ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-15001/12 от 23.04.2013 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

ул. Володарского, 39 г. Оренбург, 460000

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

 РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                                  Дело А47-15001/2012

30 апреля 2013 года

Резолютивная часть решения оглашена 23 апреля 2013 года

Решение изготовлено в полном объеме 30 апреля 2013 года

    Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Бочаровой О.В.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Погосян Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества «Самарская пригородная пассажирская компания», г.Самара (ОГРН 1106312004633)

к Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, г.Оренбург (ОГРН 1095658014187)

третьи лица: 1. Министерство финансов Оренбургской области, г. Оренбург

2. Правительство Оренбургской области, г.Оренбург

3. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», г.Москва в лице Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», г.Самара

о взыскании 9 213 882 руб. 36 коп.,

при участии представителей сторон:

от истца: Юдин Ю.В. – адвокат (доверенность № ИЮ-241 от 22.02.2013) 

от ответчика: Макарова О.А. – начальник отдела юридической экспертизы и работы с кадрами (доверенность № 21 от 20.12.2012)

от третьих лиц: 1. не явился

2. Линникова В.В. – консультант (доверенность № 01/22-772 от 06.08.2012)

3. не явился

     В судебном заседании 16.04.2013 в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 23.04.2013, 14.00 час.

УСТАНОВИЛ:

          Иск предъявлен о взыскании 9 213 882 руб. 36 коп. – потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

          Третьи лица 1 и 3, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились. От ОАО «РЖД» в лице филиала – Куйбышевской железной дороги поступило письменное ходатайство № 1020/КБИ/НЮ от 15.04.2013 о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

          Дело рассматривается в отсутствие третьих лиц 1 и 3 в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

          Истец поддержал свои требования в заявленной сумме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом письменных уточнений (том 5 л.д. 33-46).

          Ответчик возражал против исковых требований по мотивам, приведенным в письменном отзыве на иск (том 3 л.д. 46-50), с учетом уточнения правовой позиции по предъявленному ОАО «Самарская ППК» исковому заявлению, представленному в судебном заседании 16.04.2013.

          Третье лицо 2 с исковыми требованиями не согласилось, поддержав доводы, изложенные в представленном в судебном заседании 16.04.2013 письменном отзыве на исковое заявление.

          В открытом судебном заседании установлено, что ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» (далее – истец, ОАО «Самарская ППК») – транспортное предприятие, целью и предметом деятельности которого является организация перевозок населения железнодорожным транспортом.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.01.2010 № 4-п введены в действие тарифы на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом на территории Оренбургской области, ОАО «Самарская ППК» в 2011 году осуществляло перевозки пассажиров в поездах пригородного железнодорожного сообщения по территории Оренбургской области по установленным тарифам.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.02.2010 № 110-П утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки в пригородном сообщении, согласно которому Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области заключает с транспортными организациями договоры о предоставлении субсидий из областного бюджета на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с тарифным регулированием и предоставлением отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Оренбургской области, 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В целях реализации вышеуказанных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения сторон, возникающие по поводу предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров на территории Оренбургской области в поездах пригородного сообщения, 24.12.2010 между ОАО «Самарская ППК» (исполнитель) и Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (заказчик) заключен договор № 459 от 24.12.2010 (том 1 л.д. 25-28), в соответствии с которым осуществляется возмещение убытков исполнителю, возникающих в результате регулирования тарифов при организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Оренбургской области (пункт 1.1 договора).

Согласно пункту 1.2 данного договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по транспортному обслуживанию населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области по тарифам, установленным заказчиком.

Кроме этого, между истцом и ответчиком 27.12.2010 заключен договор № 516 об организации перевозок отдельных категорий граждан – получателей социальных услуг железнодорожным транспортом в поездах пригородного сообщения (том 3 л.д. 59-65), по условиям которого заказчик поручает и оплачивает в полном объеме за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на 2011 год, а исполнитель обязуется обеспечить перевозку граждан-получателей социальных услуг железнодорожным транспортом в поездах пригородного сообщения по территории Оренбургской области в период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 году, путем заключения договоров перевозки с гражданами-получателями социальных услуг (пункт 1.1 договора).

Согласно пункту 1.2 указанного договора заказчик обязуется возместить потери в доходах исполнителя, возникающие в связи с предоставлением льготы по оплате проезда граждан, указанных в Перечне (Приложение № 1), в сумме фактических затрат.

Также между истцом и ответчиком было заключено соглашение № 6 от 01.02.2011 (том 3 л.д. 66-73), в соответствии с которым ответчик (распорядитель) обязуется предоставить истцу (получателю) субсидию из областного бюджета в сумме 4 600 000 руб., в том числе 4 560 000 руб. на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, и 40 000 руб. на компенсацию потерь в доходах, в связи с предоставлением льгот по проезду отдельных категорий граждан, оказание мер поддержки которых относится к ведению Оренбургской области (пункт 1.1).

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ОАО «Самарская ППК», как исполнитель, обеспечивал предусмотренную договором № 459 от 24.12.2010 перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении по территории Оренбургской области с 01.01.2011 по 14.05.2011 и в соответствии с пунктом 3.1 данного договора предоставило заказчику отчеты о выполненных работах, а именно:

- письмом исх. № Э-518 (б № 1786) от 21.04.2011 направлены отчеты за январь – март 2011 года и счета № 47 от 31.01.2011, № 49 от 28.02.2011, № 50 от 31.03.2011 (том 5 л.д. 55-61);

- письмом исх. № Эб-540 (б № 1815) от 27.04.2011 направлены отчет за 1 квартал 2011 года и счет № 50 от 31.03.2011 (том 5 л.д. 62-65).

Письмом № 10-552 от 27.04.2011 ОАО «Самарская ППК» направило ответчику соглашение о расторжении договоров № 459 от 24.12.2010 и № 516 от 27.12.2010 с 15.05.2011 (том 5 л.д. 66) в связи с отсутствием согласия акционеров на ведение деятельности по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом на территории Оренбургской области.

Ответчик 27.04.2011 и 02.12.2011 перечислил на счет истца субсидию на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, на общую сумму 1 710 000 руб., что подтверждается платежными поручениями № 701 от 27.04.2011 на сумму 1 140 000 руб. (том 1 л.д. 29) и № 137 от 02.12.2011 на сумму 570 000 руб. (том 2 л.д. 51).

          Претензия № Ю-1313 (3453_ от 23.08.2012 (том 3 л.д. 13-14) с требованием в 30-дневный срок возместить потери в доходах и перечислить на счет ОАО «Самарская ППК» сумму в размере 9 213 882 руб. 36 коп., направленная истцом в адрес ответчика, оставлена последним без удовлетворения (том 3 л.д. 4-5).

          Ссылаясь на то, что ответчик ненадлежащим образом исполнил взятые на себя обязательства, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском на основании ст.ст. 15, 16, 307-310, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации о взыскании с Оренбургской области в лице Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области за счет казны Оренбургской области убытков, потерь в доходах, возникших в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в размере 9 213 882 руб. 36 коп.

          Возражая против исковых требований, ответчик в письменном отзыве на иск (том 3 л.д. 46-50) ссылается на то, что в соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки в пригородном сообщении, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.02.2010 № 110-п, главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год для предоставления субсидий, является Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, которое распределяет объемы субсидий между получателями и заключает с ними договоры (соглашения) о предоставлении субсидий из областного бюджета на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с тарифным регулированием и предоставлением отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Оренбургской области, 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В соответствии с требованиям данного Порядка Министерством и ОАО «Самарская ППК» заключены договор № 459 от 24.12.2010, в котором предусмотрено возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов; договор № 516 от 27.12.2010, в котором предусмотрено возмещение потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением 50-процентной скидки отдельным категориям граждан при проезде в пригородном железнодорожном сообщении, и соглашение № 6 от 01.02.2011 о предоставлении субсидий из областного бюджета ОАО «Самарская ППК», осуществляющему пассажирские перевозки в пригородном сообщении на территории Оренбургской области.

В пункте 1.1 соглашения № 6 от 01.02.2011 четко определена сумма в размере 4 560 000 руб. на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, и 40 000 руб. на компенсацию потерь в доходах, в связи с предоставлением льгот по проезду отдельных категорий граждан, оказание мер поддержки которым относится к ведению Оренбургской области.

Согласно пункту 2.2.1 соглашения ОАО «Самарская ППК» обязуется обеспечить достижение целевых показателей по эффективному использованию субсидий: движение пригородных пассажирских поездов по территории Оренбургской области согласно расписанию и в размере 794 700 вагоно-километров.

На запрос Министерства от 04.10.2011 № 11/2218 о предоставлении отчета об объемах перевозок пассажиров поступила претензия от 04.10.2011 № Ю-1935 с актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 30.09.2011 о задолженности в пользу ОАО «Самарская ППК» в сумме 18 985 956,08 руб. В претензии указано, что в соответствии с договором № 459 от 24.12.2010 ОАО «Самарская ППК» выполнило обязательства в объеме 335 174 вагоно-километров. По мнению ответчика, данный показатель необоснованно завышен, поскольку по расчету Министерства он составляет 298 012,5 вагоно-километров.

При этом, как отмечает ответчик, обязательства по договору ОАО «Самарская ППК» осуществляло в период с 01.01.2011 по 14.05.2011 (4,5 месяца), а указанный в пункте 2.3.1 договора № 459 от 24.12.2010 показатель вагоно-километровой работы (794 700) отражен на весь период срока действия договора, то есть с 01.01.2011 по 31.12.2011.

С учетом вышеуказанного периода исполнения ОАО «Самарская ППК» условий договора № 459 от 24.12.2010 и соглашения № 6 от 01.02.2011, ответчиком, исходя из предусмотренных на 2011 год бюджетных обязательств на государственную поддержку организаций железнодорожного транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки в пригородном сообщении (ОАО «Самарская ППК» - 4 560 000 руб.) определена сумма возмещения убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов, которая составила 1 710 000 руб. (том 5 л.д. 8).

          На основании изложенного, ответчик полагает, что Министерством в полном объеме исполнены обязательства по договору № 459 от 24.12.2010  и соглашению № 6 от 01.02.2010, а у истца отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие размер причиненных ему убытков, в связи с чем, просит суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо 1 (Министерство финансов Оренбургской области) в письменном отзыве на иск (том 5 л.д. 104-106) считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.01.2010 № 4-п «О введении в действие тарифов на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом» утверждены тарифы на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на участке Похвистнево-Абдулино исключительно для Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги».

Нормативный правовой акт Правительства Оренбургской области по государственному регулированию тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для ОАО «Самарская ППК» отсутствует.

Таким образом, по мнению третьего лица, у истца отсутствуют правовые основания для предъявления исковых требований.

Также, Министерство финансов Оренбургской области в отзыве на иск указало, что в соответствии с Приложением № 8 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» к Закону Оренбургской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 20.12.2010 № 4156/942-IV-ОЗ Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области – главному распорядителю средств областного бюджета на предоставление субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, бюджетные ассигнования на 2011 год утверждены в сумме 59 100,0 тыс. руб.

Согласно бухгалтерскому отчету Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области за 2011 год субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, перечислены в сумме 59 100,0 тыс. руб. или 100 % к годовым бюджетным назначениям.

На основании изложенного, третье лицо 1 просит отказать истцу в иске.

Третье лицо 2 (Правительство Оренбургской области) в письменном отзыве на исковое заявление указало, что Куйбышевской железной дорогой был представлен в адрес Правительства Оренбургской области расчет бюджетной заявки по экономически обоснованному уровню тарифа на 2010 год по Оренбургской области, согласно которой предложен уровень зонного тарифа – 35,73 руб.

Представленные Куйбышевской железной дорогой исходные данные являлись внутренней корпоративной отчетностью, не подтвержденной официальными органами статистики, а способ распределения расходов на Оренбургскую область условный с распределением долей пропорционально объему выполненных работ.

Поэтому, при выборе метода регулирования был применен метод индексации с учетом Сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2010 годов, одобренные Правительством Российской Федерации в июле 2009 года.

Согласно Сценарным условиям в среднем по России прогнозируемый уровень прироста тарифов в 2010 году на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе составил 10,0 %.

Таким образом, из прогнозируемого Минэкономики РФ индекса роста на пассажирские перевозки тариф на участке Похвистнево-Абдулино составил 8,80 руб.

Учитывая итоги совещания у первого заместителя министра экономического развития, промышленной политики и торговли Медведева А.К. с участием представителей Куйбышевской железной дороги был утвержден зонный тариф в размере 9,0 руб. с ростом к действующему на 112,5 % (постановление Правительства Оренбургской области от 18.01.2010 № 4-п).

Правительство Оренбургской области считает, что Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области договорные обязательства исполнены в полном объеме и просит в иске ОАО «Самарская ППК» отказать.

Третье лицо 3 (ОАО «РЖД» в лице филиала – Куйбышевской железной дороги») в письменном отзыве на иск (том 5 л.д. 107-111) считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

          Заслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

          Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерациилицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

          В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации.

          В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

          Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

          Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

         Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

         Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее – Закон № 17-ФЗ) предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

          Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

          Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

         Так, в данный Перечень включены перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.

         Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.01.2010 № 4-п введены в действие на территории Оренбургской области для Куйбышевской железной дороги – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» тарифы на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на участке Похвистнево – Абдулино согласно приложениям № 1, № 2.

         По смыслу статьи 2 Закона № 17-ФЗ к организациям железнодорожного транспорта относятся:

         - владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора;

         - перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

          Согласно пункту 3.2.1 Устава ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» (том 2 л.д. 112-127), одним из основных видов деятельности данного Общества является оказание услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

         Для осуществления данного вида деятельности Открытому акционерному обществу «Самарская пригородная пассажирская компания» выдана лицензия на осуществлении перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом серии ППБ № 6305718 от 28.01.2011 (том 2 л.д. 49).

        Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.04.2011 № 105-т ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания», осуществляющая деятельность в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории Рязанской области, Республики Мордовия, Самарской области, Пензенской области, Оренбургской области, Ульяновской области, включена в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел I «Железнодорожные перевозки», под регистрационным № 63/1/2.

         Как пояснил в судебном заседании представитель истца, в 2011 году ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» осуществляло перевозки в поездах пригородного железнодорожного сообщения по территории Оренбургской области по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 18.01.2010 № 4-п.

         В силу п. 3 ст. 8 Закона № 17-ФЗ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.       

         Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.02.2010 № 110-п утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки в пригородном сообщении (далее – Порядок).

         Согласно пункту 2 данного Порядка получателями субсидий являются организации железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом общего пользования по тарифам, регулируемым Правительством Оренбургской области (далее – получатели).

         Субсидии предоставляются получателям на компенсацию потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и предоставления 50-процентной скидки от действующего тарифа отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Оренбургской области, при проезде на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении на территории Оренбургской области (пункт 3 Порядка).

         В соответствии с пунктом 4 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год для предоставления субсидий, является министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, которое распределяет объемы субсидий между получателями и заключает с ними договоры (соглашения) о предоставлении субсидий из областного бюджета на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с тарифным регулированием и предоставлением отдельным категориям граждан оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Оренбургской области, 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в которых предусмотрены:

         а) целевое назначение субсидий;

         б) сведения о размере субсидий, предоставляемых организации железнодорожного транспорта;

         в) график перечисления субсидий;

         г) порядок и форму предоставления организацией железнодорожного транспорта отчета, содержащего информацию о фактических доходах, расходах, убытках, пассажирообороте, количестве отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Оренбургской области, воспользовавшихся правом льготного проезда, средней дальности и средней стоимости поездки одного гражданина, объеме потерь в доходах от перевозки указанных граждан, реестры отправленных граждан и другие сведения;

         д) обязательство организации железнодорожного транспорта в срок, установленный в договоре (соглашении), представлять в министерство отчет, указанный в подпункте "г" настоящего пункта;

         е) ответственность сторон за нарушение условий договора (соглашения) о предоставлении субсидий;

         ж) порядок возврата субсидий в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении;

         з) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

         Субсидии предоставляются в соответствии с договорами (соглашениями) путем перечисления на расчетные счета получателей, открытые им в кредитных организациях, в установленном для исполнения областного бюджета порядке в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании платежных поручений министерства (пункт 7 Порядка).

         Как следует из материалов дела, 24.12.2010 между ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» (исполнитель) и Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (заказчик) заключен договор № 459 от 24.12.2010 (том 1 л.д. 25-28), в соответствии с которым осуществляется возмещение убытков исполнителю, возникающих в результате регулирования тарифов при организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Оренбургской области (пункт 1.1 договора).

         Кроме этого, между истцом и ответчиком 27.12.2010 заключен договор № 516 об организации перевозок отдельных категорий граждан – получателей социальных услуг железнодорожным транспортом в поездах пригородного сообщения (том 3 л.д. 59-65), по условиям которого заказчик поручает и оплачивает в полном объеме за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на 2011 год, а исполнитель обязуется обеспечить перевозку граждан-получателей социальных услуг железнодорожным транспортом в поездах пригородного сообщения по территории Оренбургской области в период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 году, путем заключения договоров перевозки с гражданами-получателями социальных услуг (пункт 1.1 договора).

        Согласно пункту 1.2 договора № 516 от 27.12.2010 заказчик обязуется возместить потери в доходах исполнителя, возникающие в связи с предоставлением льготы по оплате проезда граждан, указанных в Перечне (Приложение № 1), в сумме фактических затрат.

         Представители истца и ответчика в судебном заседании пояснили, что задолженность по договору № 516 от 27.12.2010 отсутствует, предъявленная в рамках рассматриваемого спора денежная сумма в размере 9 213 882 руб. 36 коп.  представляет собой убытки исполнителя (истца), его потери в доходах, возникшие в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, которые ответчик в силу договора № 459 от 24.12.2010 обязался возместить.

         Пунктом 1.2 договора № 459 от 24.12.2010 предусмотрено, что заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по транспортному обслуживанию населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области по тарифам, установленным заказчиком.

         В соответствии с законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2011 год» заказчик выделяет субсидии на полное возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, в том числе за счет средств, выделяемых в качестве финансирования из федерального бюджета (пункт 1.3 договора № 459 от 24.12.2010).

         В силу пункта 2.3.1 договора исполнитель обязуется обеспечить перевозку пассажиров поездами на определенных в приложении № 1 к настоящему договору пригородных маршрутах, установленной составности на территории Оренбургской области в размере 794 700 вагоно-километров.

         Согласно пункту 2.1.3 договора заказчик обязуется возместить исполнителю в 2011 году потери в доходах, возникающие в результате установления тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, в полном объеме, в том числе, за счет средств, выделяемых в качестве финансирования из федерального бюджета.

         В разделе 3 договора № 459 от 24.12.2010 стороны согласовали следующий порядок и условия предоставления субсидий и осуществления расчетов.

         Так, пунктом 3.1 договора предусмотрено, что исполнитель ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет заказчику отчет об организации транспортного обслуживания населения в пригородном железнодорожном сообщении (далее – отчет) согласно приложению № 2 и счет на перечисление субсидий.

         Заказчик в течение 10 (десяти) календарных дней с даты получения отчета и счета на перечисление субсидий принимает решение о перечислении денежных средств исполнителю (пункт 3.2. договора).

         В соответствии с пунктом 3.3 договора перечисление исполнителю субсидий производится ежеквартально на основании отчета, не более  фактических потерь исполнителя за соответствующий квартал, в размере бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на 2011 год, в том числе за счет средств, выделяемых в качестве финансирования из федерального бюджета.

        Главным распорядителем средств областного бюджета по данному виду доходов является Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (пункт 3.4 договора).

         Пунктом 3.5 договора предусмотрено, что в случае изменения тарифов, ставок на оплату услуг ОАО «РЖД» в установленном порядке, а равно при принятии нормативно-правовых актов, влияющих на цену договора (в частности введения действие тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования), стороны заключают дополнительное соглашение об изменении условий или расторжении настоящего договора.

         Как пояснил в судебном заседании представитель истца, в 2011 году ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» осуществляло перевозки в поездах пригородного железнодорожного сообщения по территории Оренбургской области по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 18.01.2010 № 4-п.

         В ответе № 37/01-13/377 от 12.04.2012 на запрос суда от 28.03.2013 Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов сообщил, что по результатам рассмотрения расчета бюджетной заявки Куйбышевской железной дороги по экономически обоснованному уровню тарифа на 2010 год по Оренбургской области Департаментом составлено заключение по вопросу повышения тарифов на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом Куйбышевской железной дорогой. Номенклатура расходов с формулировкой статей затрат Куйбышевской железной дорогой определена корпоративной статистической отчетностью по форме 7-у-отчетная (приказ Минтранс РФ от 17.08.2007 № 124 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги»), которая, в том числе, включает плату за пользование инфраструктурой, аренду подвижного состава и оплату труда.

         Принимая во внимание, что ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» было создано в 2010 году (договор о создании ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» от 14.04.2010, том 2 л.д. 129-133), следовательно, тариф для данного Общества не мог быть утвержден в силу отсутствия регулируемой деятельности за прошедший период, а также исходя из буквального толкования пункта 3.5 договора № 459 от 24.12.2010, суд приходит к выводу о том, что стороны согласовали исполнение истцом обязательства по транспортному обслуживанию населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области по тарифам, установленным Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.01.2010 № 4-п, которые, как пояснил представитель Министерства финансов Оренбургской области в отзыве на иск, действовали в 2011 году и сохраняют свою силу по настоящее время, иных тарифов на услуги перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригодном сообщении на территории Оренбургской области не установлено.

        Ссылка ответчика на Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643  «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» и принятую во исполнение данного постановления Методику расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденную приказом ФСТ от 28.09.2010 № 235-т/1, судом отклоняется, поскольку данная Методика не опубликована в установленном законом порядке, следовательно, не подлежит применению.   

        Кроме того, как пояснил представитель истца, в 2010 году ОАО «Самарская ППК» не осуществляла деятельность по пригородным пассажирским перевозкам, поэтому для данного Общества не могли быть утверждены тарифы на 2011 год в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, по указанной Методике.

        Отсутствие ОАО «Самарская ППК» в Реестре субъектов естественных монополий на момент заключения договора № 459 от 24.12.2010 не имеет правового значения, поскольку статус субъекта естественной монополии возникает у хозяйствующего субъекта (юридического лица) с момента получения права на осуществление регулируемой законом деятельности естественных монополий – в силу прямого указания статей 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

        Наличие у ОАО «Самарская ППК» с 24.12.2010 права осуществления деятельности субъекта естественной монополии, регулируемой Законом о естественных монополиях, подтверждается лицензиями на осуществление перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом серии ППБ № 6305718 от 24.12.2010 и серии ППБ № 6305718 от 28.01.2011.

        Исходя из изложенного, суд считает необоснованным довод ответчика о том, что ОАО «Самарская ППК» не является субъектом регулирования в соответствии с действующим законодательством и не имеет права требовать полного возмещения расходов, возникших в результате применения им тарифов, установленных для иного субъекта регулирования – Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги».

        В этой связи следует также отметить, что ответчик, заключая с истцом договор № 459 от 24.12.2010, знал о том, что тариф утвержден для иного субъекта регулирования, однако, принял на себя обязательство возместить истцу потери в доходах и, более того, произвел частичное возмещение убытков, перечислив на счет ОАО «Самарская ППК» денежную сумму в размере 1 710 000 руб.

         Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», на основании которого было принято Постановление Правительства Оренбургской области от 18.01.2010 № 4-п, а также Постановление Правительства Оренбургской области от 25.02.2010 № 110-п, которым утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки в пригородном сообщении, не предусматривают установление тарифов для конкретного субъекта естественной монополии, напротив, исходя из содержания данных нормативных актов, тарифное регулирование и предоставление субсидий на возмещение потерь в доходах транспортным организациям установлено безотносительно к определенным организациям – исполнителям  услуг по транспортному обслуживанию населения.

           Более того, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.

           При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ОАО «Самарская ППК» при отсутствии иных установленных на 2011 год и действующих в период осуществления данным Обществом пригородных пассажирских перевозок тарифов на услуги по перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом на территории Оренбургской области правомерно применяло утвержденные Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.01.2010 № 4-п тарифы.

Пунктом 2.1.3 договора № 459 от 24.12.2010 установлена обязанность заказчика возместить исполнителю в 2011 году потери в доходах, возникающие в результате установления тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, в полном объеме, в том числе за счет средств, выделяемых в качестве финансирования из федерального бюджета.

Согласно части 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Факт обеспечения ОАО «Самарская ППК» транспортного обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области по тарифам, установленным заказчиком, подтверждается материалами дела (том 1 л.д. 30-143; том 2 л.д. 1-48, 52-74, 79, 83-98) и ответчиком документально не опровергнут.

Доказательств возмещения истцу в 2011 году потерь в доходах согласно пункту 2.1.3 договора № 459 от 24.12.2010 в полном объеме ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Довод ответчика о том, что у истца отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие размер причиненных ему убытков, подлежит отклонению, поскольку противоречит материалам дела.

В соответствии с пунктом 3.1 договора № 459 от 24.12.2010 истец предоставил ответчику отчеты о выполненных работах, а именно:

- письмом исх. № Э-518 (б № 1786) от 21.04.2011 направлены отчеты за январь – март 2011 года и счета № 47 от 31.01.2011, № 49 от 28.02.2011, № 50 от 31.03.2011 (том 5 л.д. 55-61);

- письмом исх. № Эб-540 (б № 1815) от 27.04.2011 направлены отчет за 1 квартал 2011 года и счет № 50 от 31.03.2011 (том 5 л.д. 62-65).

Оценив представленные истцом доказательства (том 1 л.д. 30-143; том 2 л.д. 1-48, 52-74, 79, 83-98) по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности, суд считает их необходимыми и достаточными.

Кроме того, надлежащее исполнение ОАО «Самарская ППК» обязательств по договору № 459 от 24.12.2010 также подтверждено фактом частичного возмещения ответчиком потерь в доходах в размере 1 710 000 руб. (том 1 л.д. 29, том 2 л.д. 51).

Как указало Министерство финансов Оренбургской области в отзыве на иск, в соответствии с Приложением № 8 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» к Закону Оренбургской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 20.12.2010 № 4156/942-IV-ОЗ Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области – главному распорядителю средств областного бюджета на предоставление субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, бюджетные ассигнования на 2011 год утверждены в сумме 59 100,0 тыс. руб.

Согласно бухгалтерскому отчету Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области за 2011 год субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, перечислены в сумме 59 100,0 тыс. руб. или 100 % к годовым бюджетным назначениям (том 6 л.д. 14-19).

В судебном заседании ответчик подтвердил выделение из областного бюджета ассигнований в указанной сумме, пояснив при этом, что субсидия в размере 54 500 000 руб. была предоставлена ОАО «Свердловская пригородная компания» с учетом выполненного ею объема работ в размере 7 947 954 тыс. вагоно-километров. Исходя из установленной в пункте 2.3.1 договора № 459 от 24.12.2010 обязанности ОАО «Самарская ППК» обеспечить перевозку пассажиров поездами на определенных в Приложении № 1 к договору пригородных маршрутах установленной составности на территории Оренбургской области в размере 794,7 тыс. вагоно-километров, соглашением № 6 от 01.02.2011 определен размер субсидии, выделяемой ОАО «Самарская ППК» из областного бюджета в сумме 4 600 000 руб.

Вместе с тем, даже и эта сумма (4 600 000 руб.) не была выплачена истцу. Так, согласно расчету ответчика (том 5 л.д. 8) на счет истца перечислено 1 710 000 руб., исходя из периода осуществления истцом пригородных пассажирских перевозок (с 01.01.2011 по 14.05.2011), без учета объема перевозок (вагоно-километров). Следовательно, данный расчет не основан на размере фактических убытков (выпадающих доходов), понесенных истцом за данный период.

Согласно представленной истцом справке по выполненному объему вагоно-километровой работы при организации ОАО «Самарская ППК» пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Оренбургской области в период с 01 января по 14 мая 2011 года (том 5 л.д. 114-115) объем вагоно-километровой работы составил 335 174 вагоно-километров и подтверждается актами выполненных работ по аренде подвижного состава с экипажем и за пользование инфраструктурой ОАО «РЖД» за январь – май 2011 года (том 5 л.д. 116-120).

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ОАО «РЖД» в лице Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» подтвердило факт оказания услуг в указанном объеме.

Расчет объема вагоно-километровой работы, выполненной ОАО «Самарская ППК» за период с 01.01.2011 по 14.05.2011, представленный ответчиком в материалы дела (том 6 л.д. 21/1) складывается из произведения следующих показателей: расстояние маршрута по Оренбургской области, количество вагонов и дни следования. Согласно данному расчету ответчика объем вагоно-километровой работы ОАО «Самарская ППК» за период с 01.01.2011 по 14.05.2011 составил 290,336 вагоно-километров.

Данный расчет опровергается представленной истцом справкой о расхождениях в расчетах вагоно-километровой работы в 2011 году, выполненных ОАО «Самарская ППК» и Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (том 11 л.д. 36-40).

Так, ответчик неверно рассчитал количество дней курсирования пригородных поездов, не приняв к учету праздничные дни, порядок движения в которые установлен телеграммами ОАО «РЖД» № Н/533а от 15.12.2010, № Н/300а от 11.02.2011, № Н/462а от 18.02.2011, № Н/668а от 15.04.2011 (том 11 л.д. 58-64). В связи с этим, календарный метод расчета объема вагоно-километровой работы, приведенный ответчиком в расчете, дает неверный результат.

Кроме этого, ответчик неверно рассчитал тарифное расстояние для поездов Похвистнево-Абдулино, Абдулино-Похвистнево, Похвистнево-Асекеево и Асекеево-Похвистнево, оставив без внимания технологический размер поездо-участков, входящих в указанные маршруты, установленных Тарифным руководством № 4, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества (ред. от 28.11.2008, с изм. от 09.11.2012) Книга 1 «Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог» (том 11 л.д. 65-79).

Расчет объема вагоно-километровой работы, выполненный Министерством, включает в себя только расстояние маршрута по Оренбургской области без учета технологической неразрывности маршрута. В связи с этим, тарифное расстояние маршрутов Похвистнево-Абдулино, Абдулино-Похвистнево, Похвистнево-Асекеево и Асекеево-Похвистнево оказалось заниженным на 9 километров по каждому маршруту, что в свою очередь привело к ошибочному расчету вагоно-километровой работы.

При таких обстоятельствах, представленный ответчиком расчет объема вагоно-километровой работы, выполненной ОАО «Самарская ППК» за период с 01.01.2011 по 14.05.2011 (том 6 л.д. 21/1), не принимается судом во внимание.

Довод ответчика о том, что соглашением № 6 от 01.02.2011 изменены условия договора № 459 от 24.12.2010 в части установления конкретного размера субсидии, выделенной из областного бюджета в соответствии с Законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в сумме 4 600 000 руб., судом отклоняется, исходя из следующего.

В договоре № 459 от 24.12.2010, срок действия которого установлен с 01.01.2011 до 31.12.2011 (пункт 6.1), конкретный размер субсидии сторонами не согласован, установлена обязанность заказчика по возмещению исполнителю потерь в доходах в полном объеме (пункт 2.1.3), при этом, перечисление субсидий производится ежеквартально на основании отчета, но не более фактических потерь исполнителя за соответствующий квартал (пункт 3.3).

В силу преамбулы соглашения № 6 от 01.02.2011 (том 5 л.д. 47-51) стороны дополнили (но при этом не изменили) условия договоров № 459 от 24.12.2010 и № 516 от 27.12.2010, указав в пункте 1.1 соглашения, что распорядитель (ответчик) обязуется предоставить получателю (истцу) субсидию из областного бюджета в сумме 4 600 000 руб., в том числе 4 560 000 руб. на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов и  40 000 руб. на компенсацию потерь в доходах, в связи с предоставлением льгот по проезду отдельных категорий граждан, оказание мер поддержки которых относится к ведению Оренбургской области. Получатель обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим соглашением (пункт 1.2).

Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.2011 (пункт 4.1).

В силу пункта 2.1.2 соглашения распорядитель обязуется осуществлять ежеквартальное перечисление субсидий получателю на компенсацию потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Субсидии предоставляются при условии своевременного предоставления отчетности и перечисляются в установленном для исполнения областного бюджета по расходам порядке в пределах утвержденных бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств).

Пунктом 2.2.1 соглашения предусмотрена обязанность получателя обеспечить:

- транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по тарифам, регулируемым Правительством Оренбургской области, и предоставление льготы отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Оренбургской области, в виде 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;

- достижение следующих целевых показателей эффективности использования субсидий: движение пригородных пассажирских поездов по территории Оренбургской области осуществлять согласно расписанию и в размере 794 700 вагоно-километров.

Также в силу пункта 2.2.4 соглашения получатель обязан ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, предварительные отчеты за IV квартал текущего года до 20 числа месяца, а по итогам года не позднее 25 января очередного финансового года, представлять распорядителю отчеты об использовании субсидий, выделенных организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки в пригородном сообщении, по форме согласно приложению № 3 к настоящему соглашению.

Таким образом, исходя из буквального толкования вышеприведенных пунктов соглашения № 6 от 01.02.2011 (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации), стороны дополнили условия договоров № 459 от 24.12.2010 и № 516 от 27.12.2010, предусмотрев размер субсидии в сумме 4 600 000 руб. Суд полагает, что в данном случае изменения договора, то есть замены конкретных ранее согласованных сторонами формулировок содержания пунктов договора на новые, не произошло, поскольку в соглашении не указано, в какие пункты вносятся изменения. При этом, нельзя однозначно сделать вывод о том, что указанный размер субсидии рассчитан на весь 2011 год (из указанных пунктов соглашения можно также прийти к выводу о том, что субсидия в размере 4 600 000 руб. согласована к возмещению ежеквартально при условии своевременного предоставления получателем отчетности). Кроме того, при определении размера субсидии какие-либо объективные данные об объемах затрат ОАО «Самарская ППК» на осуществление деятельности по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения ответчиком не учитывались, документально обоснованный расчет, подтверждающий достаточность выделенного размера субсидии для полного возмещения понесенных истцом убытков в соответствии с пунктом 2.1.3 договора № 459 от 24.12.2010, ответчиком в материалы дела не представлен.

Учитывая изложенное, довод ответчика о том, что обязательства перед истцом выполнены в полном объеме, является необоснованным и противоречащим статьям 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающим принцип полного возмещения убытков.

Вместе с тем, довод истца о недействительности (ничтожности) пунктов 1.1 и абзаца 2 пункта 2.2.1 соглашения № 6 от 01.02.2011 на основании ст.ст. 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом отклоняется, поскольку указанное соглашение заключено сторонами во исполнение Постановления Правительства Оренбургской области от 25.02.2010 № 110-п, утвердившего Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки в пригородном сообщении (пункт 7), и как установлено судом, дополняет условия договора № 459 от 24.12.2010.

            Согласно пояснительной записке по формированию финансового результата ОАО «Самарская ППК» по осуществлению перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Оренбургской области в период с 01.01.2011 по 14.05.2011 (том 1 л.д. 19-22) доходы, полученные истцом в спорный период при осуществлении пригородных пассажирских перевозок на территории Оренбургской области, составили 1 644 081,86 руб., что подтверждается представленными истцом первичными документами (том 6 л.д. 24-174).

            Расходы при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Самарская ППК» на территории Оренбургской области в период с 01.01.2011 по 14.05.2011 составили 12 567 964,75 руб. и включают в себя:

            - расходы по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования по договору с ОАО «РЖД» № 23 от 15.04.2011 (95 740,27 руб.);

- расходы, связанные с арендой подвижного состава по договору с ОАО «РЖД» № 78 от 03.04.2011 (11 375 944,20 руб.);

- затраты на оплату труда и отчисления в социальные фонды в период с 01.01.2011 по 14.05.2011 (629 334,98 руб.);

- материальные расходы (84 741,98 руб.);

- прочие расходы (13 420,11 руб.);

- общехозяйственные расходы, включая расходы на содержание аппарата управления (368 782,68 руб.). Данный размер расходов исчислен исходя из объема вагоно-километровой работы, произведенной на территории Оренбургской области ОАО «Самарская ППК» в период с 01.01.2011 по 14.05.2011.

Указанные расходы также подтверждены истцом первичными документами (том 7 л.д. 1-136; том 8 л.д. 1-139; том 9 л.д. 1-121; том 10 л.д. 1-108).

Таким образом, согласно расчету истца потери в доходах от осуществления финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Самарская ППК» на территории Оренбургской области перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения в период с 01.01.2011 по 14.05.2011 составили 10 923 882,36 руб.

С учетом произведенного ответчиком частичного возмещения на сумму 1 710 000 руб., сумма понесенных истцом убытков составила 9 213 882 руб. 36 коп.

Расчет суммы потерь, равно как и расчет объема вагоно-километровой работы, ответчиком в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, не опровергнут (в ходе рассмотрения дела ходатайств о проведении судебной экспертизы ответчиком не заявлено).

Поскольку расчеты истца подтверждены надлежащими документами, соответствующими положениями ст.ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает расчет суммы иска обоснованным.

Учитывая изложенные обстоятельства и представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены правомерно, документально обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

          В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» (в ред. информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 № 139) расходы по госпошлине относятся на ответчика и взыскиваются в пользу истца.

         Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

          1. Взыскать с Оренбургской области в лице Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области за счет казны Оренбургской области в пользу Открытого акционерного общества «Самарская пригородная пассажирская компания», г.Самара (ОГРН 1106312004633) 9 213 882 руб. 36 коп. – убытков, а также 69 069 руб. 41 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

           2. Исполнительный лист выдать истцу после вступления решения в законную силу.

          Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.         

Судья                                                                               О.В.Бочарова