Арбитражный суд Оренбургской области
460000, г. Оренбург, пер. Матросский, 12
адрес для направления почтовой корреспонденции: 460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А47-147/2009
г. Оренбург «13» мая 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена «07» мая 2009 года
Решение изготовлено в полном объеме «13» мая 2009 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе:
Судьи Н.Ф. Сукачевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Г.Ю. Матвейчевой,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Прокуратуры Оренбургской области
к 1.Государственному учреждению «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области», г. Оренбург
2.Обществу с ограниченной ответственностью «Автомост», г. Оренбург
3.Обществу с ограниченной ответственностью «Ригель», г. Оренбург
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: Министерство финансов Правительства Оренбургской области, г. Оренбург
о признании сделки ничтожной в части, применении последствий недействительности ничтожной сделки и взыскание неосновательного обогащения
В судебном заседании приняли участие:
от истца: ФИО1 – начальник отдела (удостоверение ТО № 074968 от 27.10.2006)
от ответчика 1: ФИО2 – начальник юридического отдела (доверенность № 41 от 12.07.2007)
от ответчика 2: ФИО3 – представитель (доверенность от 21.01.2009), ФИО4 – адвокат (доверенность от 17.04.2009)
от ответчика 3: ФИО3 – представитель (доверенность от 21.01.2009), ФИО4 – адвокат (доверенность от 17.04.2009)
от третьего лица: ФИО5 – главный специалист (доверенность № 12-06 от 11.01.2009)
Отводов судье и помощнику судьи, ведущему протокол судебного заседания, не заявлено.
Ходатайства не заявлены.
Заслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд
установил:
В Арбитражный суд Оренбургской области обратилась Прокуратура Оренбургской области с иском к Государственному учреждению «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области», Обществу с ограниченной ответственностью «Автомост», Обществу с ограниченной ответственностью «Ригель» о признании недействительным в силу ничтожности пункта 7.10 статьи 7 государственного контракта № 14/02-16 (17) от 22.03.2007 на выполнение работ по капитальному ремонту мостового перехода через р. Джарлы на км. 0-900 автодороги Адамовка - граница Республики Казахстан в Адамовском районе Оренбургской области, заключенного между государственным учреждением «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» и Обществом с ограниченной ответственностью «Автомост» и применении последствий недействительности ничтожной сделки: взыскать в доход бюджета Оренбургской области: с ООО «Автомост» - 839 572 руб. Взыскать с ООО «Ригель» в доход бюджета Оренбургской области 88 376 руб. – неосновательного обогащения.
Ответчик 1 в заседание арбитражного суда и отзыве на иск возражает против исковых требований, так как стоимость объекта определяется учреждением в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1 и отражается в сводном сметном расчете. В главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета включены затраты, связанные с премированием за ввод в действие объектов. Согласно письму Управления совершенствования и ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя РФ от 27.12.1996 № 12-437 «О премировании за ввод объектов в эксплуатацию» средства за премирование на ввод объектов подлежат использованию только после завершения строительства и приемки их в эксплуатацию. Поэтому премия за ввод не могла быть включена в затраты подрядчика необходимые для выполнения работ, то есть в цену государственного контракта.
Ответчика 2 в заседании арбитражного суда и в отзыве на иск, возражает против заявленных требований: ответчиком по результатам открытого конкурса заключен с Государственным учреждением «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» государственный контракт № 14/02-16(17) от 22.03.2007, средства на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов капитального строительства, указанных в пункте 7.10 статьи 7 не являются составной частью цены контракта, так как не относятся к компенсационным издержкам и вознаграждению подрядчика, поэтому не могут быть включены в начальную цену контракта.
Ответчика 3 в заседании арбитражного суда и в отзыве на иск, возражает против заявленных требований. ООО «Ригель» является проектной организацией, на основании государственного контракта № 14/01-83 от 02.10.2006 разработало инженерный проект на капитальный ремонт мостового перехода через р. Джарлы, расходы по разработке инженерного проекта были включены в сводный сметный расчет. Государственным контрактом предусмотрена выплата премии в размере 5% от суммы премии, начисленной Государственным учреждением «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» по данному объекту.
Третье лицо в отзыве на иск и заседании арбитражного суда возражает против заявленных требований: финансирование на оплату труда работников Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (в рамках фонда оплаты труда) для выплаты премии за ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – моста через р. Джарлы министерством финансов Оренбургской области не производилось. В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами (Постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1), средства на премирование за ввод в действие объекта капитального строительства, включаются в сводный сметный расчет на строительство объекта и предусматриваются в соответствующем контракте.
Права и обязанности разъяснены.
Ходатайства не заявлены.
В ходе открытого судебного разбирательства арбитражным судом установлено, что в соответствии с соглашением № 4-с от 10.01.2006, подписанным Правительством Оренбургской области и Государственным учреждением «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области», управление наделено функциями заказчика-застройщика по выполнению проектно-изыскательских работ, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, мостовых сооружений, объектов дорожного хозяйства, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета согласно ежегодных приложений к настоящему соглашению и областного бюджета. Содержание заказчика осуществляется за счет средств областного бюджета (л.д. 51 т.3).
Между Государственным учреждением «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «Автомост» (подрядчик) 22.03.2007 заключен государственный контракт № 14/02-16(17), согласно которому подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту мостового перехода через р. Джарлы на км. 0-900 автодороги Адамовка - граница Республики Казахстан в Адамовском районе Оренбургской области в соответствии с условиями контракта и проектной документацией, включая возможные работы, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для полного сооружения объекта и его нормальной эксплуатации и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять вышеуказанные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2.1).
Стоимость объекта по настоящему контракту в ценах 2007 года, объявленная предприятием-победителем открытого конкурса (Протокол № А-1-009-07-02 от 20.03.2007), с учетом процента снижения начальной цены контракта, равного 2,91%, составляет 57 390 142 руб., в том числе НДС - 8 754 429 руб. и определяется Протоколом согласования контрактной цены (приложение № 2), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (пункт 3.1).
Стоимость работ по контракту, указанная в пункте 3.1 контракта, может изменяться в процессе производства работ в связи с пересчетом стоимости объемов работ, переходящих на следующий календарный год, с учетом индекса-дефлятора, установленного Минэкономразвития России.
Дополнительным соглашением № 1 от 29.05.2007 к контракту № 14/02-16(17) от 22.03.2007 общая стоимость работ с учетом изменения проектных решений составила 58 591 280 руб., в том числе НДС 8 937 653 руб. (пункт 1 дополнительного соглашения).
Порядок формирования контрактной цены, согласно «Методическим указаниям Госстроя России МДС81-35.2004».
Календарные сроки для выполнения работ определены сторонами: начало работ – с даты подписания контракта; окончание работ – август 2008 года (пункт 4.1).
Дополнительным соглашением № 4 от 28.09.2007 к контракту № 14/02-16(17) от 22.03.2007 пункт 4.1 изложен в следующей редакции: календарные сроки для выполнения работ определены сторонами: начало работ – с даты подписания контракта; окончание работ – октябрь 2007 года, ввод в действие объекта – октябрь 2007 года.
Заказчик вправе перечислить подрядчику аванс в размере 30% от стоимости годового объема работ по контракту. Удержание аванса производится ежемесячно пропорционально стоимости выполненных объемов работ (пункты 7.1, 7.2).
Дополнительным соглашением № 3 от 27.08.2007 к контракту № 14/02-16(17) от 22.03.2007 пункт 7.1 изложен в следующей редакции: заказчик вправе перечислить подрядчику аванс в размере 50% от стоимости годового объема работ по контракту.
По результатам выполнения работ составлен акт приемной комиссии о приемке в эксплуатацию автомобильной дороги от 30.06.2008 и акт приемной комиссии о приемке в эксплуатацию мостового перехода от 31.10.2007.
Заказчик выплачивает подрядчику сверх контрактной цены средства на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов капитального строительства в размере 1,62% от выполненных строительно-монтажных работ с учетом рыночных отношений. Премия распределяется следующим образом: 5% - проектной организации, 47,5% - заказчику и 47,5% - подрядчику (пункт 7.10).
Дополнительным соглашением № 1 от 29.05.2007 к контракту № 14/02-16(17) от 22.03.2007 пункт 7.10 изложен в следующей редакции: заказчик выплачивает подрядчику сверх контрактной цены средства на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов капитального строительства в размере 2,11% от выполненных строительно-монтажных работ с учетом рыночных отношений. Премия распределяется следующим образом: 5% - проектной организации, 47,5% - заказчику и 47,5% - подрядчику.
Государственным учреждением «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» и Обществом с ограниченной ответственностью «Ригель» заключен контракт на выполнение работ № 14/01-83(60) от 02.10.2006 (л.д.4 т.3). В пункте 1.1 контракта стороны указали: заказчик поручает и оплачивает, а исполнитель принимает на себя выполнение работ по теме: разработка инженерного проекта на капитальный ремонт мостового перехода через р. Джарлы на км. 0-900 автодороги Адамовка - граница Республики Казахстан в Адамовском районе Оренбургской области. Стоимость работ, объявленная предприятием победителем подрядных торгов (протокол № А-0049/1-3-1/02-06-01 от 19.06.2006) составляет 627 553 руб., НДС не облагается (пункт 2.1).
ООО «Ригель» (сторона -1) и Государственным учреждением «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (сторона -2) подписано соглашение о выплате премии за ввод объекта капитального ремонта мостового перехода через р. Джарлы на км. 0-900 автодороги Адамовка - граница Республики Казахстан в Адамовском районе Оренбургской области от 22.03.2007: сторона - 2 обязуется выплатить стороне - 1 денежные средства на премирование за ввод объекта капитального ремонта мостового перехода в размере 5% от суммы премии, начисленной стороне - 2 по данному объекту. Премия выплачивается только после завершения капитального ремонта в срок, установленный государственным контрактом № 14/02-16 от 22.03.2007, и при условии приемки объекта в эксплуатацию (л.д.3 т.3).
Платежным поручением № 233769 от 28.11.2007 со счета Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (открытом в УФК по Оренбургской области) Обществу с ограниченной ответственностью «Автомост» перечислена сумма 839 572 руб. - премия за ввод капитального ремонта мостового перехода через р. Джарлы автодороги Адамовка - граница Республики Казахстан.
Платежным поручением № 233768 от 28.11.2007 со счета Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (открытом в УФК по Оренбургской области) Обществу с ограниченной ответственностью «Ригель» перечислена сумма 88 376 руб. - премия за ввод капитального ремонта мостового перехода через р. Джарлы автодороги Адамовка - граница Республики Казахстан.
В соответствии с приказом № 148-к от 22.11.2007 выплачена премия работникам Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» за ввод в действие объекта по капитальному ремонту мостового перехода через р. Джарлы на км. 0+900 автодороги Адамовка - граница Республики Казахстан Адамовского района Оренбургской области всего в размере 839 572 руб.
Истец обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным в силу ничтожности пункта 7.10 статьи 7 государственного контракта № 14/02-16 (17) от 22.03.2007, применении в части последствий недействительности ничтожной сделки и взыскании неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Истец просит применить последствия недействительности ничтожной сделки только в отношении ответчика: ООО «Автомост», взыскав в доход бюджета Оренбургской области 839 572 руб. В отношении ответчика - Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки не заявлены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, либо чужими услугами должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
По смыслу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
Требования заявлены о взыскании с ООО «Ригель» в доход бюджета Оренбургской области 88 376 руб. – неосновательного обогащения.
Согласно Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы (статья 766 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (статья 709 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственным предприятием вневедомственной экспертизы письмом № 33-1 от 05.02.2007, адресованным ООО «Ригель» инженерный проект на капитальный ремонт мостового перехода через р. Джарлы на автодороге Адамовка граница Республики Казахстан рекомендован к утверждению в сменой стоимости в базовых ценах 1 квартала 2007 года в сумме 63 343, 84 тыс. руб. (л.д.130).
Смета расходов по Государственному учреждению «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» производственная программа дорожного хозяйства Оренбургской области по ведомству 051, разделу 04, подразделу 08, финансируемая из областного бюджета на 2007 год, утвержденная Министром строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства Оренбургской области 29.12.2007, Адамовский район капитальный ремонт мостового перехода через р. Джарлы на автодороге Адамовка - граница Республики Казахстан утверждена в объеме 60,265 млн.руб. (л.д. 125). Смета расходов по Государственному учреждению «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» разделу 0400 по подразделу 0408 утверждена в объеме 35 млн. руб.(л.д.128).
Платежными поручениями № 233769 от 28.11.2007, № 233768 от 28.11.2007 и в соответствии с приказом № 148-к от 22.11.2007 выплачена премия ответчикам за ввод в действие построенного объекта (акт приемной комиссии о приемке в эксплуатацию автомобильной дороги от 30.06.2008 и акт приемной комиссии о приемке в эксплуатацию мостового перехода от 31.10.2007).
Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов письмом от 02.04.2007 № 142-2028/ФЦ поясняет, что средства на покрытие затрат, связанных с премированием за ввод в действие построенных объектов, включается в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства (л.д.134).
В соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1,средства на премирование за ввод в действие объектов, включаются в сводный сметный расчет на строительство объекта, предусматриваются соответствующим контрактом в разделе «Платежи и расчеты» и распределяются между проектной организацией, подрядчиком и заказчиком.
Порядок определения размеров данных средств распространяется на все объекты, независимо от источников финансирования строительства, что предусмотрено письмом Госстроя РФ и Минтруда РФ от 15.03.1993 № 7-13/32.
Премирование за ввод в действие объекта: капитального ремонта мостового перехода через р. Джарлы на км. 0-900 автодороги Адамовка - граница Республики Казахстан в Адамовском районе Оренбургской области проведено в соответствии с утвержденным сметным расчетом и заключенным контактом.
Согласно сводного сметного расчета сумма составила 63 343,8 тыс.руб., контракт заключен на сумму 58 591,3 тыс. руб., премия за ввод объекта составила всего 1 767,5 тыс. руб.
При утверждении финансирования премия за ввод предусматривалась в проектно-сметной документации.
Согласно статье 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации: обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает: оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами; оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд; уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.
Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (статья 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Оплата в соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации по государственному контракту № 14/02-16(17) от 22.03.2007 произведена со счета Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (открытом в УФК по Оренбургской области)
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Требования арбитражным судом признаны необоснованными.
В удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ :
1.В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Н.Ф. Сукачева
6 экз.