ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-13259/18 от 19.03.2019 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                             Дело № А47-13259/2018  

22 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена        марта 2019 года

В полном объеме решение изготовлено        марта 2019 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи С.В. Тарасовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Н. Семеновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, г.Оренбург,

к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, с.Донское, Беляевский район, Оренбургская область,

о взыскании 34 500 руб.,

при участии представителей:

от истца: ФИО2, доверенность от 18.05.2018 №53, после перерыва явки нет,

 от ответчика: ФИО1, паспорт; ФИО3, представитель, полномочия в судебном заседании подтверждены устно, после перерыва явки нет.

        В порядке, установленном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в судебном заседании объявлялся перерыв с 18.03.2019 по 19.03.2019.

        Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о взыскании 34 500 руб. субсидии на развитие мясного скотоводства, предоставленной по соглашению № 179 от 24.04.2018, ввиду неисполнения условий ее предоставления.

Представитель истца поддержал исковые требования в полном размере.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, представив дополнительные документы о наличии у него поголовья скота.

Ходатайств о необходимости предоставления дополнительных доказательств сторонами не заявлено, в связи с чем, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При  рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

В целях реализации мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 31.08.2012 № 751-пп, Правительство Оренбургской области постановлением от 20.06.2017 № 460-п «О предоставлении субсидии на мясное скотоводство» установило Порядок предоставлении субсидии на мясное скотоводство (далее - постановление № 460-п).

Ответчик обратился к истцу с заявлением о предоставлении субсидии (л.д.9), с приложением справки-расчета о причитающейся субсидии на развитие мясного скотоводства, отчета о состоянии животноводства в его хозяйстве по состоянию на 19.12.2017, сведений о производстве продукции животноводства и поголовья скота за 2017 год (л.д. 10-19).

Во исполнение мероприятий государственной программы между  истцом и ответчиком подписано соглашение о предоставлении субсидии на развитие мясного скотоводства № 179 от 24.04.2018 (л.д.23), согласно которому министерство предоставляет главе крестьянского (фермерского) хозяйства субсидии на возмещение части затрат, понесенных им на содержание мясных коров, из средств областного бюджета в сумме                  34 500 руб.

В силу пункта 4.1.5 соглашения в случае если получателем  допущены нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и соглашением, направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии с указанием срока и суммы субсидии подлежащей возврату в областной бюджет.

Согласно пункту 4.3.2 соглашения глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязуется обеспечить исполнение требований по возврату средств в областной бюджет в случае установления министерством и органами государственного финансового контроля по результатам проверок фактов нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Перечисление субсидии в сумме 34 500 руб. подтверждается платежным поручением № 859594 от 08.05.2018 (л.д. 20) и ответчиком не оспаривается.

В соответствии с Правилами о внутреннем финансовом аудите Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, утвержденного приказом от 09.11.2017 № 348 специалистами отдела по контрольно-ревизионной и антикоррупционной работе был проведен аудит внутреннего финансового контроля в отделе государственной поддержки АПК и бюджетного финансирования при предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителям на развитие мясного скотоводства, овцеводства и козоводства и обеспечения соблюдения получателями субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении (л.д.29).

Как указывает истец, при проверке ИП ФИО1 не предоставлены документы, свидетельствующие о наличии у него поголовья коров в количестве 15 шт. (договоры купли-продажи, акты приема-передачи животных, ветеринарно-сопроводительные документы и прочие).

Также, согласно ответу государственного бюджетного учреждения «Беляевское районное управление ветеринарии» от 20.06.2018 № 09-03/213 ФИО1 на протяжении 10 лет не обращался в ГБУ «Беляевское районное управление ветеринарии» с заявлением о проведении ветеринарных обработок; ветеринарно-сопроводительные документы на живой скот и продукцию животноводства ему не выдавались. Ветеринарные паспорта не имеются, так как в данном подворье животные не содержатся (л.д.28).

По мнению истца, ответчиком наличие поголовья скота по состоянию на 01.01.2018 не подтверждено, следовательно, ИП главой КФХ ФИО1 при получении субсидии были нарушены условия Порядка № 460-п от 15.03.2018, выразившееся в предоставлении недостоверных сведений о наличии поголовья.

При нарушении условия, целей и порядка предоставления субсидии она подлежит возврату в областной бюджет.

Министерством в адрес ответчика направлена претензия от 12.07.2018 № 01-04-06/631 о возврате денежных средств в сумме 34 500 руб. (л.д.44).

Неисполнение ответчиком обязательств по возврату бюджетных средств явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.        

По правилам части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Вид договора определяется содержанием основных прав и обязанностей сторон по сделке.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 31.08.2012 № 751-пп утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2013-2020 годы.

Правительство Оренбургской области постановлением от 20.06.2017 № 460-п «О предоставлении субсидии на мясное скотоводство» установило Порядок предоставлении субсидии на мясное скотоводство (далее - постановление № 460-п).

Во исполнение мероприятий государственной программы между  истцом и ответчиком подписано соглашение о предоставлении субсидии на развитие мясного скотоводства № 179 от 24.04.2018 (л.д.23), из средств областного бюджета в сумме 34 500 руб.

Соглашение о предоставлении субсидии на развитие мясного скотоводства № 179 от 24.04.2018  является по своей правовой природе гражданско-правовым и заключено в рамках бюджетного законодательства.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на предоставление субсидии, является министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.

В силу пункта 10 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных указанным Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.

Субсидии предоставляются получателям при соблюдении следующих условий:

а) отсутствие на первое число месяца, в котором подано заявление о предоставлении субсидии (далее - заявление), неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) отсутствие на первое число месяца, в котором подано заявление, просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, в том числе предоставленных в соответствии с иными правовыми актами Оренбургской области, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом;

в) на дату подачи заявления получатели не должны прекратить деятельность или находиться в процедуре ликвидации, банкротства (за исключением финансового оздоровления);

г) получатели не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

д) получатели не должны получать средства из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов Оренбургской области на цели, указанные в пункте 3 настоящего Порядка;

е) представление получателями отчетов о финансово-экономическом состоянии по формам и в сроки, установленные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

ж) сохранение поголовья мясных коров по состоянию на 1 января текущего года по отношению к уровню, имевшемуся на 1 января предыдущего года.

Факт перечисления истцом на расчетный счет ответчика денежных средств подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением (л.д.20).

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Ответчик возражает против заявленных требований, в материалы дела им представлены документы, подтверждающие факт наличия необходимого поголовья скота, а именно:

- договоры подряда № 1 от 01.01.2018, заключенные с ФИО4, ФИО5 о принятии от ИП главы КФХ ФИО1 на доращивание и содержание крупногорогатого скота; 

- акты приема-передачи поголовья крупногорогатого скота от 01.01.2018, согласно которым ФИО5 принял 5 голов крупногорогатого скота, ФИО6 - 16 голов, ФИО7 - 9 голов,

- уведомления от имени указанных лиц о том, что по состоянию на 05.03.2019 поголовье крупного рогатого скота, переданного в соответствии с договорами подряда сохранено в полном объеме;

- трудовые договора от 01.04.2017, заключенные между ответчиком и  ФИО4, ФИО5, ФИО6;

- похозяйственные книги Администрации муниципального образования Донской сельсовет Беляевского района Оренбургской области.

Кроме того, ответчиком представлены квитанции на оплату ветеринарных услуг, ветеринарно-санитарный паспорт на животных индивидуального хозяйства № 37.06 000086, сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2018 год.

Согласно представленной в материалы дела формы федерального государственного статистического наблюдения «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2018 год», «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2017 год» в разделе 2 "Поголовье скота и птицы на конец отчетного периода" данных сведений указано -  крупный рогатый скот 30 голов, из него коровы - 15 голов (л.д.15 - 19, 87 - 89).

В похозяйственных книгах, которые ведутся Администрацией муниципального образования Донской сельсовет Беляевского района Оренбургской области, указано количество коров - 15 голов (на 01.07.2018, раздел III).

При таких обстоятельствах, с учетом подтверждения ответчиком необходимого количества поголовья скота, недоказанности истцом предусмотренных Порядком № 460-п оснований для возврата субсидии, наличие у истца формальных претензий не может быть признано судом в качестве безусловного основания для взыскания денежных средств с ответчика, в связи с  чем в удовлетворении исковых требований судом отказано.

В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с пунктом 12 (абзац второй) постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

        Судья                                                                             С.В. Тарасова