АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-12233/2017
05 февраля 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 05 февраля 2018 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Мирошник Анны Сергеевны, при ведении протокола секретарем судебного заседания Миллер Т.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению от 25.09.2017 № 32 (поступило в Арбитражный суд Оренбургской области 04.10.2017) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области (Оренбургская область, г. Бузулук) о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 ИНН <***> ОГРНИП <***> (Оренбургская область, Курманаевский район, п. Вложский) пени по страховым взносам в сумме 6 899 руб. 49 коп., в том числе: пени по страховым взносом на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 2 883 руб. 98 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в сумме 1 317 руб. 18 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное, страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013г. в сумме 1 949 руб. 99 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013г. в сумме 582 руб. 39 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии текущие начисления в сумме 165 руб. 95 коп., с ходатайством о восстановлении пропущенного срока
с участием третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное).
Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области (далее по тексту - заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО1, индивидуальный предприниматель) о взыскании пени по страховым взносам в сумме 6 899 руб. 49 коп., в том числе: пени по страховым взносом на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 2 883 руб. 98 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в сумме 1 317 руб. 18 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное, страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013г. в сумме 1 949 руб. 99 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013г. в сумме 582 руб. 39 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии текущие начисления в сумме 165 руб. 95 коп.
Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока для взыскания задолженности.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указывает на наличие у предприятия задолженности по пеням. Срок взыскания задолженности в судебном порядке пропущен по уважительной причине в связи с тем, что органом Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие задолженность, переданы 18.05.2017 (л.д.16).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
15.01.2018 третьим лицом представлен письменный отзыв, заявленные требования налогового органа поддержаны в полном объеме.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
ИП ФИО1 является плательщиком страховых взносов и состоит на учете в ГУ - Управлением Пенсионного фонда в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное).
В связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей в адрес должника было направлено требование от 09.01.2017 №066S01170037761. Срок исполнения требования – 01.04.2017.
В связи с неисполнением должником обязательств по уплате страховых взносов. ГУ Управление Пенсионного фонда в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) произведено начисление пеней, которые подлежат взысканию с должника, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсион, страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, пени - 2883.98руб.: пени по страховым взносам на обязат. мед. страхование в фиксированном размере в фед. фонд ОМС - 1317,18руб.; страховые взносы на обязательное пенсион, страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013г., пени - 1949.99руб.; страховые взносы на обязательное пенсион, страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013г., пени - 582.39руб.; страховые взносы на обязательное пенсион, страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии текущие начисления, пени - 165.95руб.
Налоговым органом в органы Пенсионного фонда был направлен запрос о предоставлении документов, необходимых для взыскания задолженности с ответчика в судебном порядке.
Однако, как следует из заявления инспекции, третьим лицом предоставлены в налоговый орган необходимые документы несвоевременно.
Поскольку в добровольном порядке задолженность по пени ответчиком не оплачена, налоговый орган 04.10.2017 обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон № 243-ФЗ).
Согласно статье 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу части 2 статьи 19 Закона № 250-ФЗ первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Из вышеприведенных норм следует, что после 01.01.2017 с заявлениями о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, начисленных в соответствии с нормами Закона № 212-ФЗ, полномочны обращаться только налоговые органы.
При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно обратился в суд с заявлением о взыскании страховых взносов и пени.
Взыскание страховых взносов во внебюджетные фонды регулировалось до 01.01.2017 Законом № 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 212-ФЗ расчётным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ч. 2 ст. 10 Закона № 212-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 15 Закона № 212-ФЗ в течение расчётного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ ежемесячный обязательный платёж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платёж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днём, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Уплата сумм страховых взносов в более поздний по сравнению с установленным законом срок влечет начисление пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днём уплаты страховых взносов (ст. 25 Закона № 212-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Частью 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ установлено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
В соответствии с ч. 5, 6 ст. 25 Закона № 212-ФЗ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, процентная ставка пеней принимается равной одной трёхсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, налоговый орган вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Вместе с тем, при этом должны соблюдаться сроки, установленные Законом № 212-ФЗ для взыскания пеней, в отношении каждого дня просрочки.
Требование об уплате, в том числе пеней, направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи (ч. 2 ст. 22 Закона № 212-ФЗ).
Требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22 Закона № 212-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 22 Закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Как следует из части 1 ст. 19 Закона № 212-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В силу части 5 ст. 19 Закона № 212-ФЗ, решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
Как следует из части 5.4 Закона № 212-ФЗ, в случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
В соответствии с частью 5.5 статьи 19 Закона № 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Из части 5.7 ст. 19 Закона № 212-ФЗ следует, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления, установленный частями 5.5 и 5.6 настоящей статьи, может быть восстановлен судом.
В силу части 14 статьи 19 Закона № 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 данного Федерального закона.
Из статьи 20 Закона № 212-ФЗ следует, что в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 этого Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона № 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 3 статьи 20 Закона № 212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Положения статей 19, 20 Закона № 212-ФЗ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов,
Таким образом, действующим законодательством установлена определенная последовательность осуществления органом Пенсионного фонда действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок и пени по уплате страховых взносов - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, этапами которой являются выставление требования об уплате недоимки и пени, вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках в случае неисполнения в установленный срок требования об уплате этой недоимки и обращение взыскания на имущество страхователя.
Реализация каждого этапа ограничена сроками.
Орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов и пеней только в случае пропуска срока на принятие решения о взыскании задолженности за счет денежных средств. Возможность взыскания недоимки по страховым взносам и пеней в судебном порядке в случае вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в установленный срок решения о взыскании задолженности за счет денежных средств и не вынесения постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя Законом № 212-ФЗ не предусмотрена.
Из материалов дела следует, что в адрес ответчика было направлено требование от 09.01.2017 №066S01170037761 об уплате пени со сроком исполнения 01.04.2017.
Представленное суду требование вынесено со значительны пропуском срока, предусмотренного федеральным законом N 212-ФЗ, что привело к нарушению пресекательного срока взыскания задолженности.
Кроме того, заявленные требования не подлежат удовлетворению и по иным основаниям.
Пунктом 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из п. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
По мнению налогового органа, срок взыскания задолженности в судебном порядке по указанному требованию со сроком исполнения до 01.04.2017 истек 01.10.2017. Документы, подтверждающие задолженность по пеням, указанным в названных требованиях, были получены налоговым органом 18.05.2017, в суд налоговый орган обратился 04.10.2017. В связи с этим налоговый орган указывает на пропуск срока подачи заявления в арбитражный суд по уважительным причинам, просит суд восстановить срок подачи заявления.
Заявленное налоговым органом ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления удовлетворению не подлежит, ввиду неуважительности причин пропуска срока подачи заявления в суд.
В статье 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Установление сроков для обращения в суд, порядок их течения во времени, момент начала и окончания, осуществляется для того, чтобы обеспечивать как реальную возможность судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, так и стабильность, определенность и предсказуемость правовых условий для субъектов соответствующих правоотношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 года № 220-О, от 3 октября 2006 года № 439-О, от 15 июля 2008 года № 563-О-О, от 5 марта 2009 года № 253-О-О, от 8 апреля 2010 года № 456-О-О и др.).
По смыслу процессуального законодательства, восстановление пропущенного процессуального срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (плательщика сборов) причитающейся к уплате суммы налога (сбора, пени, штрафа) является правом суда, применяемым при наличии уважительных причин пропуска, а не обязанностью.
Согласно пункту 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Согласно письму ФНС России от 10.04.2017 № СА-4-7/6772@, передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов сама по себе не является уважительной причиной пропуска срока.
Кроме того, суд также исходит из того, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных отношений.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 308-О признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
К уважительным причинам пропуска срока, согласно сложившейся судебной практике, относятся обстоятельства объективного характера, не позволившие лицу совершить в установленный срок определенные действия при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
В соответствии с Порядками взаимодействия отделений ПФР и ФСС России с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (от 22.07.2016 N ММВ-23-1/12@/3И и N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П) сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 должно быть передано по утвержденным форматам в электронной форме (от 03.11.2016 N ЗН-4-1/20983@/5И и N ЗН-4-1/20997@/02-11-02/06-4803П) в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС России) от территориальных органов ПФР и ФСС России в срок до 01.02.2017.
Как следует из материалов дела, и подтверждается самим налоговым органом, вся документация по задолженности заявителю от пенсионного фонда поступила 18.05.2017. Суд считает, что с момента получения необходимых документов налоговый орган мог в разумные сроки предпринять действия для обращения в суд.
Однако, с соответствующим заявлением о взыскании инспекция в суд обратилась только 04.10.2017 т.е. спустя более чем четыре месяца с момента получения документов от территориального пенсионного фонда. Указанный пропуск срока (более 4 месяца) суд считает недопустимым и неразумным. По мнению суда, данные обстоятельства не являются исключительными и непреодолимыми обстоятельствами, которые не позволили инспекции своевременно обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Учитывая, что налоговый орган не представил доказательств наличия объективных причин, препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, а также то, что пропуск заявителем установленного процессуального срока без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований без проверки их обоснованности по существу, суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 пени по страховым взносам в сумме 6 899 руб. 49 коп., в том числе: пени по страховым взносом на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 2 883 руб. 98 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в сумме 1 317 руб. 18 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное, страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013г. в сумме 1 949 руб. 99 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013г. в сумме 582 руб. 39 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии текущие начисления в сумме 165 руб. 95 коп.
В силу п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).
Учитывая изложенное, суд не относит расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего заявления ни на одну из сторон.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области о восстановлении срока на подачу заявления отказать.
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 пени по страховым взносам в сумме 6 899 руб. 49 коп., в том числе: пени по страховым взносом на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 2 883 руб. 98 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в сумме 1 317 руб. 18 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное, страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013г. в сумме 1 949 руб. 99 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013г. в сумме 582 руб. 39 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии текущие начисления в сумме 165 руб. 95 коп., отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья А.С.Мирошник