АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-10874/2014
16 января 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена января 2015 года
В полном объеме решение изготовлено января 2015 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Н.А.Третьякова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А.Бигалиевой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (г. Оренбург) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (г. Оренбург) о признании незаконным отказа в принятии арестованного имущества - карабина охотничьего «Сайга 20К», собственником которого является ФИО1 и обязании принять на реализацию арестованное имущество,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2 (г.Оренбург), ФИО1 (г.Оренбург),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО3, представитель (доверенность № Д-56907/15/51 от 12.01.2015 г.);
от заинтересованного лица: ФИО4, представитель (доверенность б/н от 11.08.2014 г.),
от третьих лиц: не явились, извещены.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее по тексту – заявитель, Управление ФССП по Оренбургской области) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее по тексту – заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в принятии арестованного имущества - карабина охотничьего «Сайга 20К», собственником которого является ФИО1, и обязании принять на реализацию арестованное имущество.
Определением суда от 02.12.2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, ФИО1.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на заявленных требованиях.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлен письменный отзыв на заявление, в котором указывает, что требования заявителя являются необоснованными ввиду того, что деятельность по хранению и реализации оружия относится к лицензируемому виду деятельности, а на момент вынесения судебным приставом – исполнителем постановления о передаче имущества для принудительной реализации в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области отсутствует специализированная организация, имеющая лицензию на указанные виды деятельности. Заинтересованное лицо в отзыве также указывает на то, что им проводился электронный аукцион по выбору организации для оказания услуг по реализации оружия в 2014 г., однако аукцион признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок, в связи с чем электронный аукцион по выбору организации для оказания услуг по реализации оружия размещен повторно. Считает свои действия не противоречащими действующему законодательству, а требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представителем заинтересованного лица представлено письменное ходатайство о передаче дела в суд общей юрисдикции в связи с тем, что к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены граждане ФИО2, ФИО1. Устно представитель просил суд также прекратить производство по делу.
Рассмотрев данное ходатайство, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Согласно ч. 1 ст. 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу ч. 4 ст. 27 АПК РФ, заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Таким образом, поскольку заявление принято арбитражным судом с соблюдением правил подведомственности, установленных ст. 27, 29 АПК РФ, а граждане ФИО2 и ФИО1 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, после принятия заявления к производству, ходатайства заинтересованного лица о передаче дала в суд общей юрисдикции и о прекращении производства по делу не подлежат удовлетворению.
Кроме того, АПК РФ не предусматривает возможности по передаче дела на рассмотрение дела в суд общей юрисдикции в связи с неподведомственностью спора.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица требования заявителя не признал, просил суд отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, письменных отзывов по существу заявленных требований не представили.
Как следует из материалов дела и установлено судом, судебным приставом-исполнителем ОСП Промышленного района г.Оренбурга на основании судебного приказа № 2-876-2007 от 17.08.2007 г. Мирового судьи судебного участка № 12 Промышленного района г.Оренбурга возбуждено исполнительное производство № 59972/13/45/56.
18.04.2014 г. в рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП Промышленного района г. Оренбурга ФИО5 произведен арест имущества должника ФИО1: карабина охотничьего «Сайга 20К», о чем составлен акт о наложении ареста от 18.04.2014 г.
30.06.2014 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Промышленного района г. Оренбурга ФИО5 вынесено постановление о передаче указанного арестованного имущества для принудительной реализации на комиссионных началах в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Письмом № НБ-56/13-4169 от 28.07.2014 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области сообщило в Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области о том, что деятельность по хранению и реализации оружия является лицензируемым видом деятельности, а специализированная организация, имеющая лицензию на указанные виды деятельности отсутствует, в связи с чем решение о передаче указанного имущества на реализацию может быть принято только после подведения итогов конкурса и в случае заключения государственного контракта.
Не согласившись с отказом в принятии на реализацию арестованного имущества, Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) при отсутствии спора о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 рублей, должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно. Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.
В силу части 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 5.5 указанного Положения также установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Приказом Федеральной службы судебных приставов от 25.07.2008 N 347 и Росимущества от 25.07.2008 N 149 утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее – Порядок взаимодействия).
В соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 Порядка взаимодействия, Территориальный орган ФССП России не позднее следующего рабочего дня после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о передаче имущества должника на реализацию, в котором в качестве организатора реализации арестованного имущества указывается Росимущество (его территориальный орган), передает в Росимущество (его территориальный орган) уведомление о готовности к реализации арестованного имущества и его местонахождении с приложением копии такого постановления и копий правоустанавливающих и подтверждающих право документов.
Росимущество (его территориальный орган) не позднее семи рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о привлечении специализированных организаций, о чем не позднее следующего рабочего дня письменно извещает территориальный орган ФССП России.
Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества.
Передача Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации) арестованного имущества (в случае невозможности передачи арестованного имущества в натуре, когда такое имущество передано судебным приставом-исполнителем под охрану или на хранение должнику либо иному лицу согласно акту о наложении ареста - правоустанавливающих и подтверждающих право документов) для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи (далее - Акт передачи) с приложением оригиналов (а в случае их отсутствия - дубликатов, заверенных копий) правоустанавливающих и подтверждающих право документов и заверенных копий процессуальных документов.
Судебный пристав-исполнитель обязан передать Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации), а Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) обязано принять от судебного пристава-исполнителя для реализации арестованное имущество (правоустанавливающие и подтверждающие право документы) в течение десяти рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию.
К Акту передачи в случае передачи на реализацию соответствующего вида имущества прилагаются документы, предусмотренные ч. ч. 8 - 10 ст. 89 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в том числе надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", необходимые для последующей регистрации права собственности. К Акту передачи могут прилагаться и другие документы, характеризующие соответствующее имущество.
Имущество считается переданным на реализацию со дня подписания Акта передачи.
Из буквального содержания указанных правовых норм следует, что передача имущества на реализацию по акту приема-передачи возможна лишь после вынесения решения о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации. При этом субъектом, обязанным принять подлежащее реализации имущество, является либо Росимущество, если им принято решение о самостоятельной его реализации, либо специализированная организация, в случае принятия Росимуществом решения о реализации арестованного имущества через специализированные организации.
Пунктами 9, 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что виды деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия; разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом; подлежат лицензированию.
Статьей 9.1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" определено, что производство оружия и основных частей огнестрельного оружия, производство патронов к оружию и составных частей патронов, торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговля патронами к оружию, коллекционирование и экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 18 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены "Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Пунктом 6 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации установлено, что торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (далее именуются - поставщики (продавцы).
Проанализировав положения указанных норм права, суд приходит к выводу о том, что хранением и реализацией оружия могут заниматься только лица, имеющие лицензию на хранение и торговлю оружием.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области не имеет лицензий на хранение оружия и на его торговлю.
Между тем, в своем ответе № НБ-56/13-4169 от 28.07.2014 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области сообщило в Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области о том, что решение о передаче указанного имущества на реализацию может быть принято только после подведения итогов конкурса и в случае заключения государственного контракта с организацией, имеющей лицензию на оказание услуг по хранению и реализации оружия.
Кроме того, заинтересованным лицом в судебное заседание представлены документы, подтверждающие факты проведения им открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по реализации арестованного оружия и признания данных аукционов несостоявшимися ввиду отсутствия заявок.
Таким образом, с учетом того, что у Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области отсутствует лицензия на хранение оружия и на его торговлю, а с иными организациями, имеющими такую лицензию, государственный контракт не заключен ввиду отсутствия заявок, отказ заинтересованного лица в принятии арестованного имущества - карабина охотничьего «Сайга 20К» на реализацию до момента определения заинтересованным лицом организации, имеющей лицензию на оказание услуг по хранению оружия и его торговлю, является правомерным.
Частью 3 ст. 201 АПК РФ, установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области соответствуют требованиям действующего законодательства, кроме того, заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку заявитель и заинтересованное лицо освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о передаче дела по подсудности отказать.
2. В удовлетворении заявленных Управлением Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Н.А.Третьяков