АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-13459/2017
02 марта 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 02 марта 2018 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи О.А. Вернигоровой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атаевой Н.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-строительная компания», Оренбургская область г. Оренбург, ИНН <***>, ОГРН <***>,
к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга
о признании отказа Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 04.10.2017 г. № 9031/17 в выдаче разрешения на строительство 17-ти этажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями на 1-ом этаже на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0210002:67, расположенном по адресу: <...> земельный участок № 93/1 незаконным, обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга выдать обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-строительная компания» разрешение на строительство 17-ти этажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями на 1-ом этаже на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0210002:67, расположенном по адресу: <...> земельный участок № 93/1, в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании приняли участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-строительная компания» по доверенности ФИО1 и представитель Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга по доверенности ФИО2
Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-строительная компания» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее – Департамент, заинтересованное лицо) от 04.10.2017г. № 9031/17 (далее - Отказ) в выдаче разрешения на строительство 17-ти этажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями на 1-ом этаже на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0210002:67, расположенном по адресу: <...> земельный участок № 93/1, а также об обязании Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга выдать обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-строительная компания» разрешение на строительство 17-ти этажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями на 1-ом этаже на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0210002:67, расположенном по адресу: <...> земельный участок № 93/1, в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель Общества в судебном заседании поддержала требования, в обоснование заявленных доводов указывает, что Департаментом было отказано в выдаче разрешения в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0210002:67 находится в территориальной зоне Ж.4 (зона застройки домами смешанной этажности в зоне выборочной реконструкции), технико-экономические показатели проектируемого объекта в пояснительной записке и в положительном заключении негосударственной экспертизы № 56-2-1-3-0075-16, выданной ООО «Центр Экспертиз», не соответствуют технико-экономическим показателям в схеме планировочной организации земельного участка, архитектурных решениях и проекте организации строительства, а также в связи с нахождением на земельном участке объекта незавершенного строительством (фундамента). Общество полагает, что, поскольку земельный участок с кадастровым номером 56:44:0210002:67 не находится в границах территории в которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и случаи, предусмотренные в ч. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации к его территории неприменимы, указание Департамента на необходимость подготовки документации по планировке территории в оспариваемом отказе не соответствует действующему законодательству. Заявитель считает, что указание в оспариваемом Отказе на нахождение земельного участка с кадастровым номером 56:44:0210002:67 в территориальной зоне Ж.4 не соответствует действительности ввиду отсутствия в кадастровом паспорте земельного участка указания на наличие данной зоны. Также Обществом отрицается факт нахождения на спорном земельном участке объектов незавершенных строительством со ссылкой на сведения из ЕГРН.
Представитель Департамента требования заявителя не признает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, считает Отказ в выдаче разрешения на строительство правомерным и обоснованным.
Полагая Отказ Департамента в выдаче разрешения на строительство 17-ти этажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями на 1-ом этаже на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0210002:67, расположенном по адресу: <...> земельный участок № 93/1, незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы общества в его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Получению разрешения на строительство, как следует из статьи 38, части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна быть подготовлена на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса).
Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет (часть 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 3.1 названной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Из материалов дела следует, что одним из оснований для отказа Обществу в выдаче разрешения на строительство явилось то, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0210002:67 находится в территориальной зоне Ж.4 (зона застройки домами смешанной этажности в зоне выборочной реконструкции).
При этом в материалы дела представлена выписка из ЕГРП и кадастровый паспорт земельного участка, которые не содержат информации о нахождении земельного участка в какой-либо территориальной зоне, в связи с чем, у заявителя отсутствовали основания полагать о наличии ограничений, при том, что указанные документы содержат сведения о разрешенном использовании – земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, что полностью соответствует цели истребуемого Обществом разрешения.
Довод Департамента о наличии на спорном участке объекта незавершенного строительством суд признает необоснованным, ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих данный факт. В материалы дела представлено заключение кадастрового инженера ФИО3 исх. № 975 от 31.10.2017г. об отсутствии на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, а также фотоматериалы, подтверждающие указанный факт (л.д. 31 т. 3).
Суд критически оценивает представленный Департаментом акт обследования земельного участка от 04.08.2016, поскольку на дату обследования собственником участка являлось иное лицо. Кроме того, суд принимает во внимание, что доказательства нахождения на принадлежащем Обществу земельном участке объектов недвижимости, в том числе незавершенных строительством, принадлежащих третьим лицам, в материалах дела также отсутствуют.
Согласно положениям статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1). Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи (часть 2). Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:
1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;
3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;
4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);
5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории (часть 3).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно ч. 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
В силу части 5 статьи 46 ГрК РФ, решение об утверждении проекта планировки территории принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Как следует из содержания Отказа в выдаче разрешения на строительство, в отношении земельного участка заявителя проект планировки не утверждался.
Из вышесказанного следует, что выдача разрешения на строительство поставлена в зависимость от наличия проекта планировки, отсутствующего как такового.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемых действий Департамента закону и нарушении прав общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, удовлетворяет требования заявителя.
Расходы заявителя на уплату государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению за счет заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-строительная компания» удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 04.10.2017 г. № 9031/17 в выдаче разрешения на строительство 17-ти этажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями на 1-ом этаже на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0210002:67, расположенном по адресу: <...> земельный участок № 93/1.
Обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга выдать обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-строительная компания» разрешение на строительство 17-ти этажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями на 1-ом этаже на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0210002:67, расположенном по адресу: <...> земельный участок № 93/1, в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-строительная компания» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке, установленном статьями 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в срок, не превышающий месяц со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья О.А. Вернигорова