозок, осуществляемых как через аэропорт Оренбург, так и с других городов России, а также отрицательным образом повлияет на социально - экономическую обстановку в регионе, поскольку Предприятие является социально значимым налогоплательщиком Оренбургской области, работодателем для значительного числа оренбуржцев - 1023 человек и является участником программы развития региональных воздушных перевозок.

За 2013г. заявителем перевезено 32 925 пассажиров.

Кроме изложенного, заявитель просит суд принять во внимание следующее:

        - несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения;

        - отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения и непричинение ущерба;

        - осуществление социально-значимой деятельности;

        - наличие у налогоплательщика непогашенных кредитов и займов (общий размер задолженности по состоянию на 31.03.2014г. составляет 67 334 000 руб.);

        - из 56-ти воздушных судов в производственной деятельности предприятия участвуют лишь 24 воздушных судна (таблица имеется в материалах дела);

        - осуществление аэропортового обслуживания предприятием регулярных и нерегулярных (чартерных) рейсов, осуществляемых через аэропорт «Оренбург», входящий в состав предприятия (расписание имеется в материалах дела);

       - начисления по заработной плате за март 2014г. составили 34 715 000 руб., взносы во внебюджетные фонды составили 11 218 000 руб.

Кроме изложенного, ввиду тяжелого финансового состояния собственник согласовал предприятию открытие кредитной линии в ОАО АКБ «Авангард» с лимитом задолженности 35 000 000 руб. для пополнения оборотных средств и выдачи заработной платы работникам.

Налоговый орган возражает против снижения налоговых санкций и удовлетворения ходатайства заявителя.

Как следует из оспариваемого решения, налоговый орган установил смягчающие обстоятельства и уменьшил размер штрафа по ст.123 НК РФ в два раза.

Налоговый орган также ссылается на наличие отягчающих обстоятельств, а именно привлечение заявителя ранее к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату транспортного налога на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области от 01.09.2012г. N 13-16/1599.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность (статья 106, п. 1 ст. 114 НК РФ).

НК РФ содержит открытый перечень обстоятельств, исключающих вину в совершении налогового правонарушения, а также смягчающих ответственность за его совершение (статьи 111, 112 НК РФ). Такие обстоятельства устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Поскольку перечень смягчающих ответственность обстоятельств, приведенный в ст.112 НК РФ, не является исчерпывающим, суд вправе признать иные обстоятельства, не указанные в НК РФ, в качестве смягчающих ответственность.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 12.10.2010г. N3299/10, суд вправе дать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения и применить смягчающие ответственность обстоятельства даже в том случае, если налоговый орган частично применил положения ст.112 НК РФ.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, содержащимся в Постановлении от 15.07.1999г. N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

В данном случае следует учитывать несоразмерность налоговой санкции последствиям правонарушения, характер совершенного правонарушения – отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения правонарушение, а также тот факт, что налогоплательщик занимается социально - значимой деятельностью, требующей значительных финансовых затрат, обеспечивает безопасность авиаперевозок и находится в затруднительном финансовом положении.

Указанные обстоятельства суд на основании п.п. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ признает обстоятельствами, смягчающими налоговую ответственность. Наличие обстоятельств отягчающих налоговую ответственность предприятия, по мнению суда, не препятствует возможности снижения налоговых санкция с учетом установленных судом обстоятельств смягчающих ответственность.

Санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из ст. 55 Конституции РФ, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу ч. 2 ст. 55 Конституции РФ.

Согласно положениям, сформулированным Европейским судом по правам человека на основе Протокола N1 от 20.03.1952г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г. при разрешении споров необходимо учитывать баланс публичного и частного интересов. Государство (в лице его уполномоченных органов) может в исключительных случаях ограничивать частные имущественные права (в том числе путем взыскания налогов, сборов или штрафов) во имя поддержания публичного общественного порядка, но такие ограничения не должны носить фискального характера.

Принцип баланса частных и публичных интересов применяется Европейским судом к защите имущественных прав как физических, так и юридических лиц.

При данных обстоятельствах налоговая санкция, по мнению суда,  несоразмерна тяжести совершенного правонарушения, в связи с чем, оценив фактические обстоятельства и представленные в материалы дела письменные доказательства, суд исходя из принципов справедливости и соразмерности наказания, необходимости соблюдения баланса частного и публичного интереса, учитывая установленные судом смягчающие налоговую ответственность обстоятельства, приходит к выводу о возможности частичного удовлетворения ходатайства налогоплательщика и снижения размера, примененных налоговым органом штрафных санкций в 5 раз до 43 844,16 руб. (п.1 ст.122 НК РФ - 219 220,80 руб./5) и до 78 448,90 руб. (ст.123 НК РФ – 392 244,50 руб./5).

Сумма штрафа по транспортному налогу на основании п.1 ст. 122 НК РФ, как следует из оспариваемого решения налогового органа составила 219 220,80 руб., поскольку судом размер санки был снижен до 43 844,16 руб. в оставшейся части суммы штрафа (175 376,64 руб.) решение от 28.06.2013г. N 12-01-07/81 (исх.№ 12-01-07/81) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным.

Сумма штрафа по налогу на доходы физических лиц на основании ст. 123 НК РФ, как следует из оспариваемого решения налогового органа составила 392 244,50 руб., поскольку судом размер санкции  был снижен до 78 448,90 руб. в оставшейся части суммы штрафа (313 795,60 руб.) решение от 28.06.2013г. N 12-01-07/81 (исх.№ 12-01-07/81) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным.

Согласно ч.2 ст.168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения. Суд считает, что обеспечительные меры принятые судом на основании определения суда от 15.10.2013г.  по данному делу следует отменить после вступления решения суда в законную силу в связи с отсутствием оснований для сохранения действия обеспечительных мер.

Расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей относятся на заинтересованное лицо и подлежат взысканию в пользу заявителя на основании ст.110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. 49, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» удовлетворить частично.

2. Признать недействительным Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.06.2013г. №12-01-07/81 (исх.№ 12-01-07/81), вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Оренбургской области в части:

А)     Доначисления налога на прибыль организаций в сумме 21530162,00 рубля (стр. 2 описательной части Решения и п. 1 резолютивной части Решения), в том числе:

за 2010г. в сумме 18 374 791 рублей, в том числе:

- в федеральный бюджет в сумме 1 837 479 рублей;

- в бюджет субъекта РФ сумме 16 537 312 рублей,

за 2011г. в сумме 3 155 371 рублей, в том числе:

- в федеральный бюджет в сумме 315 537 рублей;

  - в бюджет субъекта РФ в сумме 2 839 834 рублей.

Б)      Привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога на прибыль организаций (п.2 резолютивной части Решения) и наложения налоговых санкций в сумме 4 306 032 рубля 40 копеек, в том числе:

- за неуплату налога на прибыль организаций зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 430 603 рубля 20 копеек;

 -  за неуплату налога на прибыль организаций зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 3 875 429 рублей 20 копеек.

В)  Начисления пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на прибыль организаций  (п. 3 резолютивной части Решения) в сумме 5084000 рублей 56 копеек, в том числе:

- федеральный бюджет в сумме 508 400 рублей 02 копейки;

-  бюджет субъекта РФ в сумме 4 575 600 рублей 54 копейки.

Г)      Доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 5073731 рубль 08 копеек (стр. 22 описательной части Решения и п. 1 резолютивной части Решения), в том числе:

- за 3 квартал 2010г. в сумме 307 632 рубля 75 копеек;

- за 4 квартал 2010г. в сумме 192 727 рублей 74 копейки;

- за 1 квартал 2011г. в сумме 551 053 рубля 47 копеек;

- за 2 квартал 2011г. в сумме 1 098 159 рублей 85 копеек;

- за 3 квартал 2011г. в сумме 1 327 464 рубля;

- за 4 квартал 2011г. в сумме 1 596 693 рубля 27 копеек.

Д)  Привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога на добавленную стоимость (п. 2 резолютивной части Решения) и наложения налоговых санкций в сумме 1014746 рублей 20 копеек.

Е) Начисления пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (п. 3 резолютивной части Решения) в сумме 542907 рублей 81 копейка.

Ж)  Привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, за неуплату транспортного налога (п.2 резолютивной части Решения) и наложения налоговых санкций в сумме 175376 рублей 64 копейки.

З)  Привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога на доходы физических лиц (п.2 резолютивной части Решения) и наложения налоговых санкций в сумме 313795 рублей 60 копеек.

Обязать инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.

3. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

4.  Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы No 7 по Оренбургской области (ИНН 5612034171, ОГРН 1045608414060, 460018, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Орлова, д. 133) в пользу Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» (ИНН 5638057261, ОГРН 1105658017255, юридический адрес: 460049, Оренбургская область, Оренбургский район, п. Аэропорт, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.08.2010г.) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.

Исполнительный лист на взыскание судебных расходов по государственной пошлине выдать заявителю после вступления решения в законную силу.

5. Обеспечительные меры, принятые на основании определения суда от 15.10.2013г. по данному делу, отменить после вступления решения в законную силу.

6. Копии решения направить лицам, участвующим в деле.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                  Карев А.Ю.