АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-12363/2018
25 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года
В полном объеме решение изготовлено апреля 2019 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Александрова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахимовой Ю.В., с использованием сеанса видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакассия, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, Республика Хакасия, г. Абакан,
к Администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Абдулино
о признании незаконным решения Администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 06.07.2018 № 07/07/537,
о признании незаконным бездействия по непринятию решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 333 903 кв.м.,
и обязании принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 333 903 кв.м. в 10-дневный срок.
В судебном заседании принял участие представитель заявителя ФИО2 по доверенности от 08.02.2019 (полномочия проверены и подтверждены Арбитражным судом Республики Хакассия).
Администрация муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган) о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителя не направила.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – глава КФХ ФИО1, заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о признании незаконным решения Администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 06.07.2018 № 07/07/537, о признании незаконным бездействия по непринятию решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 333 903 кв.м., и обязании принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 333 903 кв.м. в 10-дневный срок.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на заявленных требованиях. В обоснование заявленных требований указывает на то, оспариваемым решением и бездействием административного органа нарушаются права заявителя, так как он незаконно лишился возможности участвовать в аукционе на право заключения договора спорного земельного участка. По мнению заявителя, ограничение органом местного самоуправления на подачу заявления о намерении участвовать в аукционе по предоставлению в аренду земельного участка заявителями путем личного присутствия незаконно. Определение способа подачи заявления о намерении участвовать в аукционе посредством только личного участия ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц, проживающих за пределами соответствующего района, а также субъекта Российской Федерации.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлен письменный отзыв, согласно которому требования не признает, в их удовлетворении просит отказать, указывает, что главой КФХ ФИО1 нарушен способ подачи заявления о предоставлении земельного участка, а также указывает на злоупотребление заявителем своими правами. Кроме того, Администрация указывает, что в настоящее время спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и проводится процедура подготовки к аукциону.
Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
15.06.2018 на официальном сайте torgi.gov.ruКомитетом имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в порядке ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) было опубликовано извещение № 150618/13148984/02 о возможности подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, площадью 333 903 кв.м., расположенного по адресу: РФ, Оренбургская область, Абдулинский городской округ, центральная, юго-восточная части кадастрового квартала 56:01:0503001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с данным извещением, граждане или крестьянские (фермерские) хозяйства, заинтересованные в предоставлении земельных участков для указанных в настоящем извещении целей, в течение 30 дней со дня его опубликования, имеют право:
- подавать заявления в письменной форме о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков, указанных в настоящем извещении, обратившись по адресу: <...>, каб. 132, либо по адресу: <...> (МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области») в рабочие дни с 10.00 до 16.00 (местного времени). Дата окончания приема заявлений – 17.07.2018 года 17:00 часов (местного времени);
- ознакомиться со схемами и кадастровым паспортом земельных участков, указанных в настоящем извещении, обратившись по адресу: <...>, каб. 132 в рабочие дни с 10.00 до 16.00 (местного времени).
27.06.2018 по почте заявитель направил в муниципальный орган, указанный в извещении, письменное заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды спорного земельного участка, приложив копию выписки паспорта и копию свидетельства о государственной регистрации КФХ.
Данное заявление было получено уполномоченным органом 04.07.2018, что подтверждается почтовым уведомлением и отметкой административного органа на заявлении.
06.07.2018 орган местного самоуправления направил в адрес заявителя решение, выраженное в письме № 07/07/537, в котором сообщил, что рассмотреть поступившее заявление не предоставляется возможным, ввиду того, что способ подачи в электронном виде путем направления заявления по электронной почте в извещение не указан.
Постановлением Администрации № 875-п от 05.07.2018 образован земельный участок площадью 333 903 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, Абдулинский городской округ, центральная, юго-восточная части кадастрового квартала 56:01:0503001 путем раздела земельного участка площадью 6219700 кв.м. с кадастровым номером 56:01:0000000:359, с сохранением исходного в измененных границах. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования - земли сельскохозяйственного назначения (код 1.2, группа 15). Комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования поручено обеспечить постановку на государственный кадастровый учет указанного земельного участка, обратившись в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области.
Как следует из письменных пояснений Администрации, в настоящее время спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и проводится процедура подготовки к аукциону.
Полагая, что решение Администрации является незаконным, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы представителя заявителя, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из анализа норм статей 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения и действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения и действия (бездействия) лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В рассматриваемом деле имеется такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса.
Статья 39.18 ЗК РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Так, в силу п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
При этом данная норма не определяет, что заявления подаются только посредством личного присутствия заявителей.
Положения статьи 39.18 ЗК РФ не содержат императивного условия о необходимости личного участия заявителей в целях подачи заявки на участие в аукционе.
Кроме того, положения статьи 39.18 ЗК РФ не ограничивают предоставленное заявителю конституционное право на обращение в орган власти только путем непосредственно личного присутствия, в связи с чем, ограничение администрацией права подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе только путем личного присутствия заявителей не является законным.
В силу статей 3, 39.18 ЗК РФ определение способа подачи заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка отнесено к компетенции органа местного самоуправления, при этом, данное обстоятельство не свидетельствует о праве органа местного самоуправления определять такой способ подачи заявления о желании участвовать в аукционе, который ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляющий в рамках своих дискреционных полномочий регулирование и защиту того или иного права, не освобождается от обязанности соблюдать при определении круга лиц, которым соответствующее право предоставляется, конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые, помимо прочего, требуют для субъектов права при равных условиях равного положения и допускают возможность различий, только если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Учитывая изложенное, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доводы и доказательства сторон, суд считает, что заявление главы КФХ ФИО1 подлежит удовлетворению, решение Администрации от 06.07.2018 № 07/07/537 в части не рассмотрения заявления от 27.06.2018 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, а также бездействие Администрации по непринятию решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 333 903 кв.м. являются незаконными и нарушают права и законные интересы предпринимателя.
Частью 5 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым в качестве способа восстановления нарушенного права указать заинтересованному лицу на необходимость в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, повторно рассмотреть заявление главы КФХ ФИО1 от 27.06.2018.
Расходы по уплате госпошлины, понесенные заявителем при обращении с настоящим заявлением в арбитражный суд, подлежат возмещению заявителю за счет Администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Заявленные главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области 06.07.2018 № 07/07/537 и незаконным бездействие по непринятию решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 333 903 кв.м.
Обязать Администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, повторно рассмотреть заявление Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 от 27.06.2018.
Взыскать с Администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в пользу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 300 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Исполнительный лист выдать заявителю в порядке ст. 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Оренбургской области.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья А.А. Александров