ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-13714/15 от 04.05.2016 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-13714/2015

12 мая 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 12 мая 2016 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Третьякова Н.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бигалиевой Н.А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Городские объекты инженерной инфраструктуры» муниципального образования «город Оренбург» (г.Оренбург, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (г.Оренбург) о признании незаконным и отмене постановления от 08.12.2015 по делу № 07-22-37/2015.

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности от 20.01.2016,

от заинтересованного лица - ФИО2, представитель по доверенности №137 от 12.01.2016.

Муниципальное унитарное предприятие «Городские объекты инженерной инфраструктуры» муниципального образования «город Оренбург» (далее по тексту – заявитель, МУП «ГОИИ») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту – антимонопольный орган, административный орган, УФАС по Оренбургской области) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 07-22-37/2015 от 08.12.2015.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что выявленное правонарушение является малозначительным, поскольку не создало существенной угрозы охраняемым правоотношениям, и просит суд признать оспариваемое постановление незаконным и отменить его на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заинтересованным лицом в материалы дела представлен письменный отзыв на заявление, в котором считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на заявленных требованиях, представитель административного органа возражал против удовлетворения требований.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

18.11.2015 прокуратурой города Оренбурга проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в деятельности Муниципального унитарного предприятия "Городские объекты инженерной инфраструктуры" муниципального образования "город Оренбург".

По результату проверки установлено, что 17.02.2015 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru заявителем размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП «ГОИИ» за 2014, 2015, 2016 годы (номер извещения №31502039022).

12.03.2015 размещены протоколы оценки и сопоставления заявок, рассмотрения заявок, вскрытия конвертов.

Информация о заключении договоров, изменениях их условий, исполнений, расторжений своевременно не размещалась.

Аналогичные факты несвоевременного размещения информации допущены в отношении других размещенных извещений МУП «ГОИИ» за 2015 год №31502696010, 31502694893, 31502719184, 31502727439, 31502776372, 31502871803, 31502872203, 31502854088, 31502922084, 31502926878. 31502693856, 31502628999, 31502536112, 31502039022, 31502440276, 31502484892, 31502484760, 31502484846, 31401896149.

Кроме того, прокуратурой в ходе проверки установлено, что в соответствии с планом закупок МУП «ГОИИ» на 2015 год предусмотрено:

- закупка по оказанию услуг теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем), начальная (максимальная) цена договора 400 тыс. руб. Срок размещения извещения о закупке - 1 квартал 2015 года. Срок исполнения договора - 01-12.2014. Способ закупки - единственный поставщик.

- закупка по оказанию услуг энергоснабжения. Начальная (максимальная) цена договора 435 тыс. руб. Срок размещения извещения о закупке - февраль 2015 года. Срок исполнения договора 01-12.2014. Способ закупки - единственный поставщик.

14.11.2011 МУП «ГОИИ» с ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания» заключен договор теплоснабжения № 981763, пункт 7.4. которого предусматривает ежегодное продление срока действия договора.

07.09.2006 МУП «ГОИИ» с ОАО «Оренбургэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения, пункт 10.2-10.3 которого предусматривает ежегодное продление срока действия договора.

Информация о заключении договоров, изменений их условий, исполнении, расторжений своевременно не размещена.

20.11.2015 заместителем прокурора г.Оренбурга по данным фактам в отношении МУП «ГОИИ» в присутствии его законного представителя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, копия которого в этот же день вручена законному представителю МУП «ГОИИ» под роспись.

В объяснениях от 20.11.2015 на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении законный представитель МУП «ГОИИ» указывает, что вышеуказанная информация действительно своевременно не размещена на сайте ввиду большой загруженностью работника, ответственного за размещение данной информации.

Материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение в УФАС по Оренбургской области.

Определением УФАС по Оренбургской области от 27.11.2015 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 08.12.2015.

08.12.2015 УФАС по Оренбургской области в отношении Муниципального унитарного предприятия «Городские объекты инженерной инфраструктуры» муниципального образования «город Оренбург» в присутствии представителя предприятия и представителя прокуратуры г.Оренбурга вынесено постановление о привлечении предприятия к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 руб. за совершение административного правонарушения по делу № 07-22-37/2015.

Из постановления следует, что заявителю в нарушение вменяется несоблюдение требований ст. 4, 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", поскольку заявителем в установленные данным законом сроки в единой информационной системе не размещена информация о заключении договора, изменениях их условий, исполнений и расторжений по результату открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (номер извещения №31502039022), а также информация о заключении договоров в 2015 году, изменениях их условий, исполнений и расторжений по извещениям №31502696010, №31502694893, №31502719184, №31502727439, №31502776372, №31502871803, №31502872203, №31502854088, №31502922084, №31502926878, №31502693856, №31502628999, №31502536112, №31502039022, №31502440276, №31502484892, №31502484760, №31502484846, №31401896149 и информация о заключении договоров, изменениях их условий, исполнений и расторжений по договорам от 07.09.2006, от 14.11.2011 на оказание услуг электроснабжения и теплоснабжения.

Считая выявленные нарушения малозначительными, а оспариваемое постановление незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, арбитражный суд признаёт требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В ст. 26.1 КоАП РФ указано, что выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 1, 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о закупках, при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе: извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Согласно пункту 19 статьи 4 Закона о закупках заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;

2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи;

4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, с указанием сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации, инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у таких субъектов в годовом объеме, определяемом в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 4.1 Закона о закупках, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - реестр договоров). Порядок ведения указанного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

В реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат размещению в единой информационной системе.

Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее – Правила ведения реестра) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки".

В соответствии с п. 2 Правил ведения реестра, в реестр включаются следующие информация и документы:

а) наименование заказчика;

б) сведения о способе закупки, сведения об осуществлении закупки в электронной форме, а также об осуществлении закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) дата подведения итогов закупки (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения договора (при наличии);

г) дата заключения договора и номер договора (при наличии);

д) предмет договора, цена договора и срок (период) его исполнения;

е) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе):

в отношении юридического лица - наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, информация о его отнесении к субъекту малого и (или) среднего предпринимательства и идентификационный номер налогоплательщика;

в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства и идентификационный номер налогоплательщика;

ж) информация об изменении предусмотренных частью 5 статьи 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" условий договора с указанием условий, которые были изменены, а также документы, подтверждающие такие изменения;

з) информация и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора;

и) информация об установлении в договоре требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе об общей стоимости заключаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с указанными субъектами договоров (далее - договоры с субподрядчиками);

к) информация о договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его идентификационный номер налогоплательщика, а также предмет и цена договора с субподрядчиками;

л) информация о расторжении договора с указанием оснований его расторжения, а также документы, подтверждающие такое расторжение;

м) копия заключенного договора, подписанная с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика;

н) номер извещения о закупке (при наличии).

При этом пунктами 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 N 1132 установлено, что включению в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, подлежат информация и документы о закупках по договорам, заключенным после 1 января 2015 г.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением подпунктов "ж", "з", "л" и "м" пункта 2 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в части включения документов в реестр договоров, заключенных по результатам закупки, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Как следует из оспариваемого постановления, заявителю в нарушение вменяется несоблюдение требований ст. 4, 4.1 Закона о закупках, поскольку заявителем в установленные данным законом сроки в единой информационной системе не размещена информация о заключении договора, изменениях их условий, исполнений и расторжений по результату открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (номер извещения №31502039022), а также информация о заключении договоров в 2015 году, изменениях их условий, исполнений и расторжений по извещениям №31502696010, №31502694893, №31502719184, №31502727439, №31502776372, №31502871803, №31502872203, №31502854088, №31502922084, №31502926878, №31502693856, №31502628999, №31502536112, №31502039022, №31502440276, №31502484892, №31502484760, №31502484846, №31401896149 и информация о заключении договоров, изменениях их условий, исполнений и расторжений по договорам от 07.09.2006, от 14.11.2011 на оказание услуг электроснабжения и теплоснабжения.

Между тем, суд не может согласиться с вменяемыми заявителю нарушениями ст. 4.1 Закона о закупках в части не размещения информации о заключении договоров, изменениях их условий, исполнений и расторжений по договорам от 07.09.2006, от 14.11.2011 на оказание услуг электроснабжения и теплоснабжения, поскольку, как указано выше, включению в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, подлежат информация и документы о закупках по договорам, заключенным после 1 января 2015 г.

При таких обстоятельствах, из оспариваемого постановления следует исключить выводы административного органа о допущенных заявителем нарушениях в данной части.

Однако, в остальной части оспариваемого постановления в части нарушения сроков размещения информации о заключении договора, изменениях их условий, исполнений и расторжений по результату открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (номер извещения №31502039022), а также информации о заключении договоров в 2015 году, изменениях их условий, исполнений и расторжений по извещениям №31502696010, №31502694893, №31502719184, №31502727439, №31502776372, №31502871803, №31502872203, №31502854088, №31502922084, №31502926878, №31502693856, №31502628999, №31502536112, №31502039022, №31502440276, №31502484892, №31502484760, №31502484846, №31401896149, суд приходит к выводу о доказанности в действиях заявителя события административного правонарушения.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как видно из оспариваемого постановления, вопрос вины исследовался административным органом при вынесении постановления, в тексте постановления данный вопрос отражен применительно к конкретным обстоятельствам дела и собранным доказательствам.

Материалы дела не содержат доказательств принятия заявителем всех необходимых мер для соблюдения требований законодательства о закупках.

Таким образом, в действиях заявителя доказано и наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, нарушений административным органом норм материального права, арбитражным судом не установлено. Срок привлечения к административной ответственности не истек.

Доводы заявителя о том, что административным органом при производстве по делу не учтено, что выявленное правонарушение является малозначительным, поскольку не создало существенной угрозы охраняемым правоотношениям, не учтено отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и отсутствие пренебрежительного отношения заявителя к исполнению обязанностей, не принимаются во внимание, поскольку как следует из оспариваемого постановления, довод заявителя о малозначительности совершенного им правонарушения был предметом исследования при рассмотрении дела об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении данному доводу дана надлежащая оценка.

Таким образом, основания для переоценки выводов административного органа об отсутствии оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным и освобождении заявителя от административной ответственности у суда отсутствуют.

Отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, также было учтено административным органом при назначении административного наказания, поскольку штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

В своем заявлении об оспаривании постановления заявитель также просит суд восстановить срок для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности.

Рассмотрев данное ходатайство, у суда отсутствуют основания для его удовлетворения по следующим причинам.

Частью 1 ст. 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", разъяснено, что при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 206 АПК РФ), заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ), а также апелляционной жалобы на решение суда по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 5 статьи 211 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Оспариваемое постановление вынесено административным органом 08.12.2015, заявителем данное постановление получено 15.12.2015 (согласно штампу входящей корреспонденции), заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением 28.12.2015.

Следовательно, заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении в установленный законом срок, в связи с чем основания для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока у суда отсутствуют.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Государственной пошлиной данная категория дел не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья Н.А.Третьяков