ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-10592/13 от 05.02.2014 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.оrenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-10592/2013

«10» февраля 2014 год

Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2014 года

Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2014 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Т.В. Сердюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.А. Хачатрян, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  без номера от 15.10.2013. (поступило в арбитражный суд 15.10.2013г.) Религиозной организации «Оренбургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат»», г. Оренбург (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации города Оренбурга, г. Оренбург о признании недействительным решения от 18.08.2013г. (исх. № 1-24/8318) об отказе передать в безвозмездное пользование заявителю земельный участок с кадастровым номером 56:44:0234016:28;

обязании Администрации города Оренбурга в двухнедельный срок заключить договор безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером 56:44:0234016:28;

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя (доверенность от 26.11.2012, срок действия 1 год); ФИО2 –представителя (доверенность №37 от 26.11.2013, срок действия 1 год);

от ответчика: ФИО3 – главного специалиста юридического отдела (доверенность №41 от 13.01.2014, сроком действия до 01.01.2015);

В судебном заседании объявлялся перерыв с 29.01.2014 до 05.02.2014 до 16 часов 30 мин на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о перерыве размещена на официальном Интернет-сайте Арбитражного суда Оренбургской области.

УСТАНОВИЛ:

Религиозная организация «Оренбургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат»», г. Оренбург (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением без номера от 15.10.2013. (поступило в арбитражный суд 15.10.2013г.) к Администрации города Оренбурга, г. Оренбург о признании недействительным решения от 18.08.2013г. (исх. № 1-24/8318) об отказе передать в безвозмездное пользование заявителю земельный участок с кадастровым номером 56:44:0234016:28;

обязании Администрации города Оренбурга в двухнедельный срок заключить договор безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером 56:44:0234016:28.

Заявитель считает отказ Администрации города Оренбурга незаконным и нарушающим его права и законные интересы. В обоснование требований организация ссылается на неоднократное обращение к заинтересованному лицу с письменными заявлениями о продлении срока действия акта выбора земельного участка. Кроме того, как указывает заявитель, организация обращалась с письменным заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0234016:25 в срочное пользование. Между тем, обращения заявителя оставлены без ответа.

Администрация города Оренбурга не возражает в удовлетворении заявленных требований о предоставлении земельного участка площадью 4405 кв.м. с кадастровым номером 56:44:0234016:28 по ул. Кавалерийской, 9 в безвозмездное срочное пользование.

Судом из материалов дела установлено, что Оренбургское Епархиальное Управление 25.11.2002 обратилось к главному архитектору города Оренбурга ФИО4 – ФИО5 с просьбой дать разрешение о выделении земельного участка для строительства церкви по ул. Кавалерийской, 8.

Главой города Оренбурга 14.07.2003 было издано распоряжение №2975-р об утверждении акта №5/9 от 22.04.2003 выбора земельного участка под строительство церкви по ул. Кавалерийской,8 в г. Оренбурге Оренбургскому Епархиальному Управлению.

Указанным распоряжением заявителю предложено: произвести корректуру топографической съемки участка и трасс до точек подключения инженерных сетей, изменения нанесения на материалы геофонда города в маштабе 1:500; выполнить инженерно-геологические изыскания; проектирование вести согласно архитектурно-планировочному заданию, утвержденному КГА 04.04.2003. Проектирование выполнить в срок до 01.01.2004.

Распоряжением главы города Оренбурга от 12.02.2004 №706-р были внесены изменения в пункт 3.4 распоряжение от 14.07.2003 №2975-р, в пункте 3.4 вместо слов «до 01.01.2004г.» следовало считать до 01.08.2004».

Оренбургское Епархиальное Управление 03.02.2004 г. обратилось к главному архитектору г. Оренбурга с заявлением исх. № 42 о продлении срока проектирования храма ФИО6 по ул. Кавалерийской, 8 до 01.08.2004, в связи с тем, что по экономическим и техническим причинам установленный срок окончания проектирования не выполнен. Ответ на обращение заявителем не получен.

05.06.2006 и 09.06.2006 Оренбургское Епархиальное Управление обратилось с заявлением о продлении срока акта выбора земельного участка, с целью надлежащего оформления разрешительной документации. Ответ на обращение Управление не получило.

05.10.2009 заявитель обратился к главному архитектору города Оренбурга КГА администрации с заявлением о предоставлении во временное срочное пользование на срок до 01.05.2012 земельного участка с кадастровым номером 56:44:0234016:28, общей площадью 4405 кв.м. Заявитель ответ на обращение не получил.

Религиозная организация 09.10.2009 обратилась к заместителю главы города Оренбурга с просьбой о продлении действия акта выбора земельного участка, с целью оформления разрешительной документации в установленном законном порядке. Ответ на обращение организация не получила.

Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга в письме от 16.08.2013 исх. №1-24 сообщил Митрополиту Оренбургскому и Саракташскому Московского Патриарха Валентину о невозможности предоставления спорного земельного участка под строительство храма в связи с утратой силы 22.04.2006 акта выбора земельного участка №5/9 от 22.04.2003 по ул. Кавалерийской, 8.

Религиозная организация «Оренбургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат»» посчитав отказ Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга незаконным и нарушающим его права обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела и заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд признаёт требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Из буквального толкования положений ч. 4 ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: одновременно несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы экономического содержания.

К решениям, которые могут быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся акты органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных предпринимателей и организаций.

Оспариваемый заявителем в рамках настоящего дела отказ Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга от 16.08.2013 № 1-24/8318 в предоставлении земельного участка под строительство храма, принят ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий. Данный отказ препятствует организации как в реализации его прав на землю, так и в реализации прав на возведённый на спорном земельном участке объект недвижимости, в связи с чем, данный отказ относится к числу решений (ненормативных правовых актов), которые могут быть оспорены в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ (здесь и далее положения Земельного кодекса приведены в редакциях, действовавших до 01.01.2007, то есть на момент проведения работ по выбору, формированию спорного земельного участка) установлено два способа предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в 2003 году осуществлялось в следующем порядке:1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьёй 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка;3) государственный кадастровый учёт земельного участка;4)принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьёй 32 настоящего Кодекса.

В силу п. п.1-6, 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путём предоставлением этих земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления также информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трёх лет.

Из материалов дела следует, что порядке ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ был произведён выбор земельного участка, составлен акт выбора земельного участка №5/9 от 22.04.2003, который был утверждён распоряжением Главы города Оренбурга от 14.07.2003 № 2975-р.

Религиозной организацией получены необходимые заключения компетентных служб: письмо госпожнадзора от 22.01.2003 №98, письмо ЦГ СЭН от 30.01.2003 № 415а.

По обращению от 08.04.2004 №134 Епархии был согласован рабочий проект нулевого цикла строительства храма по ул. Кавалерийской.

21.11.2006 издано постановление главы города Оренбурга №4235-п «Об утверждении результатов инвентаризации земельных участков в кадастровом квартале 56:44:02 34016», в соответствии с которым утверждаются результаты инвентаризации земельных участков в кадастровом квартале 56:44:02 34016 и устанавливаются фактические границы земельных участков в кадастровом квартале 56:44:02 34 016, а именно, земельный участок площадью 4405 кв.м., расположенный примерно в 60 м., по направлению на северо-восток относительно ориентира: жилой дом, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: г. Оренбург, ул. Кавалерийская, №9, разрешенное использование: строительство храма.

Религиозная организация «Оренбургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат»», г. Оренбург 22.04.2009 получила кадастровый паспорт земельного участка 56:44:0234016:28, местоположение примерно в 60 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Оренбург, ул. Кавалерийская, №9.

Перечисленными выше материалами дела подтверждено, что за период времени, прошедший с момента утверждения акта выбора земельного участка до принятия отказа в предоставлении земельного участка, заявителем проведён кадастровый учёт земельного участка, подготовлен пакет документов, необходимых, для предоставления земельного участка.

В результате совершения всех перечисленных действий земельный участок был сформирован в качестве объекта права.

В силу п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Решение о предоставлении земельного участка для строительства орган местного самоуправления принимает в двухнедельный срок на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка (п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации).

Нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены последствия истечения срока действия акта выбора земельного участка, поскольку данный срок не является пресекательным, истечение названного срока само по себе не лишает заявителя права (при наличии к тому оснований) требовать у администрации совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.

Кроме того, судом установлено, что Религиозная организация «Оренбургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат»» неоднократно обращалась (05.06.2006, 09.06.2006, 09.10.2009) в Администрацию г. Оренбурга с заявлением о продлении действия акта выбора земельного участка.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что пропуск установленного п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации срока предоставления земельного участка произошел не по вине религиозной организации, поскольку связан с незаконными действиями Администрации города Оренбурга, выразившихся в игнорировании заявлений организации о продлении действия акта выбора земельного участка.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации г. Оренбурга в предоставлении заявителю земельного участка противоречит нормам земельного законодательства и нарушает права заявителя на получение участка в пользование.

Суд признаёт требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в порядке ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В целях восстановления нарушенного права заявителя Администрации г. Оренбурга необходимо в двухнедельный срок заключить договор безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером 56:44:0234016:28.

Налоговый кодекс РФ не урегулировал вопрос, при котором лицо, обратившееся в арбитражный суд, понесло судебные расходы, а проигравшей стороной является лицо, в силу Налогового кодекса РФ освобождённое от уплаты государственной пошлины. Норма, согласно которой возмещение государственной пошлины должно производиться из федерального бюджета, также отсутствует, в связи с чем в таком случае следует руководствоваться общими положениями главы 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ, где в статье 110 указано, что судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.

С учётом изложенного, понесённые заявителем расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме 2 000 руб. 00 коп. подлежат взысканию с ответчика в качестве судебных издержек по делу в порядке ст. ст. 106-110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что также соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в информационном письме от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 000 рублей, уплаченная по платежному поручению №239 от 01.10.2013, подлежит возврату Религиозной организации «Оренбургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат»» из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 163, 167-170, 176 201, Арбитражного процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

1. Требования Религиозной организации «Оренбургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат»», г. Оренбург удовлетворить.

Признать недействительным решение Администрации города Оренбурга об отказе передать в безвозмездное срочное пользование земельный участок с кадастровым номером 56:44:0234016:28 Религиозной организации «Оренбургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» от 18.08.2013 №1-24/8318.

Обязать Администрацию города Оренбурга в двухнедельный срок заключить договор безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером 56:44:0234016:28.

2. Взыскать с Администрации города Оренбурга (460000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица 14.10.1998 Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Ленинского района города Оренбурга Оренбургской области) в пользу Религиозной организации «Оренбургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат»», г. Оренбург (460000, <...> ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица 21.10.2003 УФНС России по Оренбургской области) 2 000 рублей в возмещение государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения в законную силу.

3.Возвратить Религиозной организации «Оренбургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат»», г. Оренбург (460000, <...> ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица 21.10.2003 УФНС России по Оренбургской области) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей, выдав справку.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru.


 Судья Т.В. Сердюк