ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-1067/2018 от 04.04.2018 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-1067/2018  

11 апреля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена        апреля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено        апреля 2018 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи                    Цыпкиной Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Явновой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлениюпрокуратуры Сакмарского района о привлечении начальника отдела ЗАГС администрации МО Сакмарский район Киржаевой Натальи Николаевны к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.12.2017).

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании, проходившем 28.03.2018, объявлен перерыв до 04.04.2018.

        В судебном заседании приняли участие представители сторон

от заявителя: Филипповская О.Н. – прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Оренбургской области (удостоверение);

от лица, привлекаемого к административной ответственности:

Киржаева Н.Н. – начальник отдела ЗАГС администрации МО Сакмарский район (паспорт), Мажарцев В.П. (доверенность от 27.03.2018, паспорт).

Прокуратура Сакмарского района(далее – заявитель, прокурор) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении  начальника отдела ЗАГС администрации МО Сакмарский район Киржаевой Натальи Николаевны(далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, Киржаева Н.Н.)к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.13  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

        Представитель заявителя в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в заявлении и в письменных пояснениях от 27.03.2018, 03.04.2018.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, возражало по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Киржаева Н.Н. просила суд отказать заявителю в привлечении к административной ответственности, поскольку отсутствует состав административного правонарушения.

Суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При  рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Прокуратурой Сакмарского района по обращению финансового управляющего Джуламанова Н.А. проведена проверка в отношении начальника отдела ЗАГС администрации МО Сакмарский район Киржаевой Н.Н. в части соблюдения требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ), в ходе которой установлено следующее.

Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.04.2017 по делу № А47-3390/2017 возбуждено производство по делу о банкротстве Остряковой О.А.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.06.2017 по делу № А47-3390/2017 Острякова О.А. признана несостоятельным (банкротом), в отношении нее открыта процедура реализации имущества, финансовым управляющим должника утвержден Джуламанов Н.А., член ассоциации «Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих».

17.10.2017 Джуламанов Н.А. обратился в отдел ЗАГС администрации МО Сакмарский район с запросом исх. № СПС-БЭР от 17.10.2017 о предоставлении сведений, подтверждающих семейное положение Остряковой Ольги Александровны (свидетельство о заключении брака/свидетельство о расторжении брака).

Начальником отдела ЗАГС Киржаевой Н.Н. посредством письменного ответа № 1197 от 25.10.2017 отказано в предоставлении вышеуказанных сведений в отношении гр.Остряковой О.А. со ссылкой на ст. 12 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», п. 7 ст. 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Не согласившись с действиями начальника отдела ЗАГС Киржаевой Н.Н., финансовый управляющий Джуламанов Н.А., обратился в прокуратуру Сакмарского района, сообщая о наличии в действиях заинтересованного лица административно-наказуемых деяний, предусмотренных ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ.

Прокурором Сакмарского района советником юстиции Тютиным Д.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ в отношении начальника отдела ЗАГС администрации МО Сакмарский район Киржаевой Н.Н.

На основании вышеизложенного, заявитель пришел к выводу о том, что начальником отдела ЗАГС администрации МО Сакмарский район Киржаевой Н.Н  совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ, в связи с чем вопрос о привлечении к административной ответственности был передан на разрешение в Арбитражный суд Оренбургской области согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ, вне зависимости от субъектного состава лиц, участвующих в деле, отнесено к компетенции судей арбитражных судов (пп. «д» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. При этом статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения.

По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 АПК РФ).

Согласно части 4 статьи 14.13 КоАП РФ незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему, конкурсному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего, конкурсного управляющего и руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Объективной стороной данного правонарушения является незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний.

Субъектом правонарушения являются должностные лица, действия (бездействие) которых влечет незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечанием к указанной норме предусмотрено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно Положению об отделе записи актов гражданского состояния администрации Сакмарского района, утвержденного распоряжением главы администрации района от 13.10.2006 № 1268-р, Отдел ЗАГС возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации района по представлению заместителя главы администрации района курирующего отдел. Начальник отдела ЗАГС руководит деятельностью отдела, осуществляет общее руководство и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач.

На основании изложенного, суд отклоняет довод лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что руководитель отдела ЗАГС не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону (статьи 2.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ). Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. При отсутствии, а равно недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, в иных протоколах, предусмотренных данным Кодексом, в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в показаниях потерпевшего, свидетелей, в заключениях экспертов, в иных документах, составленных, в частности, вследствиеиспользования специальных технических средств.

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.12.2017 начальнику отдела ЗАГС Киржаевой Н.Н. вменяется нарушение пункта 1 статьи 20.3, статьи 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, выразившееся в не направлении в адрес финансового управляющего сведений, подтверждающих семейное положение Остряковой Ольги Александровны (свидетельство о заключении брака/свидетельство о расторжении брака), на основании его запроса.

Как установлено судом 17.10.2017 финансовый управляющий Джуламанов Н.А. обратился в отдел ЗАГС администрации МО Сакмарский район с запросом (при буквальном прочтении текста) о предоставлении сведений, подтверждающих семейное положение  Остряковой Ольги Александровны, а именно, о предоставлении свидетельства о заключении брака / свидетельства о расторжении брака.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 15.11.1997  № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 15.11.1997  № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Также статьей 8 указанного Закона в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния предусмотрена выдача свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 15.11.1997  № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается:

лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;

родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;

родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (по достижении ребенком совершеннолетия его родителям (одному из родителей) по их просьбе выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка);

(в ред. Федеральных законов от 12.11.2012 № 183-ФЗ, от 31.12.2014 № 517-ФЗ)

опекунам лиц, признанных недееспособными;

(абзац введен Федеральным законом от 12.11.2012 № 183-ФЗ)

иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Из приведенных норм следует, что органами записи актов гражданского состояния производится государственная регистрация актов гражданского состояния, в удостоверение факта которой предусмотрена выдача свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Следовательно, в отделе ЗАГС  администрации МО Сакмарский район отсутствовали запрашиваемые финансовым управляющим Джуламановым Н.А. документы – свидетельство о заключении брака / свидетельство о расторжении брака.

Таким образом, со стороны начальника отдела ЗАГС Киржаевой Н.Н. не было незаконного воспрепятствования деятельности финансового управляющего.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании изложенного, арбитражный суд полагает, что в действиях начальника отдела ЗАГС администрации МО Сакмарский район Киржаевой Натальи Николаевны отсутствует вина в совершении вменяемого ей административного правонарушения.

Соответственно, по мнению суда, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не доказанным следует признать наличие состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде воспрепятствования деятельности финансового управляющего незаконными действиями (бездействием) лица, привлекаемого к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных прокуратурой Сакмарского районатребований о привлечении начальника отдела ЗАГС администрации МО Сакмарский район Киржаевой Натальи Николаевны к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

           Судья                                                                                      Е.Г. Цыпкина