ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-1251/17 от 15.05.2017 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-1251/2017  

23 мая 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена        мая 2017 года

В полном объеме решение изготовлено        мая 2017 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи                            С.В. Тарасовой,        

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Ф. Лигерман,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал", ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Оренбург,

к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Оренбургская областная клиническая больница", ОГРН <***>, ИНН <***>, г.Оренбург,

о взыскании 1 281 907 руб. 16 коп.,

В судебном заседании приняли участие

представитель истца ФИО1 по доверенности № 6 от 09.01.2017,

представитель ответчика ФИО2 по доверенности № УЗ-12/722-И2017 от 01.03.2017.

Общество с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» (далее – ООО «Оренбург Водоканал», истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Оренбургская областная клиническая больница" (далее – ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая больница", ответчик) о взыскании  1 281 907 руб. 16 коп. задолженности за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению за период с 27.11.2013 по 24.06.2014 по договору № 634/9-р от 31.12.2013.

Истец в заседании суда поддержал исковые требования в полном размере.

Ответчик в судебном заседании и в отзыве возражал против исковых требований, указав, что после обращения ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» с просьбой о предоставлении в адрес абонента документов, в которых был бы зафиксирован факт незаконного пользования системой водоснабжения и водоотведения, в адрес ответчика были направлены копии актов, в соответствии с которыми обществом с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» были выставлены требования об уплате начисленных сумм в соответствии с прилагаемым счетом, однако, надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, в адрес ответчика до сих пор так и не поступили

Истец и ответчик не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В ходе открытого судебного разбирательства  арбитражным судом установлено, что 31.12.2013 между ООО «Оренбург Водоканал» (истец, поставщик) и ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая больница" (ответчик, абонент) заключен договор ресурсоснабжения             № 634/9-р на холодное водоснабжение и водоотведение (л.д.13-18), в соответствии с пунктом 1 которогоорганизация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Подпунктом «б»  пункта 14 договора, на абонента, кроме прочего, возложена обязанность обеспечивать сохранность пломб и знаков поверки на приборах учета, узлах учета, задвижках обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности.

Согласно подпункту «в» пункта 14 договоров ответчик обязан обеспечивать учет получаемой холодной воды и отводимых сточных вод в порядке установленном раздело 5 договоров, и  в соответствии с правилами организации  коммерческого учета воды, сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором.

В соответствии с подпунктом «г» пункта  14 договоров абонент обязан  установить приборы учета холодной воды и приборы учета сточных вод на границе эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в договоре, в случае если установка таких приборов предусмотрена правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в обязанности абонента, в силу подпункта «ж» пункта 14 договора, входит обеспечение беспрепятственного доступа представителей организации ВКХ или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборов учета в случаях и в порядке, которые предусмотрены разделом VI рассматриваемого договора.

Пунктом 13 договоров стороны предусмотрели права ВКХ, в частности в соответствии с подпунктом «б» пункта  13 договоров организация ВКХ осуществлять контроль за наличием самовольного пользования и (или) самовольного подключения абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения и принимать меры по предотвращению самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом  20 договора  количество поданной холодной воды и принятых организацией водопроводно-канализационного хозяйства сточных вод определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет, в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды и учета сточных по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, коммерческий учет осуществляется расчетным способом. Абонент обязан обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам (пункт 24 договора).

Согласно подпункту «а», «г» пункта  24 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию иная организация предварительно оповещает абонента о дате и времени посещения с приложением списка проверяющих (при отсутствии служебных удостоверений или доверенности). Оповещение осуществляется любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть Интернет).

Абонент принимает участие в проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом.

В Приложении № 5 к договору стороны согласовали сведения об узлах и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод (л.д. 23-24).

В ходе проведения обследования системы водоснабжения и водоотведения представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства – инспектором водных ресурсов ФИО3 и ФИО4 в присутствии представителей ответчика – начальника службы ремонта  ФИО5, слесаря-сантехника ФИО6 на объекте ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая больница" распложенном по адресу: <...>  (здание поликлиники), выявлено, что  на обводной линии (ДУ-50 мм) нарушена целостность пломбы, о чем составлен акт № 003708 от 24.06.2014 (л.д. 32).

Предыдущая проверка технического состояния системы водоснабжения ответчика была произведена истцом 26.11.2013,в акте зафиксировано, что обводная линия (ДУ-120 мм) закрыта и опломбирована (л.д. 29).

Как усматривается из материалов дела при приемке в эксплуатацию прибора учета марки РСМ з/н 1157 на спорном объекте (здание Поликлиники) в акте от 29.07.2013 зафиксировано, что на обводной линии  истцом установлена пломба № 01939 (л.д. 90).

В соответствии с актами от 11.02.2013, 26.11.2013 на спорном объекте на обводной линии имелась пломба № 01939, не зафиксировано никаких нарушений.

Полагая, что ответчик, сорвав пломбу на обводной линии, допустил самовольное (безучетное) пользование системами водоснабжения, истец произвел расчет платы за оказанные по договору услуги водоснабжения и водоотведения в соответствии с пунктом 16 Правил № 776 за период с 27.11.2013 (с даты предыдущей проверки) по 14.02.2016 (до даты подачи ответчиком  заявки на опломбировку обводной линии) расчетным путем по пропускной способности присоединения к системе централизованного водоснабжения при действии присоединения круглосуточно полным сечением со скоростью движения воды в нем 1,2 м/сек., предъявив ответчику к оплате счет-фактуру от 15.10.2015 № 100634 (л.д. 28) на сумму                          8 484 348   руб. 57 коп.

При этом истцом учтено в расчете количество ресурса 6 529 куб.м., выставленное ответчику по сообщенным им показаниям прибора учета, и оплаченное им за этот период на общую сумму 231 203 руб. 64 коп.

В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела,  22.03.2017 сторонами проведено совместное обследование  сетей водоснабжения ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая больница" в результате чего произведен замер и определен внутренний диаметр трубы по которому истец произвел  перерасчет объемов водопотребления и водоотведения по сечению, исходя из диаметра 50 мм за период с 27.11.2014 по 24.06.2014 (нарушение опломбировки обводной линии).

С учетом корректировки и перерасчета, объем водопотребления и водоотведения по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения при их круглосуточной действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду за период с 27.11.2014 по 24.06.2014 составила                         1 513 110 руб. 80 коп.

С учетом оплаты ответчиком услуг водоснабжения и водоотведения в сумме 231 203 руб. 64 коп., истцом на оплату выставлен счет-фактура № 030634 от 30.03.2017 на сумму                      1 281 907 руб. 16 коп. (1 513 110 руб.  80 коп. – 231  203 руб. 64 коп.).

Поскольку оплату задолженности за водопотребление и водоотведение, ответчик не произвел, истец обратился в суд с исковым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном размере  по следующим основаниям.

В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

На основании пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту  3 Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее - Правила № 776) коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 20 Закона № 416-ФЗ, пункты 14 и 22 Правил № 776 осуществление коммерческого учета расчетным способом при отсутствии (неисправности) приборов учета, а также и в иных случаях, когда невозможно определить фактическое потребление абонентом питьевой воды и сброса сточных вод, допускается:

а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

б) в случае неисправности прибора учета;

в) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.

При расчетном способе коммерческого учета воды применяются: а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;

б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды; в) метод гарантированного объема подачи воды;

 г) метод суммирования объемов воды (пункт 15 Правил № 776).

Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:

а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года.

При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).

В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев;

б) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе не проведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета;

в) при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены;

г) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды (п. 16 Правил № 776).

В рамках настоящего спора истцом произведен расчет объемов водопотребления в соответствии с пунктом «а» статьи 16 Правил                 № 776.

Актом обследования №  003708 от 24.06.2014 зафиксированы нарушения водопотребления и водоотведения ответчиком (л.д. 32). Согласно подпунктов «б», «в», «д», «к» пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013  № 644 (далее – Правила № 644) абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих абоненту на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента; установить приборы учета холодной воды, сточных вод (в случае если установка прибора учета сточных вод является обязательной для абонента в соответствии с требованиями настоящих Правил) на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарного водоснабжения, принадлежащие абоненту или находящиеся в границах эксплуатационной ответственности абонента, включая пожарные гидранты, задвижки, краны, установки автоматического пожаротушения, устанавливать на видных местах соответствующие указатели согласно требованиям норм противопожарной безопасности.

Согласно акту №  003708 от 24.06.2014 на объекте ответчика, расположенном по адресу:  <...>  (здание поликлиники) на обводной линии по диаметру трубы 50 выявлено нарушение целостности пломбы.

Довод о том, что представленный истцом акт обследования не может являться допустимым доказательством наличия обстоятельств в обоснование исковых требований, поскольку он составлен работниками истца, учитывая,  что представитель ответчика, в данном случае ответственное лицо - ФИО5 не присутствовал при проведении проверки, следовательно, представителями ООО «Оренбург Водоканал» осмотр объекта и составление акта по результатам проверки осуществлялось без участия абонента, отклоняется судом ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 84 Правил № 644, абонент обязан в порядке, установленном настоящими Правилами, обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к средствам измерений (приборам учета) и иным устройствам, в том числе, для проверки исправности средств измерений (приборов учета), сохранности знаков поверки и контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми абонентами показаниями.

Согласно пункту 147 Правил № 644 абонент, транзитная организация обязаны обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к приборам учета (узлам учета) и иным устройствам:

а) для проверки исправности приборов учета, сохранности контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми абонентом показаниями;

б) для проведения поверок, ремонта, технического и иного обслуживания, замены приборов учета в случае, если такие приборы учета принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или организация обеспечивает их обслуживание;

в) для опломбирования приборов учета холодной воды, сточных вод;

г) для отбора проб в установленных местах отбора проб в целях проведения производственного контроля качества питьевой воды, контроля качества сточных вод;

д) для обслуживания водопроводных, канализационных сетей и оборудования, находящихся на границе эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства;

е) для проверки водопроводных, канализационных сетей, иных устройств и сооружений, присоединенных к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

На основании пункта 148 Правил № 644 абонент, транзитная организация обеспечивают беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации после предварительного оповещения абонента, транзитной организации о дате и времени посещения.

Аналогичные требования действующего законодательства согласованы сторонами при подписании договора  в подпункте «ж» пункта 14, согласно которому абонент обязан  обеспечивать беспрепятственный  доступ представителей организации ВКХ иди по ее  указанию представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и в порядке, которые предусмотрены разделом 6 государственного контракта.

Из анализа приведенных положений Правил № 644 следует, что они направлены на исключение сомнений в объективности сведений, отраженных в акте проверки. Таким образом, как с позиции императивных норм, так и с позиции условий договора для установления факта нарушения необходимо соблюдение установленного законом и договором порядка проведения контрольных мероприятий.

Между тем, абонент, транзитная организация должны быть извещены о проведении обследования водопроводных и канализационных сетей и о проведении отбора проб воды и сточных вод не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования и (или) отбора проб. Оповещение должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.

Изложенные положения пунктов Правил № 644 содержат в себе правило о том, что для проведения мероприятий, установленных пунктом 147, в том числе, для проверки исправности приборов учета, сохранности контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми абонентом показаниями, согласно части 1 пункта 148 Правил № 644, требуется предварительное оповещение абонента о дате и времени посещения.

Часть 2 пункта 148 Правил № 644 устанавливает дополнительные (специальные) условия о сроке предварительного оповещения абонента при  необходимости проведения обследования водопроводных и канализационных сетей и проведения отбора проб воды и сточных вод, но не отменяет общего условия о необходимости предварительного оповещения абонента о дате и времени посещения по остальным действиям, изложенным в пункте 147 Правил № 644.

Право абонента присутствовать при проведении проверок организацией водопроводно-канализационного хозяйства предусмотрено как нормами действующего законодательства, так и               пунктом 24 заключенного сторонами договора. Указанное право заведомо не может быть реализовано абонентом при отсутствии у него информации о проведении такой проверки.

Составленный по результатам проверки акт может быть признан действительным, если абонент был надлежащим образом извещен о предстоящем контроле за снятыми абонентом показаниями, но не обеспечил явку представителя, либо если абонент, надлежащим образом извещенный о предстоящем контроле за снятыми абонентом показаниями, направил своего представителя, который расписался в акте контроле за снятыми абонентом показаниями или акте об отсутствии пломбы (наличии врезки и т.д.), либо отказался от его подписания, о чем представители организации водопроводно-коммунального хозяйства сделали в акте соответствующую отметку.

Акт №  003708 от 24.06.2014   содержит сведения о должности, фамилии, имени и отчестве представителей абонента. Лица, подписавшие акт (ФИО5- начальник службы ремонта,  ФИО6 - слесарь-сантехник) являются  работниками ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая больница", иного материалы дела не содержат. Истец заблаговременно известил ответчика о проверки в отношении спорного объекта, что подтверждаются представленной в материалы дела телефонограммой от 23.06.2014 (л.д. 37).

Согласно пояснениям инспектора водных ресурсов  ООО  "Оренбург Водоканал"  ФИО3 до начала обследования  с начальником  службы ремонта ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая больница" ФИО5  согласовано уполномоченное лицо со стороны ответчика при обследовании – ФИО6 - слесарь-сантехник ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая больница". В результате проверки составлен акт в котором ФИО6 поставил свою подпись через копировальную бумагу как уполномоченное лицо, впоследствии после разговора ФИО6 с ФИО5 об обстоятельствах и результатах обследования, ФИО5 подписал акт обследования №  003708 от 24.06.2014.   

О фальсификации акта или подписи ФИО5 ответчиком  в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не заявлено, в связи с чем оснований для сомнения в представленных в материалы дела доказательствах у суда не имеется. Факт поставки воды и приема сточных вод в адрес ответчика подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.

В силу статьи 402 Гражданского кодекса Российской Федерации, действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника.

По смыслу пункта 1 статьи 182 ГК РФ лица, подписавшие акты со стороны ответчика, являются работниками, полномочия которых на совершение указанных действий явствовали из обстановки, в которой они действовали.

В соответствии со статьей 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.

 Как разъяснено в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2000 № 57 «О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации» при рассмотрении арбитражными судами исков к представляемому (в частности, об исполнении обязательства, о применении ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства), основанных на сделке, заключенной неуполномоченным лицом, следует принимать во внимание, что установление в судебном заседании факта заключения упомянутой сделки представителем без полномочий или с превышением таковых служит основанием для отказа в иске к представляемому, если только не будет доказано, что последний одобрил данную сделку (пункт 2 статьи 183 ГК РФ).

Пункт 1 статьи 183 ГК РФ применяется независимо от того, знала ли другая сторона о том, что представитель действует с превышением полномочий или при отсутствии таковых. При разрешении споров, связанных с применением пункта 2 статьи 183 ГК РФ, судам следует принимать во внимание, что под прямым последующим одобрением сделки представляемым, в частности, могут пониматься письменное или устное одобрение, независимо от того, адресовано ли оно непосредственно контрагенту по сделке; признание представляемым претензии контрагента; конкретные действия представляемого, если они свидетельствуют об одобрении сделки (например, полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, их приемка для использования, полная или частичная уплата процентов по основному долгу, равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательства; реализация других прав и обязанностей по сделке); заключение другой сделки, которая обеспечивает первую или заключена во исполнение либо во изменение первой; просьба об отсрочке или рассрочке исполнения; акцепт инкассового поручения. При оценке судом первой инстанции обстоятельств, свидетельствующих об одобрении представляемым - юридическим лицом соответствующей сделки, необходимо принимать во внимание, что независимо от формы одобрения оно должно исходить от органа или лица, уполномоченных в силу закона, учредительных документов или договора заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение. Действия работников представляемого по исполнению обязательства исходя из конкретных обстоятельств дела могут свидетельствовать об одобрении, при условии, что эти действия входили в круг их служебных (трудовых) обязанностей или основывались на доверенности, или полномочие работников на совершение таких действий явствовало из обстановки, в которой они действовали (пункт 1 статьи 182 ГК РФ).

Нормами действующего законодательства в области холодного водоснабжения и водоотведения не предусмотрено обязательное наличие в должностной инструкции либо ином документе представителя абонента, присутствующего при проведении обследования системы водоснабжения и водоотведения, отдельно закрепленного права на участие в таком обследовании.

Согласованные условия договора № 634/9-р не содержат указаний на конкретное лицо (круг лиц), уполномоченное представлять ГАУЗ «Городская клиническая больница № 3» при проведении соответствующих обследований.

Более того, как усматривается из материалов дела и установлено судом,  акт от 24.06.2014 ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая больница" не был оспорен, в свою очередь ответчик предпринял меры  по устранению нарушений, зафиксированных в акте, в частности направил в адрес истца заявление от 24.06.2014 об опломбировке (л.д.36).

Довод ответчика о том, что отсутствовал сам факт самовольного пользования системой водоснабжения на объекте, расположенном по адресу: <...>  (здание поликлиники), ввиду того, что задвижка закрыта, пломба сохранена (целая), а порвана проволока, отклоняется судом ввиду следующего.

Между сторонами подписан акт о разграничении эксплуатационной ответственности, согласно которому следует, что границей по водопроводу является наружная стена здания, в эксплуатации ответчика по водопроводу находятся следующие сети: внутренние сети объекта,  а также участок труб, проходящий в стенах здания (фундаменте) (л.д. 96).

При приемке в эксплуатацию прибора учета марки РСМ з/н 1157 на спорном объекте (здание поликлиники») в акте от 29.07.2013  зафиксировано, что на обводной линии истцом установлена  пломба            № 01939 (акт от 29.07.2013, л.д. 90).

Из актов периодических контрольных обследований сетей ответчика от  11.02.2013, 26.11.2013 также усматривается, что  на спорном объекте было зафиксировано наличие на обводной линии пломбы № 01939, которая была установлена истцом 29.07.2013.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 рассматриваемого договора именно абонент обязан обеспечивать сохранность пломб и знаков поверки на приборах учета, узлах учета, задвижках обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, что соответствует пунктам 35, 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

Таким образом, обязанность ответчика, как абонента, предусмотренная подпунктом  «б» пункта 14 договора   исполнена не была.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 644 "самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения" - пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.

Ответчик не обеспечил установленный договором режим водопотребления, не обеспечил эксплуатацию принадлежащих ему водопроводных сетей и находящихся в границах его эксплуатационной ответственности в соответствие с требованиями нормативно-технической документации.

Срыв пломбы (сорвана проволока), подтвержденный факт самовольного пользования услугами водоснабжения, допущенный ответчиком, расценивается судом, как собственно «самовольное пользование системами водоснабжения» с позиции и в трактовке пункта 16 Правил №776.

В отзыве и заседаниях суда ответчик оспаривал факт срыва пломбы, указав, что в акте №  003708 от 24.06.2014 указано лишь на нарушение целостности пломбы, при этом  уточнения по поводу того, в чем заключается  нарушение отсутствуют, следовательно, в акте от 24.06.2014 не содержится  уточняющая информация  о том в какой именно части целостность пломбы нарушена и каким способ выявлены указанные нарушения.

Согласно части 10 статьи 20 Федерального закона от 01.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также в силу подпунктов "а", "б" пункта 14 Правил N 776, коммерческий учет воды расчетным способом осуществляется в случае отсутствия прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, неисправности прибора учета.

Согласно положениями пунктов 44, 48 и 49 Правил N 776 перед подписанием акта допуска узла учета к эксплуатации (при отсутствии оснований для отказа в допуске узла учета к эксплуатации) представитель организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет установку контрольных пломб на приборах учета, фланцах и задвижках на обводных линиях узла учета.

Приборы учета и (или) узел учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу.

Узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в том числе в случаях нарушения контрольных пломб или знаков поверки.

В соответствии с ГОСТ 31282-2004 «Международный стандарт. Устройства пломбировочные. Классификация» установлена классификация на пломбировочные устройства.

В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТа следует, что пломбировочные устройства - это персонально идентифицируемые устройства одноразового  действия, обеспечивающие защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения.

В соответствии с пунктом 3.5. данного ГОСТа следует, что индикаторное устройство (пломба контрольная, пломба индикаторная): прибора учета, в основном обеспечивающее индикацию фактов несанкционированного доступа к объекту защиты путем идентификации его целостности, обладающее слабыми защитными свойствами от внешних механических воздействий.

В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТа следует, что по функциональному назначению приборы учета делятся на три класса: электронные,  силовые, индикаторные.

Согласно пункту  4.7 ГОСТа по внешним конструктивным признакам (преобладающим в конструкции) приборы учета подразделяются на 7 типов: канатные,  стержневые, замковые, проволочные, ленточные, пленочные,  прочие (комбинированные).

Согласно пояснениям истца, индикаторные приборы учета могут быть проволочного типа, то есть конструктивный элемент, охватывающий запорный узел объекта, выполнен в виде отрезка проволоки (одно- или многожильной, в том числе  крученой), одновременно являющейся слабым звеном пломбы, разрушающимся при вскрытии.

Согласно ГОСТ Р 52077-2003 «Пломбы индикаторные. Общие технические требования» следует, что данный стандарт распространяется на индикаторные пломбы, применяемые для пломбирования различных стационарных объектов, в том числе счетчиков, блоков управления, приборов, оборудования и т.п.

В соответствии с  пунктом 6.12 ГОСТа следует, что индикаторные пломбы должны быть одноразовыми. Конструкция индикаторных пломб должна препятствовать снятию их с объекта пломбирования без нарушения целостности конструкции, что должно определяться визуально и т.п.

В соответствии с пунктом 6.2. ГОСТа следует, что критериями разрушения (разрыва) является полное или частичное разрушение корпуса и/или блокирующего элемента (проволоки, ленты, стержня и т.п.).

С учетом вышеизложенного, суд соглашается с доводами истца о том, что  составной частью пломбы является проволока, разрыв и/или повреждение которой свидетельствует о несанкционированном вмешательстве.

Соответственно, физическое наличие пломбы, но разрыв и/или растяжение проволоки, которая является её конструктивным элементом, свидетельствует о факте несанкционированного доступа к объекту защиты.

Таким образом, истцом доказан факт безучетного водопотребления, выразившегося в нарушении целостности пломбы.

Довод ответчика о том, что истцом необоснованно произведен расчет водопотребления в соответствии с правилами № 776 отклоняется судом, поскольку  в настоящем споре установлена неисправность прибора учета в связи со срывом пломбы на обводной линии.

При нарушении целостности пломбы на обводной линии возможен несанкционированный отбор воды, в связи с чем, данное нарушение априори квалифицируется как самовольное пользование системами водоснабжения.

Подобное пользование системами водоснабжения на вышеназванном объекте, приравнивается к самовольному, в связи с чем, объем потребленной абонентом воды должен определяться в соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил № 776.

Подпунктом «г» пункта  14 договоров стороны предусмотрели,  обязанность абонента    установить приборы учета холодной воды и приборы учета сточных вод на границе эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в договоре, в случае если установка таких приборов предусмотрена правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, только установленный прибор учета или пломба позволяет исключить возможность безучетного отбора воды.

На момент обследования выявлено нарушение целостности пломбы на обводной линии, у ответчика имелась возможность безучетного отбора воды, и соответственно, иного расчета за безучетный отбор воды, кроме как расчетным способом (по пропускной способности водопроводного ввода) не имеется.

Истцом правомерно при расчете стоимости самовольно потребленной ответчиком воды применены положения подпункта  «а» пункта 16 Правил № 776, задолженность рассчитана за период с 27.11.2013 (с даты предыдущей проверки) по 14.02.2016 (до даты подачи ответчиком  заявки на опломбировку обводной линии) расчетным путем по пропускной способности присоединения к системе централизованного водоснабжения при действии присоединения круглосуточно полным сечением со скоростью движения воды в нем 1,2 м/сек, сумма долга ответчика составила 1 281 907 руб. 16 коп. 

Ответчик доказательства уплаты долга в сумме                                        1 281 907 руб. 16 коп.  в суд не представил (статья  65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах исковые являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном размере в сумме                              1 281 907 руб. 16 коп.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика и подлежат возмещению истцу в сумме                      25819 руб. Излишне уплаченная истцом государственная пошлина в связи с уменьшением исковых требований в  сумме 39 603 руб.  возвращается из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" удовлетворить.         

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая больница" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" 1 281 907 руб.  16 коп. основного долга и 25 819 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" из федерального бюджета 39 603 руб. государственной пошлины.         

Исполнительный лист выдать истцу в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                         С.В. Тарасова