ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-11372/18 от 05.02.2019 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-11372/2018  

13 февраля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена        февраля 2019 года

В полном объеме решение изготовлено        февраля 2019 года

Арбитражный суд  Оренбургской области в составе судьи Вишняковой А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кучаевой Р.Ф., секретарем судебного заседания Игиновой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал», ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Москва   

о взыскании 6 712 923 руб. 05 коп.

В судебном заседании приняли участие:

- от истца – ФИО1, доверенность от 09.01.2019 (до объявления перерыва в судебном заседании), ФИО2, доверенность от 09.01.2019 (после объявления перерыва в судебном заседании),

- от ответчика – ФИО3, доверенность от 20.12.2018.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 05.02.2019

Общество с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» обратилось в арбитражный суд к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации с исковым заявлением о взыскании 6 712 923 руб. 05 коп., из которых 6 134 074 руб. 64 коп. плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением  нормативов допустимых концентраций за период июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017, 578 848 руб. 41 коп. плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик в судебном заседании, отзыве на исковое заявление (том 3 л.д. 36-38, л.д. 56-57) против удовлетворения требований возражал, полагая не соблюденным претензионный порядок урегулирования споров (в направленной претензии не указано на каких объектах производились отборы проб и какими документами это подтверждается, отсутствует расчет). По мнению ответчика, нарушен порядок отбора проб на объекте, расположенном по адресу <...>, в/ч  44296 – истцом не соблюден 15-минутный интервал ожидания в случае неявки абонента, установленный Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 525.

Истец в возражениях на отзыв (том 3 л.д. 54-55) против доводов ответчика возражал, указав, что 15-минутное ожидание установлено законодателем в случае неявки абонента, а в рассматриваемом деле ответчик не допустил представителей истца к месту отбора в нарушение пункта 20 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля ФИО4, данными в судебном заседании 05.02.2019.

Стороны не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статей 65, 71 АПК РФ.

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Между ООО "Оренбург Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (абонент) заключен государственный контракт № 7604/145-р от 11.07.2017 (том 1 л.д. 21-59), согласно пункту 1 которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим государственным контрактом. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим государственный контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим государственным контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с пунктом 2 контракта границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов  централизованных систем холодного водоснабжения организации водопроводно-канализационного хозяйства и транзитной организации определяются в акте о разграничении балансовой принадлежности согласно приложению № 1.

Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, приведенный в Приложении № 1 к контракту, подлежит подписанию при заключении государственного контракта и является его неотъемлемой частью. Местом исполнения обязательств по государственному контракту является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности (пункт 3 контракта).

Разделом 4 контракта стороны предусмотрели права и обязанности сторон.

Так, согласно пункту 12, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется требовать от абонента реализации мероприятий, направленных на достижение установленных нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "п"), осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросе в абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "с"), а также вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх  установленных нормативов объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "д").

В свою очередь абонент обязуется обеспечить беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию  представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и порядке, которые предусмотрены разделом VI настоящего государственного контракта (подпункт "ж" пункта 14) и соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов абонентов и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований (подпункт "т" пункта 14).

Согласно пункту 29 контракта сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод указываются по форме согласно приложению № 5  к настоящему государственному контракту.

В соответствии с пунктом 34 контракта стороны определили, что при превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".

Все споры и разногласия, возникшие между сторонами, связанные с исполнением настоящего государственного контракта, подлежат досудебному урегулированию  в претензионном порядке (пункт 58 контракта).

Настоящий государственный контракт вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношение сторон, возникшие с 01.04.2017. Настоящий контракт заключен на срок по 31.12.2017 (пункты 68, 69 контракта).

Из материалов дела следует, что истцом и ответчиком согласованы контрольно-канализационные колодцы (далее по тексту - ККК), предназначенные для отбора проб сточных вод на следующих объектах ответчика:

- Президентское кадетское училище (<...>);

- в/ч № 40263 (<...>);

- военный госпиталь (<...>);

- в/ч № 33860 (<...>);

   - в/ч № 44296 (<...>);

   - в/ч № 63180 (<...>).

В обоснование исковых требований истец указал, что в периоды с  26.07.2017 по 27.07.2017 и с 26.10.2017 по 27.10.2017 сотрудниками ООО "Оренбург Водоканал" в присутствии представителей ответчика (ведущего инженера ФИО5) на объектах ответчика проведены отборы проб сточных вод из согласованных ККК, в отношении объектов ответчика, о чем составлены акты:  № 72/07 от 26.07.2017 (том 1 л.д. 84), № 73/07 от 26.07.2017 (том 1 л.д. 87), 74/07 от 26.07.2017 (том 1 л.д. 90), № 75/07 от 26.07.2017 (том 1 л.д. 92), 76/07 от 26.07.2017 (том 1 л.д. 94), 77/07 от 26.07.2017 (том 1 л.д. 96), 78/07 от 26.07.2017 (том 1 л.д. 99), 85/07 от 27.07.2017 (том 1 л.д. 103), 86/07 от 27.07.2017 (том 1 л.д. 105), 87/07 от 27.07.2017 (том 1 л.д. 108), № 91/10 от 27.10.2017 (том 2 л.д. 28), № 90/10 от 27.10.2017 (том 2 л.д. 30), № 89/10 от 27.10.2017 (том 2 л.д. 33), № 85/10 от 26.10.2017 (том 2 л.д. 35), № 87/10 от 26.10.2017 (том 2 л.д. 37), № 86/10 от 26.10.2017 (том 2 л.д. 41), № 84/10 от 26.10.2017 (том 2 л.д. 44), № 83/10 от 26.10.2017 (том 2 л.д. 46), № 82/10 от 26.10.2017 (том 2 л.д. 48), № 81/10 от 26.10.2017 (том 2 л.д. 51).

В этот же период в отношении части контрольно-канализационных колодцев абонент доступ не обеспечил, отбор проб производился из первого доступного  колодца на сети водоотведения, о чем составлены акты № 88/07 от 27.07.2017 (том 1 л.д. 110), № 89/07 от 27.07.2017 (том 1 л.д. 112), № 94/10 от 30.10.2017 (том 2 л.д. 23), № 92/10 от 27.10.2017 (том 2 л.д. 26).

По результатам исследования отобранных проб составлены протоколы результатов исследования сточных вод абонента № 706, 707 от 01.08.2017 (том 1 л.д. 85-86), 708, 709 от 01.08.2017 (том 1 л.д. 88-89), 710 от 01.08.2017 (том 1 л.д. 91), 711 от 01.08.2017 (том 1 л.д. 93), 712 от 01.08.2017 (том 1 л.д. 95), 713, 714 от 01.08.2017 (том 1 л.д. 97-98), 715, 716, 717 от 01.08.2017 (том 1 л.д. 100-102), 725 от 02.08.2017 (том 1 л.д. 104), 726, 727 от 02.08.2017 (том 1 л.д. 106-107), 728 от 02.08.2017 (том 1 л.д. 109), 729 от 02.08.2017 (том 1 л.д. 111), 730, 731 от 02.08.2017 (том 1 л.д. 113-114), 1075, 1074 от 02.11.2017 (том 2 л.д. 24-25), 1072 от 02.11.2017 (том 2 л.д. 27), 1071 от 02.11.2017 (том 2 л.д. 29), 1070, 1069 от 02.11.2017 (том 2 л.д. 31-32), 1068 от 02.11.2017 (том 2 л.д. 34), 1060 от 01.11.2017 (том 2 л.д. 36), 1065, 1064, 1063 (том 2 л.д. 38-40), 1062, 1061 от 01.11.2017 (том 2 л.д. 92-93), 1059 от 01.11.2017 (том 2 л.д. 45), 1058 от 01.11.2017 (том 2 л.д. 47), 1056, 1057 от 01.11.2017 (том 2 л.д. 49-50), 1054, 1055 от 01.11.2017 (том 2 л.д. 52-53).

На основании анализа проб сточных вод установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных Постановлением администрации города Оренбурга от 28.12.2016 № 4115-п «Об утверждении нормативов допустимых к сбросу концентраций загрязняющих веществ, принимаемых (отводимых) сточных вод в систему канализации города Оренбурга».

В результате обнаружения превышения загрязняющих веществ в сточных водах истец произвел ответчику расчет платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций за период с июля по декабрь 2017 года в соответствии с распоряжением главы города Оренбурга от 27.09.1999 № 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга", постановлением Правительства Оренбургской области от 06.04.2017 № 245-п "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области", постановлением администрации города Оренбурга от 28.12.2016 № 4115-п "Об утверждении нормативов допустимых к сбросу концентраций загрязняющих веществ, принимаемых (отводимых) сточных вод в систему канализации города Оренбурга" на общую сумму 6 134 074 руб. 64 коп. (уточненный расчет - т. 2 л.д. 48-49).

Ответчику выставлены счета на оплату: № 1058 от 21.08.2017 (том 1 л.д. 116), № 1059 от 21.08.2017 (том 1 л.д. 121), № 1061 от 21.08.2017 (том 1 л.д. 124), № 1062 от 21.08.2017 (том 1 л.д. 127), № 1063 от 21.08.2017 (том 1 л.д. 128), № 1064 от 21.08.2017 (том 1 л.д. 130), № 1065 от 21.08.2017 (том 1 л.д. 133), № 1254 от 18.09.2017 (том 1 л.д. 138), № 1255 от 18.09.2017 (том 1 л.д. 141), № 1257 от 18.09.2017 (том 1 л.д. 144), № 1259 от 18.09.2017 (том 1 л.д. 147), № 1260 от 18.09.2017 (том 1 л.д. 149), № 1261 от 18.09.2017 (том 1 л.д. 152), № 1468 от 16.10.2017 (том 2 л.д. 4), № 1467 от 16.10.2017 (том 2 л.д. 7), № 1470 от 16.10.2017 (том 2 л.д. 10), № 1472 от 16.10.2017 (том 2 л.д. 13), № 1473 от 16.10.2017 (том 2 л.д. 16), № 1474 от 16.10.2017 (том 2 л.д. 18), № 1878 от 25.12.2017 (том 2 л.д. 55), № 1879 от 25.12.2017 (том 2 л.д. 58), № 1880 от 25.12.2017 (том 2 л.д. 61), № 1882 от 25.12.2017 (том 2 л.д. 64), № 1884 от 25.12.2017 (том 2 л.д. 67), № 1885 от 25.12.2017 (том 2 л.д. 69), № 1886 от 25.12.2017 (том 2 л.д. 72), № 1887 от 25.12.2017 (том 2 л.д. 74), № 1888 от 25.12.2017 (том 2 л.д. 77), № 1890 от 25.12.2017 (том 2 л.д. 80), № 1892 от 25.12.2017 (том 2 л.д. 83), № 1895 от 25.12.2017 (том 2 л.д. 86), № 1896 от 25.12.2017 (том 2 л.д. 88), № 1897 от 25.12.2017 (том 2 л.д. 91), № 71 от 26.01.2018 (том 2 л.д. 94), № 72 от 26.01.2018 (том 2 л.д. 97), № 73 от 26.01.2018 (том 2 л.д. 100), № 75 от 26.01.2018 (том 2 л.д. 103), № 77 от 26.01.2018 (том 2 л.д. 106), № 78 от 26.01.2018 (том 2 л.д. 108), № 79 от 26.01.2018 (том 2 л.д. 111).

На основании актов отбора проб сточных вод установлено, что сточные воды ответчика содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу центральной системы водоотведения, не отвечающие требованиям, установленным пунктом 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

Истец произвел расчет платы за указанный выше период за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на общую сумму 578 848 руб. 41 коп.  (т. 1 л.д. 13) в соответствии с пунктами 114, 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения РФ № 644  и выставил на оплату счета № 1066 от 21.08.2017 (том 1 л.д. 119), № 1253 от 18.09.2017 (том 1 л.д. 136), № 1453 от 16.10.2017 (том 2 л.д. 2), № 1900 от 20.08.2018, № 1902 от 20.08.2018, № 1904 от 20.08.2018.

Истцом в адрес ответчика направлена претензия № 02/0017 от 26.07.2018 (том 1, л.д. 14-15, доказательства направления – л.д. 16), которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с рассматриваемым иском в суд.

Довод ответчика о несоблюдении со стороны истца претензионного порядка судом отклоняется.

По смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике является способом, который позволяет добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы.

Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком факт направления истцом претензии.

Из содержания претензии следует, что требование об оплате задолженности предъявлено истцом к ответчику по адресу указанному в контракте. 

При этом, как указывает ответчик направленная претензия, не содержала расчет-обоснование суммы задолженности, в ней не указано на каких объектах производились отборы проб, и какими документами это подтверждается.

Указанный довод судом отклоняется по следующим основаниям.    

Претензия содержит предъявляемый период, суммы и  основания их начисления.

 Материалами дела подтверждено, что проведенные отборы проб сточных вод являлись плановыми, ответчик об указанных проверках был извещен заблаговременно, о чем в материалы дела представлены графики проверок качественного состава сточных вод.   В данных графиках указаны даты и объекты проверок.  Акты составлены  с участием ответчика. В случае отсутствия участия, акты направлены ответчику.  Уведомления по всем плановым проверкам содержатся в материалах дела и не оспариваются ответчиком.

Ответчик был извещен и осведомлен о дате, месте проведения проверки, объектах  в которых произведены отборы, а также результатах исследования, о расчете платы за сброс загрязняющих веществ.

Таким образом, ответчику было известно о принятии истцом мер досудебного урегулирования спора в отношении взыскания стоимости платы. Являясь участником спорных правоотношений, ответчик каких-либо мир по урегулированию спора не принял.

В поведении ответчика не усматривалось намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке.

Учитывая процессуальную позицию ответчика по делу, принимая во внимание цели законодательного установления обязательного претензионного порядка урегулирования споров и недопустимости отказа в судебной защите нарушенных прав по формальным основаниям без учета конкретных обстоятельств дела, суд оснований для не принятия спорной претензии не усматривает.

Оценив представленные в обоснование исковых требований доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая установленные судом фактические обстоятельства дела, носящие объективный характер, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Судом установлено, что правоотношения сторон возникли из заключенного между ними государственного контракта № 7604/145-р от 11.07.2017 холодного водоснабжения и водоотведения и подлежат правовому регулированию, в том числе нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ.

Согласно положений статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Присоединение сетей  ФГБУ  "ЦЖКУ" Минобороны России к сетям ООО "Оренбург Водоканал" и оказание последним услуг по водоотведению сторонами не оспаривается.

Статья 307 ГК РФ предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности; обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.

Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Требованиями действующего законодательства предусмотрено, что сточные воды, сбрасываемые в систему коммунальной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные нормы допустимых концентраций.

Пунктом 1 статьи 30 Закона № 416-ФЗ определено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011  № 416-ФЗ).

В силу пункт 25 Правил № 644 абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и названными Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил № 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с Правилами.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.

Пунктом 111 Правил № 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Пунктом 118 Правил № 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены данными Правилами.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение.

Пунктом 29 Правил № 525 установлено право абонента при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб.

Согласно пункту 27 параграфа IV Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства от 21.06.2013 № 525, по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении № 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.

Материалами дела подтверждено, что проведенные отборы проб сточных вод являлись плановыми, ответчик об указанных проверках был извещен заблаговременно, о чем в материалы дела представлены графики проверок качественного состава сточных вод.   В данных графиках указаны даты и объекты проверок (т. 1 л.д. 82-83, т. 3 л.д. 44-45). В уведомлении (т. 3 л.д. 44), где  дата проверки вместо октября указана - 27.07.2017, судом  в заседании выяснено, подтверждено актом и не оспаривается сторонами, что  данная проверка по объекту проведена в октябре  с участием ответчика. В связи с чем, спора в данной части между сторонами нет.

Факт превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах истец подтверждает актами отбора проб сточных вод и протоколами исследования отобранных проб, представленными в материалы дела.

Так, из указанных актов можно определить, из какого колодца производился отбор пробы (контрольный канализационный колодец), а также установить его местонахождение, что позволяет считать такой отбор проб надлежащим доказательством.

Ответчиком заявлены возражения в отношении обстоятельства, что пробы сточных вод отобраны с нарушениями требований "Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 (далее - Правила № 525), а именно: акт № 88/07 от 27.07.2017 (том 1 л.д. 110)  указывает, что отбор производился в отсутствие  абонента. По мнению ответчика в данном случае истцом должен был соблюдаться 15-минутный интервал ожидания, чего им не  сделано, как по акту № 94/10 (т. 2 л.д. 23).

Указанный довод отклоняется судом на основании следующего.

Статьей 30 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 "Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 (далее - Правила № 525) программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальный орган).

Статья 27 Федерального закона № 416-ФЗ предусматривает, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

  Сам порядок отбора проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод регламентирован в разделе IV Правил осуществления контроля осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.

  Согласно п. 20 Правил № 525, абоненты обязаны: а) обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток; б) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб; в) обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод; г) обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод; д) обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).

  Исходя из пункта 22 Правил N 525 отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.

  Согласно положениям пункта 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года N 644 "контрольный канализационный колодец" - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или  последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.

Из материалов дела следует, что истцом и ответчиком согласованы контрольно-канализационные колодцы, предназначенные для отбора проб сточных вод на следующих объектах ответчика:

- Президентское кадетское училище (<...>);

- в/ч № 40263 (<...>);

- военный госпиталь (<...>);

- в/ч № 33860 (<...>);

   - в/ч № 44296 (<...>);

   - в/ч № 63180 (<...>).

В связи с не допуском 27.07.2017 и 30.10.2017 представителей истца на территорию соответственно военной части № 63180, расположенной по адресу: <...>, и военной части № 44296, расположенной по адресу: <...> отбор проб проводился сотрудниками истца за территорией военных частей в соответствии с положениями законодательства, о чем свидетельствуют акты отбора проб № 88/07 от 27.07.2017 (том 1 л.д. 110) и № 94/10 от 30.10.2017 с обозначением указанных обстоятельств (том 2 л.д. 23).

Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании пояснениями с предупреждением об уголовной ответственности  свидетеля ФИО4 (сотрудником истца), производившей отбор проб. Свидетель подтвердил, что  прибыла на КПП, на территорию войсковой части не допустили, пояснив, что пропуска командиром не оформлены.  Свидетель по телефону связывался с сотрудником  части, принимавшем участие в ранних отборах проб, который пояснил, что на территорию  допуска нет. Свидетель подтвердил, что сотрудник части был извещен, что отбор будет производиться  за территорией военных частей в соответствии с положениями законодательства. Относительно временного интервала свидетель пояснил, что 12.10 (т. 1 л.д. 110)  - время начала отбора проб. При не допуске к колодцу с учетом предварительного уведомления ответчика, истец отбирает пробу по последнему колодцу  на основании законодательства и не   должен дополнительно никого уведомлять.  Процесс отбора длился минут 15, следовательно до 12.25, 12.30 длился спорный отбор. Войсковой частью  участие своего представителя не обеспечено, не смотря на  наличие такой возможности.

Из  схем месторасположения ККК (оборотная сторона актов отбора проб № 88/07 от 27.07.2017 и № 94/10 от 30.10.2017) следует, что истец верно определил колодец в качестве ККК.

Согласно пункту 149 Правил № 644 уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации допускаются к водопроводным, канализационным сетям и сооружениям на них, приборам учета и иным устройствам, местам отбора проб при наличии служебного удостоверения (доверенности на совершение соответствующих действий от имени организации водопроводно-канализационного хозяйства или иной организации) или по заранее направленному абоненту, транзитной организации списку с указанием должностей проверяющих. В случае если доступ предоставляется для проверки, по итогам проверки составляется двусторонний акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом один экземпляр акта должен быть направлен абоненту, транзитной организации не позднее 3 рабочих дней со дня его составления. При этом абонент, транзитная организация имеют право присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом.

При воспрепятствовании абонентом, транзитной организацией в доступе в течение более чем 30 минут с момента их прибытия составляется акт, фиксирующий факт не совершения абонентом, транзитной организацией действий (бездействия), необходимых для обеспечения доступа представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета воды, канализационным сетям, контрольным канализационным колодцам для отбора проб воды, сточных вод, проведения обследований и измерений.

Как указывалось выше, в соответствии с п.20 Правил № 525 абоненты, в числе прочего, обязаны обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод; обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод.

Согласно п. 24 Правил № 525 в случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей, указанных в пункте 20 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.

При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился". Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом (п. 28 Правил № 525).

Таким образом, указанные правила допускают возможность проведения отбора проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение в отсутствие надлежащим образом извещенного абонента, с отметкой о его неявке в назначенное время и место. Обязанности по обязательному присутствию абонента, либо необходимости фиксации данной отметки сторонними лицами, Правила № 525 не содержат.

Большая часть актов отбора проб содержит подписи ответчика. Отбор  произведен в присутствии ответчика, без возражений. Доказательств отбора ответчиком параллельных проб, нет. Спора сторон  в данной части нет.

Как указывает истец, в назначенное время явка уполномоченных представителей абонента не обеспечена, допуск представителей истца к месту отбора проб также не обеспечен, в связи с чем руководствуясь специальными нормами (п. 24, п. 28 Правил № 525) отбор проб сточных вод произведен из первого доступного колодца на сети водоотведения, соответствующая отметка о не допуске представителей истца к месту отбора проб сделана в самих актах отбора проб по в/ч № 63180 (акт № 94/10 от  30.10.2017) и в/ч № 44296 (акт № 88/07 от 27.07.2017).  

Акты направлены ответчику по почте.

Учитывая изложенное, а именно сам факт уведомления ответчика о необходимости явки ответственных лиц, уполномоченных присутствовать при отборе проб, а также необходимость обеспечения беспрепятственного доступа к контрольным канализационным колодцам, наличие отметки о не обеспечении абонентом доступа к местам отбора проб в актах отбора проб по названным объектам, а также учитывая наличие у истца полномочий на проведение проверки, в том числе, при неявке абонента с составлением акта отбора проб сточных вод с соответствующей отметкой (п. 28 Правил № 525), последующее направление данных актов ответчику и отсутствие возражений и замечаний относительно процедуры проведения проверки, оснований для признания актов отбора проб сточных вод ненадлежащими доказательствами по делу у суда не имеется.

Истец произвел расчет платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций за июль-декабрь 2017 года на основании актов отбора проб сточных вод и протоколов результатов количественного химического анализа сточных вод в общем размере 6 134 074 руб. 64 коп.

При расчете платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ истцом применены нормативы загрязняющих веществ, установленные распоряжением главы г.Оренбурга № 3404-р, постановлением Правительства Оренбургской области от 06.04.2017 № 245-п, постановлением администрации г. Оренбурга № 4115-п.

Расчет платы за сброс загрязняющих веществ истцом произведен в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Оренбургской области от 06.04.2017 № 245-п "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области", согласно которому: «Размер платы за превышение ДК или ВСК для всех ингредиентов, по которым зафиксировано превышение, рассчитывается в целом на весь объем фактически сброшенных сточных вод, содержащих сверхнормативное количество загрязняющих веществ, по следующей формуле:

П = Q x Ki x T x K, где:

П - плата за превышение ДК или ВСК;

Q - объем фактически сброшенных сточных вод, содержащих сверхнормативное количество загрязняющих веществ, за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб организацией ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб (куб. метров);

Ki - коэффициент, учитывающий долю сточных вод абонента на выпуске в систему канализации, по которому зафиксирован факт превышения ДК или ВСК (при их установлении) по отношению к общему объему фактически сбрасываемых абонентом сточных вод по всем выпускам;

Т - тариф на коммунальную услугу по водоотведению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области;

К - коэффициент удорожания сброса загрязняющих веществ в систему канализации сверх ДК или ВСК (при их установлении).

Расчет платы судом проверен и признан соответствующим требованиям законодательства.

По результатам исследования отобранных проб составлены протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод.

На основании проведенных анализов проб сточных вод установлено, что сточные воды ответчика содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу центральной системы водоотведения, не отвечающие требованиям, установленным п.п. 113, 114 Правил № 644 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 № 1134, вступающей в силу с 01.01.2017).

Согласно п. 118 Правил № 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.п. 113, 114 Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения) в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

Пунктом 123 Правил № 644 установлено, что размер платы за негативное воздействие определяется исходя из объема сточных вод, сброшенных абонентом через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод) (куб. метров).

Истец произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с июля по декабрь 2017 года в соответствии с пунктом 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения РФ № 644 и выставил на оплату счета № 1066 от 21.08.2017 (том 1 л.д. 119), № 1253 от 18.09.2017 (том 1 л.д. 136), № 1453 от 16.10.2017 (том 2 л.д. 2), № 1900 от 20.08.2018, № 1902 от 20.08.2018, № 1904 от 20.08.2018 в общей сумме 578 848 руб. 41 коп.

Суд полагает соответствующим требованиям действующего законодательства выставление истцом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с июля по декабрь 2017 года.

Расчет платы, представленный истцом, проверен судом, признан обоснованным, произведенным исходя из обстоятельств дела.

Учитывая изложенное, истец обоснованно произвел ответчику начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 578 848 руб. 41 коп.

Контррасчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций ответчиком в материалы дела не представлен.

Ответчик о фальсификации актов отбора проб и протоколов результатов химического анализа не заявил, не представил доказательства оплаты за превышение предельно допустимых норм загрязняющих веществ в сбрасываемых водах, а также документальное подтверждение того, что названные доказательства составлены с нарушением установленной методики.

Всего с ответчика в пользу истца взыскивается 6 712 923 руб. 05 коп., из которых 6 134 074 руб. 64 коп. плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением  нормативов допустимых концентраций, 578 848 руб. 41 коп. плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Учитывая, что факт превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах подтвержден материалами дела, доказательств оплаты превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в стоках ответчика не представлено, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в заявленном размере в сумме 6 712 923 руб. 05 коп.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Судебные расходы по оплате государственной пошлине в сумме 56 565 руб. 00 коп. подлежат возмещению ответчиком истцу в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и взыскиваются в пользу истца.

  Ходатайство ответчика об освобождении его уплаты государственной пошлины судом отклоняется, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

То есть указанный пункт говорит об освобождении от уплаты государственной пошлины, но не об освобождении от возмещения судебных расходов.

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому, после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

Соответственно, взыскание с ответчика уплаченной истцом в бюджет государственной пошлины, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

        Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» удовлетворить.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал»  6 712 923 руб. 05 коп. долга, и кроме того расходы по оплате государственной пошлины в сумме 56 565 руб.

Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия  (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                            А.А. Вишнякова