ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-12913/2021 от 19.08.2022 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-12913/2021  

26 августа 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена        августа 2022 года

В полном объеме решение изготовлено        августа 2022 года

    Арбитражный суд Оренбургской области  в составе

судьи Бочаровой О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой О.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению  индивидуального предпринимателя ФИО1, п.Энергетик Новоорский район Оренбургская область (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Государственному унитарному предприятию Оренбургской области «Оренбургремдорстрой», г. Оренбург (ОГРН <***>,                                  ИНН <***>)

об обязании провести рекультивацию земельного участка

В судебном заседании участвуют представители:

от ответчика: ФИО2, действующая на основании доверенности № 02-09/244 от 26.05.2022 сроком на 1 год (паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака).

Истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте арбитражного суда.

Судебное заседание проведено в отсутствие истца в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Государственному унитарному предприятию Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» об обязании провести рекультивацию земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:18:0111001:71, местоположение: Оренбургская область, Новоорский район, Будамшинский сельсовет, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:18:0111001, путем засыпки котлована площадью 600 кв.м. и глубиной 2,5 кв.м., с последующим восстановлением плодородного слоя почвы на месте засыпки котлована.

Представитель ответчика в ходе судебного заседания возражал против исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

26.12.2016 между главой КФХ ФИО1 (арендатор) и Администрацией МО Будамшинский сельсовет Новоорского района Оренбургской области (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка № 40/16, в соответствии с которым истцу передан в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым №56:18:0111001:71, общей площадью 490393 кв.м., местоположением: Оренбургская область, Новоорский район, Будамшинский сельсовет, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:18:0111001; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования; вид сельскохозяйственных угодий - пашня; сроком на 5 лет с даты регистрации договора в Управлении Росреестра по Оренбургской области (т.1 л.д. 12-14).

На основании дополнительного соглашения от 22.08.2018 о замене стороны по договору № 40/16 от 26.12.2016 произведена замена стороны (арендодателя) с Администрации МО Будамшинский сельсовет Новоорского района Оренбургской области на Администрацию МО Новоорский район Оренбургской области (т.1 л.д. 15-17).

В период с 05.09.2017 по 18.12.2017 ГУП «Оренбургремдорстрой» в лице филиала - Орского дорожного управления в соответствии с государственным контрактом ИКЗ 172561007002256100100101620014211414 №083500000317007768-0042730-01 от 05.09.2017 осуществлялись работы по строительству автомобильной дороги Энергетик - паромная переправа в Новоорском районе Оренбургской области.

В ходе производства работ у ответчика возникла необходимость временного размещения на арендованном земельном участке с кадастровым №56:18:0111001:71 площадки под грунтовый резерв, сыпучие материалы и строительную технику.

Согласно пояснениям истца, изложенным в исковом заявлении, ответчик обратился к истцу с просьбой согласовать возможность использования части арендуемого земельного участка площадью 1,5 га для временного использования. Письмом истец согласовал возможность использования указанной части земельного участка на период строительства автомобильной дороги, с учетом предоставленного ответчиком обязательства по рекультивации земельного участка после завершения работ.

Как поясняет истец, несмотря на получение от него согласия на использование части земельного участка, ответчик обязан был получить согласие на временное использование указанного участка у арендодателя земельного участка - МО Будамшинский сельсовет Новоорского района.

Позднее прокуратурой Новоорского района в письме от 12.03.2018 исх. № 21ж-2018 истцу было разъяснено, что истец, как арендатор земельного участка, находящегося в государственной собственности, не вправе согласовывать его использование третьими лицами. При этом администрация МО Будамшинский сельсовет отказала ответчику в согласовании использования части земельного участка в связи с передачей участка в аренду физическому лицу (т.1 л.д. 18-20).

При использовании части арендованного земельного участка ответчиком в лице филиала - Орского дорожного управления, был нарушен почвенный слой. В результате земельный участок с кадастровым №56:18:0111001:71 (вид сельскохозяйственных угодий - пашня) нуждается в рекультивации в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Указанные обстоятельства подтверждаются фактом привлечения ответчика к административной ответственности.

Постановлением № 56-05-03-108 от 23.05.2019 Отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области по делу об административном правонарушении ГУП «Оренбургремдорстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа. Из указанного постановления следует, что протоколом осмотра земельного участка с кадастровым №56:18:0111001:71 от 18.04.2019 установлено: земельный участок представлен полем, на участке имеется котлован, рядом с которым насыпан вал из перемешанного минерального и плодородного грунта, по краю которого имеется ограждение капитального строения из железобетонных плит, по одной стороне протяженностью 30 м. размер котлована 600 кв.м., высота 2,5 м, также на земельном участке располагается площадка со следами снятия и перемещения плодородного слоя почвы (т.1 л.д. 21-26).

Из указанного постановления следует, что согласно экспертному заключению ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» от 06.05.2019 № 560504060519001 в результате производства земляных работ, проведенных ГУП «Оренбургремдорстрой» произошло перемешивание плодородного слоя почвы с минеральным фунтом, что и повлияло на содержание показателей плодородия (произошла порча земли).

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представителем ГУП «Оренбургремдорстрой» были даны пояснения, что на момент рассмотрения дела нарушение, допущенное при проведении строительных работ не устранено, рекультивация земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым №56:18:0111001:71 не проведена.

23.05.2019 Государственным земельным надзором исполняющему обязанности директора ГУП «Оренбургремдорстрой» вынесено представление о проведении технической и биологической рекультивации нарушенного земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым №56:18:0111001:71, с предоставлением документов, подтверждающих результаты проведенных работ по восстановлению плодородия почв (утверждение проекта рекультивации, акт о рекультивации, в котором должны содержаться сведения о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, копии договоров (подрядных и проектных организаций), акт выполнения работ, финансовые документы, подтверждающие проведенные работы в соответствии с п. 5, п. 6, п. 8. п. 24, п. 30, п. 31 «Правил рекультивации и консервации земель», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (т.1 л.д. 27-28).

Полагая, что вынесенное в адрес ответчика представление о проведении работ по рекультивации земельного участка фактически не исполнено, истец обратился с жалобой в прокуратуру Новоорского района. Письмом от 30.06.2021 прокуратура района уведомила истца, что обращение было направлено в Управление Россельхознадзора по Оренбургской области.

Впоследствии истцом получено письмо ГУП «Оренбургремдорстрой» от 20.07.2021 № 01-06/956 о направлении для согласования копии проекта рекультивации земельного участка и копии акта о завершении этапа технической рекультивации земельного участка от 20.07.2021 (т.1 л.д. 29-39, л.д. 81-149).

25.08.2021 истец направил в адрес ответчика письмо, согласно которому указал, что ответчиком часть работ проведена, но она не привела к восстановлению плодородного слоя почвы, на земельном участке сохранилось место раскопки, с которого вывозился грунт, указанное место осталось не тронутым, работы по рекультивации не проведены, земельный участок по назначению использован быть не может, в связи с чем, истец просил ответчика надлежащим образом выполнить работы, направленные на восстановление плодородного слоя почвы земельного участка (т.1 л.д. 72).

Письмом от 06.09.2021 исх. № 02-21/679 ответчик уведомил истца о том, что полагает себя добросовестно завершившим этап технической рекультивации земельного участка и отрицает факт образования котлована в результате его деятельности (т.1 л.д. 40-41)

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ответчиком этап технической рекультивации поврежденной части земельного участка произведен не в полном объеме, так как на участке сохранился котлован площадью 600 кв.м. и глубиной 2,5 кв.м. Соответственно, цель работ по рекультивации нарушенной части земельного участка - восстановление рельефа местности и плодородия почв - не может быть достигнута. Наличие на арендуемом земельном участке котлована площадью 600 кв.м. и глубиной 2,5 кв.м. препятствует истцу в использовании всей площади арендуемого земельного участка под пашню.

По мнению истца, ответчик обязан произвести рекультивацию поврежденного земельного участка в полном объеме не только путем работ, предусмотренных Проектом рекультивации, но и путем засыпки котлована площадью 600 кв.м. и глубиной 2,5 кв.м. с последующим восстановлением плодородного слоя почвы на месте засыпки котлована.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Ответчик возражал против исковых требований, ссылаясь в обоснование возражений на следующие обстоятельства.

Во исполнение представления отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области ГУП «Оренбургремдорстрой» от 23.05.2019 проведена разработка проекта рекультивации части земельного участка, использованного в качестве площадки под сыпучие материалы и строительную технику, расположенного по адресу: Оренбургская область, Новоорский район, Будамшинский сельсовет, кадастровый номер 56:18:0111001:71, площадь нарушенного участка составляет 10509 кв. м (1,0509 га).

Согласно требованиям п. 15 (подп. «а») Правил рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 800 от 10.07.2018 г. (далее - правила рекультивации), подготовленный проект рекультивации подлежит согласованию с арендатором нарушенного земельного участка. В этом случае предметом согласования проекта рекультивации земельного участка является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по восстановлению нарушенного земельного участка (п. 17 правил рекультивации). В случае несогласия с представленным для согласования проектом рекультивации, арендатор вправе направить уведомление об отказе в согласовании проекта с указанием оснований отказа и рекомендациями по его доработке.

Соблюдая установленный порядок, ГУП «Оренбургремдорстрой» неоднократно направляло ФИО1 на согласование проект рекультивации почтовым отправлением. Согласно данным отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, в июле 2020 года проект рекультивации был получен адресатом.

До настоящего времени проект рекультивации с истцом не согласован.

Во исполнение требований представления контролирующего органа, ГУП «Оренбургремдорстрой» добросовестно выполнило этап технической рекультивации части (1,0509 га) земельного участка с кадастровым номером 56:18:0111001:71. Виды работ этапа технической рекультивации земельного участка выполнены предприятием в срок и в объеме, предусмотренном проектом, о чем в соответствии с требованиями п. 30 правил рекультивации составлен акт о завершении этапа технической рекультивации земельного участка от 20.07.2021. Копия указанного акта была направлена арендатору рекультивируемого земельного участка, в уведомительном порядке, установленном п. 31 правил рекультивации.

По мнению ответчика, предположение истца о неисполнении предприятием представления Россельхознадзора по Оренбургской области, изложенное в исковом заявлении, является необоснованным. Также, ответчик полагает, что уклонение истца от согласования проекта рекультивации привело к затягиванию исполнения обязательных требований представления Россельхознадзора по Оренбургской области и может ухудшить деловую репутацию предприятия.

В отношении довода истца о том, что условиями проекта не предусмотрена засыпка котлована, расположенного на земельном участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:18:0111001:71, ответчик поясняет следующее.

Указанная истцом раскопка является котлованом общей площадью около 600 кв.м и глубиной примерно 2,5 м, образованным не в результате деятельности ответчика. В период использования части земельного участка с кадастровым номером 56:18:0111001:71 какие-либо работы в котловане не проводились, грунт из него не вывозился. Соответственно, проектом рекультивации не предусмотрены работы по рекультивации нарушенного земельного участка в месте расположения котлована. Ответчик обращает внимание, что в постановлении по делу об административном правонарушении и в представлении контролирующего органа упоминание о котловане является частью описания состояния земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:18:0111001:71 на момент производства административного расследования и составления соответствующих документов.

Таким образом, ответчик считает доводы истца об образовании котлована на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 56:18:0111001:71 недоказанными и необоснованными.

Заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ  заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственника или законное владение. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункты 45 и 47 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Исходя из предмета и основания иска, в предмет судебного исследования входит установление следующих обстоятельств: наличия права собственности, иного вещного либо обязательственного права у истца на имущество в пользовании или распоряжении которого ему чинятся препятствия; наличия препятствий в осуществлении права, не соединенных с лишением владения; осуществления именно ответчиком действий, создающих препятствия в использовании собственником своим имуществом; противоправность действий ответчика, связанных с нарушением прав истца по пользованию и (или) распоряжению принадлежащим ему имуществом. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения. При установлении указанных фактов в совокупности негаторный иск подлежит удовлетворению.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (статья 3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению (статья 60 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановление плодородия почв и т.д.).

Судом установлено, что 26.12.2016 между главой КФХ ФИО1 (арендатор) и Администрацией МО Будамшинский сельсовет Новоорского района Оренбургской области (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка № 40/16, в соответствии с которым истцу передан в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:18:0111001:71, общей площадью 490393 кв.м., местоположением: Оренбургская область, Новоорский район, Будамшинский сельсовет, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:18:0111001; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования; вид сельскохозяйственных угодий - пашня; сроком на 5 лет с даты регистрации договора в Управлении Росреестра по Оренбургской области (т.1 л.д. 12-14).

На основании дополнительного соглашения от 22.08.2018 о замене стороны по договору № 40/16 от 26.12.2016 произведена замена стороны (арендодателя) с Администрации МО Будамшинский сельсовет Новоорского района Оренбургской области на Администрацию МО Новоорский район Оренбургской области (т.1 л.д. 15-17).

В период с 05.09.2017 по 18.12.2017 ГУП «Оренбургремдорстрой» в лице филиала - Орского дорожного управления в соответствии с государственным контрактом ИКЗ 172561007002256100100101620014211414 №083500000317007768-0042730-01 от 05.09.2017 осуществлялись работы по строительству автомобильной дороги Энергетик - паромная переправа в Новоорском районе Оренбургской области.

Согласно пояснениям истца, изложенным в исковом заявлении, ответчик обратился к истцу с просьбой согласовать возможность использования части арендуемого земельного участка площадью 1,5 га для временного использования. Письмом истец согласовал возможность использования указанной части земельного участка на период строительства автомобильной дороги, с учетом предоставленного ответчиком обязательства по рекультивации земельного участка после завершения работ.

На данные обстоятельства также указывал ответчик в ходе судебного разбирательства.

Истец в обоснование исковых требований ссылается на то, что при использовании части арендованного земельного участка ответчиком в лице филиала - Орского дорожного управления, был нарушен почвенный слой. В результате земельный участок с кадастровым номером 56:18:0111001:71 (вид сельскохозяйственных угодий - пашня) нуждается в рекультивации в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В ходе производства по делу определением суда от 27.01.2022 истребовались от Управления Россельхознадзора по Оренбургской области заверенные надлежащим образом копии материалов дела об административном правонарушении в отношении ГУП «Оренбургремдорстрой», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, в рамках которого вынесено постановление № 56-05-03-108 от 23.05.2019.

14.02.2022 в материалы дела от Управления Россельхознадзора по Оренбургской области поступили документы во исполнение определения суда от 27.01.2022 об истребовании доказательств (т.2 л.д. 7-88).

Из ответа ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» исх. № 02-21/253 от 04.04.2019 на запрос Государственного инспектора Орского межрайонного отдела Управление Россельхознадзора по Оренбургской области исх. № 05-03/137 от 02.04.2019 (т.2 л.д. 11-12) следует, что работы по строительству автомобильной дороги Энергетик - паромная переправа в Новоорском районе Оренбургской области выполняло Орское дорожное управление - филиал ГУП «Оренбургрсмдорстрой» в период с 05 сентября по 18 декабря 2017 года на основании Государственного контракта И КЗ 172561007002256100100101620014211414 № 0853500000317007768-0042730-01 от 05.09.2017, Заказчик - Государственное учреждение «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области». Госконтракт заключен по результатам электронного аукциона. Приказом генерального директора от 31.08.2017 г. № 76/1 «О назначении ответственных лиц» уполномоченным представителем предприятия, ответственным за строительство и общее руководство на объекте, назначен начальник Орского ДУ ФИО3

В ходе производства работ возникла необходимость грунтового резерва, в связи с чем, в целях оформления земельно-имущественных отношений для обеспечения работ по строительству объекта, Заказчик - ГУ «ГУДХОО» обратилось в Администрацию муниципального образования Новоорскяй район Оренбургской области с заявлением от 17.11.2017 № 01-07-07/4710 «Об использовании земельного участка с кадастровым № 56:18:0111001:71».

05.12.2017 Администрация муниципального образования Новоорский район Оренбургской области направила в адрес ГУ «ГУДХОО» решение № 07/07-3198 об отказе в выдаче разрешения, пояснив, что указанный в заявлении земельный участок согласно сведениям ЕГРН находится в аренде у ФИО1 на основании договора от 26.12.2016 № 40/16, в связи с чем, выдать разрешение на временное использование земельного участка не представляется возможным.

При этом также пояснила, что администрацией Новоорского района Оренбургской области будет инициирована процедура расторжения договора с ФИО1 в судебном порядке. Устно в телефонном разговоре заместитель главы администрации по правовым вопросам ФИО4 пояснила, что судебный иск о расторжении договора аренды готовится в связи с тем, что на момент заключения договора аренды (26.12.2016) вступил в силу Закон Оренбургской области от 28.10.2013 № 1781/545-V-03 «Об изменении границ муниципальных образований Будамшинский сельсовет Новоорского района Оренбургской области и Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области», на основании изменяющих границы муниципальных образований схем к которому земельный участок с кадастровым номером 56:18:01 11001:71 перешел из состава Будамшинского сельсовета в состав Энергетикского поссовета, в связи с чем, договор аренды, где Будамшинский сельсовет Новоорского района Оренбургской области является ненадлежащей стороной - Арендодателем, не мог быть заключен.

Руководствуясь полученными разъяснениями, ГУП «Оренбургремдорстрой» письмом от 05.12.2017 г. № 02-21/584 направило запрос Председателю ЗС Оренбургской области для получения копий схематических карт к вышеуказанному Закону, для того, чтобы установить законного владельца земельного участка для дальнейшего решения вопроса с ним об оформлении земельно-имущественных отношений.

14.02.2018 копия документа была предоставлена ГУП «Оренбургремдорстрой». В соответствии с приложенной к тексту Закона схематической картой установления границ после изменения границ МО Энергетикский поссовет и МО Будамшинский сельсовет Новоорского района, земельный участок, предоставленный ФИО1 по договору аренды от 26.12.2016 № 40/16, на момент заключения договора располагался в границах Энергетикского поссовета, и администрация МО Будамшинский сельсовет не вправе была передавать его в аренду другому лицу.

Вместе с тем, 30.10.2017 в адрес ГУ «ГУДХОО» поступило обращение гр. ФИО1, которое 15.11.2017 было переадресовано в адрес ГУП «Оренбургремдорстрой» для урегулирования вопроса с собственником земельного участка. При этом ГУ «ГУДХОО» было отмечено, что, по их мнению, договор № 40/16 от 26.12.2016 заключен администрацией МО Будамшинский сельсовет неправомочно. Данный вывод подтверждается предоставленной Законодательным Собранием Оренбургской области копией схематического плана к Закону Оренбургской области от 28.10.2013 г. № 1781/545-V-ОЗ. Однако, согласно справочной информации по объекту недвижимости в режиме онлайн по состоянию на 11.01.2018, объект имеет адрес: Оренбургская обл., Новоорский район, Будамшинский сельсовет. При этом Росреестр разъясняет, что, несмотря на то, что сведения в ЕГРН противоречат действующему региональному законодательству, изменения в них могут быть внесены только на основании заявление заинтересованного и уполномоченного на данные действия лица.

06.12.2017 письмом № 02-21/582 ГУП «Оренбургремдорстрой» с целью рассмотрения вышеуказанного обращения ФИО1 по существу направило в его адрес запрос документов, который вручен адресату 22.12.2017, согласно почтовому уведомлению, однако, ответ до настоящего времени не получен. Непосредственно в ГУП «Оренбургремдорстрой» ФИО1 с жалобами не обращался.

Необходимо также отметить, что имеется согласовывающее выбор земельною участка для временного использования письмо ФИО1, данный факт он также подтверждает в своём обращении, в связи с чем, считаем, что занятие земельного участка в период выполнения работ по Госконтракту не является самовольным. Как ГУП «Оренбургремдорстрой», так и ГУ «ГУДХОО» предприняли все действия для оформления земельно-имущественных отношений на данном участке.

В декабре 2018 года ГУП «Оренбургремдорстрой» выполнило работы по технической рекультивации, горизонтальному планированию, уборке строительного мусора, посев трав.

04.04.2018 ввиду складывающейся ситуации, ГУП «Оренбургремдорстрой» обратилось к главе Администрации МО Новоорский район Оренбургской области с просьбой согласовать проведение биологической рекультивации. Администрация МО Новоорский раойн Оренбургской области ответила, что проведение мероприятий без согласования с действующим Арендатором невозможно.

Таким образом, в результате предпринятых мер и ввиду отсутствия информации от Арендатора участка - ФИО1 на запрос от ГУП «Оренбургремдорстрой», не представляется возможным заключить соответствующее соглашение.

Однако, ГУП «Оренбургремдорстрой» выражает готовность оплатить арендную плату, провести биологическую рекультивацию земельного участка либо оплатить ее стоимость законному собственнику (владельцу) по поступлению соответствующей информации от ФИО1, содержащей в числе прочего подтверждение действительности договора аренды (т.2 л.д. 11-12).

Согласно постановлению отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области № 56-05-03-108 от 23.05.2019 по делу об административном правонарушении (т.1 л.д. 21-26, 66-71, т.2 л.д. 80-85) установлено, что 10.04.2019 было возбуждено административное расследование в отношении ГУП «Оренбургремдорстрой» по факту не проведения работ по рекультивации части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:18:0111001:71, расположенном в границах Оренбургской области Новоорского района Будамшинского сельсовета, общей площадью 49 га, после временного использования под грунтовый резерв.

Согласно договору аренды от 26.12.2016 № 40/16 правообладателем данного участка является физическое лицо ФИО5

По результатам административного расследования государственным инспектором ФИО6 в отношении юридического лица ГУП «Оренбургремдорстрой» был составлен протокол об административном правонарушении АБ № 0366273 № 56-05-03-108, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ - невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Согласно протоколу осмотра земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:18:0111001:71, расположенного в границах Оренбургской области Новоорского района Будамшинского сельсовета, от 18.04.2019 установлено, что земельный участок представлен полем, на участке имеется котлован, рядом с которым насыпан вал из перемешенного минерального и плодородного грунта, по краю которого имеется ограждение капитального строения из железобетонных плит, по одной стороне протяженностью 30 м. Размер котлована 600 кв.м, высота 2,5 м, также на земельном участке располагается площадка со следами снятия и перемещения плодородного слоя почвы.

Согласно экспертному заключению ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» от 06.05.2019 № 560504060519001 в результате производства земляных работ, проведенных ГУП «Оренбургремдорсрой» произошло перемешивание плодородного слоя почвы с минеральным грунтом, что и повлияло на содержание показателей плодородия (произошла порча земли).

В ходе административного расследования у ГУП «Оренбургремдорстрой» были запрошены следующие документы: - соглашение - акт о временном занятии земельного участка под грунтовый резерв; проект рекультивации части земельного участка, занимаемого под грунтовый резерв акты выполнения работ по биологической рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:18:0111001:71, расположенного в границах Оренбургской области Новоорского района Будамшинского сельсовета, однако, ни один из них предоставлен не был, что подтверждает факт не проведения юридическим лицом рекультивационных работ на указанном земельном участке.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представитель юридического лица ГУП «Оренбургремдорстрой» ФИО3 по доверенности № 02-09/188 пояснил, что в настоящее время нарушение, допущенное при проведении строительных работ, не устранено, рекультивация земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:18:01 1 1001:71, расположенного в границах Оренбургской области Новоорского района Будамшинского сельсовета, не проведена.

Учитывая данные обстоятельства, нет никаких правовых оснований для замены административного штрафа на предупреждение.

Вина юридического лица ГУП «Оренбургремдорстрой» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом осмотра на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 56:18:0111001:71, расположенного в границах Оренбургской области Новоорского района Будамшинского сельсовета от 18.04.2019, экспертным заключением ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» от 06.05.2019 № 560504060519001, протоколом об административном правонарушении АБ № 0366273 № 56-05-03-108, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ и другими материалами дела.

Таким образом, ГУП «Оренбургремдорстрой» допустило невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Вина ГУП «Оренбургремдорстрой» в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения установлена в полном объеме.

На основании изложенного, ГУП «Оренбургремдорстрой» (ИНН <***>, КПП: 561001001, ОГРН: <***>, юридический адрес: 460021, <...> Октября, д. 1/9, корпус 2) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ. ГУП «Оренбургремдорстрой» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.

23.05.2019 отделом государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области в адрес ГУП «Оренбургремдорстрой» внесено представление  о проведении технической и биологической рекультивации нарушенного земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым №56:18:0111001:71, расположенного в границах Оренбургской области Новоорского района Будамшинского сельсовета, с предоставлением документов, подтверждающих результаты проведенных работ по восстановлению плодородия почв (утверждение проекта рекультивации, акт о рекультивации, в котором должны содержаться сведения о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, копии договоров (подрядных и проектных организаций), акт выполнения работ, финансовые документы, подтверждающие проведенные работы в соответствии с п. 5, п. 6, п. 8. п. 24, п. 30, п. 31 «Правил рекультивации и консервации земель», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (т.1 л.д. 27-28, 64-65, т.2 л.д. 86-87).

ГУП «Оренбургремдорстрой» направило в адрес истца сопроводительное письмо от 20.07.2021 № 01-06/956, содержащее в целях согласования копии проекта рекультивации земельного участка и копии акта о завершении этапа технической рекультивации земельного участка от 20.07.2021 (т.1 л.д. 29-39, л.д. 81-149).

Из проекта рекультивации земельного участка, используемого в качестве площадки под сыпучие  материалы и строительную технику, расположенного по адресу: Оренбургская область, Новоорский район, Будамшинский сельсовет, в аренде у ФИО1, кадастровый номер 56:18:0111001:71 (т.1 л.д. 29-39, л.д. 81-149)  следует, что рекультивация состоит из технологического (раздел 4.1 проекта) и биологического этапов (раздел 4.2 проекта).

Технологический этап рекультивации включает в себя: снятие загрязненного слоя почвы на участке площадью 1,0509 га; планировку: формирование проектного рельефа; последующее нанесение плодородного слоя после окончания работ.

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биологических и других свойств почв. Биологический этап заключается в подготовке почвы, внесении удобрений, подборе трав и травосмесей, посеве и уходе за посевами.

Из раздела 5 «Условия и сроки восстановления нарушенного производства» проекта рекультивации следует, что по истечении срока пользования земли должны быть рекультивированы и переданы землепользователю по акту, после технического этапа рекультивации приступают к биологическому этапу (в течение 3-х лет), в результате плодородие земель должно быть полностью восстановлено.

Согласно акту о завершении этапа технической рекультивации земельного участка от 20.07.2021 (т.1 л.д. 39)при осмотре установлено:

1. Технический этап рекультивации земельного участка выполнен в соответствии с проектом рекультивации, согласованным с правообладателем земельного участка и утвержденным в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

2. Лицо, обеспечившее проведение технического этапа рекультивации земельного участка, выполнило следующие виды работ:

1) снятие загрязненного слоя почвы на участке площадью 1,0509 га;

2) планировка;

3) формирование проектного рельефа;

4) нанесение плодородного слоя почвы.

На основании установленного:

1) земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Новоорский район, Будамшинский сельсовет, кадастровый номер 56:18:0111001:71, общей площадью 1,0509 га, признан находящимся в надлежащем состоянии, соответствующем завершению этапа технической рекультивации;

2) техническая рекультивация земельного участка окончена.

25.08.2021 истец направил в адрес ответчика письмо, согласно которому указал, что ответчиком часть работ проведена, но она не привела к восстановлению плодородного слоя почвы, на земельном участке сохранилось место раскопки, с которого вывозился грунт, указанное место осталось не тронутым, работы по рекультивации не проведены, земельный участок по назначению использован быть не может, в указанной связи, истец просил ответчика надлежащим образом выполнить работы, направленные на восстановление плодородного слоя почвы земельного участка (т.1 л.д. 72).

Письмом от 06.09.2021 исх. № 02-21/679 ответчик уведомил истца о том, что полагает себя добросовестно завершившим этап технической рекультивации земельного участка и отрицает факт образования котлована в результате его деятельности (т.1 л.д. 40-41).

Из данного письма следует, что в отсутствие возражений со стороны истца, ГУП «Оренбуртремдорстрой» добросовестно выполнило этап технической рекультивации части (1,0509 га) земельного участка с кадастровым номером 56:18:0111001:71. Виды работ этапа технической рекультивации земельного участка выполнены предприятием в срок и в объеме, предусмотренном проектом, о чем в соответствии с требованиями п. 30 правил рекультивации составлен акт о завершении этапа технической рекультивации земельного участка от 20.07.2021 г. Копия указанного акта направлена Вам, как арендатору рекультивируемого земельного участка, в уведомительном порядке, установленном п. 31 правил рекультивации.

ГУП «Оренбургремдорстрой» указывает, что проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 56:18:0111001:71 содержит два этапа: техническая рекультивация и биологическая рекультивация. Этап технической рекультивации, выполненный ГУЛ «Оренбургремдорстрой», не предполагает восстановление плодородного слоя почвы земельного участка, поскольку содержание работ данного этапа направлено на восстановление естественного рельефа нарушенного земельного участкам с нанесением плодородного слоя почвы на поврежденную площадь.

Целью биологического этапа является восстановление функциональных способностей плодородного слоя почвы. Этап включает в себя комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических и других свойств почв, позволяющих восстановить утраченное плодородие сельхозугодий в их прежнем использовании. Предусмотренная проектом биологическая рекультивация осуществляется в течение 3 лет, следующих за окончанием технического этапа. О завершении этапа биологической рекультивации арендатор земельного участка также уведомляется в порядке, установленном п. 31 правил рекультивации.

В отношении места раскопки, имеющегося на земельном участке с кадастровым номером 56:18:0111001:71, ГУП «Оренбургремдорстрой» сообщает следующее. Указанная раскопка является котлованом общей площадью около 600 кв.м и глубиной примерно 2,5 м, образованным не в результате деятельности предприятия. В период использования части земельного участка с кадастровым номером 56:18:0111001:71 какие-либо работы в котловане не проводились, грунт из него не вывозился. Соответственно, проектом рекультивации не предусмотрены работы по рекультивации нарушенного земельного участка в месте расположения котлована.

Истец полагает, что ответчиком этап технической рекультивации поврежденной части земельного участка произведен не в полном объеме, так как на участке сохранился котлован площадью 600 кв.м. и глубиной 2,5 кв.м. Соответственно, цель работ по рекультивации нарушенной части земельного участка - восстановление рельефа местности и плодородия почв - не может быть достигнута. В связи с этим, истцом заявлены требования об обязании произвести рекультивацию поврежденного земельного участка в полном объеме не только путем работ, предусмотренных Проектом рекультивации, но и путем засыпки котлована площадью 600 кв.м. и глубиной 2,5 кв.м. с последующим восстановлением плодородного слоя почвы на месте засыпки котлована.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков (в том числе арендаторов), возложены обязанности по использованию участков в соответствии с целевым назначением; осуществлению мероприятий по охране земель и недопущению загрязнения, истощения, деградации и порчи земель (почв) и иного негативного воздействия на земли (почвы).

Пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Непосредственно порядок проведения рекультивации земель установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".

Согласно пункта 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8 Правил).

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Согласно пунктам 9,10 Правил проведения рекультивации и консервации земель рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.

Ответчиком представлен в материалы дела проект рекультивации работ, которым предусматривается проведение технического этапа рекультивации и биологического этапа рекультивации.

Технический этап рекультивации ответчиком проведен, что подтверждается актом о завершении этапа технической рекультивации земельного участка от 20.07.2021 (т.1 л.д. 39).

От проведения биологического этапа рекультивации ответчик не отказывался, что следует из письма ответчика исх. № 02-21/253 от 04.04.2019 на запрос Государственного инспектора Орского межрайонного отдела Управление Россельхознадзора по Оренбургской области исх. № 05-03/137 от 02.04.2019 (т.2 л.д. 11-12).

Вместе с тем, в проекте рекультивации предусмотрено, что к биологическому этапу приступают после технического этапа рекультивации (в течение 3-х лет).

Поскольку технический этап рекультивации завершен 20.07.2021, срок окончания работ по биологической рекультивации по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела не истек.

Согласно пояснениям ответчика, поступившим в материалы дела в ходе судебного заседания 31.03.2022 (т.2 л.д. 97), в соответствии с требованиями п. 8.8 государственного контракта № 0853500000317007768-0042730-01 от 05.09 2017 г. на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Энергетик - паромная переправа в Новоорском районе Оренбургской области, с момента начала работ и до их завершения «Подрядчик» ведет журнал производства работ, в котором отражается весь ход производства работ, а также все факты и обстоятельства, связанные с производством работ, имеющие значение во взаимоотношениях Заказчика и Подрядчика (дата начала и окончания работ, дата предоставления материалов, оборудования, услуг, сообщения о принятии работ, о проведенных испытаниях, задержках, связанных с несвоевременной поставкой материалов, выхода из строя строительной техники, а также все, что может повлиять на окончательный срок завершения работ). После завершения работ Подрядчик передает Заказчику исполнительную документацию, в том числе журнал производства работ (п. 8.9 Контракта).

Территория земельного участка, расположенного по адресу: Оренбургская область, Новоорский район, Будамшинский сельсовет с кадастровым номером 56:18:0111001:71, площадью 10509 кв. м (1,0509 га), использовалась в качестве площадки под сыпучие материалы и строительную технику, о чем свидетельствуют материалы административного дела, составленные специалистами Россельхознадзора при осмотре нарушенного участка земли.

В частности на территории участка с кадастровым номером 56:18:0111001:71 складировался щебень, завозимый по договору поставки № 02-1-/505 от 24.10.2017, заключенному с ИП ФИО7 (т.2 л.д. 98-100)

В материалы дела ответчиком представлен общий журнал работ № 1 «Строительство автомобильной дороги Энергетик - паромная переправа в Новоорском районе Оренбургской области» за период с 13.09.2017 по 07.12.2017 (т.2 л.д. 101-164), из которого следует, что в ходе производства работ по строительству автомобильной дороги грунтовый резерв формировался в пределах полосы отвода для строительства данного объекта из притрассового грунта (у основания дороги и примыкания к ней).

Протокольным определением суда от 31.03.2022 судом удовлетворено заявленное в ходе судебного заседания 31.03.2022 ходатайство ответчика о вызове и допросе в качестве свидетеля ФИО8, а также свидетеля ФИО3.

В судебном заседании 26.04.2022 обеспечена явка свидетеля ФИО3, являющегося начальником Орского дорожного управления. Судом в ходе судебного заседания обозревалась трудовая книжка ФИО3

Свидетель ФИО3 предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, за отказ или уклонение от дачи показаний со ст.ст. 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Свидетель ФИО3 пояснил, что грунт извлекался с полосы отвода в ходе осуществления работ по строительству автомобильной дороги, затем перевозился во временный грунтовый резерв для складирования, впоследствии после укладки труб и подготовки основания дороги грунт с площадки складирования обратно завозился на полосу отвода. Свидетель указал, что временный грунтовый резерв, то есть временная площадка для складирования, который также именуется как сосредоточенный резерв, размещался примерно в 2 км. от полосы отвода, то есть места, где непосредственно производились работы по строительству новой дороги. Согласно пояснениям свидетеля, грунт непосредственно забирался с полосы отводы, представляющую собой рельефную местность, которую необходимо было выравнивать по заранее отведенным отметкам. Свидетель на вопрос истца указал, что транспортные средства специальными знаками не маркированы, имеются государственные номера, присвоенные каждому транспортному средству, участвовавшему в ходе строительных работ на объекте, которые также отражены в путевых листах. Свидетель изложил суду пояснения относительно путевых листов, в которых содержатся даты загрузки и выгрузки грунта и маршруты в ходе выполнения работ в период сентябрь-ноябрь 2017 года.

Показания свидетеля ФИО3 записаны с его слов секретарем судебного заседания и приобщены к протоколу судебного заседания от 26.04.2022, а также содержатся в аудиопротоколе судебного заседания.

В судебном заседании 26.04.2022 обеспечена явка свидетеля ФИО9, являющегося прорабом Орского дорожного управления. Судом в ходе судебного заседания обозревалась трудовая книжка ФИО9

Свидетель ФИО9 предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, за отказ или уклонение от дачи показаний со ст.ст. 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Свидетель ФИО9 пояснил, что грунт брался с временной полосы отвода (объект, находящийся на этапе строительства), в то время, как постоянная полоса отвода представляет собой полностью сформированную автомобильную дорогу, введенную в действие и поставленную на кадастровый учет. Свидетель указал, что характеристики временной полосы отвода и постоянно примерно совпадали; временная полоса отвода составляла около 13 метров. Согласно пояснениям свидетеля, с временной полосы отвода снимался растительный грунтовый резерв, а также грунтовый резерв по трубы и водостоки. ФИО8 пояснил, что местность в пределах полосы отвода была пересеченной, чтобы ее выровнять, необходимо было вывозить грунт. Свидетель указал, что насыпь, образовавшаяся в результате формирования автомобильной дороги, составляла примерно 0,75 м. от временной полосы отводы. Свидетель на вопрос истца пояснил, что работы по разработке и перевозке грунта включают в себя: снятие растительного слоя, сбор грунта, вывоз грунта на грунтовый резерв (или сосредоточенный резерв), работы по обустройству труб в пределах полосы отвода, утрамбовка в пределах полосы отвода, завоз грунта с грунтового резерва (или сосредоточенного резерва) обратно на полосу отвода. ФИО8 пояснил, что все работы производились только в границах полосы отводы, в другом месте строительные работы не производились, поскольку там располагается водоохранная зона.

Показания свидетеля ФИО9 записаны с его слов секретарем судебного заседания и приобщены к протоколу судебного заседания от 26.04.2022, а также содержатся в аудиопротоколе судебного заседания.

Показания свидетелей, будучи предупрежденных об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, последовательны, стабильны, полностью согласуются с материалами дела, в связи с чем, у суда нет оснований не доверять им.

27.05.2022 в материалы дела ответчиком представлены путевые листы и справки для расчета за период выполнения строительных работ в 2017 году (т.3 л.д. 19-20, 26-121).

Согласно пояснениям ответчика, представленным в материалы дела 27.05.2022 и впоследствии изложенным в ходе судебного заседания 31.05.2022, непосредственно путевые листы и справки к ним указывают на объем перевозимого грунта в целях формирования грунтового резерва для строительства автомобильной дороги, направление перевозки (т.е. начальная и конечная точка перевозки грунта), в том числе ее протяженность в километрах, количество рейсов, вид транспортного средства с указанием его государственного регистрационного номера, данные водителя.

Документы за сентябрь 2017 года содержат информацию о перевозке грунта с территории полосы отвода под строительство линейного объекта до сосредоточенного резерва. Сосредоточенный резерв представляет собой общий объем разработанного притрассового грунта, складированный в установленном месте. Сосредоточенный резерв для строительства автомобильной дороги «Энергетик - паромная переправа» располагался на территории земельного участка с кадастровым номером 56:18:0111001:71, часть которого площадью 10509 кв. м (1,0509 га) использовалась в качестве площадки под сыпучие материалы и строительную технику. Документы за ноябрь 2017 года свидетельствуют о перевозке грунта в обратном направлении, то есть, из сосредоточенного резерва к месту строительства автомобильной дороги.

На данные обстоятельства также указывал свидетель ФИО3 в ходе судебного заседания 26.04.2022.

Согласно письменным пояснениям, поступившим от истца в материалы дела 31.05.2022, 02.08.2022, представитель истца возражал в отношении вышеуказанных доводов ответчика, ссылаясь на следующие обстоятельства.

В окрытом доступе по адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/contraet/contractCard/document-info.html?reestrNumber=2561007002217000097&contractlnfold=36262376 размещена документация о производстве в период с 05.09.2017 г. по 18.12.2017 г. ГУП «Оренбургремдорстрой» в лице филиала - Орского дорожного управления, в соответствии с государственным контрактом ИКЗ 172561007002256100100101620014211414 № 083500000317007768-0042730-01 от 05.09.2017 работ по строительству автомобильной дороги Энергетик - паромная переправа в Новоорском районе Оренбургской области.

В состав размещенных документов входит Сводная ведомость объемов работ. В п. 2 главы 2 сводной ведомости размещен вид работ «Разработка грунта I группы в грунтовом резерве экскаватором емкостью ковша 0,65 м3 с погрузкой в автотранспорт с учетом 1 потерь при транспортировке» 33816 м3 (профильный объем 33398 м3).

Истец полагает, что грунтовый резерв был сформирован за счет незаконной разработки спорного участка.

Истец отмечает, что объем перевезенного грунта сложно представить, при этом документация, размещенная открытом доступе по адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-nfo.html?reestrNumber=2561007002217000097&contractInfoId=36262376 не содержит сведений о приобретении грунта. По мнению истца, свидетели, дававшие пояснения в судебном заседании также уклонились от ответа на вопрос, откуда доставлялся грунт, указав, что насыпь не большая около метра и достаточно было использовать грунт в границах строительства дороги.

Как полагает истец, факт перевозки грунта ответчиком подтверждён, тогда как факт приобретения не подтверждён. Допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели указали, на то что грунт изымался в ходе монтажа насыпи при планировании территории при монтаже дорожного полотна за счет разработки естественных возвышенностей в объеме 33816 м3. при протяженности дороги 2,068 километра дорожного полотна.

Указанные доводы истца отклоняются судом на основании следующего.

В пунктах 2, 3 главы IIсводная ведомость объемов работ по государственному контракту, представленной в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/documents.html?regNumber=0853500000317007768, содержится следующее:

Глава II Земляное полотно

2. Разработка грунта I группы в грунтовом резерве экскаватором емкостью ковша 0,65 м3  с погрузкой в автотранспорт с учетом 1 потерь при транспортировке (профильный объем 33398 м3)

м3

33816

3. Транспортировка грунта автосамосвалами на расстояние 2 км γ=1,87 т/ м3

м3

33816/63236

То есть, общий объем разработки грунта I группы в грунтовом резерве составляет 33 816 м3 (объем), в то время, как в пункте 3 указано значение этого же количества в тоннах (масса), что составляет 63 236 т.

Из пояснений ответчика, изложенных в ходе судебного разбирательства, представленных в материалы дела письменных доказательств (общий журнал работ № 1 «Строительство автомобильной дороги Энергетик - паромная переправа в Новоорском районе Оренбургской области» за период с 13.09.2017 по 07.12.2017 (т.2 л.д. 101-164); путевые листы и справки для расчета к ним), показаний свидетелей ФИО3 и ФИО8, следует, что в ходе производства работ по строительству автомобильной дороги грунтовый резерв формировался непосредственно из самой полосы отвода.

Как следует из представленных ответчиком в ходе судебного заседания 26.04.2022 скриншотов с публичной кадастровой карты Росреестра, а также яндекс-карт и карт «GoogleEartheEngine» (по состоянию на 2012 год) (т.3 л.д. 8-11), котлован на спорном земельном участке уже находился по состоянию на 2012 год, в то время, как работы по строительству автомобильной дороги производились ответчиком в 2017 году.

Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении и в представлении контролирующего органа упоминание о котловане является частью описания состояния земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:18:0111001:71 на момент производства административного расследования и составления соответствующих документов. Кроме того, материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют о порче земли в результате перемешивания плодородного слоя почвы с минеральным грунтом, однако, не указывают на то, что ответчиком в результате проведения работ на земельном участке был образован котлован.

Сведений об объемах (весе) вырытого грунта в образованном на земельном участке котловане в материалы дела истцом не представлено.

Ходатайств о назначении судебной экспертизы истец не заявлял, заявлений о фальсификации представленных в материалы дела ответчиком доказательств истцом также не заявлено.

Истцом в обоснование исковых требований в материалы дела представлен диск с двумя видеозаписями, которые 02.08.2022 в ходе судебного заседания судом обозревались.

В силу части 1 статьи 64, статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.

Исследовав содержащиеся на диске две видеозаписи, суд относится к ним  критически, как к не соответствующим требованиям относимости и допустимости доказательств (ст.ст. 67, 68 АПК РФ), поскольку из их содержания не следует: дата производства видеозаписей; какой объект снят на видеозаписи; где непосредственно располагается котлован, о котором говорит лицо на фоне проведения видеозаписи; принадлежность какой-либо организации или лицу транспортных средств, фигурирующих на видеозаписях (не видна маркировка и государственные номера), а также то, что именно эти транспортные средства выгружают или разгружают.

В ходе судебного заседания 26.04.2022 свидетель ФИО3 на вопрос истца ответил, что транспортные средства не маркированы, различаются только по государственным номерам.

Однако, из представленных истцом видеозаписей государственные номера транспортных средств не видны.

Таким образом, из материалов рассматриваемого дела не следует, что котлован был образован ответчиком в ходе производства работ по строительству автомобильной дороги Энергетик - паромная переправа в Новоорском районе Оренбургской области. Обратного истцом в материалы дела не представлено (ст.ст. 8, 9, 65 АПК РФ).

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании провести рекультивацию земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:18:0111001:71, местоположение: Оренбургская область, Новоорский район, Будамшинский сельсовет, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:18:0111001, путем засыпки котлована площадью 600 кв.м. и глубиной 2,5 кв.м., с последующим восстановлением плодородного слоя почвы на месте засыпки котлована.

В соответствии со статьей 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований уплаченная при обращении в арбитражный суд с исковым заявлением государственная пошлина относится на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

          В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                              О.В. Бочарова