АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460000
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-14523/2012 23 января 2013 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 23 января 2013 г.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи О.А. Вернигоровой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маклашовой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «К - Центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 462243, <...>) к Отделу надзорной деятельности по г. Кувандыку и Кувандыкскому району УНД Главного управления МЧС России по Оренбургской области, г. Кувандык об отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 16.10.2012 г. № 103,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 - директора (приказ № 1-К от 31.10.2005 г., паспортные данные), ФИО2 - представителя (доверенность б/н от 26.11.2012 г., постоянная),
от ответчика: ФИО3 – начальника отдела НД по г. Кувандыку и Кувандыкскому району УНД главного государственного инспектора г. Кувандыка по пожарному надзору (служебное удостоверение ГПН № 071679 выдано 09.09.2011, сроком на 5 лет),
в судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 15.01.2013 по 22.01.2013,
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «К - Центр» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по г. Кувандыку и Кувандыкскому району УНД Главного управления МЧС России по Оренбургской области об отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 16.10.2012 г. № 103.
Как следует из материалов дела, 04.10.2012 с 15 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. и 09.10.2012 с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. Отделом надзорной деятельности по г. Кувандыку и Кувандыкскому району УНД Главного управления МЧС России по Оренбургской области проведена плановая выездная проверка Общества с ограниченной ответственностью «К - Центр», расположенного по адресу: <...>.
Проверка проводилась на основании распоряжения от 28.09.2012 № 158, выданного начальником отдела надзорной деятельности по г.Кувандыку и Кувандыкскому району УНД Главного управления МЧС России по Оренбургской области майором внутренней службы ФИО3
По результатам проверки административным органом составлен акт от 09.10.2012 № 158 и протоколы об административном правонарушении от 08.10.2012 № 103 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и № 103/1 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В целях привлечения к административной ответственности, начальником отдела надзорной деятельности по городу Кувандыку и Кувандыкскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Оренбургской области, главным государственным инспектором по пожарному надзору города Кувандыка и Кувандыкского района майором внутренней службы ФИО3 по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях от 08.10.2012 № 103, № 103/1 и материалов дела в отношении Общества с ограниченной ответственностью «К - Центр» вынесено постановление от 16.10.2012 г. № 103 о привлечении к административной ответственности, в виде штрафа в размере 160 000 руб.
Как следует из текста обжалуемого постановления, 08 октября 2012 в 14 ч. 00 мин. в ходе осуществления плановой выездной проверки установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «К-Центр» арендует помещения площадью 128 кв. м. на первом этаже двух этажного кирпичного здания по адресу: 462244, <...>, принадлежего физическому лицу гр. ФИО4
Согласно п. 2.2.1 договора аренды нежилого помещения №2 от 01 января 2009г. Общество с ограниченной ответственностью «К-Центр» несет ответственность за пожарную безопасность в арендуемых помещениях при этом допускает нарушения требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 2, 3, 5-8 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно:
- инструкция о мерах пожарной безопасности, выполненная в соответствии с требованиями норм на объекте защиты отсутствует (Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, п. 2, п. 460, п. 461, п. 462.);
- обучение и инструктажи о мерах пожарной безопасности с работниками не организовано и не проводится (Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, п. 3);
- лицо ответственное за пожарную безопасность на предприятие не назначено (Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390. п. 4);
- журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей на объекте защиты отсутствует (Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390., п.478);
- таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны на видных местах отсутствуют (Правила противопожарного режима в Российский Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, п. 6);
- части зданий различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (в дверном проеме котельной отсутствует противопожарная дверь) (СНиП 21-01-97* п. 7.1. п. 7.4.);
- на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны отсутствует (Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, п.20);
- план эвакуации людей при пожаре из помещений отсутствует (Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390. п. 7), чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- допускается хранение горючего мусора и горючих упаковок в коридоре у двери второго эвакуационного выхода (Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г №390, п. 36);
- в подсобном помещении и бухгалтерии установлено по одному пожарному извещателю (НПБ 88-2001 п. 12.16. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования);
- коридор и подсобное помещение возле котельной не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (НББ 110-2003 п.3, п.36. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией);
- в помещении пожарного поста, где расположен приемно-контрольный прибор автомагической пожарной сигнализации отсутствует естественное и аварийное освещение (НПБ 88-2001 п. 12.55. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования);
- документы по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации не представлены (Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, п. 63.), чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с названным постановлением, Общество с ограниченной ответственностью «К - Центр» обратилось с настоящим заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, при заключении договора аренды общество полагало, что помещение соответствует требованиям пожарной безопасности и считало, что обеспечивать пожарную безопасность – это, прежде всего, не допускать возгораний в арендованных помещениях.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что выявленные в ходе проверки нарушения были устранены обществом.
Ответчик с требованиями заявителя не согласился, указав, что согласно п. 2.2.1 договора аренды от 01.01.2009 № 2, арендатор – ООО «К-Центр» несет ответственность за пожарную безопасность в арендуемых помещениях, а нарушения указанные в протоколах от 08.10.2012 № 103 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и № 103/1 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ допущены обществом после заключения названного договора, в связи с тем, что арендодатель не мог знать о дальнейшем функциональном назначении помещений, количестве людей постоянно пребывающих в них, кто и как произвел монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре, кто и на каком основании её обслуживает, поскольку монтаж автоматической пожарной сигнализации производился обществом по договору за своей счет.
Изучив материалы дела в соответствии с ст.ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно статье 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей 20 Закона N 69-ФЗ, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
В силу части 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности (далее по тексту: ППР).
Согласно пунктам 2, 3, 4, 6, 7 ППР в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.
Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.
В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
В соответствии с пунктом 20 ППР руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно пунктам 460, 461, 462 ППР инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;
д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;
е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).
В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:
а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;
б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств;
в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;
д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;
ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;
з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
В силу пункта 478 ППР руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.
Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
СНиП 21-01-97* устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно- техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
В силу п. 7.1. СНиП 21-01-97* предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. К ним относятся:
- конструктивные и объемно-планировочные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара по помещению, между помещениями, между группами помещений различной функциональной пожарной опасности, между этажами и секциями, между пожарными отсеками, а также между зданиями;
- ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации;
снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий;
- наличие первичных, в том числе автоматических и привозных средств пожаротушения;
- сигнализация и оповещение о пожаре.
Части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания (п. 7.4 СНиП 21-01-97).
Таким образом, из перечисленных выше норм следует, что ответственность за правонарушения, перечисленные в пунктах 2, 4, 6, 7, 20, 478 ППР лежит на руководителе организации, в связи с чем, неправомерно в оспариваемом постановлении возложена на юридическое лицо – ООО «К - Центр».
ООО «К - Центр» эксплуатируя помещение, в котором проводилась проверка, используя его при осуществлении предпринимательской деятельности, обязан был соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
На основании статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из указанных норм следует, что в производстве по делу об административном правонарушении административному органу необходимо доказать, что имел место факт его совершения и что привлекаемое лицо виновно в его совершении.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков административных правонарушений, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии события и вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Вина ООО «К – Центр» должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и со статьей 2.2 КоАП РФ.
Действующие нормы КоАП РФ предписывают административному органу четко оформлять процессуальные документы, которые являются основными доказательствами при привлечении лиц к административной ответственности (статьи 26.2, 28.1, 28.2 КоАП РФ).
Как следует из протоколов об административном правонарушении и оспариваемого постановления, в них изложены только обстоятельства, установленные в ходе проверки, фактически без определения субъективной стороны правонарушения
Констатация в постановлении по делу об административном правонарушении только факта нарушения требований пожарной безопасности без указания на виновные действия либо бездействие заявителя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением, а также без установления наличия у заявителя реальной возможности для соблюдения указанных правил и норм в данном случае не является достаточным основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Поскольку наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении как признак состава правонарушения, то все обстоятельства, связанные с наличием вины, а также доказательства, подтверждающие ее наличие, административный орган обязан отразить в постановлении по делу об административном правонарушении.
В нарушение статьи 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении не указано, в чем конкретно состоит вина лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, а лишь указано, что организацией не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований пожарной безопасности, в связи с чем общество является виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных названными частями ст. 20.4 КоАП РФ.
Однако такое указание, в силу законодательства об административных правонарушениях не свидетельствует об установлении вины заявителя в совершении вменяемых правонарушений, доказательств, подтверждающих виновный характер действий общества, не представлено.
Отсутствие в материалах дела доказательств наличия вины заявителя в совершении вмененного ему правонарушения позволяет суду прийти к выводу о недоказанности этого обстоятельства.
Кроме того, из оспариваемого постановления следует, что оно не соответствует требованиям норм административного права и принципу законности, установленному в части 1 статьи 1.6 КоАП РПФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания.
Постановление должно отвечать требованиям, установленным статьей 29.10 КоАП РФ, в частности, в силу пункта 5 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.
Из материалов дела следует, что постановлением от 16.10.2012 № 103 ООО «К – Центр» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 160 000 руб.
Вместе с тем, в оспариваемом постановлении действия ООО «К – Центр» не квалифицированы, не указаны нормы права, на основании которых общество привлечено к административной ответственности.
В данном случае при вынесении постановления от 16.10.2012 № 103 не дана надлежащая квалификация состава вменяемого обществу административного правонарушения, в резолютивной части постановления не отражена характеристика состава административного правонарушения применительно к конкретной правовой норме. При этом надлежащая правовая квалификация вменяемого заявителю административного правонарушения со ссылкой на конкретную часть статьи КоАП РФ должна содержаться не только в мотивировочной, но и в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Допущенное административным органом нарушение является неустранимым и носит существенный характер, так как не позволяют лицу, привлеченному к административной ответственности, определить состав административного правонарушения вмененного ему в вину и в полной мере реализовать свое право на защиту.
Иных процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, требования Общества с ограниченной ответственностью «К - Центр» следует удовлетворить, признать незаконным и подлежащим отмене постановление от 16.10.2012г. № 103 о назначении административного наказания, вынесенное начальником отдела надзорной деятельности по городу Кувандыку и Кувандыкскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Оренбургской области, главным государственным инспектором по пожарному надзору города Кувандыка и Кувандыкского района майором внутренней службы ФИО3 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «К - Центр» о привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 160 000 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «К - Центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 462243, <...>) удовлетворить.
2. Признать незаконным и подлежащим отмене постановление от 16.10.2012г. № 103 о назначении административного наказания, вынесенное начальником отдела надзорной деятельности по городу Кувандыку и Кувандыкскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Оренбургской области, главным государственным инспектором по пожарному надзору города Кувандыка и Кувандыкского района майором внутренней службы ФИО3 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «К - Центр» о привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 160 000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья О.А. Вернигорова