Арбитражный суд Оренбургской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А47 – 12998/2012
г. Оренбург
21 ноября 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2012г.
Решение изготовлено в полном объеме 21 ноября 2012г.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе: судьи Вернигоровой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маклашовой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело, возбужденное по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (ИНН <***>, юридический адрес: 460003 <...>) к Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Оренбургской области о признании незаконным и подлежащим отмене постановления о назначении административного наказания от 23.08.2012 г. № 56,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – главного бухгалтера (доверенность б/н действительна до 31.12.2012 г.), ФИО2 – заместителя начальника юридического отдела (доверенность б/н от 19.10.2012 г., постоянная),
от ответчика: ФИО3 – и.о. начальника юридического отдела (доверенность № 17325 от 15.10.2012 г, постоянная),
в судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 14.11.2012 по 20.11.2012,
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Оренбургской области о признании незаконным и подлежащим отмене постановления о назначении административного наказания от 23.08.2012 г. № 56.
Как следует из материалов дела, в период с 20.07.2012 по 30.07.2012 Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Оренбургской области проведена проверка обособленного подразделения АЗС № 10 ООО «Альтернатива» по вопросу полноты учета выручки (оприходования в кассу обособленного подразделения, полученной с применением ККТ).
В ходе проверки инспекцией установлено, что обособленным подразделением АЗС № 10 ООО «Альтернатива» за период с 15.06.2012 по 18.07.2012 получена выручка от реализации нефтепродуктов наличными денежными средствами в размере 2 397 316 руб. 49 коп. При этом, указанная сумма выручки не оприходована в кассу обособленного подразделения, поскольку кассовая книга 0310004 в проверяемом периоде названным обособленным подразделением не велась, приходные кассовые ордера 0310001, расходные кассовые ордера 031002 не оформлялись.
Данные нарушения зафиксированы инспекцией в акте проверки полноты учета выручки № 000012 от 30.07.2012.
По результатам проверки инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 20.08.2012 № 000106/56 и вынесено постановление от 23.08.2012 № 56 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что бухгалтерский учет ведется ООО «Альтернатива» централизованно бухгалтерией головного офиса на основании данных фискальных отчетов, а выручка обособленных подразделений общества приходуется на счета бухгалтерского учета на основании приходных кассовых ордеров 0310001. Данный порядок ведения бухгалтерского учета установлен «Положением об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2012 год».
При этом, общество указывает на то, что кассовые книги и первичные учетные документы ведутся в электронном виде и распечатываются бухгалтерией головного офиса.
Кроме того, заявитель ссылается на проведение проверки с нарушением Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службы государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н, поскольку Поручение о проведении проверки от 19.07.2012 № 000038 не было доведено до законного представителя общества.
Также, по мнению общества, проверка проведана с нарушением требований, предусмотренных ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, в связи с чем, полученные в ходе проверки документы не могут являться допустимыми доказательствами по настоящему делу.
Ответчик требования заявителя не признает, указав в отзыве на наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, в связи с осуществлением обособленным подразделением АЗС № 10 ООО «Альтернатива» кассовых операций с нарушением требований, установленных Положением «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12 октября 2011 г. № 373-П.
Кроме того, налоговый орган указывает на соблюдение процедуры вручения Поручения о проведении проверки от 19.07.2012 № 000038, а также порядка проведения проверки, поскольку проверка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него, и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» № 373-П, утвержденным Банком России 12.10.2011 (далее по тексту - Положение).
Настоящее Положение распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (далее - юридические лица), на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели).
В соответствии с п. 1.8 Положения, кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).
Кассовые документы, кассовая книга 0310004, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение (далее - технические средства).
Кассовые документы, оформляемые с применением технических средств, распечатываются на бумажном носителе.
В случае ведения кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) с применением технических средств должна обеспечиваться сохранность содержащихся в указанных документах данных на электронном носителе информации и должна быть исключена возможность несанкционированного изменения указанных данных.
При оформлении книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 с применением технических средств каждая операция по передаче наличных денег в течение рабочего дня между старшим кассиром и кассирами, по усмотрению руководителя, может осуществляться с распечатыванием или без распечатывания на бумажном носителе листа книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005. При распечатывании на бумажном носителе листа книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 на нем проставляются подписи старшего кассира и кассиров, а в случае когда лист книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 на бумажном носителе не распечатывается, подписи старшего кассира и кассиров проставляются с использованием электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи в порядке, установленном руководителем.
Лист кассовой книги 0310004, оформляемой с применением технических средств, распечатывается на бумажном носителе в конце рабочего дня в двух экземплярах.
Нумерация листов кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005), оформляемой с применением технических средств, осуществляется автоматически в хронологической последовательности с начала календарного года.
Распечатанные на бумажном носителе листы кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) подбираются в хронологической последовательности, брошюруются по мере необходимости, но не реже одного раза в календарный год.
Листы кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005), оформляемой на бумажном носителе, до начала ведения брошюруются и пронумеровываются.
Листы кассовой книги 0310004 обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.
Заверительная надпись о количестве листов кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) подписывается руководителем и главным бухгалтером, а при отсутствии главного бухгалтера - только руководителем и скрепляется оттиском печати юридического лица, оттиском печати (при наличии) индивидуального предпринимателя (п. 2.5. Положения).
Согласно п. 3.3. Положения, при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Прием остатка наличных денег, полученных под отчет, проводится кассиром по приходному кассовому ордеру 0310001 (п. 3.4. Положения).
Прием юридическим лицом сдаваемых наличных денег от уполномоченного представителя обособленного подразделения в порядке, определенном юридическим лицом, осуществляется по приходному кассовому ордеру 0310001 (п. 3.5. Положения).
Для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004 (п. 5.1. Положения).
В соответствии с п. 5.2. Положения, записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.
Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись (п. 5.3. Положения).
Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку (п. 5.4. Положения).
В силу п. 5.6. Положения, обособленное подразделение после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги 0310004 за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.
В случае оформления кассовой книги 0310004 на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги 0310004, а в случае оформления кассовой книги 0310004 с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги 0310004.
Передача обособленным подразделением листа кассовой книги 0310004 юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае передача листа кассовой книги 0310004 на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юридическим лицом.
В силу п. 6.1. Положения, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе: внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег); недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения; хранение на банковских счетах в банках свободных денежных средств, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения.
Согласно п. 4.3 Типовых правил, при эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, в конце рабочего дня кассир предприятия должен составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному кассовому ордеру.
Таким образом, обязанность по оформлению кассовых операций, а именно: ведение кассовых книг, книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств, оформление приходных (расходных) кассовых ордеров возложена названным Положением на кассира, в данном случае обособленного подразделения.
При этом, подборка и брошюрование листов кассовой книги по каждому обособленному подразделению осуществляется юридическим лицом.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, оформление кассовых операций осуществлялось обществом в соответствии с «Положением об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2012 год», согласно которому бухгалтерский учет ведется централизованно бухгалтерией головного офиса. При этом, выручка обособленного подразделения общества приходуется на счета бухгалтерского учета на основании приходных кассовых ордеров, оформляемых бухгалтерией в соответствии с данными фискальных отчетов.
Однако, законодательство не наделяет юридических лиц правом самостоятельно определять порядок ведения (оформления) кассовых операций, в том числе учетной политикой организации.
Частью 1 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При этом, под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге организации.
Для установления факта неоприходования наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, необходимо установить разницу между показаниями контрольно-кассовой техники и кассовой книгой организации.
Таким образом, для вменения обществу ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ необходимо установление факта неоприходования наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем, несмотря на то, что оформление кассовых операций осуществлялось обособленным подразделением АЗС № 10 ООО «Альтернатива» с нарушением Порядка, утвержденного Банком России 12.10.2011, однако фактически оприходование наличных денежных средств осуществлялось бухгалтером общества, что подтверждается представленными в материалы дела документами (приходными кассовым ордерами, составленными по форме № КО-1, кассовой книгой, составленной по форме № КО -4).
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В свою очередь частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.04.2005 года № 119-О, положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ), имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
Конституционный Суд Российской Федерации в названном Определении указал также на то, что установление имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а также проверка доказательств, свидетельствующих о наличии его вины (умышленной или неосторожной) или ее отсутствии, связаны с исследованием фактических обстоятельств дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из оспариваемого постановления, налоговый орган при выяснении вопроса о наличии вины общества лишь констатировал факт отсутствия у обособленного подразделения кассовой книги, приходных (расходных) кассовых ордеров, однако не дал оценку бухгалтерским документам, представленным заявителем в подтверждение оприходования суммы наличных денежных средств.
В связи с чем, суд считает, что налоговый орган подошел формально к установлению вопроса о наличии (отсутствии) вины ООО «Альтернатива» в совершении вмененного ему правонарушения ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, доводы заявителя о нарушении налоговым органом процессуальных норм в ходе проведения проверки опровергаются материалами дела.
Так, в силу п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике (далее - ККТ), порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации, применяющие контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), обязаны:
применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с п. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, представлять им указанную документацию.
На основании п. 6 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее - Регламент), к проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)) относятся организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт, или их уполномоченные представители (далее - проверяемые объекты).
Согласно пп. «а» п. 20 Регламента при исполнении Государственной функции осуществляются в частности такая административная процедура, как предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции.
Как следует из материалов дела, поручение о проведении проверки от 19.07.2012 № 000036 было предъявлено проверяемому объекту – обособленному подразделению АЗС № 10 ООО «Альтератива», что подтверждается подписью оператора подразделения, проставленной на оборотной стороне поручения.
Ссылка заявителя на то, что поскольку названное поручение не было вручено законному представителю ООО «Альтератива», следовательно проверка проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, а полученные в ходе проверки документы не являются надлежащими доказательствами также не принимается судом во внимание, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Так, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты при этом прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, в соответствии с пп. 4 п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ положения данного Закона не применяются к налоговому контролю. Следовательно, при проведении налоговых проверок положения данного Закона не принимаются во внимание.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, требования Общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» следует удовлетворить,
постановление по делу об административном правонарушении от 23.08.2012 № 56, вынесенное и.о. начальника инспекции, Советником государственной гражданской службы РФ 2 класса Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Оренбургской области ФИО4 о назначении ООО «Альтернатива» административного наказания, предусмотренного ч. 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб. признать незаконным и отменить.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку в соответствии с положениями п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального
кодекса РФ, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (ИНН <***>, юридический адрес: 460003 <...>) удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 23.08.2012 № 56, вынесенное и.о. начальника инспекции, Советником государственной гражданской службы РФ 2 класса Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Оренбургской области ФИО4 о назначении ООО «Альтернатива» административного наказания, предусмотренного ч. 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья О.А. Вернигорова