ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-10935/2021 от 10.02.2022 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-10935/2021  

16 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена        февраля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено        февраля 2022 года

          Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Миллер И.Э., при ведении протокола секретарем судебного заседания Есиковой Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

индивидуального предпринимателя ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, Оренбургская область, Акбулакский район, п.Акбулак,

к 1. Министерству строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, г.Оренбург,

2. обществу с ограниченной ответственностью «Юг 1», ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург,

о признании недействительным открытого конкурса, о признании недействительным свидетельства об осуществлении перевозок

В  судебном  заседании  приняли участие

представитель  истца ФИО2  по доверенности,

представитель ответчика 1 ФИО3 по доверенности.

представитель ответчика 2 ФИО4 по доверенности,

с перерывом до 10.02.2022

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО5, истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области к Министерству строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области (далее - Министерство, ответчик 1), обществу с ограниченной ответственностью «Юг 1», (далее – ООО «Юг 1", ответчик 2) со следующими  исковыми требованиями:

признать недействительным открытый конкурс, проведенный 09.08.2021г. по лоту № 9 па право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 116/А «Оренбург-Первомайский», 35 км;

          признать недействительным свидетельство об осуществлении перевозок    по межмуниципальному   маршруту регулярных перевозок №  116/А «Оренбург- Первомайский», 35 км, выданное ООО «Юг порезультатам открытого конкурса от09.08.2021 по лоту № 9,  прекратить действие данного свидетельства;

           обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области    повторно подготовить и провести открытый конкурс на право  осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по лоту №9 на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 116/А «Оренбург-Первомайский», 35 км (с учетом уточнений от 13.10.2021, л.д.120 т.1,принятые судом в порядке, установленном статьей 49 АПК РФ, определением от 26.10.2021, л.д.124 т.2).

Определением суда от 07.10.2021  к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Юг 1».

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме,

         В судебном заседании представитель истца поддержала уточненные требования, утверждала, что заявка, поданная истцом  на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по лоту № 9 по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 116/А «Оренбург-Первомайский», 35 км  на территории Оренбургской области соответствует требованиям статьи 23 Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) и пункту 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 06.02.2017 N 63-п о порядке и условиях проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Оренбургской области (далее - Положение). Истец ссылается на то, что документы по конкурсу поданы ИП ФИО1 07.07.2021, вскрытие конвертов осуществлено 07.07.2021, на момент начала проверки конкурсной комиссией документов, завершенным отчетным периодом для ИП ФИО1 являлось полугодие, то есть с 01.01.2021 по 30.06.2021, по состоянию на 0.07.2021 у истца отсутствовала задолженность перед бюджетом, что подтверждается справкой № 10176.Вместе с тем, истец указывает, что по состоянию на 01.04.2021 у него была задолженность в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в части неоплаченного штрафа в размере 648 руб.00 коп.

Ответчики по делу возражают против исковых требований, предоставив отзывы по делу.

          Представитель Министерства не согласился с позицией истца по мотивам, изложенным в письменном отзыве и отзыве на уточненное заявление, указав, что ответы из ФНС, полученные Министерством, содержали информацию о наличии задолженности у истца по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем, конкурсной комиссией было принято решение об отказе в допуске ИП ФИО1 к участию в конкурсе на право получения свидетельства осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Оренбургской области по маршруту по лоту № 9 по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 116/А «Оренбург-Первомайский», 35 км.

 Представитель ООО "Юг 1" возражает по иску, предоставив отзыв, в котором указывает, что положения пп.4 п. 14 конкурсной документации не содержат конкретной дат опенки сведений, отраженных в заявке по наличию задолженности по налогам и сборам. В составе заявки ИП ФИО1 была представлена справка № 7611 от 15.06.202 выданная Межрайонной инспекцией ФНС № 5 по Оренбургской области. В указанный период последним отчетным периодом для ИП ФИО1 являлся 1 квартал 2021 года. Также в материалы дела истцом представлена справка № 10175 по состоянию на 1.04.2021, подтверждающая наличие задолженности по налогам и сбора без расшифровки по видам налогов. Положения Конкурсной документации, а также статьи 23 Закона N 220-ФЗ не допускают у участника конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрута регулярных перевозок пассажиров наличия задолженности по налогам и сборам за последний завершенный отчетный период в любом размере. Таким образом, вне зависимости от размера задолженности, при установлении факта ее наличия организатор конкурса отказывает допуске такого участника, при этом, в целях соблюдения всех прав участников, независимо от организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения, проверка данных о наличии задолженности должно проводиться по последнему отчетному периоду, предшествующему дате начала подачи заявок. Как следует из материалов дела, извещение о проведении конкурса было размещено на официальном сайте 04.06.2021, т.е. в 2 квартале 2021 г., соответственно, ФИО1, формируя заявку на участие в открытом конкурсе, обязан был предоставить в составе заявки информацию из налогового органа за 1 квартал 2021 г. (по состоянию на 01.04.2021), который и являлся последним отчетным периодом для плательщика УСН согласно ст.346.19 НК РФ. Подача заявок начата согласно извещению о проведении конкурса - 07.06.2021 г., т. последний отчетный период - 1 квартал 2021 г. будет одинаков для всех участников конкурс независимо от конкретной даты подачи заявки, что влечет равные права и обязанности для всех участников конкурса. Справка налогового органа от 15.06.2021 г. содержала информацию об отсутствии задолженности перед бюджетом у ФИО1 только по состоянию на 15.06.2021 г., то есть  на последний завершенный отчетный период. Таким  образом, в поданной заявке истец обязан был отразить информацию от налогового органа, подтверждающую отсутствие у претендента неисполненной обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ за последний завершенный отчетный период, то есть за 1 кв. 2021 г. (Постановление 12 ААС от 21.12.2020 г. по делу № А06-559/2020). Решением УФАС РФ по Оренбургской области от 27 августа 2021 г. по делу N 056/10/18. 933/2021 было отказано в удовлетворении жалобы ИП ФИО1 на не допуск к участию конкурсе (отзыв, л.д.126 -127 т.2).

Истец и ответчики не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

        Министерство 04.06.2017 разместило на своем официальном сайте извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Оренбургской области по маршруту   №  116 А «Оренбург - Первомайский» 35 км (лот N 9) и конкурсную документацию.

        В извещении о проведении открытого конкурса, указано, что рассмотрение заявок состоится по адресу организатора конкурса 12 августа 2021 года.

        07.07.2021 ИП ФИО1 подал заявку на участие в конкурсе на право получения свидетельства на осуществление перевозок  по межмуниципальному маршруту    №  116А «Оренбург - Первомайский» 35 км, лот № 9.

        В соответствии с протоколом № 2 от 09.08.2021 рассмотрения заявок, заявка истца признана не соответствующей требованиям подпункта 4 части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ, подпункта 4 пункта 14 конкурсной документации, ввиду наличия задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний совершенный отчетный период.

        По итогам рассмотрения заявок принято решение о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты маршрута по лоту № 9, маршрут № 116/А «Оренбург-Первомайский», 35 км, ООО «Юг 1» (л.д.32-34 т.1).

        С решением об отказе в допуске к участию  в конкурсе ИП ФИО1, с итогами рассмотрения заявок и выдачей свидетельства на право осуществления перевозок ООО «Юг 1», изложенным в протоколе № 2 рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса от 09.08.2021г., ИП ФИО1 не согласен, считает их незаконным, необоснованным, нарушающим его права.

Полагая, что результаты открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок являются недействительными, истец обратился с настоящим иском в суд о признании недействительным открытого конкурса, проведенного 09.08.2021г. по лоту № 9 па право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 116/А «Оренбург-Первомайский», 35 км; о  признании недействительным свидетельства об осуществлении перевозок    по межмуниципальному   маршруту регулярных перевозок №  116/А «Оренбург- Первомайский», 35 км, выданное ООО «Юг порезультатам открытого конкурса от09.08.2021 по лоту № 9,  прекратить действие данного свидетельства и об обязании повторно подготовить и провести открытый конкурс на право  осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по лоту №9.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), устанавливающей основные начала гражданского законодательства, оно основывается на признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, а также необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

На основании статьи 11 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ защите подлежит нарушенное или оспоренное право, или законный интерес.

Выбор способа защиты гражданских прав осуществляется заявителем с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения. Однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

 Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать и доказать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.

В случае, если наличие нарушенного права не подтверждено, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца, принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения ответчиком.

В обоснование заявленных требований истцом положены доводы о существенных нарушениях порядка проведения оспариваемых торгов, которые, по мнению истца, лишили его возможности принять участие в торгах.

Правовое регулирование порядка заключения договоров определено главой 28 ГК РФ, материальные нормы которой регламентируют, в числе прочих, способы заключения договоров. Одним из таких способов является заключение договора на торгах.

Так, законодатель в статье 447 ГК РФ установил, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги. При этом выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.

Открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов, в настоящем случае, наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также, в рассматриваемом деле, публичные интересы.

Согласно пункту 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Результатом таких торгов является заключение договора с лицом, отвечающим всем требованиям документации о таких торгах и признанным их победителем.

Положениями статей 447 - 448 ГК РФ не предусмотрено право отказаться от заключения договора с победителем.

Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность организатора торгов заключить договор по результатам их проведения.

Правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, а также при заключении договоров по результатам торгов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования, и защита прав, нарушенных при организации и проведении торгов, должна осуществляться соответствующими, предусмотренными законом способами, а именно способом, прямо установленным статьей 449  ГК РФ.

В силу положений пунктов 1, 2 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

 В пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержатся следующие разъяснения. Приведённый в пункте 1 статьи 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учётом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 ГК РФ); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах.

Под заинтересованным лицом, которое вправе обратиться с требованием о признании недействительными результатов конкурса или аукциона, следует понимать участников конкурса или аукциона, а также лиц, которым было отказано в участии в конкурсе или аукционе (пункт 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 32 от 02.12.1993).

В пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании публичных торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ  сделка недействительна по основаниям, установленным законом, илу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе пункт 2 статьи 166 ГК РФ).

В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 101 разъяснено, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Согласно системному толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 16 июля 2009 г. N 739-0-0 Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20 января 2004 г. N 10623/03, положение пункта 1 статьи 449 ГК РФ направлено, - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 ГК РФ, на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора являются соблюдение норм закона при проведении торгов, наличие защищаемого права лица, предъявившего иск. Для признания торгов недействительными суду необходимо установить, имело ли место нарушение установленного законом порядка их проведения и повлияло ли это нарушение на определение победителя торгов. При этом основанием для признания торгов недействительными может служить только нарушение, имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца. Обращение с иском должно преследовать цель восстановления прав.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

 Как усматривается из материалов дела, спор между сторонами возник при проведении Министерством конкурса на право получения свидетельства осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Оренбургской области по маршруту N 116/А «Оренбург-Первомайский», 35 км.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ (в ред. от 14.07.2015) "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 220-ФЗ, предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (далее - организатор открытого конкурса) (пункт 2 статья 21 Федерального закона N 220-ФЗ).

Согласно статье 23 Закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации; наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией; непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства; отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период; наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).

Установленный перечень требований по допуску к участию в открытом конкурсе является полным и исчерпывающим, при этом названным Федеральным законом требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса (пункт 2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ).

Подпунктом 4 пункта 14 конкурсной документации предусмотрено, что участник конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом не должен иметь задолженность по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний отчетный период.

В соответствии с Законом N 220-ФЗ и Законом Оренбургской области от 9 марта 2016 года N 3801/1039-V-ОЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области", Постановлением правительства Оренбургской области от 06.02.2017 N 63-п утверждено Положение о порядке и условиях проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Оренбургской области.

В соответствии с пунктом 55 Положения,  в течение пяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к электронным заявкам организатор конкурса направляет, в том числе, с использованием региональной системы межведомственного взаимодействия, межведомственные запросы в другие государственные органы и организации в соответствии с их компетенцией о предоставлении сведений о претендентах, подавших заявки, необходимых для установления конкурсной комиссией соответствия заявок требованиям, установленным конкурсной документацией, пункту 18 Положения, а также с целью проверки достоверности информации, содержащейся в документах, представленных претендентом.

          Министерством в целях проведения спорного конкурса утверждена конкурсная документация.

          Чтобы претендовать на победу в конкурсе и получение права заключить договор, участник конкурса, в том числе, не должен иметь задолженность по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период (подп. 4 п. 14 конкурсной документации).

Как усматривается из материалов дела, извещение о проведении конкурса было размещено 04.06.2021, следовательно, последним отчетным завершенным периодом для участников конкурса является 30.03.2021 (то есть по состоянию на 01.04.2021),  при проверке поданной истцом заявки на участие в конкурсе путем направления запросов в уполномоченные органы Министерством установлено, что на дату последнего отчетного завершенного периода (на 01.04.2021), у  истца имеется задолженность по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний отчетный период (л.д.133 т.2).

Указанное обстоятельство послужило основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров на основании подпункта 4 пункта 14 конкурсной документации, статьи 23 Закона N 220-ФЗ.

         В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

        Исполнение налоговых обязательств свидетельствует о добросовестности хозяйствующего субъекта в выполнении обязательств, а не служит доказательством исполнения гражданско-правовых обязательств.

         Проанализировав оспариваемое требование конкурсной документации о конкурсе, суд приходит к выводу, что данное требование относится ко всем участникам, что свидетельствует о соблюдении принципов равноправия и справедливости.

         Законом N 220-ФЗ вводятся единые принципы организации пассажирских перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями.

 Доводы истца об отсутствии на момент подачи заявки  спорной задолженности по налогам и сборам (л.д.50-51 т.2), подлежат отклонению. Как усматривается из материалов дела, вопрос о наличии задолженности по налогам и сборам выяснялся на дату окончания последнего завершенного периода - 30.03.2021. Таким образом, с учетом изложенного, то обстоятельство, что на дату подачи заявки истец не имел задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, не свидетельствует о необоснованности отказа Министерства в допуске к участию в конкурсе.

Данные выводы суда согласуются с позиций Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу А47-5469/2018, постановление №18АП-18848/2018 от 24.01.2019.

 Следовательно, истец не был допущен к участию в конкурсе обоснованно, как следует из протокола рассмотрения заявок и проведения конкурса от 09.08.2021 в связи с тем, что по лоту № 9 только одна заявка была признана соответствующей требованиям конкурсной документации и допущена к участию в конкурсе, оценка и сопоставления заявок не требуется, свидетельство на осуществление перевозок выдано ООО "Юг 1" (л.д.34 т.1).

Согласно положениям части 1 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств.

          В соответствии с пунктом 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.

В пункте 44 совместного Постановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Из смысла пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" следует, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными лишь по иску заинтересованного лица, то есть лица, права и законные интересы которого нарушены проведением торгов и при существенных нарушениях порядка проведения торгов, установленного законом, повлиявших на результат торгов.

Таким образом лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.

       Кроме того, проведенные торги могут быть признаны недействительными только при доказанности истцом существенности допущенных нарушений, то есть таких нарушений, которые повлияли или могли повлиять на исход торгов, а также реального нарушения его прав и законных интересов при проведении торгов, а также возможности восстановления его прав в результате признания торгов недействительными.

Как следует из материалов дела, предметом оспариваемых торгов в части лота N 9 являлось право на получение свидетельства об осуществлении межмуниципальных перевозок по маршруту N 116/А «Оренбург-Первомайский», 35 км.

Учитывая изложенное выше, суд приходит  к  выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о несоблюдении предусмотренного законом порядка проведения торгов, повлекших нарушение прав заявителя, а также существенных нарушений, повлиявших на результаты торгов; учитывая, что заявка истца отклонена при наличии законного основания, исковые требования этого лица о признании торгов и свидетельства недействительными нельзя признать обоснованными.

Доводы истца в части нарушения требований конкурсной документации при проверке заявки ответчика 2,  а так же относительно сроков проведения конкурса, судом не признаются обоснованными, по следующим основаниям.

Разделом 3 конкурсной документации определен порядок рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе.

Согласно пункту 58 Положения утв. постановлением Правительства Оренбургской области от 06.02.2017 N 63-п (далее -Положение) и пункту 45 конкурсной документации, рассмотрение заявки состоит в проверке конкурсной комиссией документов, представленных претендентом, на предмет соответствия требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствия подавших заявки претендентов требованиям, указанным в пункте 18 Положения (пункт 14 конкурсной документации).

В соответствии с пунктом 63 Положения и пунктом 52 конкурсной документации, оценка заявки осуществляется на основании данных, содержащихся в документах, представленных участником конкурса, а также документах, полученных от третьих лиц в случаях, предусмотренных конкурсной документацией.

В силу пункта 57 Положения и пункта 46 конкурсной документации срок рассмотрения заявок не может превышать сорока дней со дня вскрытия конвертов с заявками.

Как установлено судом и следует из материалов дела, вскрытие конвертов произошло 07.07.2021 (подтверждается протоколом N 1), а рассмотрение заявок состоялось - 09.08.2021 при крайнем сроке - 20.08.2021, что соответствует пункту 57 Положения и пункту 46 конкурсной документации.

Таким образом, суд считает, что рассмотрение заявки,  допущенной к конкурсу участника, и их оценка осуществлена Министерством в пределах предельного срока, предусмотренного конкурсной документацией и изменение даты рассмотрение заявок на участие в конкурсе и подведение его итогов не нарушают прав и законных интересов истца, а также требований действующего законодательства.

Кроме того, на этапе рассмотрения заявок организатор конкурса осуществляет проверку представленных документов всех претендентов на соответствие требованием ст.23 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ, конкурсной документации, на наличие недостоверной информации и принимает решение о допуске (отказе в допуске) претендента для участия в конкурсе.

Заявка ООО «ЮГ 1» соответствовала требованиям статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ (это заявителем не оспаривается), в представленных ООО «ЮГ 1» документах отсутствуют недостоверные сведения.

Изложенные в статье 24 Федерального закона №220-ФЗ, критерии оценки заявок влияют на количество баллов при проведении их подсчета, в случае проведения конкурсных процедур.

Поскольку, в данном случае по лоту 9  соответствующей требованиям конкурсной документации признана только одна заявка ответчика 2, конкурсная комиссия решила, что оценка и сопоставление заявок не требуется, свидетельство на осуществление пассажирскими перевозками было выдано единственному участнику ООО "Юг 1"

Согласно пункту 5 статьи 447 ГК РФ такой конкурс, в котором участвовал только один участник, является несостоявшимся в силу закона.

В случае участия в торгах одного участника, отсутствует конкуренция и состязательность - один из основных признаков конкурентной закупки согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.

Из части 29 статьи 3.4 упомянутого Закона следует, что договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

Законом N 223-ФЗ не регламентирован порядок признания торгов несостоявшимися, а конкурсная документация по оспариваемым торгам содержит условия в каком случае конкурс признается несостоявшимся,  в том числе в случае допуска к участию одного претендента ( п.48 конкурсной документации, л.д.12 т.2).

При оценке доводов истца, судом так же учитывается позиция Управления ФАС РФ по Оренбургской области от 27.08.2021 по делу № 056/10/18.1-933/2021 , согласно решению которого в удовлетворении жалобы ИП ФИО1 было отказано.

      В данном решении указано следующее. "По правилам пункта 1 статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода. Комиссия установила, что 06.07.2021 г. в день поступления заявки от ИП ФИО1  была предоставлена справка от 15.06.2021, что не является днем последнего завершенного отчётного периода. Следовательно, на дату приема заявок информация об отсутствии задолженности за последний завершенный отчетный период у ИП ФИО1 не предоставлена. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не поступило. Вместе с тем, организатор торгов - Министерство, в силу своей обязанности проверил достоверность сведений, представленных в составе заявки ИП ФИО6 посредством получения информации из ИФНС с использованием региональной системы межведомственного электронного взаимодействия СИР СОУ ОО (Система исполнения регламентов Информационной системы оказания услуг Оренбургской области), в ходе которой было выявлено, что у ИП ФИО1 имелась задолженность по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период. Представитель заявителя не отрицала данный факт, подтвердив, что по состоянию на первый квартал 2021 года у ИП ФИО6 имелась задолженность по неуплате штрафов. Из содержания п. 47 Конкурсной документации следует, что основанием для отказа в допуске претендента к участию в конкурсе являются признание его не соответствующим требованиям, указанным в пункте 14 настоящей конкурсной документации, и признании поданной таким претендентом заявки не соответствующей конкурсной документации. В этой связи, довод заявителя о том, что в составе заявки была представлена справка налогового органа, свидетельствующая об отсутствии у заявителя каких-либо задолженностей в бюджеты бюджетной системы РФ, признан Комиссией необоснованным"( л.д.96-97 т.1).

       Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК  РФ в совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о том, что доказательств нарушения закона при проведении аукциона, а также нарушения прав и законных интересов истца, в материалы дела не представлено, следовательно, оснований для восстановления прав и законных интересов, когда не имеется существенных нарушений при проведении торгов, путем признания торгов   недействительными, также не имеется, а поэтому не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

         Поскольку требования истца о признании недействительным открытого конкурса, проведенного 09.08.2021г. по лоту № 9 на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 116/А «Оренбург-Первомайский», 35 км, суд считает необоснованным и подлежащим отклонению, следовательно, оснований для признания недействительным свидетельства об осуществлении перевозок    выданное ООО «Юг порезультатам открытого конкурса от09.08.2021 по лоту № 9,  и прекращение егодействия, а так же оснований обязать Министерство повторно подготовить и провести открытый конкурс на право  осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по лоту №9, у суда не имеется.

         При данных обстоятельствах, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Поскольку в иске отказано, расходы по государственной пошлине остаются на истце, в силу норм статьи  110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                             И.Э.Миллер