ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-12580/12 от 27.11.2012 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460046

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-12580/2012

05 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 05 декабря 2012 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Мирошник Анны Сергеевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крапивиной В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Алкомаркет «Русский градус», г. Оренбург к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области, г. Оренбург о признании незаконными решения от 14.08.2012 по делу № 07-17-44/2012, а также предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе от 14.08.2012 по делу № 07-17-44/2012,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представителя ФИО1 (доверенность от 21.07.2012г., постоянная),

от ответчика – специалиста-эксперта отдела антимонопольного рекламного контроля ФИО2 (доверенность от 19.01.2012г. № 261, постоянная).

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражный суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Алкомаркет «Русский градус» (далее по тексту – ООО «Алкомаркет «Русский градус», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту – Управление, ответчик, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконными решения от 14.08.2012 по делу № 07-17-44/2012, а также предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе от 14.08.2012 по делу № 07-17-44/2012.

В решении от 14.08.2012г. (резолютивная часть объявлена 31.07.2012г.) антимонопольным органом сделан вывод о том, что реклама алкомаркета «Русский градус» (ООО «Алкомаркет «Русский градус»), размещенная по адресу: <...>, над входом в здание и на крыше, является ненадлежащей, поскольку размещена с нарушением требований, установленных пунктом 5 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с предписанием от 14.08.2012г. ООО «Алкомаркет «Русский градус» должно прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы алкомаркета «Русский градус» (ООО «Алкомаркет «Русский градус»).

Заявитель не согласен с решением от 14.08.2012г. и предписанием от 14.08.2012г., так как считает, что конструкция, расположенная на здании по адресу: <...>, не является рекламой, а является вывеской юридического лица ООО «Алкомаркет «Русский градус», не противоречит требованиям действующего законодательства, кроме того, Управлением при изготовлении решения и предписания нарушены положения Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области с требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на нарушения обществом Федерального закона «О рекламе» при размещении рекламы самого юридического лица ООО «Алкомаркет «Русский градус», как продавца алкогольных напитков, а на отсутствие нарушения сроков изготовления решения и предписания.

Заслушав доводы и пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области поступило заявление от вице-президента – Управляющего филиалом ОАО «Газпромбанк» в г. Оренбурге с жалобой на распространение ненадлежащей рекламы ООО «Алкомаркет «Русский градус».

В данном заявлении указано, что на здании, расположенном по адресу <...>, имеется над входом в здание конструкция из букв «Алкомаркет», на крыше (по краю) – «Русский градус».

17 июля 2012г. УФАС по Оренбургской области вынесено определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе № 07-17-44/2012 и назначено рассмотрение дела № 07-17-44/2012 на 31.07.2012г.

31 июля 2012г. состоялось заседание комиссии Управления по рассмотрению дела № 07-17-44/2012 по признакам нарушения законодательства о рекламе, о чем составлен протокол.

По результатам рассмотрения дела № 07-17-44/2012, комиссия УФАС по Оренбургской области вынесла решение от 14.08.2012г. (резолютивная часть от 31.07.2012г.) и предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 31.07.2012г. (от 14.08.2012г. № 6990).

В решении от 14.08.2012г. комиссия УФАС по Оренбургской области пришла к выводу, что информация «Алкомаркет» и информация «Русский градус» размещенная над входом в здание и на крыше того же здания является рекламой, объектом рекламы является ООО «Алкомаркет «Русский градус». Поскольку ООО «Алкомаркет «Русский градус» является продавцом алкогольных напитков, что подтверждается лицензией 56 МЕ 002787 от 04.03.2009г., реклама продавца алкогольных напитков в данном случае относится к товару, в отношении которой ФЗ «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения.

Следовательно, реклама продавца алкогольной продукции – ООО «Алкомаркет «Русский градус», расположенная на стене над входом в здание и на крыши того же здания, нарушает требования пп. 5 п. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе».

Заслушав пояснения представителя ООО «Алкомаркет «Русский градус» и исследовав материалы, комиссия установила, что в соответствии с документами, предоставленными обществом, договором аренды нежилого помещения от 01.03.2012г. лицом осуществившим распространение рекламы является ООО «Алкомаркет «Русский градус».

Изучив предоставленные документы, заслушав пояснения представителей сторон суд не может согласиться с выводом УФАС по Оренбургской области о нарушении ООО «Алкомаркет «Русский градус» положений ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту Федеральный закон от 13.03.2006г. № 38-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ).

Пунктом 5 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ установлено, что рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.

Реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (пп. 5 п. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ).

По мнению заявителя конструкция на стене и на крыше здания по адресу: <...> является вывеской юридического лица - ООО «Алкомаркет «Русский градус», и, следовательно, требования Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ на нее не распространяются.

В подтверждение своей позиции общество ссылается на разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 информационного письма от 25.12.1998г. № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», что размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

В материалах дела имеются копии фотографий, предоставленные ответчиком, на которых видно, что перед входом в здание на первом этаже возле двери имеется табличка с наименованием ООО «Алкомаркет «Русский градус», адресом и режимом работы магазина, над входом имеется конструкция с буквами «Алкомаркет», выше на крыше конструкция со словами «Русский градус».

Местонахождение данных объектом заявитель не оспаривает.

ООО «Алкомаркет «Русский градус» занимает помещения на первом этаже здания по адресу: <...>, что подтверждается договором аренды нежилого помещения от 01.03.2010г.

С учетом указанных положений, для признания конструкции вывеской необходимо наличие нескольких условий: указание фирменного наименования организации, места ее нахождения (адрес), режима ее работы. При этом целевым назначением такой конструкции должно являться только информирование о месте нахождения организации и месте входа.

Следовательно, табличка с наименованием заявителя, его адресом и режимом работы, а также конструкция «Алкомаркет» действительно информируют о расположении организации и месте входа, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что данные объекты составляют вывеску общества.

Исходя из позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной п. 1 постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» то обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Таким образом, требования Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, в том числе ст. 21 названного федерального закона, не распространяются на вывески юридических лиц.

В отношении конструкции, размещенной на крыше здания по адресу: <...>, содержащей слова «Русский градус» суд считает, что данная конструкция не является вывеской, а является рекламой юридического лица ООО «Алкомаркет «Русский градус» так как полностью соответствует условиям, определенным в ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ.

Однако, из того факта, что указанная конструкция является рекламой общества как юридического лица, не следует, что она является рекламой продавца алкогольной продукции, а значит относится к товару (алкогольной продукции) и на нее распространяются ограничения установленные ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, о чем сделан вывод УФАС Росси по Оренбургской области в своем решении от 14.08.201г. по делу № 07-17-44/2012.

Согласно п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие те обстоятельства, что рекламную конструкцию «Русский градус» разместило ООО «Алкомаркет «Русский градус», общество осуществляет реальную продажу алкогольных напитков в помещении здания по адресу: <...>, на крыше которого размещена данная конструкция.

Делая вывод о том, что заявитель является продавцом алкогольных напитков, Управление основывается на лицензии 56 МЕ 002787 от 04.03.2009г., в которой указан в том числе и адрес <...>.

Иных доказательств, подтверждающих факт продажи заявителем в указанном помещении алкогольных напитков, в материалы дела ответчиком не предоставлено.

Осмотр помещения сотрудниками УФАС по Оренбургской области не производился, так же как и осмотр самой рекламной конструкции.

Кроме того, суд учитывает, что в уставе заявителя в качестве основных (первых) видов деятельности указана торгово-закупочная деятельность (оптовая торговля, розничная торговля), снабженческо-сбытовая без конкретизации объектов продажи.

Также в ходе судебного разбирательства представитель ООО «Алкомаркет «Русский градус» пояснил, что в магазинах общества осуществляется продажа алкогольных напитков, но еще безалкогольных напитков, соков и продуктов питания. При этом невозможно определить какое из направления торговли является приоритетным или занимает большую часть в продажах.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (п. 3 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом, никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Антимонопольный орган обязан принимать все предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами меры для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела (п. 28 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508).

Тот факт, что в ходе рассмотрения дела в УФАС по Оренбургской области и в судебном заседании представитель заявителя не оспаривал, что спорная конструкция размещена на здании ООО «Алкомаркет «Русский градус», не освобождает антимонопольный орган от исследования всех представленных доказательств и дачи им правовой оценки, а также от сопоставления сведений, содержащихся в доказательствах, с фактическими обстоятельствами дела.

Исходя из визуального содержания рекламной конструкции «Русский градус», расположенной на крыше здания, суд не усматривает, что данная конструкция является рекламой продавца алкогольных напитков либо непосредственного алкогольных напитков (продукции), поскольку никаких графических изображений, словесных выражений об алкогольных напитках, их продаже данная конструкция не содержит.

Само словосочетание «Русский градус» также, по мнению суда, явно не относится к алкогольной продукции (напиткам).

Других доказательств, соответствующих требованиям ст.ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подтверждающих, что спорная реклама является рекламой алкогольных напитков ответчиком в материалы дела не предоставлено.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что доводы заявителя о том, что на конструкцию на стене – «Алкомаркет» и на крыше здания по адресу: <...>, – «Русский градус» требования пп. 5 п. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ не распространяются являются обоснованными.

Следовательно, законные основания для признания спорных конструкций ненадлежащей рекламой в связи с тем, что они размещены с нарушением требований пп. 5 п. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе», и как следствие вынесения решения от 14.08.2012 по делу № 07-17-44/2012 и предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе от 14.08.2012 по делу № 07-17-44/2012 у антимонопольного органа отсутствовали.

Ссылки ООО «Алкомаркет «Русский градус» на то, что антимонопольный орган нарушил сроки вынесения решения и предписания судом отклоняются как основанные на неверном толковании прав и не подтвержденые документально.

В соответствии с п. 3.42 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС РФ от 25.12.2007г. № 447 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 31.01.2008г. № 11067) решение по делу, принятое комиссией (далее - решение), подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела. На заседании комиссии оглашается только его резолютивная часть. Решение изготавливается в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Резолютивная часть решения по делу № 07-17-44/2012 была оглашена 31.07.2012г., соответственно до 14.08.2012г. (включительно) УФАС России по Оренбургской области должно было изготовить полный текст решения и предписания, что и было сделано ответчиком 14.08.2012г.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Общества с ограниченной ответственностью «Алкомаркет «Русский градус» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области о призвании незаконными решение от 14.08.2012 по делу № 07-17-44/2012 и предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе от 14.08.2012 по делу № 07-17-44/2012 следует удовлетворить.

Понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. № 117, относятся на ответчика и подлежат взысканию качестве судебных расходов в порядке, установленном ст.ст. 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Алкомаркет «Русский градус» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 460024, <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.02.2008г.) удовлетворить.

2. Признать незаконными решение от 14.08.2012 по делу № 07-17-44/2012 и предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе от 14.08.2012 по делу № 07-17-44/2012.

3. Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

4. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 460046, <...>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Алкомаркет «Русский градус» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 460024, <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.02.2008г.)судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) рублей после вступления решения по настоящему делу в законную силу.

Исполнительный лист выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Алкомаркет «Русский градус» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 460024, <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.02.2008г.) в порядке, предусмотренном ст.ст. 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья А.С. Мирошник