ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-12891/18 от 12.02.2019 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-12891/2018  

19 февраля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена        февраля 2019 года

В полном объеме решение изготовлено        февраля 2019 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе                                  судьи  Шабановой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семеряга И.С., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению б/н от 14.10.2018 Общества с ограниченной ответственностью «Союз-Авто» (ИНН <***>, ОГРН <***>, Оренбургская область, г.Орск)

к  Западно-Уральскому управлению Ростехнадзора (ИНН <***>, ОГРН <***>, Пермский край, г.Пермь)

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 05.10.2018 №35-пк/о-136.

В  судебном  заседании  приняли участие:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 10.10.2018,

от заинтересованного лица – представитель ФИО2 по доверенности №101 от 16.08.2018, ФИО3 по доверенности №41 от 25.05.2018.

Общество с ограниченной ответственностью «Союз-Авто» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Западно-Уральскому управлению Ростехнадзора (далее - заинтересованное лицо, Ростехнадзор) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 05.10.2018 №35-пк/о-136.

Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При  рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

ООО «Союз-Авто» 01.10.2013 Ростехнадзором выдано свидетельство №А49-03133 о регистрации опасного производственного объекта (далее - ОПО) – участка механизации (тип 3.4) рег. номер А49-03133-0001, дата регистрации 01.10.2013, IV класс опасности (л.д. 58).

Согласно сведений, характеризующих ОПО, содержащихся в свидетельстве о регистрации, в состав указанного ОПО входят только 5 кранов (характеристика опасности – использование грузоподъемных механизмов, признак опасности 2.3).

В соответствии с договорами купли-продажи транспортного средства №28-12-16 от 28.12.2016, №21/12-2016 от 21.10.2016, №27-12-16 от 27.12.2016,  №29/12-2016 от 29.12.2016 и соответствующих актов приема-передачи (л.д. 34-39)  все объекты, входящие в состав рассматриваемого ОПО (краны), проданы ИП ФИО4

В связи с продажей транспортных средств обществом 03.07.2017 в Ростехнадзор подано заявление (л.д.32) о снятии с учета подъемных сооружений.

Одновременно 03.07.2017 ИП ФИО4 подано в Ростехнадзор заявление №54/17 от 03.07.2017 о постановке на учет в качестве технического устройства, в том числе, вышеуказанных кранов (л.д. 40).

18.07.2017 предпринимателем подано заявление о регистрации ОПО в реестре (л.д. 120). 

10.08.2017 предпринимателю выдано свидетельство о регистрации ОПО А49-03385, наименование объекта «участок транспортный», рег. номер А49-03385-0001, дата регистрации 10.08.2017, IV класс опасности (л.д. 94).

Согласно сведениям, характеризующим ОПО, содержащимся в свидетельстве о регистрации (л.д. 95), в состав ОПО входят участки транспортные в количестве 10 штук, включая вышеуказанные спорные краны, приобретенные предпринимателем у ООО «Союз-Авто».

Западно-Уральским управлением Ростехнадзора, согласно данных Комплексной системы информатизации (Системы производственного контроля - Мониторинг), в соответствии с приказом Ростехнадзора от 26.03.2015 №123 «О внедрении в промышленную эксплуатацию подсистемы «СПК-Мониторинг» Комплексной системы информатизации Ростехнадзора» установлено, что ООО «Союз-Авто» до 01.04.2018 не представлены сведении об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на вышеуказанном ОПО (участок механизации), что является нарушением ч. 2 ст. 11 Федерального закона №116-ФЗ, п. 14_1 постановления Правительства РФ от 10.03.1999 №263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте".

Административным органом обществу направлено уведомление от 07.09.2018 (л.д. 53) о явке законного представителя для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ (вручено надлежащим образом, получено директором лично 11.09.2018).

01.10.2018 обществом подано в административный орган заявление (с приложением соответствующих документов) для предоставления государственной услуги – исключения ОПО из Реестра (л.д. 48).

01.10.2018 Ростехнадзором в присутствии директора общества составлен протокол об административном правонарушении №35-пк/о-136. (л.д. 26).

05.10.2018 в присутствии директора ФИО5 уполномоченным должностным лицом административного органа по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление №35-пк/о-136 (л.д. 28) о назначении ООО «Союз-Авто» административного наказания в виде  штрафа по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в размере 200 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Общество ссылается то, что не эксплуатирует опасный производственный объект с 01.01.2017, что административным органом при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности не изучен вышеуказанный факт, и общество не является субъектом ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Ростехнадзор заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 51), дополнениях к отзыву (л.д. 102), указывая, что до момента исключения ОПО из государственного реестра ОПО лицо, указанное ответственным за эксплуатацию такого объекта, обязано соблюдать требования законодательства РФ о промышленной безопасности ОПО, в том числе, в части представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО за 2017 год. Административный орган также отмечает признак повторности привлечения общества к ответственности за аналогичное правонарушение (постановление №35-пк/о-162 от 11.07.2017 – л.д. 105).

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленной безопасности.

Западно-Уральское управление Ростехнадзора является территориальным органом межрегионального уровня  Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  и действует на основании Положения, утвержденного приказом Ростехнадзора №250 от 28.06.2016.

Ростехнадзор и его территориальные органы, в силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №401), осуществляют мероприятия по контролю за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию ОПО.

В силу ст. 23.31 КоАП РФ протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных законом полномочий, его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных  полномочий.

Привлечение к административной ответственности осуществлено в данном случае в пределах срока, установленного части 1 статьи 4.5 КоАП РФ. 

Процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена.

В силу ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения являются правоотношения в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий,установленный порядок в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.

Субъектом правонарушения могут выступать как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, определены в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 116-ФЗ, промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Статьей 3 названного Закона предусмотрено, что к требованиям промышленной безопасности относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе, других Федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Опасными производственными объектами (далее также - ОПО) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ).

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать, в том числе положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Частью 2 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ предусмотрено, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.

В силу статьи 17 Федерального закона N 116-ФЗ лица, виновные в нарушении данного Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования к организации и осуществлению производственного контроля установлены в Правилах организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила N 263).

В соответствии с пунктом 14 Правил N 263, эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (пункт 14.1 Правил N 263).

Требования к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности утверждены приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 N 25.

В пункте 3 указанных Требований определено, что сведения представляются в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении к этим Требованиям.

При этом в приложении к данным Требованиям приведен рекомендуемый образец формы сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 10.03.1999 №  263 в состав сведений об организации производственного контроля включается следующая информация:

а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год;

б) организация системы управления промышленной безопасностью;

в) фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности;

 д) результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

е) готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;

ж) копии полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте;

з) состояние технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

м) инциденты и несчастные случаи, происшедшие на опасных производственных объектах;

н) подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности.

Общество, не оспаривая факт непредставления в срок до 01.04.2018 сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в отношении ОПО, ссылается на обязанность их представления лишь до момента заключения договоров купли-продажи кранов, входящих в ОПО.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, с момента продажи всех кранов, входящих в ОПО, ИП ФИО4, общество фактически не могло осуществлять эксплуатацию ОПО, а, следовательно, не может являться субъектом рассматриваемого правонарушения.

Довод Ростехнадзора относительно неверного толкования заявителем понятия ОПО судом отклоняется, так как в рассматриваемом случае, согласно сведениям, содержащемся в свидетельстве о регистрации ОПО (л.д. 31), в состав ОПО входили только пять кранов соответствующих марок, и никакие иные объекты (участки, строения, сооружения).

Кроме того, при вынесении оспариваемого постановления административный орган (еще на момент составления протокола об административном правонарушении) обладал необходимой информацией о реализации обществом всех объектов, входящих в состав спорного ОПО (кранов) (заявление о предоставлении услуги исключения ОПО из Реестра – л.д.48, заявление о снятии с учета подъемных сооружений от 03.07.2018 (л.д.32).

Однако указанные обстоятельства, в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении не отражены, не опровергнуты.

Об отсутствии на балансе общества с 01.01.2017 объектов, составляющих спорный ОПО (кранов), а, следовательно, об отсутствии возможности эксплуатации ОПО, свидетельствуют и представленные в материалы дела налоговые декларации (л.д. 65 -86).

По факту поступления заявления от ООО «Союз-Авто» в административный орган от 03.07.2017 о снятии с учета объектов, входящих в состав ОПО, а также совершения регистрационных действий в отношении этих же объектов за новым владельцем, Ростехнадзор был фактически осведомлен о том, что у ранее зарегистрированного опасного производственного объекта (участок механизации) отсутствуют признаки опасности в связи с продажей всех объектов, входящих в состав ОПО (кранов).

Кроме того, вопреки доводу административного органа, согласно п. 26 приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 №495, в случае изменения сведений об эксплуатирующей организации, собственнике ОПО, в государственный реестр регистрирующим органом вносятся соответствующие изменения.

Случаи же исключения объекта из государственного реестра перечислены в п. 7 постановления Правительства от 24.11.1998 №1371. и не включают в себя такое основание, как смена собственника ОПО.

В силу абз. 5 п. 29 Приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495 "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" осуществление ОПО из Реестра может быть осуществлено и по инициативе регистрирующего органа: в случае, если при проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностным лицом регистрирующего органа устанавливается, что у ранее зарегистрированного опасного производственного объекта отсутствуют признаки опасности, установленные приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также эксплуатирующая организация такого объекта, согласно сведениям, полученным из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исключена (физическое лицо прекратило деятельность в качестве индивидуального предпринимателя).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности наличия всех элементов состава административного правонарушения,  ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, что в силу п.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

Довод Ростехнадзора о том, что ИП ФИО4 является учредителем ООО «Союз-Авто», о взаимозависимости субъектов, не нашел своего документального подтверждения (согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 12.02.2019).

При изложенных обстоятельствах, заявленные требования ООО «Союз-Авто» подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и отмене полностью.

В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, суд расходы по государственной пошлине не относит ни на одну из сторон.

Судом разъясняется, что в соответствии с ч. 1 ст. 177 АПК РФ, решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Союз-Авто» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Западно-Уральскому управлению Ростехнадзора от 05.10.2018 №35-пк/о-136 о назначении обществу административного наказания по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                     Т.В.Шабанова