ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-13436/2021 от 09.12.2021 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                       Дело № А47-13436/2021  

16 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена        декабря 2021 года

В полном объеме решение изготовлено        декабря 2021 года

   Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи                    Цыпкиной Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пиксаевой Н.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлениюЮжно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору  в сфере природопользования (Республика Башкортостан, г.Уфа) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Природа-Пермь» (614077, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол № 05-179/2021 об административном правонарушении от 24.09.2021).

В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, проходившем 07.12.2021, объявлен перерыв до 09.12.2021.

В судебном заседании приняли участие представители сторон

от заявителя: ФИО1 (доверенность № 94 от 01.12.2021, паспорт, диплом);

от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО2 (доверенность от 11.10.20212, паспорт, диплом).

Южно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору  в сфере природопользования  (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Природа-Пермь» (далееООО «Природа-Пермь»,лицо, привлекаемое к административной ответственности, общество)к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол  № 05-179/2021 об административном правонарушении от 24.09.2021).

Представитель заявителя на требованиях настаивал.

В обоснование заявления о привлечении к административной ответственности заявитель указывает, что обществом не представлены документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходамиI-IV классов опасности на следующих работников: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, не представлены копия справки о смерти ФИО8 и копия приказа о прекращении трудового договора с ФИО9

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, возражал по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнительном отзыве.

Суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При  рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно данных федерального реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ООО «Природа-Пермь» эксплуатирует объект НВОС 2 категории - «Площадка МБР «Заглядино», расположенный по адресу: Оренбургская область, Асекеевский район, в 2,04 км от ж/д станции Заглядино (код объекта 53-0156-000012-П).

В связи с осуществлением хозяйственной деятельности по сбору, обработке и утилизации отходов в части, касающейся обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов IV и V классов опасности с применением оборудования и (или) установок, включая мобильные установки (с проектной мощностью менее 3 тонн в час), объект ООО «Природа-Пермь» - Площадка МБР «Заглядино» № 53-0156-000012-П в соответствии с п.23 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий», является объектом П-ой категории.

В связи с осуществлением деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов III-IV классов опасности, ООО «Природа-Пермь» получена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 16.06.2016 №052-222.

28.06.2021 в Управление от председателя Правления Межрегиональной общественной организации по охране окружающей среды «НАЦИОНАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ» ФИО10 поступило обращение о нарушении природоохранного законодательства ООО «Природа - Пермь».

На основании фактов, изложенных в обращении, должностным лицом Управления возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Природа-Пермь» по ст. 8.1 КоАП РФ «Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» и проведено расследование, о чем 27.07.2021 было вынесено определение № 05-121/2021 (т. 1, л.д. 50-51).

В ходе административного расследования у ООО «Природа-Пермь» были истребованы документы (определения об истребовании сведений от 27.07.2021 №05-121-01/2021, от 05.08.2021 №05-121-02/2021, от 23.08.2021 №05-121-04/2021, от 07.09.2021 №05-121-07/2021, от 14.09.2021 №05-121-15/2021, от 21.09.2021 №05-121-16/2021, от 22.09.2021 №05-121-17/2021).

В ходе проверки Управлением было установлено следующее.

Приказом ООО «Природа-Пермь» от 09.01.2021 № 1 назначены лица, ответственные за обращение с отходами и подписание первичных документов.

Согласно списку сотрудников Площадки МБР, представленного письмом ООО «Природа-Пермь» от 17.09.2021 № 299, на площадке МБР работает ФИО3 в должности - разнорабочий, выполнение различных работ. Свидетельство (удостоверение) о прохождении указанным работником профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности Обществом не представлено.

Согласно справки ООО «Ойлгазтет» от 21.09.2021 №482/04-02 с заключенными договорами на утилизацию и транспортирование отходов с ООО «Природа-Пермь» от 05.11.2020 №143 ОГТ/20, от 21.07.2021 №156 ОГТ/21 объем отходов, переданных ООО «Природа-Пермь» в 2021 году для утилизации и транспортирования, составил 1047 м3 отходов бурения (товарно-транспортные накладные, подтверждающие объем переданных объемов прилагаются к справке).

Так, согласно товарно-транспортных накладных, представленных ООО «Ойлгазтет» в рамках указанных выше договорных обязательств для осуществления деятельности по транспортированию и дальнейшей утилизации отходов на Площадке МБР:

-от 28.08.2021 водителем ООО «Природа-Пермь», принявшего отход смесь ОБР и БШ (Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти малоопасные) в объеме 12 м3, является ФИО6 Указанный работник в списке водителей ООО «Природа-Пермь», представленных письмом от 24.09.2021 №309 и в приказе о допуске к обращению с отходами от 09.01.2021 №1 - отсутствует. Удостоверение о прохождении профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности ООО «Природа-Пермь» не представлено;

-от 28.08.2021 водителем ООО «Природа-Пермь», принявшего отход смесь ОБР и БШ (Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти малоопасные) в объеме 12 м3, является ФИО5 Указанный работник в списке водителей ООО «Природа-Пермь», представленных письмом от 24.09.2021 №309 и в приказе о допуске к обращению с отходами от 09.01.2021 №1 - отсутствует. Удостоверение о прохождении профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности ООО «Природа-Пермь» не представлено;

-от 29.08.2021 водителем ООО «Природа-Пермь», принявшего отход смесь ОБР и БШ (Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти малоопасные) в объеме 12 м3, является ФИО6 Указанный работник в списке водителей ООО «Природа-Пермь», представленных письмом от 24.09.2021 №309 и в приказе о допуске к обращению с отходами от 09.01.2021 №1 - отсутствует. Удостоверение о прохождении профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности ООО «Природа-Пермь» не представлено;

-от 29.08.2021 водителем ООО «Природа-Пермь», принявшего отход смесь ОБР и БШ (Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти малоопасные) в объеме 12 м3, является ФИО5 Указанный работник в списке водителей ООО «Природа-Пермь», представленных письмом от 24.09.2021 №309 и в приказе о допуске к обращению с отходами от 09.01.2021 №1 - отсутствует. Удостоверение о прохождении профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности ООО «Природа-Пермь» не представлено;

-от 30.08.2021 водителем ООО «Природа-Пермь», принявшего отход смесь ОБР и БШ (Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти малоопасные) в объеме 12 м3, является ФИО6 Указанный работник в списке водителей ООО «Природа-Пермь», представленных письмом от 24.09.2021 №309 и в приказе о допуске к обращению с отходами от 09.01.2021 №1 - отсутствует. Удостоверение о прохождении профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности ООО «Природа-Пермь» не представлено;

-от 30.08.2021 водителем ООО «Природа-Пермь», принявшего отход смесь ОБР и БШ (Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти малоопасные) в объеме 12 м3, является ФИО5 Указанный работник в списке водителей ООО «Природа-Пермь», представленных письмом от 24.09.2021 №309 и в приказе о допуске к обращению с отходами от 09.01.2021 №1 - отсутствует. Удостоверение о прохождении профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности ООО «Природа-Пермь» не представлено;

-от 31.08.2021 водителем ООО «Природа-Пермь», принявшего отход смесь ОБР и БШ (Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти малоопасные) в объеме 12 м , является ФИО6 Указанный работник в списке водителей ООО «Природа-Пермь», представленных письмом от 24.09.2021 №309 и в приказе о допуске к обращению с отходами от 09.01.2021 №1 - отсутствует. Удостоверение о прохождении профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности ООО «Природа-Пермь» не представлено;

-от 31.08.2021 водителем ООО «Природа-Пермь», принявшего отход смесь ОБР и БШ (Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти малоопасные) в объеме 12 м3, является ФИО5 Указанный работник в списке водителей ООО «Природа-Пермь», представленных письмом от 24.09.2021 №309 и в приказе о допуске к обращению с отходами от 09.01.2021 №1 - отсутствует. Удостоверение о прохождении профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности ООО «Природа-Пермь» не представлено;

-от 01.09.2021 водителем ООО «Природа-Пермь», принявшего отход смесь ОБР и БШ (Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти малоопасные) в объеме 12 м3, является ФИО6 Указанный работник в списке водителей ООО «Природа-Пермь», представленных письмом от 24.09.2021 №309 и в приказе о допуске к обращению с отходами от 09.01.2021 №1 - отсутствует. Удостоверение о прохождении профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности ООО «Природа-Пермь» не представлено;

-от 01.09.2021 водителем ООО «Природа-Пермь», принявшего отход смесь ОБР и БШ (Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти малоопасные) в объеме 12 м3, является ФИО5 Указанный работник в списке водителей ООО «Природа-Пермь», представленных письмом от 24.09.2021 №309 и в приказе о допуске к обращению с отходами от 09.01.2021 №1 - отсутствует. Удостоверение о прохождении профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности ООО «Природа-Пермь» не представлено.

Согласно письма АО «Оренбургнефть» от 23.09.2021 №ИСХ-33-08844-21 представлены копии заявок на оформление временных пропусков в рамках исполнения обязательств по транспортированию и утилизации ООО «Природа-Пермь» по договору №7700018Д/301 ОД от 22.11.2018 в период до 31.12.2020 года, Общество заявило о необходимости оформления временных пропусков на следующих работников:

ФИО7 - водитель;

ФИО11 - водитель;

ФИО12 - водитель;

ФИО8 - водитель;

ФИО13 - начальник участка;

ФИО14 - мастер;

          ФИО15 - мастер;

          ФИО9- машинист бульдозера.

ФИО7, ФИО8, ФИО16 в списке водителей ООО «Природа-Пермь», представленных письмом от 24.09.2021 №309 и в приказе о допуске к обращению с отходами от 09.01.2021 №1 - отсутствуют, иной приказ не представлен. Удостоверение о прохождении профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности ООО «Природа-Пермь» не представлено.

В ходе осмотра Площадки МБР должностному лицу для обозрения был представлен журнал учета завоза партий нефтешламов за 2021 год, который ведется на объекте. Согласно указанному журналу:

21.01.2021, 29.01.2021, 17.02.2021, 26.02.2021, 06.03.2021, 10.03.2021, 14.03.2021, 18.03.2021, 22.03.2021, 26.03.2021, 30.03.2021, 15.04.2021, 19.04.2021, 27.04.2021, 01.05.2021, 05.05.2021, 13.05.2021, 17.05.2021, 24.05.2021,22.06.202, 30.06.2021,16.07.2021, 20.07.2021, 24.07.2021 прием отходов на площадку МБР осуществлял рабочий ФИО4;

02.02.2021, 06.02.2021,10.02.2021, 14.02.2021, 04.03.2021, 10.03.2021, 15.03.2021, 17.03.2021, 21.03.2021, 25.03.2021, 29.03.2021, 03.04.2021, 16.04.2021, 20.04.2021, 21.04.2021, 22.04.2021, 23.04.2021, 26.04.2021, 28.04.2021, 30.04.2021, 26.05.2021, 05.07.2021, 13.07.2021, прием отходов на площадку МБР осуществлял рабочий ФИО3.

Работники ФИО4, ФИО3 в списке работников ООО «Природа-Пермь», представленных письмом Общества, указанным выше и в приказе о допуске к обращению с отходами от 09.01.2021 №1 - отсутствуют, иной приказ не представлен. Удостоверение о прохождении указанными работниками профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности ООО «Природа-Пермь» не представлено.

Таким образом, административном органом было установлено, что ООО «Природа-Пермь» при осуществлении лицензируемой деятельности в области обращения с отходами на объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду «Площадка МБР «Заглядино», расположенном по адресу: Оренбургская область, Асекеевский район, в 2,04 км от ж/д станции Заглядино (код объекта 53-0156-000012-П), допустило грубое нарушение лицензионных требований, в части осуществления деятельности с отходами работниками, не имеющими профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности. В действиях (бездействиях) ООО «Природа-Пермь» содержатся признаки состава административного правонарушения - неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

На основании материалов проверки Управлением 24.09.2021 в присутствии генерального директора ООО «Природа-Пермь» составлен протокол № 05-179/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (т. 1, л.д. 31-49).

В своем заявлении, поданном  в арбитражный суд в соответствии со ст.23.1 КоАП РФ, заявитель просит привлечь ООО «Природа-Пермь» к административной ответственности по ч.  4 ст. 14.1 КоАП РФ.  

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление либо составивший протокол об административном правонарушении.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.

Объективную сторону правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Согласно примечанию к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области лицензируемой предпринимательской деятельности.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является лицо, имеющее специальное разрешение (лицензию).

Субъективная сторона данного деяния для юридических лиц выражается в непринятии всех зависящих от него мер для соблюдения лицензионных требований.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 4 статьи 14 Закона № 89-ФЗ).

Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями согласно указанного Федерального закона подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами) установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов

1          - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 №2290.

Согласно п.З Порядка лицензирования деятельности в области обращения с отходами Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

а) для работ по сбору отходов I - IV классов опасности:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

          б)      для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально  оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;

  в) для работ по обработке отходов I - IV классов опасности:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

   г) для работ по утилизации отходов I - IV классов опасности: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами I - IV классов опасности оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

Согласно п. 11 ст. 19 Федерального закона №99-ФЗ "О лицензировании отдельных     видов     деятельности" исчерпывающий перечень     грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Пунктом 4 указанного Порядка определено, что грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом следующих требований, предусмотренных пунктом 3 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности":

а) отсутствие у лицензиата - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;

б) использование лицензиатом объекта государственной экологической экспертизы в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе", при осуществлении деятельности по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно пп.1 п. 11 ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Допуск к работе с отходами работников, которые не имеют дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности, может повлечь за собой нарушение требований природоохранного законодательства и причинения вреда окружающей среде.

Согласно протоколу № 05-179/2021 об административном правонарушении от 24.09.2021 административный орган пришел к выводу, что ООО «Природа-Пермь» при осуществлении лицензируемой деятельности в области обращения с отходами на объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, допустило грубое нарушение лицензионных требований, в части осуществления деятельности с отходами работниками, не имеющими профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности, а именно:

разнорабочие ФИО3, ФИО4, выполняющие работы с отходами на площадке МБР «Заглядино», а также водители Общества ФИО6, ФИО17, ФИО7, ФИО8, ФИО16 в списке работников предприятия, представленных письмом от 24.09.21 № 309, в приказе о допуске по работе с отходами от 09.01.21 г. - отсутствуют, удостоверения о профессиональной подготовке на право работы с отходами I-IV классов опасности на указанных лиц не представлены.

В отношении работников ФИО3 и ФИО4, не указанных в Приказе № 1 от 09.01.2021, общество пояснило, что в результате технической ошибки, указанные работники в Приказе № 1 от 09.01.2021 г. не были указаны.

В то же время ФИО3 имеет профессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV классов опасности, что подтверждается удостоверением ПК №214/03-19 от 11.04.2019 г. (т. 2, л.д. 130), работает в ООО «Природа-Пермь» на основании приказа № 4 от 19.05.2020 г.

  ФИО4 имеет профессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV классов опасности, что подтверждается удостоверением ПК            № 214/04-19 от 11.04.2019 г. (т. 2, л.д. 130), работает в ООО «Природа-Пермь» на основании приказа № 10 от 04.06.2019 г.

В отношении ФИО6 и ФИО5 общество пояснило, что указанные лица не являются сотрудниками ООО «Природа-Пермь», в связи с чем, в списке работников предприятия, представленных письмом от 24.09.21 № 309, не указаны. Данные лица работают водителями на грузовых автомобилях ООО «ЭкоТрастОйл», предоставленных ООО «Природа-Пермь» на основании договора аренды транспортных средств с экипажем № 20/08/21-АТС от 20.08.2021 г (т. 2, л.д. 131-132).

ФИО6 имеет профессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV классов опасности, что подтверждается удостоверением ПК 356/05-21 от 21.05.2021 г. (т. 2, л.д. 134)

ФИО5 имеет профессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV классов опасности, что подтверждается удостоверением ПК 356/04-21 от 21.05.2021 г. (т. 2, л.д. 134).

Указанные лица были обучены за счет ООО «Природа-Пермь».

ФИО7 не указан в списке водителей ООО «Природа-Пермь» в связи с тем, что он является не водителем, а машинистом передвижной паровой депарафинизационной установки, что подтверждается приказом о приеме работника на работу от  21.08.2009 г. (т. 2, л.д. 135).

ФИО7 имеет профессиональную подготовку на право работы с отходами 1-1V классов опасности, что подтверждается удостоверением № ПК 101/14-20 от 30.01.2020 г. (т. 2, л.д. 136).

ФИО9 не указан в списке водителей ООО «Природа-Пермь» в связи с тем, что уволился из ООО «Природа-Пермь» 06.04.2020 г., на основании приказа № 1 о прекращении трудового договора с работником (т. 2, л.д. 139).

В то же время, в период работы ФИО9 имел профессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV классов опасности, что подтверждается удостоверением ПК 803/07-19 от 26.12.2019 г. и свидетельством № 492-13 от 28.08.2013 г.

ФИО8 не указан в списке водителей ООО «Природа-Пермь» в связи с тем, что на момент направления запроса 21.09.2021 г. умер (Свидетельство о смерти от 27.04.2020) (т. 2, л.д. 137).

В то же время, в период работы ФИО8 имел профессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV классов опасности, что подтверждается удостоверением № 1 49-У от 18.12.2015 г. и удостоверением № ПК 101/06-20 от 18.02.2020 г.

На основании изложенного, доказательств того, что общество допустило к работе с отходами работников, которые не имеют дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами  I-IV классов опасности, что может повлечь за собой нарушение требований природоохранного законодательства и причинения вреда окружающей среде, в материалах дела не имеется. Доказательств обратного административным органом не представлено.

Таким образом, по имеющимся в материалах дела доказательствам не представляется возможным установить фактические обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявителем установлены какие-либо нарушения норм и правил при осуществлении обществом данного вида деятельности.

Следовательно, отсутствует объективная сторона административного правонарушения, установленная ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в том числе вина общества, что в силу ст. 24.5. КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах факт совершения обществом вменяемого ему в вину правонарушения не доказан.

В действиях общества отсутствует событие и вина в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14. оАП РФ, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

        Государственной пошлиной данная категория споров не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

         Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных Южно-Уральскоим межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору  в сфере природопользования требований о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Природа-Пермь» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

         Судья                                                                                   Е.Г. Цыпкина