АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-13098/2021
02 марта 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена марта 2022 года
В полном объеме решение изготовлено марта 2022 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Щербаковой С. В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бурлуцкой Е. И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург
к некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно - коммунального хозяйства Оренбургской области" ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: 1) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, г. Оренбург; 2) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, г. Оренбург
об обязании произвести перерасчет и исключении задолженности из лицевого счета.
при участии:
от истца до и после перерыва: ФИО1 – представитель (дов. №129 от 12.01.2022)
от ответчика: явки нет
от третьих лиц: явки нет.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 24.02.2022 до 02.03.2022.
Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно - коммунального хозяйства Оренбургской области" об обязании осуществить перерасчет платы за капитальный ремонт за период с 01.04.2015 по 08.12.2019 в сумме 27 605 руб. 53 коп., исключить указанную задолженность из лицевого счета управления и соответствующие ей пени.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание не явились, не смотря на надлежащее извещение о времени и месте его проведения. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание проведено в отсутствии не явившихся лиц.
Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик в отзыве на иск относительно исковых требований возражал (л.д. 47).
В обоснование возражений указав, что согласно выписке из ЕГРН собственником (правообладателем) жилого помещения №144, расположенного по адресу: <...> является Российская Федерация, и переход права собственности не регистрировался.
Истец согласно общероссийскому классификатору организационно - правовых форм является Федеральным государственным казенным учреждением.
По смыслу части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации задолженность по взносам на капитальный ремонт, накопленная в период, когда собственником помещения являлось публичное образование, подлежит оплате в фонд капитального ремонта за счет средств соответствующего бюджета.
Учитывая, что субъект права (Российская Федерация) не изменялся, у регионального оператора отсутствуют основания для осуществления перерасчета начислений по спорному помещению.
Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области относительно исковых требования пояснил следующее (л.д. 42 - 43), что Российской Федерации на праве собственности принадлежит квартира №144, площадью 67,8 кв.м., с кадастровым номером 56:44:0202002:5627, расположенная по адресу: <...>, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись от 02.04.2019.
Согласно вышеуказанной выписки от 09.12.2019 право оперативного управления зарегистрировано за Управлением Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, основанием для регистрации права явилось решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.12.2019 по делу №А47-10788/2018, акт приема - передачи по договору долевого участия от 09.01.2003 б/н, договор инвестирования строительства от 20.12.2002, №72.
Согласно решению по делу №А47-10788/2018 спорная квартира строилась для нужд УФНС России по Оренбургской области и никогда Росимуществом для осуществления своей деятельности не использовалась.
Территориальным управлением в адрес руководителя УФНС по Оренбургской области направлялось письмо с исх. №56-СК-02/1704 от 05.04.2021 в котором указывалось, что в соответствии с положениями статей 219, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении закрепленных на праве оперативного управления помещений и возложенная обязанность на правообладателей.
С учетом изложенного, ответчик полагает, что с момента подписания акта приема - передачи по договору долевого участия от 09.01.2203 б/н и фактическом переходе объекта в оперативное управление УФНС по Оренбургской области ответственность несет правообладатель.
Кроме того, поддержал ходатайство УФНС России по Оренбургской области о произведении перерасчета с учетом пропуска срока исковой давности.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области мотивированный отзыв в материалы дела не представило.
Истец не заявил ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.
УФНС России по Оренбургской области указывает, что требования НО "Фонда модернизации жилищно - коммунального хозяйства Оренбургской области" по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.04.2015 по 08.12.2019 (включительно) в сумме 27 605 руб. 53 коп. и пеню в размере 6 485 руб. 02 коп. считает незаконными и в следствии чего обратился в суд с требованием об обязании ответчика произвести перерасчет задолженности в размере 27 605 руб. 53 коп. и исключить указанную задолженность из лицевого счета Управления.
Как указывает истец, некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно - коммунального хозяйства Оренбургской области" (далее: ответчик, региональный оператор) в адрес Управления Федеральной налоговой службы России по Оренбургской области (далее: истец, Управление) направила квитанцию № 922179-202108-40604810921240000001 за август 2021 (л.д. 30 - 31) с задолженностью по взносам на капитальный ремонт по состоянию на 01.08.2021 в сумме 69 674 руб. 83 коп. и пеней в размере 7 724 руб. 62 коп.
Управление частично не согласилось с предъявленной суммой и доводами, приведенными региональным оператором и письменно обращался в его адрес (л.д. 24 - 29) с предложением предоставить скорректированные документы на оплату.
НО "Фонд модернизации жилищно - коммунального хозяйства Оренбургской области" письмом от 07.09.2021 № исх-9142/21 сообщила об отказе осуществить перерасчет платы, со ссылкой на тот факт, что субъект гражданского права - Российская Федерация не изменялся.
Платежным поручением от 05.10.2021 № 299017 (л.д. 17) Управление частично оплатило задолженность по квитанции №922179-202108-40604810921240000001 за взносы на капитальный ремонт в размере 42 069 руб. 30 коп. и пеню в размере 1 239 руб. 60 коп. за период с 09.12.2019 по 31.07.2021.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.02.2019 по делу №А47-10788/2018 суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации в отношении трехкомнатной квартиры № 144 общей площадью 67,8 кв.м. в жилом доме по адресу: <...>.
Запись о регистрации права оперативного управления за Управлением на вышеуказанный объект недвижимости внесена в Единый государственный реестр недвижимости 09.12.2019. До данной даты Управление не обладало правом оперативного управления данным объектом.
Вместе с тем, региональный оператор рассчитал и включил сумму задолженности по объекту недвижимости, находящемуся по адресу: <...> за период с 01.04.2015 по 08.12.2019 (включительно). При этом, как указывает истец, данный объект недвижимости передан Управлению из собственности Российской Федерации Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на праве оперативного управления только 09.12.2019.
Таким образом, Управление считает, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у Управления с момента регистрации права оперативного управления 09.12.2019, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости.
До указанной даты спорный объект принадлежал на праве собственности Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Заслушав пояснения истца, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим обстоятельствам.
Некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно - коммунального хозяйства Оренбургской области" является специализированной организацией (региональный оператор), обеспечивающей своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, созданной в организационно-правовой форме фонда в соответствии со статьями 167 и 178 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 №562-п.
Для реализации норм федерального законодательства и установления обязательств, определенных в Жилищном кодексе Российской Федерации на территории Оренбургской области принят закон от 12 сентября 2013 года №1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области", которым на собственников помещений многоквартирных домов возложена обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт.
Во исполнение Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2013 № 1263-пп утверждена региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах".
В перечень региональной программы включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>.
На собственников помещений многоквартирных домов Жилищным Кодексом Российской Федерации возложена обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (пункт 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 10.02.2021 (л.д. 57-58) Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области на праве оперативного управления с 09.12.2019 принадлежит жилое помещение по адресу: <...>.
Суд принимает во внимание доводы истца, изложенные в исковом заявлении и пояснения, данные им в ходе судебного заседания, что согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором. Бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений (статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, именно собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 2 статьи 8.1. Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно и за счет средств, выделяемых им по смете и (или) иных разрешенных источников.
Как усматривается из материалов дела, право оперативного управления за Управлением Федеральной налоговой службы зарегистрировано с 09.12.2019, таким образом, поскольку истец является обладателем права оперативного управления с момента возникновения, он обязан нести расходы на содержание общего имущества с 09.12.2019.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником спорного помещения с 02.04.2019 является Российская Федерация, в связи, с чем находилось во владении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Таким образом, перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, однако использование других способов защиты права допускается Гражданским кодексом Российской Федерации только при наличии прямого указания закона.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом. Однако этот выбор является правомерным только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса истца.
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок судебной защиты по заявлениям заинтересованных лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, - они определяются законами на основе Конституции Российской Федерации, ее статей 46, 123 и 128.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий согласно правилам статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации). Эти положения гражданского законодательства закреплены нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 36, 37.39, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве обтек собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
В рассматриваемом случае обязанность Управления Федеральной налоговой службы России по Оренбургской области нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах вытекает из вышеуказанных норм права.
При этом законом не предусмотрена обязанность производить перерасчет размера начисленных расходов по оплате взносов на капитальный ремонт.
Вопрос об обоснованности примененных ответчиком расчетов, может быть предметом исследования в суде о расчетах за размер выставленных и начисленных расходов по оплате на капитальный ремонт с оценкой оспариваемых расчетов как доказательств.
Спор о расчетах по оплате взносов на капитальный ремонт возникает обычно после подачи соответствующего искового заявления о взыскании задолженности с собственника. Следовательно, именно в рамках такого иска судом рассматриваются и разрешаются разногласия, связанные с обоснованностью применения того или иного способа определения размера задолженности. Очевидно, что в этом случае от собственника не требуется подача какого-либо заявления в суд об оспаривании произведенных расчетов. Свои интересы собственник защищает посредством возражений на требования о взыскании задолженности в рамках заявленного иска.
Таким образом, суд считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Расходы по государственной пошлине относятся на истца. Истец на основании п.п. 1.1 п. 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 101, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), жалоба может быть подана через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья С. В. Щербакова