АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-12295/2018
06 февраля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена января 2019 года
В полном объеме решение изготовлено февраля 2019 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Лазебной Г.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Хвалевой О.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Охотник» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Оренбургская область, г. Орск)
к Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (г.Оренбург)
об отмене постановления о назначения административного наказания от 10.09.2018 № 18 по делу №08-03-24/69/16-2018 и прекращении производства по делу.
Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности;
от заинтересованного лица: ФИО2 - представитель (доверенность №14 от 27.11.2018, сроком по 31.12.2019, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью «Охотник» (далее - заявитель, общество, «Охотник») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, Министерство) об отмене постановления о назначения административного наказания от 10.09.2018 № 18 по делу №08-03-24/69/16-2018 и прекращении производства по делу.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлен отзыв, из которого следует несогласие с заявленными требованиями (л.д. 27-33).
Стороны не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания ООО «Охотник» осуществляется в соответствии с лицензией от 02.10.2017 года № 56РПО0000661 (регистрационный номер 2122, номер бланка 56 ME 006750), срок действия по 01.10.2019 года.
Вышеуказанная лицензия дает право на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе на обособленном подразделении, расположенном по адресу: <...>, литер А, кафе.
В связи с поступившим обращением граждан (вх.№ 75/2018-МЭ от 03.05.2018 года) о нарушении требований законодательства в сфере оборота алкогольной продукции в торговом объекте, расположенном по адресу: <...>, литер А (кафе), Министерством планировалось 7-8 июня 2018 года в отношении ООО «Охотник» провести внеплановую выездную проверку.
Однако, в связи с необеспечением в период 7-8 июня 2018 года руководителем, иным должностным лицом, или уполномоченным представителем ООО «Охотник» явки представителя (уполномоченного представителя) для участия в проведении выездной проверки, внеплановая выездная проверка не была проведена, что подтверждается актом министерства от 08.06.2018 года № 58/обр.
Несмотря на невозможность проведения проверки в этом же акте должностными лицами административного органа указано, что во время нахождения должностных лиц на объекте визуально были установлены признаки нарушения законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, а именно на витрине, стеллажах кафе, расположенного по адресу: <...>, литер А, в продаже находилось множественность экземпляров алкогольной продукции с ценниками.
На основании мотивированного представления от 22.06.2018 года по результатам рассмотрения и предварительной проверки обращения от 03.05.2018 № 75/2018-МЭ принято решение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Охотник»
По результатам проведенной в июле 2018 года в отношении ООО «Охотник» внеплановой документарной проверки составлен акт проверки от 20.07.2018 года №69.
В ходе внеплановой документарной проверки установлено, что ООО «Охотник» нарушен порядок учета и декларирования объемов оборота алкогольной продукции.
Акт проверки от 20.07.2018 года № 69, был направлен обществу заказным почтовым отправлением с номером идентификатора 46001517084431, которое получено обществом 27 июля 2018 года.
В отношении ООО «Охотник» заинтересованным лицом составлен протокол об административном правонарушении от 22 августа 2018 года № 69/16и.
По итогам рассмотрения дела Министерством вынесено постановление от 10.09.2018 № 18 по делу №08-03-24/69/16-2018 о назначения ООО «Охотник» административного наказания, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ в виде предупреждения.
Считая данное постановление незаконным, ООО «Охотник» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что административным органом не выяснены полностью обстоятельства дела, не доказана вина общества.
Заинтересованное лицо указывает на факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, который подтвержден материалами административного дела, а также на то, что решение о привлечении к административной ответственности принято с соблюдением порядка административного производства.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Настоящее дело рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 АПК РФ (статьи 207 - 211).
Согласно частям 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом указанной продукции подразумевается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
Статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлена обязанность организаций осуществлять учет и декларирование объема розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Согласно Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи), предоставляют декларацию об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции (далее -декларация формы № 11).
При этом приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231 утвержден Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Порядок).
Согласно декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2018 года (вид первичная) по форме согласно приложению № 11 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, представленной 18 апреля 2018 год ООО «Охотник» (файл: Rl_<***>_038_18042018_04B21465-CD0D-437F-9AF4-91E479606B21.xm0 по обособленному подразделению, расположенному по адресу: <...>, литер А:
-отсутствуют сведения в разделе I по графам 7 - 19, а именно сведения о поступлении и о расходе;
-отсутствуют сведения в разделе II;
-остатки на конец отчетного периода (по состоянию на 01.04.2018 года) составили 196,1 дал.
Согласно федеральным отчетам, сформированным по обособленному подразделению ООО «Охотник» по системе ЕГАИС: «Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 01.01.2018 по 31.03.2018 года поступление (путем внутреннего перемещения) составило - 95,87 дал, факт закупа подтверждается обществом;
«Журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период 1 квартала 2018 года розничная продажа зафиксирована в объеме 85,015 дал;
«Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по 1 регистру на 01.04.2018 года 00:00» объем продукции на складе составил 24,5 дал;
«Отчет об объемах остатков в торговом зале этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 01.04.2018 года 00:00» объем остатков продукции в торговом зале - 198,02 дал.
В силу пункта 13.2 Порядка, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231, в разделе I декларации формы № И в графе 13 «перемещение внутри одной организации» отражается объем продукции, перемещенный обособленному подразделению от другого обособленного подразделения организации, в графе 14 «всего» - общий объем поставленной продукции, в графе 15 «объем розничной продажи» - объем розничной продажи продукции, в графе 19 «всего» - общий объем расхода продукции.
Обязанность заполнения раздела II по обособленным подразделениям предусмотрена пунктом 13.7 Порядка, установленного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231, а именно установлено: при наличии у организации обособленных подразделений графы раздела II декларации № 11 «Сведения по обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП, адреса)» заполняются в соответствии с вышеуказанным порядком их заполнения. В частности пунктом 13.5 Порядка, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231, установлено, что если поставщиком продукции выступает обособленное подразделение организации, в графах 7, 8 раздела II проставляется код причины постановки на учет, присвоенный по месту нахождения обособленного подразделения.
Раздел II декларации формы № И за 1 квартал 2018 года по обособленному подразделению не заполнен.
Таким образом, по обособленному подразделению ООО «Охотник», расположенному по адресу: <...>, литер А, в декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2018 года сведения об объемах оборота не соответствуют сведениям информации об объеме оборота зафиксированной в ЕГАИС, а именно:
не указано в графах 13, 14 раздела I поступление в объеме 95,87 дал; графах 15, 19 раздела I - объем розничной продажи 85,015 дал;
указаны искаженные сведения об остатках алкогольной продукции на конец отчетного периода (расхождение - 26,6 дал);
не отражены данные о закупе алкогольной продукции в разделе П.
Вышеуказанные отчеты ЕГАИС подтверждают факт искажения сведений в декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2018 года (вид первичная) по форме согласно приложению № 11 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, представленной 18 апреля 2018 года ООО «Охотник» (файл: Rl_<***>_038_18042018_04В21465-CD0D-437F-9AF4-91E479606B21.xml), в части объемов закупа (поступление графы 13, 14 раздела I), розничной продажи (графах 15, 19 раздела I), сведений об остатках алкогольной продукции на конец отчетного периода (графа 20 раздела I), сведений в разделе И.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обществом, в нарушение статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничениях потребления (распития) алкогольной продукции», постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «Об утверждении Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда», Приказа Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231 «О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» лицензиатом ООО «Охотник» допущено искажение информации и нарушение порядка при декларировании объемов оборота алкогольной продукции за 1 квартал 2018 года.
Данные выводы суда подтверждаются материалами административного дела № 08-03-24/69/16-2018: актом проверки от 20.07.2018 года № 69; декларацией об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № И к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, представленная ООО «Охотник» за 1 квартал 2018 года; федеральным отчетом «Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 01.01.2018 года по 31.03.2018 года; федеральными отчетами «Журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период 1 квартал 2018 года; федеральным отчетом «Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по 1 регистру на 01.04.2018 года 00:00»; федеральным отчетом «Отчет об объемах остатков в торговом зале этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 01.04.2018 года 00:00» протоколом об административном правонарушении от 22 августа 2018 года№ 69/16и.
Довод ООО «Охотник» о том, что общество не было уведомлено о проведении проверки, а также о том, что заявителем было представлено заявление о подаче корректирующей декларации за 1 квартал 2018 года судом отклоняется как несостоятельный исходя из следующего.
В отношении ООО «Охотник» министерством в период с 25 июня 2018 года по 20 июля 2018 года проводилась внеплановая документарная проверка на основании приказа от 22.06.2018 № 69, копия которого направлена в адрес общества заказным почтовым отправлением, получена адресатом 04.07.2018 года.
ООО «Охотник» 18.07.2018 года было направлено в адрес министерства обращение, на которое был дан аргументированный ответ от 19.07.2018 № 11/2913.
При этом как следует из материалов дела заявлений от ООО «Охотник» по установленной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.06.2017 № 97н «Об утверждении Порядка представления заявления организации, индивидуального предпринимателя, сельскохозяйственного товаропроизводителя, гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, о представлении корректирующих деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда после установленного срока и принятия решения о возможности представления корректирующих деклараций после установленного срока» форме с приложением документов, подтверждающих обоснованность уточнения информации, не поступало.
На официальном сайте министерства размещена подробная информация о порядке представления корректирующих деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, суд приходит к выводу о том, что с указанными нормативными правовыми актами заявитель имеет возможность ознакомится на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), а также на официальных сайтах «Консультант Плюс» и «Гарант».
Декларирование как мера государственного регулирования оборота алкогольной продукции была введена для анализа информации об объемах закупок и реализации алкогольной продукции, снижения доли фальсифицированной алкогольной продукции в розничном обороте.
ООО «Охотник» не представлено доказательств невозможности исполнения установленных законодательством требований по представлению деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции с достоверными данными.
Кроме того, общество не предприняло мер по представлению корректирующих деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2018 года (заявлений по установленной форме с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений, в министерство не поступало).
При этом судом учтено, что заинтересованным лицом по заявлению ООО «Охотник» от 05.09.2018 года в адрес хозяйствующего субъекта 14.09.2018 года направлена дополнительная информация об остатках алкогольной продукции по обособленным подразделениям по состоянию на 01.04.2018 года и 01.07.2018 года (28 файлов в формате EXCEL).
Представленное заявление юридического лица о подаче корректирующих деклараций после указанного выше срока в адрес министерства от 22.10.2018 года не отвечало требованиям Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20.06.2017 №97н. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Ссылка заявителя на принятие декларации Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка без замечаний судом отклоняется как несостоятельная, поскольку декларации подлежат подаче в форме электронного документа в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту регистрации организации. При этом копии деклараций направляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, которой при помощи программного обеспечения проводится проверка криптографии, структуры файла и модуля форматно-логистического контроля. Сведения об объеме оборота алкогольной продукции, представленные декларантами, программным обеспечением Росалкогольрегулирования не анализируются.
Довод общества в части незаконности акта внеплановой документарной проверки от 20.07.2018 года № 69 судом не принимается поскольку, данный акт не обладает признаками присущими ненормативному акту, а именно: не содержит властно-обязывающих требований в отношении проверяемого лица, не отменяет его права и обязанности, не возлагает на него каких-либо обязанностей и не создает каких - либо препятствий для ведения предпринимательской деятельности. Акт лишь фиксирует ход и результаты проверки, в связи, с чем носит информационный характер, и в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может быть обжалован обществом в суде.
Доводы, изложенные в заявлении и дополнении указывают на несогласие общества с постановлением административного органа, однако документально не опровергают аргументы, приведенные в постановлении о привлечении к ответственности и не свидетельствуют об отсутствии фактов административного правонарушения, установленных в период проведения проверки.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вина заявителя в совершении вышеназванного правонарушения установлена Министерством при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
При этих условиях в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения общества к административной ответственности за данное правонарушение на дату вынесения оспариваемого постановления, не истек.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление 10.09.2018 № 18 по делу №08-03-24/69/16-2018 о назначении обществу административного наказания, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ в виде предупреждения, является законным.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Охотник» следует отказать.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Охотник», отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Г.Н. Лазебная