АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460000
e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-11464/2011
22 марта 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 22 марта 2012 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Мирошник Анны Сергеевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крапивиной В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Торговый Дом Детство» (г. Оренбург) о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе от 21.10.2011 года о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представителя ФИО1 (доверенность от 19.12.2011г., постоянная);
от ответчика – не явился, извещен в соответствии с требованиями ст. 21-124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражный суд установил:
Закрытое акционерное общество «Торговый дом Детство» (далее по тексту – ЗАО «Торговый дом Детство», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе от 21.10.2011 года о назначении административного наказания, которым на заявителя был наложен штраф, предусмотренный ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 500 000 руб.
Как следует из материалов дела Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе была проведена камеральная проверка соблюдения ЗАО «Торговый Дом Детство» требований законодательства РФ в части ведения реестра владельцев именных ценных бумаг.
В ходе проведения проверки, в соответствии с ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», обществу было направленно предписание от 09.08.2011г. (исх. № 42-11-АС-11/4713) о предоставлении документов в срок не позднее 15 дней с момента получения настоящего предписания.
В связи с непредставлением истребуемых документов Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе был сделан вывод о неисполнении предписания территориального федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и составлен вызов для представления объяснений и составления протокола об административном нарушении от 21.09.2011г. № 42-ОГ-11/5615.
07.10.2011г. начальником отдела административного производства Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе ФИО2, в отсутствие представителей ЗАО «Торговый Дом Детство» был составлен протокол 42-11-169/ПР-АП об административном правонарушении (исх. № 42-11-13Б-11/6133), предумотренном п. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе ФИО3 21.10.2011г. вынесено постановление № 42-11-121/ПН о назначении административного наказания, которым на Закрытое акционерное общество «Торговый Дом Детство» за совершение административного правонарушения в области рынка ценных бумаг, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившеся в невыполнении в установленный срок законного предписания, наложен штраф в размере 500 000 руб.
ЗАО «Торговый Дом Детство» считает указанное постановление № 42-11-121/ПН о назначении административного наказания от 21.10.2011г. незаконным и подлежащим отмене, так как общество не было извещено о проводимой камеральной проверки и не получало предписание о предоставлении документов от 09.08.2011г. (исх. № 42-11-АС-11/4713), в связи с чем не имело возможности представить необходимые документы в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе, следовательно в действиях общества отсутствует событие вменяемого административного правонарушения.
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (далее по тексту – административный орган, отделение, ответчик) заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, считая постановление законным и обоснованным, факт нарушения установленным и подтвержденным материалами административного дела.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав представителя ЗАО «Торговый Дом Детство», суд признаёт требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). То есть административная ответственность наступает в случае неисполнения лицом определенных обязанностей, которые возложены на него в установленном законом порядке.
Согласно ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Таким образом, объективная сторона правонарушения предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в невыполении в установленный срок полученного лицом, привлекаемым к административной ответственности, законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно п. 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
В соответствии с п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Административным органом 09.08.2011г. было составлено предписание о предоставлении документов (исх. № 42-11-АС-11/4713), которым Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе предписывало ЗАО «Торговый Дом Детство» в лице руководителя в срок не позднее 15 дней с момента получения настоящего предписания представить в адрес отделения заверенную эмитентом прилагаемую к настоящему предписанию анкету эмитента, а также информацию и заверенные эмитентом копии следующих документов:
1. Устав общества в действующей редакции (со всеми дополнениями и изменениями к нему).
2. Приказ о назначении лица, ответственного за ведение реестра владельцев именных ценных бумаг общества и осуществляющего проведение операций в реестре владельцев именных ценных бумаг.
3. Правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества.
4. Регистрационный журнал в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества.
5. Эмиссионный счет эмитента.
6. Лицевой счет эмитента.
7. Журнал учета входящих документов в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества за период с момента регистрации в качестве юридического лица до момента получения данного предписания.
8. Список зарегистрированных лиц в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества на дату получения настоящего предписания.
9. Анкеты зарегистрированных лиц в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества.
10. Лицевые счета зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества.
11. Документы, подтверждающие направление заверенных в надлежащем порядке копий правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг лицам, зарегистрированным в реестре владельцев именных ценных бумаг, либо раскрытие правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг на странице в сети Интернет.
12. Решения о выпусках акций общества.
13. Отчеты об итогах выпусков акций общества (уведомления об итогах выпусков акций общества).
14. Уведомления о государственной регистрации выпусков ценных бумаг.
15. Уведомления об аннулировании индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.
16. Уведомления об аннулировании ранее присвоенного государственного регистрационного номера и присвоении выпуску эмиссионных ценных бумаг нового государственного регистрационного номера.
17. Уведомления об аннулировании государственных регистрационных номеров дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг и присвоении им государственного регистрационного номера выпуска эмиссионных ценных бумаг, к которому они являются дополнительным (объединении выпусков и присвоении им единого государственного регистрационного номера).
Как следует из протокола об административном правонарушении от 07.10.2011г. № 42-11-169/ПР-АП (исх. № 42-11-13Б-11/6133) указанное выше предписание было получено обществом 15.08.2011г.
Данный вывод Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе сделан на основании информации, размщенной в сети Интернет на официальном сайте Почты России – www.russianpost.ru.
В соответствии с данными внутренней документацией РО ФСФР России в ЮВР, обеспечивающей в установленнном порядке фиксацию поступающей по его адресу от иных лиц корреспонденции, а также ее систематизацию и учет, документы от ЗАО «Торговый Дом Детство», указанные в предписании о предоставлении документов (исх. № 42-11-АС-11/4713 от 09.08.2011г.) в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе на 19.09.2011г. не поступили (справка о непоступлении документов от 19.09.2011г.).
Письмами от 14.10.2011г. и 18.10.2011г. ЗАО «Торговый Дом Детство» сообщало административному органу о том, что причиной несвоевременного исполнения предписания о предоставлении документов является ненадлежащая работа почтовой службы, так как корреспонденция не была вручена надлежащему представителю общества.
В судебном заседании представитель ЗАО «Торговый Дом Детство» пояснила, что на момент переписки с ответчиком в октябре 2011г. общество не располагало сведениями о получении заказного письма с предписанием о предоставлении документов (исх. № 42-11-АС-11/4713 от 09.08.2011г.) кем-–либо из своих работников.
В связи с чем представитель общества просила обязать Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе представить в материалы дела уведомление, подтверждающее получение 15.08.2011г. ЗАО «Торговый Дом Детство» заказной письма с предписанием о предоставлении документов (исх. № 42-11-АС-11/4713 от 09.08.2011г.).
Определениями от 20.12.2011г., 19.01.2012г. Арбитражный суд Оренбургской области предложил Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе предоставить в материалы дела подлинное почтовое уведомление, подтверждающее факт получения обществом предписания о предоставлении документов (исх. № 42-11-АС-11/4713 от 09.08.2011г.).
Однако данный документ на дату рассмотрения дела по существу в материалы дела ответчиком не представлен.
В своих дополнениях к отзыву Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе указывает, что ответчик располагал сведениями о получении ЗАО «Торговый Дом Детство» 15.08.2011г. предписания о предоставлении документов от 09.08.2011г., так как на сайте Почта России имеется информация о получении обществом 15.08.2011г. заказного письма с почтовым идентификатором 44304134138894.
Арбитражный суд Оренбургской области в определении от 20.02.2012г. указал о необходимости представлении административным органом документа (реестра, квитанции, иного документа) подтверждающего отправку заказного письма с почтовым идентификатором 44304134138894 в адрес ЗАО «Торговый Дом Детство».
Истребуемые арбитражным судом документы от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе в материалы дела не поступали.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе не доказал факт получения Закрытым акционерным обществом «Торговый Дом Детство» предписания о предоставлении документов (исх. № 42-11-АС-11/4713 от 09.08.2011г.).
Предоставленная в материалы дела распечатка с сайта Почта России (www.russianpost.ru.) о получении заказного письма с уведомлением (почтовый идентификатор 44304134138894) доказательством получения предписания от 09.08.2011г. не является, поскольку в ней отсутствует информация о том кем было получено данное письмо (наименование адресата), и невозможно идентифицировать по номеру почтового отправления действительно ли этим письмом было отправлено предписание о предоставлении документов (исх. № 42-11-АС-11/4713 от 09.08.2011г.).
Кроме того, отсутствует документ, свидетельствующий о том, что заказное письмо с уведомлением (почтовый идентификатор 44304134138894) было отправлено именно в адрес ЗАО «Торговый Дом Детство» (<...>).
Иных доказательств, подтверждающих получение ЗАО «Торговый Дом Детство» предписания о предоставлении документов (исх. № 42-11-АС-11/4713 от 09.08.2011г.), ответчиком не представлено и судом при рассмотрении спора не установлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что доводы заявителя обоснованы и в действиях ЗАО «Торговый Дом Детство» отсутствует событие, а значит и состав вменяемого ему админитративным органом правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся самостоятельными основаниями для отказа в удовлетворении заявленных требований в судебном заседании не установлено.
Оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе состава вменяемого ЗАО «Торговый Дом Детство» административного правонарушения, а именно неисполнение обществом предписания о предоставлении документов (исх. № 42-11-АС-11/4713 от 09.08.2011г.) в течении 15 дней с момента получения данного предписания.
Исходя из вышеизложенного, постановление от 21.10.2011г. № 42-11-121/ПН о назначении административного наказания, вынесенное Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе в отношении Закрытого акционерного общества «Торговый Дом Детство» следует признать незаконным и отменить, заявленные требования удовлетворить.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку в соответствии с положениями п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, ст.ст. 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
1. Требования Закрытого акционерного общества «Торговый Дом Детство» (г. Оренбург) удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление от 21.10.2011г. № 42-11-121/ПН о назначении административного наказания, вынесенное Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе в отношении Закрытого акционерного общества «Торговый Дом Детство».
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья А.С. Мирошник