АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-10595/2019
29 октября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 29 октября 2019 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Федоровой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атаевой Н.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
заместителя прокурора Оренбургской области (г. Оренбург)
к Администрации муниципального образования «Лапазский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, Оренбургская обл., Новосергиевский район, с. Лапаз)
о признании незаконным бездействия администрации МО «Лапазский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» информации, предусмотренное п.п. 1-3 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля»,
об обязании администрации МО «Лапазский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разместить на официальном сайте в сети «Интернет» для каждого вида муниципального контроля (муниципального земельного контроля, контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции; контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; а также обобщения практики осуществления по каждой сфере деятельности муниципального контроля, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя – прокурор отдела ФИО1 (служебное удостоверение);
заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явилось. Судебное заседание проводится в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Заместитель прокурора Оренбургской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования «Лапазский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным бездействия администрации МО «Лапазский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» информации, предусмотренное п.п. 1-3 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля», об обязании администрации МО «Лапазский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разместить на официальном сайте в сети «Интернет» для каждого вида муниципального контроля (муниципального земельного контроля, контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции; контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; а также обобщения практики осуществления по каждой сфере деятельности муниципального контроля, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
Заинтересованное лицо отзыв с указанием возражений относительно заявленных требований в нарушении требований ч. 1 ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представило, предъявленные ему требования не оспорило.
В силу ч. 4 ст. 131 и ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам без каких-либо возражений заинтересованного лица.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. В связи с чем, суд рассматривает дело исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Во исполнение приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» прокуратурой Новосергиевского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства.
В ходе проверки установлено, что Администрации муниципального образования «Лапазский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области в соответствии с Федеральным законом от № 131-ФЗ является органом местного самоуправления Лапазского сельского поселения Новосергиевского муниципального района Оренбургской области и имеет официальный сайт http://лапаз.рф/.
Администрацией муниципального образования «Лапазский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области осуществляются следующие виды муниципального контроля:
-муниципальный земельный контроль;
-контроль за торговой деятельностью;
-контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции;
-контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Между тем, до настоящего времени Администрацией муниципального образования «Лапазский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области на указанном официальном сайте в сети «Интернет» для каждого вида муниципального контроля перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов не размещены; информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации, подготовки и распространению комментариев (в случае изменения обязательных требований) о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами не осуществляется; обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности муниципального контроля и размещение на официальном сайте в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений в 2018 году не проводилось и соответственно результаты обобщения на официальном сайте в сети «Интернет» не размещены.
Изложенное подтверждается материалами дела.
Полагая, что со стороны органа местного самоуправления - Администрации муниципального образования «Лапазский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области допущено незаконное бездействие, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Настоящие требования заявлены в рамках надзора за исполнением органами местного самоуправления Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Заявление предъявлено в интересах Лапазского сельского поселения, а также неограниченного круга лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории данного муниципального образования, и обусловлены неисполнением администрацией возложенной на нее законом обязанности по размещению соответствующей информации на официальном сайте органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" открытость и доступность нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, является одним из основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 8.2 настоящего Федерального закона в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
Как уже отмечалось ранее, Администрацией муниципального образования «Лапазский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области осуществляются следующие виды муниципального контроля:
-муниципальный земельный контроль;
-контроль за торговой деятельностью;
-контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции;
-контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрацией не были предприняты все зависящие от нее и входящие в сферу компетенции действия (меры) по размещению в информационных системах, на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационных сетях предусмотренной законом информации для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поскольку материалами дела подтверждается, что в нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ на официальном сайте администрации Снежинского городского округа не была размещена информация, предусмотренная законом в целях оказания информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.
Учитывая изложенное, требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению.
Поскольку суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя о признании незаконным бездействие бездействия Администрации муниципального образования «Лапазский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» информации, предусмотренной п.п. 1-3 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля», суд считает необходимым возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Лапазский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разместить на официальном сайте в сети «Интернет» http://лапаз.рф/ для каждого вида муниципального контроля (муниципального земельного контроля; контроля за торговой деятельностью; контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции; контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; а также обобщения практики осуществления по каждой сфере деятельности муниципального контроля, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
Руководствуясь статьями 167-170, 176-181, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования заместителя прокурора Оренбургской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Лапазский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» информации, предусмотренное п.п. 1-3 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля».
Обязать Администрации муниципального образования «Лапазский сельсовет» Новосергиевского района Оренбургской области в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разместить на официальном сайте в сети «Интернет» для каждого вида муниципального контроля (муниципального земельного контроля, контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции; контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; а также обобщения практики осуществления по каждой сфере деятельности муниципального контроля, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья С.Г. Федорова