ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-13161/2021 от 19.01.2022 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-13161/2021  

26 января 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена        января 2022 года

В полном объеме решение изготовлено        января 2022 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Е.Г. Цыпкиной, при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Пиксаевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (г.Оренбург) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о привлечении  к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол № 19/49 об административном правонарушении от 18.10.2021 года).

В порядке ст. 163  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, проходившем 17.01.2022, объявлен перерыв до 19.01.2022.

В судебном заседании приняли участие представители сторон:

от заявителя: ФИО2 (доверенность № 01-01-04/2148 от 02.08.2021, паспорт, диплом);

от лица, привлекаемого к административной ответственности:                  ФИО1 (паспорт).

Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО3, лицо, привлекаемое к административной ответственности, предприниматель) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ (протокол                            № 19/49 об административном правонарушении от 18.10.2021 года).

17.01.2022 от лица, привлекаемого к административной ответственности, поступили письменные возражения на заявление, в котором указано, что предприниматель приобрел алкогольную продукцию не для продажи, а для личного использования; алкогольная продукция на момент проверки не была выставлена в доступном для обозрения посетителями месте или находилась непосредственно на витрине, количество алкогольной продукции является минимальной. По мнению предпринимателя, административным органом не доказан факт реализации алкогольной продукции.

ИП ФИО3, просит суд учесть, что находится в тяжелом материальном положении с учетом карантинных ограничений работы кальянных, на его содержании находятся мама и несовершеннолетний брат, производит погашение ипотечных кредитных обязательств, арендных платежей, коммунальных расходов на содержание кальянной. Просит суд учесть данные обстоятельства и в случае удовлетворения требований применить правила ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер штрафа до ниже низшего.

Суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При  рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

В ходе проведения рейдовых мероприятий в соответствии с частью 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ, проводимых во исполнение протокола заседания областного штаба Оренбургской области по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCOV) Министерством 31.07.2021 года произведен осмотр объекта по адресу:                   <...>, кальянная «Grizzly», выявлено нарушение в части невыполнения правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

В ходе осмотра объекта установлено, что деятельность по оказанию услуг по организации досуга, в том числе услуг по организации процесса курения (кальяны), в кальянной «Grizzly», расположенной по адресу: <...>, осуществляет индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРИП <***>, ИНН <***>, адрес (место жительства): 460060, <...>).

На момент осмотра - 31.07.2021 года в кальянной «Grizzly» осуществлялся оборот (розничная продажа, хранение) маркированной алкогольной продукции 4-х наименований, в частности алкогольная продукция находилась за барной стойкой на витрине, стеллаже (в визуальном доступе для неопределенного круга лиц) и в холодильнике:

в укупоренной таре:

-  спиртовой зерновой дистилированный напиток купажированный «Вильям Лоусонс», 1л., 35% об., дата розлива 24.01.2021, федеральная специальная марка:

400 04448813, в количестве 1 ед.;

-  виски «Вестерн салун» зерновой, 0,5л., 40% об., дата розлива 17.05.2021, федеральная специальная марка: 402 04216926, в количестве                   1 ед.;

во вскрытой таре:

-виски шотландский односолодовый «Макаллан дабл каск», 0,7л., 40% об., дата розлива 11.03.2019, акцизная марка: 077 17872024, в количестве 1 ед.;

-спиртовой зерновой дистилированный напиток купажированный «Вильям Лоусонс», 0,5л., 35% об., дата розлива 15.05.2021, федеральная специальная марка:

401 57669435, в количестве 1 ед.

По данному факту Министерством в отношении ИП ФИО1 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 31.07.2021 № 20-03-19/49 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ (л.д. 44-46).

В ходе административного расследования проинспектирована алкогольная продукция, находящаяся в объекте и оклеенная акцизными марками и федеральными специальными марками, что подтверждается протоколами запроса в ЕГАИС от 27.08.2021.

         Проверка   подлинности   маркировки   (акцизных   марок,   федеральных специальных марок) алкогольной продукции произведена с использованием доступа к информационным ресурсам федерального органа по контролю и надзору (Федеральной     службы     по     регулированию     алкогольного     рынка Росалкогольрегулирования).

Сведения о вышеуказанной алкогольной продукции, проинспектированной в ходе административного расследования, внесены в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) и соответствуют информации, нанесенной на федеральные специальные марки и акцизные марки, информации для потребителей. Согласно протоколам запроса ЕГАИС по вышеуказанной алкогольной продукции зафиксирована розничная продажа в розничных торговых предприятиях в ООО «О'КЕЙ», ООО «Бета Оренбург».

Данная алкогольная продукция в количестве 4 единиц была арестована, передана на ответственное хранение индивидуальному предпринимателю ФИО1

Адресом ответственного хранения определено помещение кальянной «Grizzly» по адресу: <...>.

В ходе административного расследования направлен запрос от 27.08.2021 № 01-02-07 в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области. В ответ на данный запрос предоставлена информация о том, что в помещении по адресу: <...>, в котором расположена кальянная «Grizzly», административно-хозяйственную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель ФИО1, что подтверждает принадлежность вышеуказанной алкогольной продукции ФИО1

По данному факту инспектором отдела контроля за оборотом алкогольной продукции Министерства 31.07.2021 составлен протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов № 193-к (л.д. 32-33) и 01.08.2021 составлен  протокол ареста №19/49 (л.д. 42-43).

 Должностным лицом Министерства 18.10.2021 в отсутствии предпринимателя, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составлен протокол № 19/49 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ (л.д. 21-23).

На основании части 2 статьи  202 АПК РФ и в соответствии с абзацем четвертым части 3 статьи 23.1 КоАП РФ заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по части 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ.

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.

Частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом указанного административного правонарушения является установленный порядок розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Так, абзацем 7 указанной нормы прямо предусмотрен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 11 и частью 1 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.

Возможность получения индивидуальными предпринимателями лицензии на осуществление видов деятельности из числа указанных в части 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ, в том числе на розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, указанным законом не предусмотрена.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно статье 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Согласно пункту 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что алкогольная продукция на момент проверки была выставлена в доступном для обозрения посетителями месте – за барной стойкой на витрине, стеллаже (в визуальном доступе для неопределенного круга лиц) и в холодильнике. Соответствующее объявление или иное явное по обстановке обозначение того, что указанная алкогольная продукция не была предназначена для продажи, на момент проведения осмотра отсутствовали.

Указаний, что реализацию алкогольной продукции осуществляет иное лицо, в месте продажи не имелось.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13 июля 2015 года № 304-АД15-7137, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить должный контроль как за выполнением требований законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, так и за выполнением таких требований своими работниками (представителями).

Из протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 31.07.2021 установлено, что на момент осмотра за барной стойкой, в холодильной витрине, стеллаже находилась маркированная алкогольная продукция в количестве 4 единиц.

Имеющиеся в материалах дела доказательства (протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 31.07.2021, протокол ареста от 01.08.2021, фото и видео материалы) с полнотой и достоверностью подтверждают наличие в действиях ИП ФИО1 события правонарушения, ответственность за которой предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

Таким образом, 31.07.2021 в кальянной «Grizzly», расположенной по адресу: <...>, предприниматель противоправно осуществлял розничную продажу алкогольной продукции, указанной в протоколе ареста № 19/49 от 01.08.2021.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

Суд проверил соблюдение административным органом порядка составления процессуальных документов и не установил каких-либо нарушений, влекущих отказ в привлечении ответчика к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Судом не установлено обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное предпринимателем деяние как малозначительное, поскольку оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан, а совершенное предпринимателем административное правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и, соответственно, не может быть признано малозначительным.

Вместе с тем, согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, в соответствии с санкцией данной нормы, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, а именно: совершение вмененного предпринимателю административного правонарушения впервые, наличие статуса субъекта малого предпринимательства, небольшое количество найденного в кальянной алкоголя, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает необходимым и обоснованным наложить на предпринимателя административный штраф в размере 50 000 рублей.

При этом, суд считает, что назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производстваэтилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 настоящего Закона.

В пункте 15.1 Постановления № 10 указано, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона № 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Законом № 171-ФЗ).

Таким образом, находившаяся в незаконном обороте алкогольная продукция с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, пункта 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ, арестованная 01.08.2021 и находящаяся на ответственном хранении у предпринимателя, подлежит уничтожению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; уроженца с.Илек, Оренбургской области; зарегистрированного по адресу:  460060, <...>; зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 13.12.2016 Межрайонной инспекцией ФНС России № 10 по Оренбургской области, ОГРНИП <***>; к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; уроженца с.Илек, Оренбургской области; зарегистрированного по адресу:  460060, <...>; зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 13.12.2016 Межрайонной инспекцией ФНС России № 10 по Оренбургской области, ОГРНИП <***>, в доход бюджет штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Арестованную алкогольную продукцию (протокол ареста № 19/49 от 01.08.2021г.) направить на уничтожение. 

Штраф в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу, по следующим реквизитам:

получатель – УФК по Нижегородской области (МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу, л/сч. 04321А22720), ИНН – <***>, КПП 526201001, БИК – 012202102

кор. счет (единый казначейский счет) 40102810745370000024,

ОКТМО 22701000,  р/с <***>, Волго-Вятское ГУ Банка России г.Нижний Новгород)

КБК 160 1 16 01331 01 0000 140.

Квитанция об уплате штрафа (её копия) подлежит направлению в Арбитражный суд Оренбургской области с обязательным указанием номера судебного дела.

В случае неуплаты штрафа, решение направить судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке части 4-1 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                            Е.Г. Цыпкина