АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-10729/2013
23 сентября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2014 года
В полном объеме решение изготовлено сентября 2014 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Шабановой Тамары Васильевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саляевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению б/н б/д (поступило в арбитражный суд 18.10.2013) индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, Оренбургская область, п. Адамовка) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 Оренбургской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, Оренбургская область, г. Орск) о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам №3373 от 10.10.2013, содержащей недостоверные сведения, касающиеся задолженности по налогу на добавленную стоимость,
при участии в заседании:
от заявителя - представителя ФИО2 (доверенность от 17.10.2013),
от заинтересованного лица - ведущего специалиста-эксперта правового отдела ФИО3 (доверенность от 07.09.2012),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 Оренбургской области о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам №3373 от 10.10.2013, содержащей недостоверные сведения, касающиеся задолженности по налогу на добавленную стоимость.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельностииндивидуального предпринимателя ФИО1 за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, в том числе, по налогу на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС).
По результатам проверки вынесено решение №10-20/02496 от 15.02.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение налогоплательщиком обжаловано не было.
Налоговым органом в адрес предпринимателя выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №403 по состоянию на 18.03.2013, которым в срок до 05.04.2013 предложено уплатить указанные в нем суммы.
11.04.2013 в связи с неисполнением предпринимателем требования инспекцией принято решение №798 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств.
07.02.2013 ИП ФИО1 представил в налоговый орган первичную налоговую декларацию по НДС за 1-4 квартал 2009 г.
До окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком 26.02.2013 были представлены уточненные налоговые декларации по НДС за 1 -4 кварталы 2009 года, в которых были так же заявлены налоговые вычеты на сумму 799 032 руб.
По результатам камеральных налоговых проверок были вынесены следующие решения:
- 1 квартал 2009 года решение об отказе в возмещении № 09-16/09361 от 31.05.2013 на сумму 180 873 руб.
- 2 квартал 2009 года решение об отказе в возмещении № 09-16/09360 от 31.05.2013 на сумму 220 227 руб.
- 3 квартал 2009 года решение об отказе в возмещении № 09-16/09359 от 31.05.2013 на сумму 194 552 руб.
- 4 квартал 2009 года решение об отказе в возмещении № 09-16/09358 от 31.05.2013 на сумму 203 380 руб.
17.06.2013 заявителем представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2009 года, а 18.06.2013 – уточненные налоговые декларации по НДС за 1-3 кварталы 2009 года,в которых налогоплательщик уменьшил сумму налоговых вычетов до 642 451 рублей и самостоятельно указал «налог к уплате»
- за 1 квартал 2009 года в сумме 13 086 руб.
- за 2 квартал 2009 года в сумме 10 563 руб.
- за 3 квартал 2009 года в сумме 6 005 руб.
- за 4 квартал 2009 года в сумме 6 412 руб.
Суммы налога, подлежащие уплате за соответствующие периоды, на основании уточненных деклараций существенно уменьшились.
20.06.2013 предприниматель написал письмо в налоговый орган с просьбой внести изменения в требование №403 от 18.03.2013, а также в решение о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств №798 от 11.04.2013 и постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) №449 от 17.05.2013, в связи с неверностью указания суммы НДС и соответствующей пени, подлежащих уплате (с учетом сданных уточненных деклараций за 1-4 квартал 2009 г.).
10.07.2013 предпринимателем написано повторное письмо.
16.07.2013 заявителем получен ответ (исх.№09-16/11874) на эти письма.
25.04.2013 предпринимателем представлены уточненные налоговые декларации за 1-4 кварталы 2010 года,в которых были так же заявлены налоговые вычеты на сумму 45 447 руб.
По результатам камеральных налоговых проверок были вынесены следующие решения:
- 1 квартал 2010 года решение об отказе в возмещении № 09-16/12622 от 06.08.2013 года на сумму 7 256 рублей. Поскольку налоговые вычеты заявлены за пределами трехлетнего периода, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ.
- 2 квартал 2010 года решение о возмещении № 3240 от 06.08.2013 года на сумму 7 281 рублей.
- 3 квартал 2010 года решение о возмещении № 3244 от 06.08.2013 года на сумму 10 207 рублей.
- 4 квартал 2010 года решение о возмещении № 3242 от 06.08.2013 года на сумму 20 703 рублей,
До окончания камеральной налоговой проверки 25.04.2013 налогоплательщиком были представлены уточненные налоговые декларации по НДС за 1-4 квартал 2011 года, в которых были так же заявлены налоговые вычеты на сумму 20 925 руб.
По результатам камеральных налоговых проверок были вынесены следующие решения:
- 1 квартал 2011 года решение о возмещении № 3237 от 06.08.2013 года на сумму 5 576рублей..
- 2 квартал 2011 года решение о возмещении № 3243 от 06.08.2013 года на сумму 6 507 рублей.
- 3 квартал 2010 года решение о возмещении № 3241 от 06.08.2013 года на сумму 6 080 рублей.
- 4 квартал 2011 года решение о возмещении № 3238 от 06.08.2013 года на сумму 2 801 рублей.
В результате того, что налоговые вычеты были подтверждены, образовалась сумма налога к возмещению из бюджета, то есть образовалась переплата за 2-4 квартал 2010г. в сумме 38 191 рублей и 1-4 квартал 2011г. в сумме 20 964 рублей, которая была зачтена в имеющуюся недоимку по решению выездной налоговой проверки.
Зачеты были отражены в лицевом счете налогоплательщика.
25.07.2013 предпринимателем подана жалоба в УФНС России по Оренбургской области на бездействие Межрайонной ИФНС России №9 по Оренбургской области, выраженное в невнесении изменений в решение о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств №798 от 11.04.2013 и постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) №449 от 17.05.2013. Решением Управления от 23.08.2013 №16-15/09396@ жалоба ИП ФИО1 оставлена без удовлетворения.
Налоговым органом предпринимателю была выдана справка №3373 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам по состоянию на 10.10.2013, в соответствии с которой за предпринимателем числится задолженность по НДС в сумме 876548 руб.
Считая незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам №3373 от 10.10.2013, содержащей недостоверные сведения, касающиеся задолженности по налогу на добавленную стоимость, предприниматель обратился с настоящим заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований ИП ФИО1 указывает, что выданная налоговым органом справка №3373 от 10.10.2013 содержит недостоверную информацию о реальной задолженности по НДС, числящейся за ИП ФИО1, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе, в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Налоговый орган с доводами заявителя не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Инспекция считает, что его действия, выраженные в указании в справке информации о наличии задолженности предпринимателя перед бюджетом, нельзя считать незаконными. Отражение налоговым органом в справке информации о недоимки само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Инспекция отмечает, что сведения, отраженные в справке №3373 от 10.10.2013 содержат информацию о всей задолженности налогоплательщика по НДС перед бюджетом по состоянию на 10.10.2013, в том числе, возникшей по итогам проведения выездной и камеральных проверок.
Заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, указанные нормы не освобождают заявителя от обязанности доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 НК РФ права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.
Согласно п. 125 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, Формы справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам утверждаются в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 137 указанного регламента справка о состоянии расчетов формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекции ФНС России, в которую поступил письменный запрос о представлении справки о состоянии расчетов.
Форма справки по состоянию на 10.10.2013 была утверждена Приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@ «Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"». В соответствии с Приказом в графе «состояние расчетов по налогу (сбору)» указываются: сальдо расчетов (положительное "+", отрицательное "-") с бюджетной системой Российской Федерации организации (индивидуального предпринимателя) без учета сумм денежных средств, списанных с расчетного счета организации (индивидуального предпринимателя), но не зачисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по которым имеется вступившее в силу решение суда о признании обязанности по уплате этих денежных средств исполненной, а также сумм, по которым предоставлена отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, проводится реструктуризация, и сумм, приостановленных к взысканию; отдельной строкой суммы денежных средств, списанных с расчетного счета организации (индивидуального предпринимателя), но не зачисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по которым имеется вступившее в силу решение суда о признании обязанности по уплате этих денежных средств исполненной (при наличии указанных денежных средств).
Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика при уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Исходя из пояснений налогового органа, следует, что корректировка лицевого счета налогоплательщика произошла с учетом результатов проведенных камеральных проверок уточненных деклараций и решений налогового органа о возмещении из бюджета заявленных сумм налога на добавленную стоимость (по уточненным декларациям за 2010-2011 гг.).
В результате того, что налоговые вычеты были подтверждены, образовалась сумма налога к возмещению из бюджета, то есть образовалась переплата за 2-4 квартал 2010г. в сумме 38 191 рублей и 1-4 квартал 2011г. в сумме 20 964 рублей, которая была зачтена в имеющуюся недоимку по решению выездной налоговой проверки.
Однако налоговым органом не учтено следующее.
17.06.2013 заявителем представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2009 года, а 18.06.2013 – уточненные налоговые декларации по НДС за 1-3 кварталы 2009 года,в которых налогоплательщик уменьшил сумму налоговых вычетов до 642 451 рублей и самостоятельно указал «налог к уплате»
- за 1 квартал 2009 года в сумме 13 086 руб.
- за 2 квартал 2009 года в сумме 10 563 руб.
- за 3 квартал 2009 года в сумме 6 005 руб.
- за 4 квартал 2009 года в сумме 6 412 руб.
Суммы налога, подлежащие уплате за соответствующие периоды, на основании уточненных деклараций существенно уменьшились.
Налоговым органом в письменных пояснениях сделан вывод об утрате налогоплательщиком права на возмещение НДС за 1-4 квартал 2009 года в связи с истечение трех лет с момента окончания соответствующего налогового периода.
Однако, в случае, когда камеральная проверка не выявила никаких ошибок или противоречий, акт камеральной проверки не оформляется и итоговое решение по результатам проверки не принимается.
Результаты проверки уточненных деклараций за 1-4 квартал 2009 года инспекцией не оформлены решением (актом).
Следовательно, в рассматриваемом случае налоговым органом при проверке уточненных налоговых деклараций за 1-4 квартал 2009 года не установлено нарушений. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Следовательно, в лицевом счете данные уточненных деклараций за 2009 г. отражены неверно. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет за 1-4 квартал 2009 г., согласно уточненным декларациям, составляет 36066 руб.
Таким образом, на 11.10.2013 - дату формирования налоговым органом справки N 3373 по состоянию на 10.10.2013, указанные выше основания для корректировки недоимки по НДС существовали, не были учтены налоговым органом.
Оспариваемым действием налогового органа, в том числе, нарушено право предпринимателя на достоверную информацию, необходимую для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Требование о предоставлении налогоплательщиком справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа, как условие реализации прав налогоплательщика, предусмотрено различными нормативными правовыми актами. Поэтому отражение инспекцией в справке недостоверных и необъективных сведений о налоговых обязательствах лица будет являться основанием для отказа налогоплательщику в реализации его прав и законных интересов, в том числе в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того необходимо учитывать, что наличие в справке сведений о задолженности, с учетом принципа добросовестности налогоплательщика, служит основанием для добровольной уплаты предпринимателем указанной в справке суммы, а также является основанием для доначисления пени на несуществующую задолженность и принятия инспекцией мер по принудительному взысканию.
На основании изложенного суд считает, что требования индивидуального предпринимателя ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 Оренбургской области о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам №3373 от 10.10.2013, содержащей недостоверные сведения, касающиеся задолженности по налогу на добавленную стоимость, следует удовлетворить.
Понесённые заявителем расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. подлежат взысканию с заинтересованного лица в качестве судебных расходов в порядке, установленном ст. ст.106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Требования индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, Оренбургская область, п. Адамовка) удовлетворить.
2. Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 Оренбургской области(ИНН <***>, ОГРН <***>, Оренбургская область, г. Орск), выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам №3373 от 10.10.2013, содержащей недостоверные сведения, касающиеся задолженности по налогу на добавленную стоимость.
3. Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов налогоплательщика.
4. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 23.12.2004, юридический адрес: 462420, <...>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, Оренбургская область, п. Адамовка) 200 (двести) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать заявителю после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Т.В.Шабанова