АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-14634/2021
27 января 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена января 2022 года
В полном объеме решение изготовлено января 2022 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Е.Г. Цыпкиной, при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Пиксаевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Сакмарского района Тютина Д.В. к индивидуальному предпринимателю ФИО1(ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.10.2021).
В судебном заседании приняла участие ФИО1 (паспорт) – лицо, привлекаемое к административной ответственности.
На основании ч. 4 ст. 137 АПК РФ суд перешел к рассмотрению дела из предварительного судебного заседания в судебное заседание.
Прокурор Сакмарского района Тютин Д.В. (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением индивидуальному предпринимателю ФИО1(далее – ИП ФИО1, лицо, привлекаемое к административной ответственности, предприниматель) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.10.2021).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, требования признало, просило суд применить минимальный размер штрафа.
Суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером - <***>, ИНН <***>.
ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования Сакмарский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области, а именно, торговлю продуктами питания в магазине «Северный», расположенном по адресу: <...>, помещение которого находится в собственности у ее родителей.
На основании поручения прокуратуры Оренбургской области, межрайонной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 09.10.2021 № 43 с привлечением сотрудников ОМВД России по Сакмарскому району проведена проверка исполнения федерального законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в деятельности ИП ФИО1, в ходе которой выявлен факт оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность его производства и оборота и без наличия действующей лицензии в магазине «Северный», расположенном по адресу: <...>.
По результатам проверки 09.10.2021 в присутствии ИП ФИО1 был составлен акт проверки (л.д. 18-19).
В ходе проверки у ИП ФИО2 изъята следующая алкогольная продукция:
- 4 бутылки объемом 0,75 л., вино Amatista;
- 4 бутылки объемом 05, Клюква особая на дубовой щепе;
- 3 коробки из картона объемом 1 л, Монастырский сторожил Белое;
- 3 бутылки объемом 0,25 Водка Колос Оренбуржья;
- 2 бутылки, объемом 0,5 л. Водка домашняя;
- 3 бутылки объемом 0,7 л., Абрау Дюрсо;
- 2 бутылки, объемом 0,5 л., водка Домашняя;
- 3 бутылки, объемом 0,5 л, водка Хлебная;
- 1 бутылка, объемом 0,5 л, Вино GRANATE;
- 1 бутылка, объемом 1 л., Напиток виноградносодержащий FELICIA;
- 2 бутылки, объемом 0,75 л., винный напиток LAVETTI - CLLESIE;
- 1 бутылка, объемом 0,75 л., винный напиток LAVETTI - ROSE;
- 1 бутылка, объемом 0,75, винный напиток BOSCA;
- 4 бутылки, объемом 0,75 Медовуха GLORYWOOD.
Согласно объяснениям ИП ФИО1 от 20.10.2021 основной вид ее деятельности торговля продуктами питания и выпечка, лицензия на осуществление розничной продажи у нее отсутствует, в ходе проверки на реализации, на витрине находилась алкогольная продукция (л.д. 26-27).
25.10.2021 прокурором Сакмарского района Тютиным в отношении ИП ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ (л.д. 10-16).
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены заявителем в арбитражный суд.
Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом указанного административного правонарушения является установленный порядок розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Так, абзацем 7 указанной нормы прямо предусмотрен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 и частью 1 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.
Возможность получения индивидуальными предпринимателями лицензии на осуществление видов деятельности из числа указанных в части 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ, в том числе на розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, указанным законом не предусмотрена.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Согласно пункту 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что алкогольная продукция на момент проверки находилась на реализации в магазине, на витрине. Данный факт не оспаривается предпринимателем.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13 июля 2015 года № 304-АД15-7137, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить должный контроль как за выполнением требований законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, так и за выполнением таких требований своими работниками (представителями).
Из акта проверки от 09.10.2021 следует, что в магазине «Северный», расположенном по адресу: <...>, на стеллажах находилась алкогольная продукция.
Имеющиеся в материалах дела доказательства (акт проверки от 09.10.2021, объяснения предпринимателя, продавца, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении) с полнотой и достоверностью подтверждают наличие в действиях ИП ФИО1 события правонарушения, ответственность за которой предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Таким образом, 09.10.2021 в магазине «Северный», расположенном по адресу: <...>, предприниматель противоправно осуществляла розничную продажу алкогольной продукции.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Суд проверил соблюдение административным органом порядка составления процессуальных документов и не установил каких-либо нарушений, влекущих отказ в привлечении ответчика к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Судом не установлено обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное предпринимателем деяние как малозначительное, поскольку оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан, а совершенное предпринимателем административное правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и, соответственно, не может быть признано малозначительным.
Вместе с тем, согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, в соответствии с санкцией данной нормы, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, а именно: совершение вмененного предпринимателю административного правонарушения впервые, небольшое количества алкогольной продукции, находящейся на реализации, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает необходимым и обоснованным наложить на предпринимателя административный штраф в размере 50 000 рублей.
При этом, суд считает, что назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производстваэтилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 настоящего Закона.
В пункте 15.1 Постановления № 10 указано, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона № 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Законом № 171-ФЗ).
Таким образом, находившаяся в незаконном обороте алкогольная продукция с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, пункта 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ, изъятая 09.10.2021, подлежит уничтожению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Сакмарского района Тютина Д.В., удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; уроженку г.Оренбурга; зарегистрированную по адресу: Оренбургская обл., Сакмарский район, ул. Дзержинского, д.13; зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя 18.01.2010 Межрайонной инспекцией ФНС России № 10 по Оренбургской области, ОГРНИП <***>; к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; уроженки г.Оренбурга; зарегистрированную по адресу: Оренбургская обл., Сакмарский район, ул. Дзержинского, д.13; зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя 18.01.2010 Межрайонной инспекцией ФНС России № 10 по Оренбургской области, ОГРНИП <***> в доход бюджет штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Изъятую алкогольную продукцию, указанную в акте проверки исполнения законодательства о реализации алкогольной продукции от 09.10.2021г., направить на уничтожение.
Штраф в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу, по следующим реквизитам:
получатель – УФК по Оренбургской области (прокуратура Оренбургской области, л/сч. 04531071340), ИНН – <***>, КПП 561001001, БИК – 015354008
единый казначейский счет 40102810545370000045,
казначейский счет для учета и распределения поступлений 03100643000000015300
отделение Оренбург Банка России. УФК по Оренбургской обласити. г.Оренбург
ОКТМО 53701000, КБК 415 1 16 90010 01 6000 140.
Квитанция об уплате штрафа (её копия) подлежит направлению в Арбитражный суд Оренбургской области с обязательным указанием номера судебного дела.
В случае неуплаты штрафа, решение направить судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке части 4-1 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Е.Г. Цыпкина