ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-1064/18 от 16.04.2018 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-1064/2018

23 апреля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 23 апреля 2018 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Е.Г. Цыпкиной, при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Явновой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Станисавлевича Саши (г.Оренбург) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области о признании незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области о внесении в отношении Станисавлевича Саши записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от 04.12.2017 № 417565800519889 о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации и об обязании инспекции внести в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведения о признании недействительной записи ГРН 417565800519889 от 04.12.2017 в отношении Станисавлевича Саши.

В судебном заседании приняли участие представители сторон

от заявителя: Станисавлевич Саша (вид на жительство иностранного гражданина 26.11.2022). Заявил ходатайство в порядке ч. 4 ст. 61 АПК РФ Кузнецов Е.В. (паспорт);

от заинтересованного лица: Юртаева Е.А. – главный специалист-эксперт правового отдела (доверенность от 22.11.2017, № 03-15/61, удостоверение).

Станисавлевич Саша (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Межрайонная ИФНС России № 10 по Оренбургской области) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области о внесении в отношении Станисавлевича Саши записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от 04.12.2017 № 417565800519889 о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации и об исключении записи ГРН 417565800519889 от 04.12.2017, внесенной в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении Станисавлевича Саши.

12.04.2018 от заявителя поступило ходатайство об уточнении просительной части требований, а именно, о признании незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области о внесении в отношении Станисавлевича Саши записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от 04.12.2017 № 417565800519889 о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации и об обязании инспекции внести в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведения о признании недействительной записи ГРН 417565800519889 от 04.12.2017 в отношении Станисавлевича Саши.

Суд удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований (протокольное определение от 16.04.2018).

К заявлению об уточнении заявленных требований приложен чек-ордер от 12.04.2018 об уплате госпошлины в размере 300 рублей.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд расценивает требование об обязании инспекции внести в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведения о признании недействительной записи ГРН 417565800519889 от 04.12.2017 в отношении Станисавлевича Саши в качестве меры восстановления нарушенных прав и законных интересов (а не как самостоятельное требование).

Таким образом, излишне уплаченная по чек-ордеру от 12.02.2018 госпошлина в размере 300 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в силу статьи 33340 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявитель настаивал на заявленных требованиях с учетом заявленных уточнений.

Как указал заявитель в обоснование требований, действия регистрирующего органа по исключению сведений о нем как об индивидуальном предпринимателе из ЕГРИП не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушаются его права и законные интересы. На момент внесения в ЕГРИП оспариваемой записи имел действующий вид на жительство в Российской Федерации и зарегистрирован в городе Оренбурге.

Представитель заинтересованного лица возражал по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Возражая против удовлетворения заявленных требований Межрайонная ИФНС России № 10 по Оренбургской области указала, что срок временного разрешения на проживание заявителя в Российской Федерации истек 26.11.2017, в связи с чем, в его отношении в ЕГРИП 04.12.2017 была внесена запись о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации. Заинтересованное лицо отмечает, что заявитель в установленном порядке не обращался в регистрирующий орган после продления срока его вида на жительство.

Заявитель и заинтересованное лицо не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Станисавлевич Саша является гражданином Сербии, 19.08.2015 был зарегистрирован в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в ЕГРИП была внесена запись ОГРНИП № 315565800056705.

На момент регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, заявителю был выдан вид на жительство иностранного гражданина 82 № 0186140 сроком действия по 26.11.2017.

09.11.2017г. Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области принято решение о продлении вида на жительство, на основании которого 21.11.2017г. в ОВМ ОП № 2 МУ УМВД России "Оренбургское" заявитель зарегистрирован по месту жительства до 26.11.2022г. по прежнему адресу.

04.12.2017 Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области внесена в ЕГРИП запись № 417565800519889 о прекращении заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации.

На обращение Станисавлевича Саши 16.01.2018 в регистрирующий орган, ему был дан мотивированный ответ от 19.01.2018 № 05-01-22/001218, из которого следует, что заявителем не представлено заявление формы № Р24001, для внесения в ЕГРИП сведений о продлении срока действия вида на жительство до 26.11.2022.

Не согласившись с действиями Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области, заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушение данным решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Пунктом 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также заключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) Юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном Главой VI настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае, если физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства, указанным лицом должна быть представлена копия документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации (подпункт "е" пункта 1 статьи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» подтверждением права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство является разрешение на временное проживание, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Вид на жительство является документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет.

По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Пунктом 4.1. ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляют обработку персональных данных лиц без гражданства, которые подали заявление о выдаче вида на жительство, или лиц без гражданства, в отношении которых такое заявление подано, в объеме, необходимом для оформления и выдачи вида на жительство, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции ведет учет видов на жительство, выданных лицам без гражданства и содержащих электронный носитель информации, а также персональных данных их владельцев в государственной информационной системе миграционного учета.

Условия хранения и использования таких данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Пунктом 3 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Приказом ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@ (ред. от 12.01.2015) «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации» утверждено приложение № 6 «Сведения о регистрации иностранного гражданина (лица без гражданства) по месту жительства на территории Российской Федерации».

Таким образом, органы миграционного учета предоставляют соответствующую государственную услугу по выдаче (продлению) иностранным гражданам вида на жительство в Российской Федерации, ведут соответствующие государственные реестры таких данных. При этом в соответствии со ст. 85 НК РФ указанные сведения органы миграционного учет обязаны предоставлять в налоговые органы в установленные сроки.

Согласно пункту 9 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи. Основания и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлены ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

К таким основаниям относятся:

- принятие предпринимателем решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

- смертью данного лица;

- в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом);

- в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

- в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке (п. 6).

В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия (п. 11). Данный перечень не подлежит расширительному толкованию по усмотрению налогового органа.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 названного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В силу части 6 статьи 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.

На момент внесения в ЕГРИП записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от 04.12.2017 заявитель имел вид на жительство в Российской Федерации и был вновь зарегистрирован органами ФМС по тому же месту жительства (г. Оренбург).

Сведения о постановке на миграционный учет от 21.11.2017г. направлены Управлением по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области в электронном виде 23.11.2017г.

Регистрирующий орган не имел права требовать от заявителя представления документов и сведений, которые налоговый орган и так должен был получить с другого государственного органа (в силу положений Закона), предоставляющего государственные услуги.

Таким образом, действия Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области по внесению в ЕГРИП записи о прекращении Станисавлевича Саши деятельности в качестве индивидуального предпринимателя незаконны (противоречат действующему законодательству) и нарушают права заявителя.

При названных обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд обязан в резолютивной части решения указать на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязать соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд считает возможным обязать Межрайонную ИФНС России № 10 по Оренбургской области в течении 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенное право путем внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведения о признании недействительной записи ГРН 417565800519889 от 04.12.2017.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные Станисавлевичем Сашей требования, удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области о внесении в отношении Станисавлевича Саши записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от 04.12.2017 № 417565800519889 о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации

Обязать Межрайонную ИФНС России № 10 по Оренбургской области в течении 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенное право путем внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведения о признании недействительной записи ГРН 417565800519889 от 04.12.2017.

Возвратить Станисавлевичу Саше из федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья Е.Г. Цыпкина