Арбитражный суд Оренбургской области
Р Е Ш Е Н И Е
г. Оренбург 25 января 2007 года
Резолютивная часть решения объявлена 22.01.07 года
Решение изготовлено в полном объеме 25.01.07 г.
Арбитражный суд Оренбургской области
в составе:
судьи Рафиковой И. Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беребиной С.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «ОренбургВодоканал», г. Оренбург
К Обществу с ограниченной ответственностью «Торговый Комплекс «Степной», г. Оренбург
О взыскании 23 587 руб. 59 коп.
При участии в заседании представителей:
От истца: ФИО1 – вед. спец., дов. №1-2/2389 от 08.11.2006 года, ФИО2 – начальник юрид. отдела, дов. №1-2/1955 от 07.06.2006 года
установил:
В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального Кодекса РФ объявлен перерыв с 16 января 2007 года по 18 января 2007 года, до 09 час. 20 мин. и с 18 января 2007 года по 22 января 2007 года, до 15 час. 00 мин.
Иск заявлен о взыскании платы за сверхнормативный сброс в размере 23 587 руб. 59 коп.
Отводов судье и лицу, ведущему протокол, в судебном заседании не заявлено.
В судебном заседании представитель истца заявил ходатайство о приобщении к материалам дела почтового уведомления и расчета суммы иска. Суд ходатайство истца удовлетворяет, вышеуказанные документы приобщаются к материалам дела.
Представитель ответчика в судебном заседании заявил ходатайство об объявлении в судебном заседании перерыва с целью ознакомления с документами, представленными истцом. Суд ходатайство ответчика удовлетворяет, в судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального Кодекса РФ объявлен перерыв с 16 января 2007 года по 18 января 2007 года, до 09 час. 20 мин.
После перерыва в судебном заседании представитель ответчика заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письменного отзыва на иск. Суд ходатайство ответчика удовлетворяет, отзыв приобщается к материалам дела.
Представитель истца в судебном заседании пояснил, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик исковые требования не признает по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск.
При рассмотрении спора судом установлено, что 15 января 2004 года между истцом и ответчиком был заключен договор №1739/28 на обеспечение питьевой водой и прием сточных вод.
Согласно п. 1.1. и 2.1.1. заключенного договора №1739/28 от 15.01.2004 года истец обязался оказывать ответчику услуги по обеспечению питьевой воды и приему сточных вод, а ответчик в соответствии с п. 2.2.5. заключенного договора обязался своевременно оплачивать оказываемые истцом услуги, в том числе плату за сверхнормативные сбросы вредных веществ.
В соответствии с п. 3.9. заключенного договора сточные воды, сбрасываемые ответчиком в систему централизованной канализации не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающие установленные ответчику нормы допустимых концентраций
Пунктом 2.1.2. договора № 1739/28 от 15.01.2004 года стороны предусмотрели право истца систематически производить контроль качества сточных вод, отводимых ответчиком в систему канализации истца, путем отбора проб. Отбор проб может быть произведен в любое время суток, но с обязательным присутствием представителя ответчика.
13 апреля 2006 года инженером ООО «ОренбургВодоканал», г. Оренбург ФИО5 в присутствии представителя ответчика – главного инженера ФИО3 был произведен отбор проб сточных вод, отводимых ответчиков в системы канализации, о чем был составлен акт (л.д. 17).
На основании анализа проб сточных вод был установлена, что в пробе сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных Распоряжением Главы города Оренбурга от 27.08.1999 года №3404-р «Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга».
На основании Распоряжения Главы города Оренбурга от 27.08.1999 года №3404-р «Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга», заключенного договора, акта отбора проб сточных вод и протокола анализа проб сточных вод истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ. Согласно расчета истца сумма платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ составляет 23 587 руб. 59 коп.
Указанную задолженность истец и просит суд взыскать с ответчика в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что исковые требования не признает. Также, в судебном заседании ответчик пояснил, что пунктом 2.2.5 договора на обеспечение питьевой воды и приём сточных вод предусмотрена плата за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ, являющийся местным сбором, со ссылками на распоряжения Администрации г. Оренбурга, тогда как принятие решение по этому вопросу согласно ст.ст.15, 39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(с изменениями от 22 апреля. 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г.. 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21 июля 2005 г.) относится к компетенции представительного органа местного самоуправления, который состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, в расчётах истца используются данные о фоновых загрязнениях, которые не измеряются при отборе проб сточной воды, что свидетельствует о недостоверности сведений о сверхнормативных сбросах загрязняющих веществ, то есть об отсутствии сведений. Также, в материалах дела не представлены сведения об аккредитации лаборатории истца, аккредитации методик исследований лабораторией проб сточных вод, что не позволяет ответчику и суду сделать вывод о соответствии или несоответствии заключения лаборатории данной методике и, соответственно, не позволяет признать действительными акты лабораторных исследований сточных вод. Кроме того, в нарушение требований п.4 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г. Оренбурга, утверждённых распоряжением Главы города Оренбурга от 20 марта1997г. N525-p "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации города" истцом не установлены ответчику допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, которые устанавливаются владельцами систем канализации по представлению абонентов.
Заслушав представителей сторон, изучив представленные документы, суд решил требования истца удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании представители истца и ответчика пояснили, что все имеющиеся документы в обоснование доводов и возражений ими представлены, необходимость предоставления дополнительных документов отсутствует. При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Согласно договору на обеспечение питьевой водой и прием сточных вод № 1739/28, от 15.01.2004 г., истец (Поставщик) оказывает ответчику (Абоненту) услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод (пункты 1.1., 1.2. договора), которые ответчик обязуется оплатить (пункт 4.3. договора) в следующие периоды оплаты: первый промежуточный платеж в размере 50 % от фактически поданной воды (принятых стоков) предыдущего месяца, до 20 числа текущего расчетного месяца, окончательный платеж (с учетом показаний приборов учета и промежуточного платежа) – до 5 числа месяца следующего за расчетным. Расчеты за оказанные услуги производятся по счетам-фактурам, выписываемым Поставщиком, перечислением денежных средств платежным поручением на расчетный счет Поставщика с указанием назначения платежа (оплата за воду и стоки, оплата за сверхнормативные сбросы вредных веществ), периода оплаты, и указанием номера Абонента или наличным расчетом в кассу истца. Возможны любые формы оплаты по согласованию сторон. Момент исполнения обязательства по оплате - поступление денежных средств на расчетный счет истца.
Поставщик обязуется (пункт 2.1.2. договора) систематически производить контроль качества сточных вод, отводимых Абонентом в систему канализации Поставщика путем отбора проб, производить отбор проб в любое время суток в присутствии представителя Абонента. Полученный результат считается действительным до следующего отбора. Также Поставщик имеет право осуществлять лабораторный контроль за составом питьевой воды и качеством сточных вод (пункт 2.3.2. договора).
Абонент обязуется (пункты 2.2.5., 2.2.6. договора) своевременно оплачивать стоимость услуг по подаче воды, отводу стоков, плату за сверхнормативные сбросы вредных веществ, соблюдать лимит (нормативную потребность использования воды и лимит (норматив) сброса сточных вод. Также Абонент обязан (пункт 2.2.10. договора) обеспечить беспрепятственный доступ представителей Поставщика для производства контрольных функций и работ при обязательном присутствии ответственного представителя Абонента.
Сточные воды, сбрасываемые Абонентом в систему централизованной канализации (пункт 3.9. договора № 1739/28 от 15.01.2004 года) не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества, в концентрациях, превышающих установленные Абоненту нормы допустимых концентраций (допустимых нормативных показателей при приеме промышленных стоков в городской коллектор), утвержденных Распоряжением Главы города Оренбурга № 3404-р, от 27.08.1999 г. «Об условиях приема загрязняющих веществ в систему канализации города Оренбурга», либо временно согласованные в дополнительном соглашении к настоящему договору нормы допустимых концентраций – при их наличии.
Обязанности истца по приему сточных вод выполнены в полном объеме. Никаких претензий по качеству или количеству оказанных услуг со стороны ответчика в адрес истца в спорный период предъявлено не было.
Факт отвода сточных вод в канализационные стоки истцом в спорный период ответчиком не оспаривается и подтвержден материалами дела. Факт превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации, ответчиком документально также не оспорен и подтверждается имеющимися материалами дела, в том числе актом об отборе проб сточных вод, отводимых ответчиков в системы канализации от 13 апреля 2006 года, составленным в присутствии представителя ответчика, протоколом результатов анализа (л.д. 79).
Доводы ответчика о том, что пунктом 2.2.5 договора на обеспечение питьевой воды и прём сточных вод предусмотрена плата за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ, являющийся местным сбором, со ссылками на распоряжения Администрации г. Оренбурга, тогда как принятие решение по этому вопросу согласно ст.ст.15, 39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(с изменениями от 22 апреля. 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г.. 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21 июля 2005 г.) относится к компетенции представительного органа местного самоуправления, который состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации судом не принимаются по следующим основаниям.
В материалы дела истцом представлено вступившее в законную силу решение по делу об оспаривании нормативного правового акта по делу №А47-12863/2005 АК-21 от 02 марта 2006 года.
В данном судебном решении указано, что пунктом 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 определено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством РФ. Этот порядок установлен Постановлением Правительства РФ № 1310 от 31.12.1995 г. «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов». Пунктом 1 Постановления определено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, в том числе и за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Распоряжение Главы города от 27.08.1999 г. № 3404-р издано на основании распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 г. № 498-р «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», то есть на основании правового акта исполнительной власти субъекта РФ.
Пунктом 1 Приложения 1 к распоряжению Главы администрации Оренбургской области определяется, что фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации населенных пунктов включает в себя услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, соответствующих установленным нормативам водоотведения, прием загрязняющих веществ по временным условиям приема и сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ. Пунктом 2 Приложения 1 данного распоряжения Главы администрации Оренбургской области определяется понятие нормативов водоотведения, в том числе нормативами водоотведения по качеству, являются допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, которые устанавливаются, исходя из условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, утвержденных администрациями.
Из содержания пунктов 2, 3, 5 Приложения 1 к Распоряжению Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 г. № 498-р видно, что условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в системы канализации населенных пунктов разрабатываются владельцами систем канализации населенных пунктов и утверждаются органами местного самоуправления.
Таким образом, суд дал правовую оценку оспариваемому нормативному акту и пришел к выводу, что право определять условия приема загрязняющих веществ в сточных водах дано органу местного самоуправления.
В соответствии со ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела.
Кроме того, пунктом 1.3.договора № 1739/28, от 15.01.2004 г. стороны предусмотрели, что по всем вопросам своих взаимоотношений, не нашедших отражения в настоящем договоре, Поставщик и Абонент обязуются руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ (Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 г.), Распоряжением Главы города Оренбурга № 3404-р, от 27.08.1999 г. «Об условиях приема загрязняющих веществ в систему канализации города Оренбурга», Распоряжением Администрации города Оренбурга № 525-р, от 20.03.1997 г. «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации города». Договор подписан ответчиком без разногласий, какие-либо изменения в условия договора в установленном законом порядке сторонами не вносились.
Не принимается во внимание и довод ответчика относительно того, что в расчетах истца используются данные о фоновых загрязнениях, которые не измеряются при отборе проб сточной воды, так как в соответствии с действующим законодательством (пункт 4.6. договора), Распоряжением Администрации города Оренбурга № 525-р, от 20.03.1997 г., Распоряжением Главы города Оренбурга № 3404-р, от 27.08.1999 г., сумма платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации Поставщика, определяются по дифференцированным расчетам, исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, с учетом фоновых концентраций загрязняющих веществ в подаваемой Поставщиком питьевой воде. Необходимость замера фоновых загрязнений законодательством не предусмотрено.
Довод ответчика о том, что в материалах дела отсутствуют документы об аккредитации лаборатории истца, аккредитации методик исследования лабораторией проб сточных вод, также судом отклоняются, так как согласно #M12293 0 901725982 25828 2636395620 2939343171 687518332 2102233791 3105637622 4 2656767957пункту 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации#S (далее - #M12293 1 901725982 584910322 1753840263 811096724 3374053120 1118143791 4 2591865156 4294967294Правила#S), утвержденных #M12291 901725982постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167#S, ответчик, как абонент, должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. В соответствии с #M12293 0 901725982 25829 1343157494 938 1001483082 1714810460 2784659194 3632725903 3464пунктом 65 Правил#S контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что работниками ООО «ОренбургВодоканал» в присутствии представителя абонента (ответчика) отобраны пробы сточной воды, что подтверждается актами отбора проб от 13.04.2006, которые переданы для производства анализа в лабораторию анализа ООО «ОренбургВодоканал".
#G0Согласно #M12293 10 9004296 1265885411 84 650526936 2486836701 1176937908 2606364436 2486836701 1176937908статье 8 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг"#S (в редакции #M12291 9015112Федерального Закона от 27.12.95#S) в качестве участников обязательной сертификации названы специально уполномоченный орган исполнительной власти в области сертификации и испытательные лаборатории (центры).
Пункт 2.5 #M12291 901738601Приказа Госстандарта Российской Федерации N203 от 30.04.99#S, утвердившего #M12293 11 901738601 584910322 4294960680 2856863444 3494525495 3665988674 4251889295 4294967294 2032942024"Правила по сертификации. Временный порядок ведения в государственном реестре объектов и участников Системы сертификации ГОСТ Р"#S предусматривает, что свидетельства, аттестаты, лицензии, сертификаты действительны только при наличии на них регистрационного номера и вступают в силу с даты их регистрации, если специально не оговорены другие сроки.
В материалы дела истцом представлены свидетельства №614 о состоянии измерений в лаборатории по МИ 2427-97, выданного Федеральным государственным учреждением «Оренбургский центр стандартизации, метрологии и сертификации» 04 августа 2006 года и действительного до 01.03.2007 года, свидетельство о состоянии измерений в лаборатории по ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000, МИ 2427-97, выданного Федеральным государственным учреждением «Оренбургский центр стандартизации, метрологии и сертификации» 27 июля 2002 года и действительного до 18 июня 2006 года, акты по итогам инспекционного контроля за деятельностью лаборатории по контролю качества питьевой воды и состава сточных вод ООО «ОренбургВодоканал», составленного ФГУ «Оренбургский центр стандартизации, метрологии и сертификации».
Таким образом, суд приходит к выводу, что материалами подтверждается, что анализ отобранных проб истцом проводился в лаборатории, имеющей аккредитацию.
Анализ же отобранных проб сточных вод производится на основании методик и показателей, предусмотренных нормативными актами, утвержденных в предусмотренном законом порядке.
Не принимаются судом и доводы ответчика о том, что в нарушение требований п.4 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г. Оренбурга, утверждённых распоряжения Главы города Оренбурга от 20 марта1997г. N525-p "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации города" истцом не установлены ответчику допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, так как вышеуказанным нормативным актом установлено, что допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах устанавливаются владельцами систем канализации по представлению самого абонентов. Доказательства того, что ответчиком предпринимались меры к установлению допустимых сбросов, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что требования истца подтверждаются материалами дела, соответствуют нормам действующего законодательства, а именно ст. ст. 307, 309, 314 Гражданского кодекса РФ, документально не оспорены ответчиком, они признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме в сумме 23 587 руб. 59 коп.
Расходы по госпошлине относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца в размере 943 руб. 50 коп.
Руководствуясь статьями 101, 167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Комплекс «Степной», г. Оренбург в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ОренбургВодоканал», г. Оренбург 24 531 руб. 09 коп., в том числе 23 587 руб. 59 коп. – плату за сверхнормативный сброс и 943 руб. 50 коп. – возмещение расходов по госпошлине.
2. Исполнительный лист выдать истцу после вступления решения в законную силу.
На решение, не вступившее в законную силу, может быть подана апелляционная жалоба в 18 арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента изготовления решения в полном объеме.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Судья И. Х Рафикова
3 экз.