ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-12501/2009 от 23.03.2010 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460000

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

РЕШЕНИЕ

  г. Оренбург Дело № А47- 12501/2009

30 марта 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2010 года

Полный текст решения изготовлен 30 марта 2010 года

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Н.Ю. Лапшиной

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А. Тимофеевой,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Каргалинское хлебоприемное предприятие», п.Каргала г.Оренбург

к обществу с ограниченной ответственностью «Оренбургская региональная компания по реализации газа», г. Оренбург

преддоговорный спор

при участии представителей сторон:

от истца: ФИО1 - юрисконсульт, доверенность от 11.01.2010 г., сроком действия до 31.12.2010 г.

от ответчика: ФИО2 – ведущий юрисконсульт, доверенность № 7 от 30.11.2009 г., сроком действия по 31.12.2010 г.

УСТАНОВИЛ:

Иск предъявлен об обязании ответчика заключить договор поставки газа № 56-4-0746/10 в редакции протокола разногласий от 17.11.2009 г.

Отводов составу суда не заявлено.

Истец поддержал свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований по мотивам, приведенным в письменном отзыве на иск.

В порядке ч. 1 ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании 17.03.2010 г. объявлен перерыв до 23.03.2010 г., 10.00 часов.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено.

Представителем истца заявлено письменное ходатайство об уточнении исковых требований: истец просит изменить договор поставки газа № 56-4-0746/10, исключив пункт 3.4.

Рассмотрев ходатайство истца об уточнении исковых требований в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ предоставляет истцу право при рассмотрении дела в суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

При подаче искового заявления истец заявил требование об обязании ответчика исключить пункт 3.4 из договора поставки газа № 56-4-0746/10, подписав протокол разногласий. То есть, истец обратился в суд с преддоговорным спором в порядке ст. 446 Гражданского кодекса РФ. Обращаясь к суду с ходатайством об уточнении исковых требований, истец просит изменить условия договора поставки газа № 56-4-0746/10, исключив пункт 3.4. Однако, изменение условий договора по смыслу ст. 450 Гражданского кодекса РФ предполагает уже состоявшимся факт заключения договора и его подписания сторонами без каких-либо разногласий по условиям договора.

Таким образом, истцом в нарушение части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ одновременно изменен предмет и основание исковых требований, что не может быть принято судом к рассмотрению. Дело рассматривается судом по первоначально заявленным истцом требованиям.

В ходе открытого судебного заседания установлено, что при заключении договора поставки газа № 56-4-0746/10 от 23.10.2009 г. (л.д. 9-14) между истцом (покупатель) и ответчиком (поставщик) возникли разногласия по содержанию пункта 3.4, предусматривающего применение повышающих коэффициентов к цене газа и тарифу за его транспортировку в случае перерасхода договорного объема поставки газа без предварительного согласования с поставщиком.

Истец (покупатель), не согласившись с редакцией указанного пункта договора, направил в адрес поставщика протокол разногласий (л.д. 18), согласно которому предложил поставщику исключить данный пункт из условий договора.

Как усматривается из протокола согласования разногласий (л.д. 19), ответчик отказал истцу в исключении пункта 3.4 из договора.

В обоснование требований о принятии договора № 56-4-0746/10 в редакции ОАО «Каргалинское хлебоприемное предприятие» истец указывает, что включение в договор условия о применении штрафных коэффициентов за потребление сверхдоговорного объема газа является нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора.

Полагая, что пункт 3.4 указанного договора ухудшает положение ОАО «Каргалинское хлебоприемное предприятие» как потребителя, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

В письменном отзыве на иск ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку включение в договор условия о применении повышающих коэффициентов к цене газа и тарифу за его транспортировку в случае перерасхода договорного объема поставки газа без предварительного согласования с поставщиком предусмотрено пунктом 17 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. № 162. Названные Правила являются обязательными для исполнения сторонами договора поставки газа в силу их пункта 1, а в соответствии с п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Заслушав явившихся в судебное заседание представителей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть (трубопроводы) газом применяются правила статей 539 - 547 настоящего Кодекса, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

На основании статьи 8 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», в том числе:

устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах;

утверждает правила поставки газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации;

определяет ценовую политику, устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

С учетом специфики газоснабжения, необходимости обеспечения сбалансированности между добычей и потреблением газа Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 г. № 162 утверждены Правила поставки газа (далее – Правила).

Законом о газоснабжении и Правилами предусмотрено применение при снабжении газом юридических лиц параграфа 3 главы 30, также возможно применение по аналогии отдельных правил, установленных статьями 539 - 547 Гражданского кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктами 12, 13 Правил поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа, равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.

В соответствии со статьей 26 Закона о газоснабжении организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

К названным действиям могут быть причислены навязывание потребителю газа условий договора поставки газа, ущемляющих права контрагента, либо отказ (уклонение) газоснабжающей организации от изменения этих условий при обращении потребителя с такого рода требованием.

В силу статей 21 и 23 Закона о газоснабжении цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат государственному регулированию.

Как следует из пункта 1 Правил, положения, закрепленные в них, обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети. Согласно пункту 5 Правил поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил и иных нормативных правовых актов. Из пунктов 15 и 17 Правил следует, что в случае потребления газа в большем, чем определено в договоре поставки газа количестве, стоимость сверхдоговорного объема газа и его транспортировки будет иной нежели та, которая установлена в договоре.

В соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.

Таким образом, пунктом 17 Правил определены ценовая политика и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема. Предусмотренные названным пунктом Правил повышающие тариф коэффициенты представляют собой элемент ценообразования.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Принимая во внимание указанные нормы права, включение поставщиком (ответчиком) в договор поставки газа № 56-4-0746/10 спорного пункта не может быть оценено судом как действие, нарушающее антимонопольное законодательство, по смыслу ст. 26 Закона о газоснабжении, поскольку обязательность условия о применении повышающих коэффициентов к цене газа и тарифу за его транспортировку в случае перерасхода покупателем договорного объема поставки газа без предварительного согласования с поставщиком предусмотрена Правилами поставки газа.

Учитывая вышеизложенное, спорный пункт 3.4 договора поставки газа № 56-4-0746/10 от 23.10.2009 г. следует принять в редакции ответчика.

Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на истца с взысканием в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 167-173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.Принять в редакции общества с ограниченной ответственностью «Оренбургрегионгаз»:

- пункт 3.4 договора поставки газа№ 56-4-0746/10 от 23.10.2009 г.: «При перерасходе газа без предварительного согласования с Поставщиком, Покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного настоящим договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применение коэффициента:

с 15 апреля по 15 сентября – 1,1;

с 16 сентября по 14 апреля – 1,5.

Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным коммунально-бытовыми потребителями.

Определение объемов суточного перерасхода газа для потребителей, использующих незначительное количество газа, по которым затруднен ежесуточный учет производится путем разделения величины месячного перерасхода на количество дней месяца».

2. Взыскать с открытого акционерного общества «Каргалинское хлебоприемное предприятие», п. Каргала г. Оренбург, в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2 000 руб.

3. Исполнительный лист выдать Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного судаhttp://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Лапшина Н.Ю.

3 экз.