Арбитражный суд Оренбургской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Оренбург Дело № А47-10811/2006 АК-21
«22» ноября 2006года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе:
Председательствующего Н.И. Говыриной
Судей А.Ю. Карева
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.В. Борзых
рассмотрев в открытом коллегиальном судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Оренбургской области, г. Оренбург
к Совету депутатов Тюльганского района Оренбургской области, п. Тюльган Оренбургской области
о признании недействующим нормативного правового акта № 253 от 29.12.2003г.
при участии:
от заявителя: ФИО2 – прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском арбитражном процессе (удостоверение № 130136)
от ответчика: ФИО3 – юрист (доверенность № 01-08-33 от 21.11.2006г.)
Заявление рассмотрено в открытом коллегиальном судебном заседании в соответствии с частью 1 статьи 11, статей 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Установил: заместитель прокурора Оренбургской области просит суд признать недействующим и неподлежащим применению решение Совета депутатов Тюльганского района Оренбургской области № 253 от 29.12.2003г. «Об освобождении организаций и учреждений от платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
Совет депутатов Тюльганского района Оренбургской области отзыв на заявление заместителя прокурора Оренбургской области не представил.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика заявление заместителя прокурора Оренбургской области признал. Право на признание предоставлено представителю на основании доверенности № 01-08-33 от 21.11.2006г.
В ходе судебного разбирательства ходатайств, отводов не заявлено. Правовых оснований для отложения судебного разбирательства не имелось.
Изучив материалы дела и законодательство, регулирующее данные правоотношения суд, счел заявление заместителя прокурора Оренбургской области подлежащим удовлетворению по следующим правовым основаниям.
В соответствии с п. 1 оспариваемого решения организации и учреждения, финансируемые из областного бюджета, освобождены от платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в части, причитающейся в районный бюджет.
В силу п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения субъектами Российской Федерации издаются законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).
На основании ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду (ст. 5 указанного Федерального закона).
В силу ст. 16 указанного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.
28.08.1992г. принято постановление Правительства РФ № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», в соответствии с подп. «б» п. 4 которого, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, но только по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора.
В связи с изложенным, органы местного самоуправления не наделены полномочиями понижать размер платы за негативное воздействие на окружающую среду и освобождать от нее отдельных хозяйствующих субъектов.
В ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 313-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указан перечень вопросов местного значения поселений, образующий предмет ведения местного самоуправления.
К вопросам местного значения не отнесены вопросы в области охраны окружающей среды в части установления порядка определения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Данные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов.
Пунктом 1 оспариваемого решения нарушается принцип платности за вредное воздействие на окружающую среду, который незаконно освобожден от платы природопользователей, незаконно предоставляет отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное по отношению к другим хозяйствующим субъектам положение. Кроме того, указанным нормативным правовым актом нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В связи с изложенным решение Совета депутатов Тюльганского района Оренбургской области № 253 от 29.12.2003г. «Об освобождении организаций и учреждений от платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» не соответствует статьям 2, 3, 5, 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статье 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подп. «б» п. 4 постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.1992г. «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды воздействия», и нарушает права и законные интересы неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономической и иной хозяйственной деятельности, а также неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002г. № 284-О постановление Правительства РФ № 632 от 28.08.1992г. (в редакции постановления правительства РФ от 14.06.2001г. № 463) «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды воздействия» предусматривает взимание платежей неналогового характера, сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ.
В абз. 6 п. 5 мотивировочной части указанного Определения указано, что вышеназванные платежи являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором, и общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков определены непосредственно федеральным законом, а порядок определения платы и ее предельных размеров отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
В связи с чем, освобождение от уплаты сборов за загрязнение окружающей природной среды на основании решения Совета депутатов Тюльганского района Оренбургской области № 253 от 29.12.2003г. противоречит требованиям вышеуказанных норм и разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации.
Ответчиком заявлении заместителя прокурора Оренбургской области признано правомерным, о чем имеется отметка в протоколе судебного заседания.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ
Р Е Ш И Л:
1.Требования заявителя удовлетворить полностью.
2.Признать оспариваемый нормативный правовой акт – решение Совета депутатов Тюльганского района Оренбургской области № 253 от 29.12.2003г. «Об освобождении организаций и учреждений от платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» не соответствующим статьям 2, 3, 5, 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статье 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подп. «б» п. 4 постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.1992г. «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды воздействия» и недействующим полностью.
3.Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья: Н.И. Говырина
Судьи: А.Ю. Карев
ФИО1
Резолютивная часть решения объявлена 22.11.2006г.
В полном объеме решение изготовлено и отдано в печать 22.11.2006г.
3