ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-14389/2017 от 12.02.2018 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-14389/2017

27 февраля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 27 февраля 2018 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Мирошник Анны Сергеевны, при ведении протокола секретарем судебного заседания Миллер Т.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлениюот 22.11.2017 Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (ИНН <***>, ОРГН 1115658017419) к Счетной палате города Оренбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительными предписания Счетной палаты города Оренбурга от 30.10.2017 № 4-654, уведомления Счетной палаты города Оренбурга от 30.10.2017 № 4-653,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансового управления администрации города Оренбурга,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представителя ФИО1 (доверенность от 01.08.2017 № 5, постоянная), представителя ФИО2 (доверенность от 18.01.2018 № 17, постоянная),

от ответчика – представителя ФИО3 (доверенность от 07.04.2017 № 14, постоянная),

от третьего лица – не явились, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее по тексту – заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Счетной палате города Оренбурга (далее по тексту – ответчик, счетная палата) о признании недействительными предписания Счетной палаты города Оренбурга от 30.10.2017 № 4-654, уведомления Счетной палаты города Оренбурга от 30.10.2017 № 4-653.

По мнению заявителя, оспариваемые уведомление и предписание не соответствуют нормам действующего законодательства, а именно ст.ст. 306.1. и 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По мнению департамента счетной палатой не доказано нецелевого использования бюджетных средств в сумме 95000 руб., так как оплата по муниципальному контракту предусматривающему рецензирование экспертных заключений на отчеты об оценке земельных участков была произведена на цели полностью соответствующие решению о бюджете города Оренбурга, в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете на соответствующие цели.

Счетная палата с заявленными требованиями не согласна по основаниям изложенным в отзыве, считает принятые ненормативные правовые акты законными и обоснованными, при этом отмечает, что заявителем в ходе проверки не предоставлены документы, подтверждающие действительную необходимость проведения рецензирования отчетов оценщика (судебные решения), рецензии составлены до или в день заключения муниципального контракта, изменений в перечень мероприятий муниципальной программы не вносились.

Финансовое управление администрации города Оренбурга в своем письменном отзыве поддерживает позицию заявителя, указывая на то обстоятельство, что оплата по муниципальному контракту была произведена по целевой статье 1000000, вид расходов 244, а доводы счетной палаты сводятся к неэффективности использования бюджетных средств, что не входит в состав правонарушения, предусмотренного ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражный суд установил.

Постановлением администрации города Оренбурга от 31.10.2011 № 6900-п была утверждена "Муниципальная программа "Совершенствование системы кадастра недвижимости и системы управления земельно-имущественным комплексом на территории муниципального образования "город Оренбург" на 2012 - 2016 годы" (далее по тексту - Муниципальная программа).

Ответственным исполнителем программы определен Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга.

Целью Муниципальной программы является совершенствование системы управления земельно-имущественным комплексом на территории муниципального образования «город Оренбург», а основными задачами:

- обеспечение эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах потребностей общества и граждан;

- информационное наполнение государственного кадастра недвижимости;

- обеспечение пополнения доходной части бюджета г. Оренбурга;

- проведение разграничения государственной собственности на землю, регистрация права муниципальной собственности на земельные участки;

- обоснованное установление платы за землю, обеспечение условий для увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли.

В рамках реализации Муниципальной программы департаментом был заключен муниципальный контракт № 13МК/15д на оказание услуг от 21.05.2015 с Союзом «Торгово-промышленная палата Оренбургской области» (исполнитель). По условиям муниципального контракта от 21.05.2015 исполнитель обязался оказать услуги по рецензированию заключений об оценке № 11-02-15фз, составленное 08.05.2015, № 04/1-02-15фз, составленное 13.03.2015, № 04-02-15фз, составленное 13.03.2015, № 2472/12 от 10.12.2014, № 015051 от 20.03.2015 № 158/2015 от 10.02.2015. Стоимость оказанных услуг составила 95 000 руб., оплата произведена платежным поручением от 16.07.2015 № 0137317.

В соответствии с планом работы Счетной палаты города Оренбурга на 2017 год в отношении департамента было проведено контрольное мероприятие «Проверка обоснованности, результативности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальной программы «Совершенствование системы кадастра недвижимости и системы управления земельно-имущественным комплексом на территории муниципального образования «город Оренбург» на 2012 - 2016 годы».

По результатам данного мероприятия ответчик пришел к выводу о нецелевом использовании бюджетных средств в сумме 95 000 руб., основанием для подобных выводов явились те обстоятельства, что мероприятия по рецензированию экспертных заключений на отчеты по оценке объектов недвижимости не были предусмотрены условиями Муниципальной программы и соответствующих изменений в состав мероприятий не вносилось.

В связи с выявленными нарушениями Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга были выданы предписание от 30.10.2017 № 4-654 и уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 30.10.2017 № 4-653.

Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 306.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Решением Оренбургского городского Совета от 06.09.2011 № 265 утверждено Положение о Счетной палате города Оренбурга (далее по тексту – Положение).

Счетная палата города Оренбурга (далее - Счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуемым Оренбургским городским Советом и подотчетным ему (п. 1.1 Положения).

В соответствии с полномочиями, определенными в п. 8.1 Положения Счетная палата осуществляет контроль за исполнением бюджета города Оренбурга; организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета города Оренбурга, а также средств, получаемых бюджетом города Оренбурга из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; анализ и мониторинг бюджетного процесса в городе Оренбурге и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; подготовку информации о ходе исполнения бюджета города Оренбурга, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Оренбургский городской Совет и Главе города Оренбурга; контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Оренбурга, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Оренбургской области, Уставом города Оренбурга и иными нормативными правовыми актами Оренбургского городского Совета, в том числе: анализ данных реестра расходных обязательств города Оренбурга на предмет выявления соответствия между расходными обязательствами города Оренбурга, включенными в реестр расходных обязательств и расходными обязательствами, планируемыми к финансированию в очередном финансовом году в соответствии с проектом бюджета города Оренбурга; анализ социально-экономической ситуации в городе Оренбурге и прогноза социально-экономического развития города Оренбурга; контроль за ходом и итогами реализации программ и планов развития города Оренбурга; мониторинг исполнения бюджета города Оренбурга.

Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой:

в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов города Оренбурга, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности города Оренбурга;

в отношении иных организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета города Оренбурга в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств местного бюджета (п. 8.2 Положения).

Счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления и муниципальные органы города Оренбурга, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба городу Оренбургу или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (п. 17.1 Положения).

Таким образом, оспариваемые предписание от 30.10.2017 № 4-654 и уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 30.10.2017 № 4-653 вынесены в пределах имеющихся полномочий.

Оспаривая указанные ненормативные правовые акты Счетной палаты, департамент ссылается на то, что денежные средства в сумме 95 000 руб. потрачены на рецензирование экспертных заключений осуществлялось в целях недопущения снижения поступления земельного налога в бюджет города Оренбурга, что полностью соответствует целям и задачам Муниципальной программы. В качестве программного мероприятия за счет которого были произведены расходы на рецензирование заявитель указывает – программное мероприятие «Проведение оценки рыночной стоимости земельных участков»

Согласно выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств № 066001 за 16.07.2015 оплата по муниципальному контракту от 21.05.2015 № 13МК/15д произведена по коду раздела 0412, коду целевой статьи 1000000, соответствующих Муниципальной программе, коду вида расходов 244 – прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в рамках муниципальной программы.

Как указывает департамент в своем заявлении, так как анализировались отчеты о рыночной стоимости земельных участков в рамках судебных дел об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, иная статья расходов на это мероприятие влекла бы за собой нецелевое использование денежных средств.

Вместе с тем, судебные споры об установлении кадастровой стоимости земельных участков, как усматривается из копий судебных актов, представленных заявителем, возникли в результате несогласия истцов с кадастровой оценкой утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области», а не оценкой произведенной органом местного самоуправления в рамках реализации мероприятий Муниципальной программы.

Также следует отметить, что фактически расходы на рецензирование экспертных заключений, представленных истцами в ходе рассмотрения судебных дел, являлись судебными расходами департамента как участника судебного процесса и в случае принятия решения в пользу заявителя могли быть им возмещены.

Более того, как обоснованно обращает внимание Счетная палата, соответствующие меры по изменению или дополнению программных мероприятий Муниципальной программы департаментов не были предприняты.

Хотя в постановление администрации города Оренбурга от 31.10.2011 N 6900-п было внесено более десяти изменений в том, числе в дважды редактировались основные мероприятия Муниципальной программы.

Таким образом, судом не установлено взаимосвязи расходов по муниципальному контракту № 13МК/15д на оказание услуг от 21.05.2015 с Союзом «Торгово-промышленная палата Оренбургской области», по которому оказаны услуги по рецензированию заключений об оценке № 11-02-15фз от 08.05.2015, № 04/1-02-15фз от 13.03.2015, № 04-02-15фз от 13.03.2015, № 2472/12 от 10.12.2014, № 015051 от 20.03.2015 № 158/2015 от 10.02.2015, в сумме 95 000 руб. и мероприятиями, предусмотренными Муниципальной программой «Совершенствование системы кадастра недвижимости и системы управления земельно-имущественным комплексом на территории муниципального образования "город Оренбург" на 2012 - 2016 годы».

Следовательно, вывод Счетной палаты города Оренбурга о том, что расходы в размере 95 000 руб. на рецензирование экспертных заключений на отчеты об оценке объектов недвижимости за счет средств, выделенных на исполнение программного мероприятия «Проведение оценки рыночной стоимости земельных участков» является нецелевым использованием бюджетных средств, выделенных для реализации Муниципальной программой «Совершенствование системы кадастра недвижимости и системы управления земельно-имущественным комплексом на территории муниципального образования "город Оренбург" на 2012 - 2016 годы» является законным и обоснованным.

С учетом изложенного, суд не усматривает в действиях Счетной палаты города Оренбурга при вынесении оспариваемых предписания от 30.10.2017 № 4-654 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 30.10.2017 № 4-653 нарушений действующего законодательства, в том числе положений ст.ст. 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Соответственно, у суда отсутствуют правовые основания для признания предписания Счетной палаты города Оренбурга от 30.10.2017 № 4-654 и уведомления Счетной палаты города Оренбурга о применении бюджетных мер принуждения от 30.10.2017 № 4-653 недействительными.

Иные доводы, приведенные заявителем и заинтересованным лицом, оценка которых не нашла отражения в настоящем решении, не имеют самостоятельного значения для разрешения спора по существу.

Согласно п. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении требований Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга к Счетной палаты города Оренбурга следует отказать.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу подп. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина с заявителя не взыскивается.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга отказать.

Обеспечительные меры отменить после вступления решения суда в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья А.С. Мирошник