АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-12748/2020
14 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 14 апреля 2021 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Е.Г. Цыпкиной, при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Пиксаевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТОР» (460036, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (г.Оренбург) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.09.2020 № 056/04/14.33-1210/2020, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО1 и о прекращении производства по данному административному делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, проходившем 01.04.2021, объявлен перерыв до 07.04.2021.
В судебном заседании приняли участие представители сторон
от заявителя: ФИО2 (доверенность № 1 от 25.01.2021, паспорт, диплом);
от заинтересованного лица: ФИО3 (доверенность № 117 от 12.01.2021, паспорт, диплом), после перерыва: ФИО4 (доверенность № 118 от 12.01.2021, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью «ТОР» (далее заявитель, ООО «ТОР», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.09.2020 № 056/04/14.33-1210/2020, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО1 и о прекращении производства по данному административному делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что доводы административного органа об установлении в действиях ООО «ТОР» признаков нарушения Закона о конкуренции являются не обоснованными и не подтвержденными, в связи с чем, оснований для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ не имеется, событие административного правонарушения отсутствует.
Заинтересованное лицо возражало по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в отзыве (т. 1, л.д. 97-102), считает, что привлечение ООО «ТОР» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ является законным и обоснованным.
Суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по делу № 056/01/14.8 - 172/2019 от 03.10.2019 ООО «ТОР» признано нарушившим ст. 14.8 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».
Нарушение выразилось в организации регулярных перевозок по утвержденным межмуниципальным маршрутам № 792/А, 792/Б «Оренбург - Абдулино», № 636 «Кувандык - Медногорск - Оренбург», № 638/А, 638/Б, 638/В «Медногорск -Оренбург», № 687/А, 687/Б «Оренбург - Орск», под видом заказных перевозок.
Решением Комиссии Оренбургского УФАС России материалы дела были переданы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения должностным лицом установлено следующее.
В антимонопольный орган на рассмотрение поступили обращения ООО «Медногорский автовокзал», Западно - Уральского МУГАДН Ространснадзора - территориального структурного подразделения по Оренбургской области по вопросу наличия в действиях ООО «ТОР», ООО «Оренбург-РеалСтрой», ИП ФИО5 в части ведения недобросовестной конкуренции - осуществление регулярных перевозок под видом заказных посредством использования сервиса «Яндекс. Автобус».
Из содержания поступивших заявлений и материалов следовало, что с ноября 2018 г. ООО «ТОР», ООО «Оренбург-РеалСтрой», ИП ФИО5 имело место быть осуществление регулярных пассажирских перевозок под видом заказных с использованием сервиса «Яндекс. Автобусы» в отсутствие разрешительных документов, что указывает на ведение со стороны указанных хозяйствующих субъектов недобросовестной конкуренции.
По результатам анализа нормативно - правовой базы, представленных документов Оренбургским УФАС России установлено следующее.
Между ООО «ТОР» (фрахтователь) и ООО «Оренбург - РеалСтрой» (фрахтовщик) заключены договоры фрахтования:
-№ 120 - TP от 05.12.2018 г. на осуществление перевозки пассажиров и багажа по заказам по маршруту «г. Оренбург - г. Кувандык - г. Медногорск - г. Кувандык - г. Оренбург»;
-№ 120/1 - TP от 05.12.2018 г. аналогичного характера, что и предыдущий, по маршруту «г. Оренбург - г. Орск - г. Оренбург»;
-№ 120/2 - TP от 05.12.2018 г. аналогичного содержания по маршруту «г. Оренбург - г. Абдулино - г. Оренбург».
В соответствии с п. 2.1 названных договоров фрахтовщик обязуется по заказу фрахтователя предоставить фрахтователю за плату всю вместимость автобусов марки FORD Tranzit, на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров (детей) и багажа по выше обозначенным маршрутам. Список пассажиров предоставляется фрахтователем фрахтовщику перед отправкой автобуса в электронной форме. Фрахтовщик направляет данные списка водителю на мобильное устройство. Период предоставления транспортных средств по двум обозначенным договорам с 05.12.2018 г. по 31.12.2018 г. (п. 2.2 данных договоров). Пунктом 3.3 данных договоров определено количество мест в автобусе - 17 и п. 3.4 - место и время подачи автобуса: г. Оренбург.
Дополнительными соглашениями № 1 к договорам № 120 - TP от 05.12.2018 г. и № 120/1 - TP от 05.12.2018 г. п. 2.2 договоров изложен в новой редакции: период предоставления транспортных средств определен с 05.12.2018 г. до 31.12.2019 г.
Согласно представленной по запросам информации до 18.02.2019 г. ООО «Яндекс. Автобусы» предоставлял ООО «ТОР», ИП ФИО5. информационный сервис Яндекс. Автобусы, доступный по адресу https://yandex.ru/bus/ на условиях использования сервиса «Яндекс. Автобусы» и лицензионного соглашения на использование программы «Яндекс. Автобусы» для мобильных устройств. Партнерами названного сервиса являются перевозчики, заключившие с ООО «Яндекс. Автобусы» договор на оказание услуг по предоставлению доступа к сервису. Со своей стороны, ООО «Яндекс. Автобусы» совершает юридические и иные действия от имени и за счет перевозчика, направленные на заключение с пользователями Договора, опосредующего перевозку путем реализации Электронных билетов и получения за них денежных средств.
Таким образом, сервис «Яндекс. Автобусы» на период своего действия выступал в качестве агрегатора.
В своих пояснениях ООО «ТОР» указывало, что систематически осуществляло деятельность по организации перевозок пассажиров и багажа по заказам, которая заключалась в следующем: посредством сервиса «Яндекс. Автобусы» размещались объявления по поиску лиц, согласных осуществить поездку по указанным маршрутам. При наличии лиц, осуществивших бронирование мест для поездки по конкретному маршруту, ООО «ТОР» направляло ООО «Оренбург - РеалСтрой» заказ со списком пассажиров. В случае подтверждения названного заказа фрахтовщиком (ООО «Оренбург - РеалСтрой»), названное лицо приступало к осуществлению перевозки.
По результатам анализа представленных документов Комиссия Оренбургского УФАС России сделала вывод о том, что ООО «ТОР» осуществляло регулярные пассажирские перевозки по межмуниципальным маршрутам «г.Оренбург – г.Орск», «г.Оренбург – г.Медногорск» (с заездом в г.Кувандык), «г.Оренбург – г.Абдулино».
Так, посредством использования сервиса Яндекс. Автобусы https://yandex.ru/bus/ ООО «ТОР» до февраля 2019 г. размещало объявления о предстоящих поездках:
1.по маршруту «г.Оренбург – г.Абдулино» в период с 17.12.2018 по 23.12.2018: время отправления/прибытия 06.00-10.30, 08.00-12.30, 09.00-12.10, 11.00-15.30, 14.00-18.30; место посадки/высадки пассажиров: в <...> ресторан/гостиница «Факел», в г.Абдулино - Коммунистическая, 83 (ул. Советская, 185); оплата за проезд - заранее определенная стоимость (305 руб., 315 руб., 345 руб.), в зависимости от даты и конкретного времени поездки.
2.по маршруту «г.Оренбург – г.Медногорск» в период с 17.12.2018 по 23.12.2018: время отправления/прибытия 07.00-09.45, 09.00-11.45, 12.00-14.45, 14.00-16.45; место посадки/высадки пассажиров: в <...> ресторан/гостиница «Факел», в <...> привокзальная площадь; оплата за проезд - заранее определенная стоимость (280 руб.).
3.по маршруту «г.Оренбург – г.Кувандык» в период с 17.12.2018 по 23.12.2018: время отправления/прибытия 07.00-09.20, 09.00-11.20, 12.00-14.20, 14.00-16.20, 17.00-19.20; место посадки/высадки пассажиров в <...> ресторан/гостиница «Факел», в <...>; оплата за проезд - заранее определенная стоимость (240 руб.).
4.по маршруту «г.Оренбург – г.Орск» в период с 17.12.2018 по 23.12.2018: время отправления/прибытия 06.00-10.00, 08.00-12.00, 11.00-15.00, 14.00-18.00; место посадки/высадки пассажиров в <...> ресторан/гостиница «Факел», в <...>; оплата за проезд - заранее определенная стоимость (350 руб., 390 руб., в зависимости от конкретных дат и времени поездки).
12.02.2019 между ООО «ТОР» и ООО «Атлас» заключен договор №19/031, по условиям которого исполнитель за вознаграждение обязуется оказывать услуги по предоставлению доступа к сервису (программно - аппаратному комплексу, представляющему собой веб-сервис, размещенный в сети Интернет по адресу: https://atlasbus.ru/, предназначенный для автоматизированной передачи заказчиком структурированной информации о перевозке (включая, но не ограничиваясь: маршрут, остановки, время отправления, количество свободных мест и другая общедоступная информация о рейсах), а также предоставляющий иные функциональные возможности).
ООО «ТОР» осуществляло размещение информации на сайте https://atlasbus.ru/ посредством сервиса «Атлас»:
1. по маршруту «г.Оренбург – г.Абдулино» и «г.Абдулино – г.Оренбург» (в зависимости от конкретной даты): время отправления 07.00 - 11.00, 13.00 - 17.00, 18.30 - 22.30 / 07.00 - 11.00, 13.00- 17.00, 18.00-22.00; заранее определенная стоимость поездки 320 р., 360 р., 390 р. в зависимости от даты и времени поездки; конкретные пункты посадки и высадки пассажиров: в <...> ресторан/гостиница «Факел», «Армада» - остановка напротив 2-й галереи, ТРЦ «Север» пр. Дзержинского, 23 ост. «Театральная», ул. Терешковой 144 - ост. Нефтяников, ул. Терешковой 144/4 «БургерКинг», ул.Терешковой - ост. Автовокзал, в г. Абдулино - перекресток улицы Куйбышева и улицы Промышленной, ул. Коммунистическая 15/5 - автостанция;
2. по маршруту «г.Оренбург – г.Кувандык» и «г.Кувандык – г.Оренбург» (в зависимости от конкретной даты): время отправления 07.00 - 09.40, 09.00 - 11.40, 12.00 - 14.40, 14.00 - 16.40, 17.00 - 19.40, 19.00 - 21.40/ 05.50 - 08.30, 07.50 - 10.30, 11.50 - 14.30, 13.50 - 16.30, 16.50- 19.30, 18.50-21.30; заранее определенная стоимость поездки 180 р., 280 р., 210 р. в зависимости от даты и времени поездки; конкретные пункты посадки и высадки пассажиров: в <...> ресторан/гостиница «Факел», ул. Чкалова 51 «Лента», ул. Аксакова «Областная больница», «Техникум» ул. Рыбаковская, 59, Аэропорт им. Ю.А. Гагарина, ост. 23 МКР пр. Гагарина и др., в г. Кувандыке - «Горсоветская» ул. 1 Мая 138, «Цветы» ул. Мостовая и др.
3. по маршруту «г.Оренбург – г.Медногорск» и «г.Медногорск – г.Оренбург» (в зависимости от конкретной даты): время отправления 07.00 - 10.30, 09.00 - 12.30, 12.00 - 15.30, 14.00 - 17.30, 17.00 - 20.30, 19.00 - 22.30/ 05.00 - 08.30, 07.00 - 10.30, 11.00 - 14.30, 13.00 - 16.30, 16.00- 19.30, 18.00-21.30; заранее определенная стоимость поездки 210 р., 245 р., 280 р. в зависимости от даты и времени поездки; конкретные пункты посадки и высадки пассажиров: в <...> ресторан/гостиница «Факел», «Парковская» ул. Чкалова, ул. Рыбаковская, 59, Аэропорт им. Ю.А. Гагарина, ост. 23 МКР пр. Гагарина и др., в <...> - привокзальная площадь;
4. по маршруту «Оренбург - Орск» и «Орск - Оренбург» (в зависимости от конкретной даты): время отправления 08.00 - 12.00, 13.00 - 17.00, 17.00 - 21.00, 18.30 -22.30/05.00 -09.00, 06.30 - 10.30, 13.00 - 17.00, 18.00 - 22.00; заранее определенная стоимость поездки 240 р., 390 р., 405 р., 420 р. в зависимости от даты и времени поездки; конкретные пункты посадки и высадки пассажиров: в <...> ресторан/гостиница «Факел», ул. Чкалова 51 «Лента», ул. Аксакова «Областная больница», «Техникум» ул. Рыбаковская, 59, Аэропорт им. Ю.А. Гагарина, ост. 23 МКР пр. Гагарина, Пригородный Нежинское шоссе и др., в г. Орске - «Больница» - ул. 9 Января, «Комсомольская площадь» - пр. Мира, «Стартовая» ул. Стартовая и др.
Представители ООО «ТОР», ООО «Оренбург - РеалСтрой» на заседаниях Комиссии Оренбургского УФАС России указали, что после поступления заявок от пассажиров ООО «ТОР» формировало заявки на предоставление транспортного средства фрахтовщиком (ООО «Оренбург-РеалСтрой») с указанием требуемого транспортного средства, даты, времени, адреса подачи, маршрута перевозки и приложением списков пассажиров, отправляющихся рейсом в прямом и обратном направлениях.
В ответе на запрос антимонопольного органа ООО «Атлас» указывало, что договор №19/031 расторгнут с ООО «ТОР» 31.05.2019, ввиду чего у хозяйствующего субъекта отсутствует доступ к сервису с названной даты.
Комиссия Оренбургского УФАС России посчитала, что публикуемая ООО «ТОР» информация о времени и месте отправления и движения фактически является расписанием движения собственных транспортных средств (транспортных средств, предоставляемых по заявкам ООО «ТОР»), устанавливаемое на собственное усмотрение.Расписание движения транспортных средств ООО «ТОР» было регулярным, а время отправления и прибытия транспортных средств совпадало или было близко друг к другу. Расписание движения транспортных средств ООО «ТОР» доводилось до сведения пассажиров посредством размещения https://atlasbus.ru/. Начальные и конечные пункты отправления транспортных средств определены ООО «ТОР» самостоятельно, в ряде случаев совпадали с пунктами отправления/прибытия перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что ООО «ТОР» фактически осуществляет деятельность аналогичной той, которую осуществляют перевозчики по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, то есть осуществляет пассажирские перевозки регулярно по расписанию по маршрутам «Оренбург -Абдулино», «Оренбург - Кувандык», «Оренбург - Медногорск», «Оренбург - Орск» под видом заказных пассажирских перевозок, что в свою очередь противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам, соответственно является актом недобросовестной конкуренции в соответствии со ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.
Факт нарушения ООО «ТОР» ст. 14.8 КоАП РФ установлен решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела № 056/04/14.33-1210/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.
Указанное решение антимонопольного органа послужило поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
12.08.2020 должностным лицом Управления в присутствии представителя ООО «ТОР» ФИО2 (посредством видеоконференцсвязи) составлен протокол № 056/04/14.33-1210/2020 об административном правонарушении, по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ (т. 1, л.д. 120-126).
21.08.2020 административным органом вынесено определение о продлении срока рассмотрения и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 056/04/14.33-1210/2020 на 15.09.2020 в 11 час. 00 мин. (т. 2, л.д. 1-2)
15.09.2020 антимонопольным органом в присутствии представителя ООО «ТОР» ФИО2 (посредством видеоконференцсвязи) принято постановление по делу об административном правонарушении № 056/04/14.33-1210/2020, которым ООО «ТОР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб. (т. 2, л.д. 5-11).
Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
Пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ определено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть отражены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе событие административного правонарушения и вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков события и состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии события административного правонарушения и вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ за недобросовестную конкуренцию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в связи с конкуренцией между хозяйствующими субъектами.
Объективная сторона недобросовестной конкуренции выражается в действиях хозяйствующего субъекта, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинившие или которые могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам.
В силу подпункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо установить все перечисленные признаки, в частности: наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), а также наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке; при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, добросовестно осуществляющим деятельность на рассматриваемом товарном рынке, в виде неполученных им доходов, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
При этом недоказанность одного из данных обстоятельств исключает возможность квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в виде недобросовестной конкуренции.
В главе 2.1 Федерального закона № 135-ФЗ установлен запрет на различные формы недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 14.8 Федерального закона № 135-ФЗ запрещены иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 указанного Федерального закона.
Как установлено судом, дело № 056/04/14.33-1210/2020 возбуждено административным органом в отношении ООО «ТОР» по факту нарушений, установленных решением от 03.10.2019 по делу № 056/01/14.8-172/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.
Общество обращалось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа от 03.10.2019 по делу № 056/01/14.8-172/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.09.2020 (резолютивная часть от 22.09.2020) по делу № А47-18021/2019 заявленные требования удовлетворены, решение антимонопольного органа от 03.10.2019 по делу № 056/01/14.8-172/2019 признано недействительным, как несоответствующее Закону № 135-ФЗ.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 09.03.2021 решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.09.2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 оставлены без изменения.
Суды установили, что заключенные ООО «ТОР» договоры фрахтования не являются публичными; перевозки в рамках договоров фрахтования осуществлялись ИП ФИО5 и ООО «ОренбургРеалСтрой» в периоды, установленные договорами фрахтования, что подтверждается путевыми листами и посадочными ведомостями, то есть факт осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа со стороны ООО «ТОР» не подтвержден; маршруты «г. Оренбург г. Медногорск - г. Оренбург» и «г. Оренбург - г. Орск - г. Оренбург», указанные в заключенных заявителем договорах фрахтования, не предусмотрены Реестром маршрутов регулярных перевозок.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что признаки осуществления обществом деятельности по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам отсутствуют. Судами также отмечено, что размещение заявителем посредством использования сервиса «Яндекс. Автобусы» объявлений о предстоящих поездках само по себе, в отсутствие доказательств фактического осуществления ООО «ТОР» перевозок, факт осуществления обществом перевозок пассажиров по регулярным маршрутам не подтверждает.
Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда по делу № А47-18021/2019 установлено отсутствие в действиях общества нарушений Закона о конкуренции.
Частью 1 статьи 16 АПК РФ установлено правило, согласно которому вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Отнесение тех или иных обстоятельств к преюдициально установленным означает запрет заново устанавливать, оспаривать или опровергать те же обстоятельства с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные. Преюдициально установленные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь, не могут быть повторно исследованы и пересмотрены судом. Преюдиция распространяется на установление судом тех или иных обстоятельств, содержащихся в судебном акте, вступившем в законную силу, если последние имеют правовое значение и сами по себе могут рассматриваться как факт, входивший в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличие вступившего в законную силу решения по делу А47-18021/2019, учитывая, что оспариваемое постановление от 15.09.2020 по делу об административном правонарушении № 056/04/14.33-1210/2020 вынесено на основании и содержит ссылки на решение Комиссии УФАС по Оренбургской области от 03.10.2019 по делу № 056/01/14.8-172/2019, суд приходит к выводу, что в действиях ООО «ТОР» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Согласно положениям части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, заявленные обществом с ограниченной ответственностью «ТОР» требования следует удовлетворить.
В части требования о прекращении производства по административному делу суд считает, что оно не подлежат рассмотрению судом на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Указание на прекращение производства по делу противоречит требованиям статьи 211 АПК РФ.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении может быть прекращено соответствующим административным органом на основании положений КоАП РФ, а в компетенцию арбитражного суда, рассматривающего дело на основании норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение данного вопроса не входит.
На основании изложенного производство по делу в части прекращения судом производства по делу об административном правонарушении следует прекратить по основаниям пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Руководствуясь п.1 ч.1 статьи 150, статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «ТОР» требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 056/04/14.33-1210/2020 от 15.09.2020 (исх. №9229 от 21.09.2020), вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО1, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТОР».
Производство по делу в части прекращения судом производства по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Е.Г. Цыпкина